Призвание Симона и Андрея. Мозаика церкви Аполлинария Нового. Равенна. VI в.
Архиеп. Димитрий (Ройстер)
Толкование Послания к Римлянам (2:10–16)
«Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину! Ибо нет лицеприятия у Бога. Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся, – потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую, – в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа».
«Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина! Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину! Ибо нет лицеприятия у Бога» (Рим. 2:9[1]–11).
К «ярости и гневу» (ст. 8) Апостол добавил «скорбь» (θλῖψις, «давление» или «несчастье») и «теснота» (στενοχωρία, «сильное давление» или «затруднительные обстоятельства»); ср. Деян. 7:11; 2 Кор. 6:4; 12:10. В 2 Фес. 1:6 апостол Павел припоминает, что суд Божий праведен, то есть в соответствии с Его верностью во всех взаимоотношениях с людьми. Последствия неповиновения, названные Павлом, напоминают о проклятиях за неповиновение, так подробно описанных во Втор. 28:53, 55, 57, где во всех трех стихах встречаются оба этих слова. Выражение «душе человека» (ψυχὴν ἀνθρώπου) находится в Лев. 24:17, где, видимо, означают самого человека, и мы также можем понимать это выражение в данном месте Послания к Римлянам.
Воздаяние творящим доброе и имеющим надежду на вечную жизнь благодаря делам Воплощенного Слова таково: не только восстановление первоначальной «славы и чести», но и дарование «мира» (греч. εἰρήνη, обозначающее примирение человека с Богом: см. Ин. 14:27, Рим. 5:1, Еф. 2:17).
Все, иудеи и эллины (язычники), ответственны перед Богом делать добро, а не зло
Все, иудеи и эллины (Ἕλληνι, дательный падеж от Ἕλλην, также переводящегося как «грек» или «язычник»), ответственны перед Богом делать добро, а не зло. Первыми идут иудеи, так как Бог приблизил их и избрал, чтобы приготовить путь для пришествия Его в этот мир; и для их наставления им был дан Закон. Свт. Иоанн Златоуст объясняет, почему и язычники не имеют оправдания и ответственны вести себя праведно:
«Если же такой человек ни закона не слыхал, ни с иудеями не обращался, то почему постигнет его ярость и гнев, и скорбь за дела худые? Потому, что он имел совесть, которая внутри говорила ему, наставляла и учила его всему. Из чего это видно? Из того, что он сам наказывал других за преступления, издавал законы, учреждал судилища. Это самое показывая, Павел сказал о людях порочных: “Нецыи же и оправдание Божие разумевше, яко таковая творящии достойни смерти суть, не точию сами творят, но и соизволяют творящым” (Рим. 1:32)».
Он также показывает (Беседы на Послание к Римлянам, 5, на стих 10), как иудей оказывается «первым» и в награде, и в наказании:
«Если язычник неизвинителен в том отношении, что не сделался лучшим при руководстве природы и разума, то гораздо более неизвинителен иудей, который вместе с этим руководством получил учение и от закона».
Более того: «слово “прежде” употреблено только для обозначения порядка» по времени (там же, беседа 2, на стих 1:16).
В другом месте апостол Павел утверждает то же учение о Божием суде и снова уверяет, что «у Бога нет лицеприятия» (Еф. 6:8–9, Кол. 3:25, см. также Деян. 10:34). Греческое слово, обозначающее лицеприятие – προσωπολημψία, слово, встречающееся только в Новом Завете. Апостол Иаков, имея в виду то же учение, предписывает народу Божию, христианам, то же самое отношение к людям, чтобы подражали Самому Учителю: они обязаны на равных условиях принимать всех, приходящих к ним (Иак. 2:1–13).
Апостол посчитал нужным объявить об этой истине в этом контексте, ведь иудеи считали, что по отношению к Богу они привилегированный народ, таких отношений нет ни к какому другому народу (ср.: Втор. 7:6, Пс. 134:4, Ам. 3:2). Они думали, что Он будет суровее судить всех остальных, особенно их врагов: «Итак, вразумляя нас, Ты наказываешь врагов наших тысячекратно» (Прем. 12:22, см. также 11:9–10). Однако верно обратное, как выражает это свт. Иоанн Златоуст:
«Апостол опять и в наказании увеличивает тяжесть для иудея, говоря: Иудеа же прежде и Еллина. Кто пользовался большим наставлением, тот, нарушив закон, должен подвергнуться и большему наказанию» (там же, беседа 5).
Свт. Феофил Антиохийский, епископ и апологет II века, использует данные стихи, как и стих 9, чтобы убедить своего друга Автолика принять Бога Христианского, именно потому, что Он наказывает злые дела и вознаграждает добрые. Чтобы он пришел в расположение к принятию веры, Феофил рекомендует этому идолослужителю и насмешнику над христианами:
«Если хочешь, и ты тщательно читай пророческие писания, и они самым верным путем приведут тебя к тому, чтоб избегнуть вечных мучений и получить вечные блага Божии» (Послание к Автолику, книга 1, глава 14).
«Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся» (Рим. 2:12).
Теперь апостол объясняет, на каком основании Бог судит язычников. Как мы уже заметили, их ответственность происходит от способности распознавать добро и зло своей совестью и от образа жизни в соответствии с этим восприятием. Им не был дан закон, как Иудеям, так что, когда они грешили против того, о чем знали, что это правильно, о них говорят, что они согрешили, «не имея закона» (греч. ἀνόμως, наречие, которое больше нигде не встречается в Новом Завете; буквально означает «беззаконно», но необязательно в том смысле, что они умышленно отвергали закон, а в смысле отсутствия закона, который бы их наставлял; ср. ст. 14–15). Соответствующее прилагательное ἄνομος, однако, в Новом Завете встречается несколько раз: в Евангелиях оно относится к беззаконным, нарушителям закона, которые грешат против своей совести, в случае неиудеев, или, будучи иудеями, грешат против Закона, который должен управлять их жизнью (см.: Мк. 15:28, Лк. 22:37 и также Деян. 2:23). В другом месте апостол Павел использует это прилагательное в значении существительного, в том же смысле, что и наречие в данном стихе: апостол «всем поработил себя… для чуждых закона – как чуждый закона… – чтобы приобрести чуждых закона» (1Кор. 9:19, 21, см. также 1Тим. 1:9). В 2Фес. 2:8 слуга сатаны – нечестивец (тот же ἄνομος), которого Господь истребит – антихрист (см.: свт. Иоанн Златоуст, Беседы на 2 Фессалоникийцам, 4).
Свт. Иоанн Златоуст (Беседы на послание к Римлянам, 5) выражает содержание данного стиха:
«“Беззаконно”, то есть – вне осуждения по закону; это, говорит апостол, означает то, что язычник судится по одному только естественному разуму. А иудей судится по закону, то есть, вместе с природой его обличает и закон».
«…потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут» (Рим. 2:13).
Апостол Иаков учит о том же (Иак. 1:22–25), хотя он говорит к христианам и о христианах, у которых вместо «Закона» –«Слово», каждый должен быть «исполнителем» которого. Смысл этой замены в том, что Слово (λόγος) заменило Закон. Оба апостола употребляют те же слова, обозначающие «слушателей» и «исполнителей» (ἀκροαταὶ и ποιηταὶ).
Сам Господь предъявил обвинение книжникам и фарисеям не только как к слушателям закона, но и как к учителям
Сам Господь предъявил обвинение книжникам и фарисеям не только как к слушателям закона, но и как к учителям. Он наставляет Своих учеников:
«…итак, все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают… так и вы (книжники и фарисеи) по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 23:3, 28).
Выражения «праведный» (греч. δίκαιος) и «оправдать» (δικαιόω), очевидно, родственные; первое обычно переводится «righteous» и иногда «just», а второе «justify»; третье родственное слово, δικαιοσύνη, чаще всего переводится как «праведность», «righteousness». Перед толкователями, особенно нашими современниками, часто возникает проблема, как установить связь между этими тремя выражениями: большинство отрицают у глагола δικαιόω смысл «сделать праведным», предпочитая значение «оправдать» в юридическом смысле, то есть признать невиновным на судилище Божием.
Это основополагающий догмат веры, что всякая праведность или оправдание человека – плод Божией благодати, изливающейся на него благодаря делам Иисуса Христа, высшей точкой которых была Крестная жертва и Воскресение (2Кор. 1:9–10; Флп. 3:9–10). Это дарование благодати – дело Святого Духа (Еф. 5:9). Видимо, недопонимание происходит от противопоставления Божественного акта оправдания, «признания человека праведным» и приобретения праведности (1Ин. 3:7) верным. Мужчина или женщина – не пассивный приемник Божией благодати; его или ее ответ на Божий дар – «исполнение» добрых дел. Как апостол указывает ефесянам (2:8), мы спасены (это Его дело) верой (это наше дело), мы стали новой тварью (2:10) в особенности для добрых дел (см.: свт. Иоанн Златоуст, комментарий на этот стих в Беседах на Послание к Ефесянам, 4).
Свт. Афанасий Великий (О Дионисии, п. 20) относит этот стих к народу Израиля, который слышал Закон, но не был его «исполнителем». Он цитирует пророка Исаию (Ис. 5:7 LXX), рассказывающего, что Господь изрек о Своем народе: «Я ждал от него правосудия, а он совершает беззаконие, и не правду, а вопль[2]» (от тех, кого они угнетают). Глаголы в этом суждении Божием, обозначающие «совершает» – формы глагола ποιέω, отсюда ποιητής – «исполнитель»; в некоторых переводах LXX в этом стихе стоит «bring forth» – «производить, порождать»).
«…ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 2:14–15).
В данном случае греческое слово, переведенное «язычники» – ἔθνη (также переводится как «народы» или даже конкретно «греки» – см. Песнь Симеона, Лк. 2:32, Пс. 2:8 и Ис. 52:10, все из которых указывают на искупление неиудеев). В самом деле, есть множество пророчеств об обращении язычников; из них часто цитируется Мал. 1:11:
«Ибо от востока солнца и до запада имя Мое славно среди народов (ἔθνεσιν), и на всяком месте благовоние приносится имени Моему и жертва чистая, поелику велико имя Мое среди народов, говорит Господь Вседержитель».
Говоря «по природе» (греч. φύσει), апостол выражает идею, распространенную у философов, в частности, стоиков: природа человек такова, что у него есть врожденное знание правильного и неправильного, добра и зла. В Третьем собеседовании аввы Херемона прп. Иоанн Кассиан цитирует объяснение аввой проблемы, следует ли всегда приписывать «благую волю» человека действию благодати или собственным усилиям человека. Он утверждает:
«Нельзя думать, что Бог не дал человеку желания и возможности делать добро; ибо иначе не дал бы ему свободной воли, если бы человек мог желать и делать только зло. Это мнение также доказывают слова, сказанные Господом после совершения Адамом преступления: “вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло” (Быт. 3:22). Не следует думать, будто до этого времени он совсем не знал добра… Адам получил познание зла после падения, не утратив, впрочем, познания добра».
В поддержку своей позиции он цитирует сначала слова Соломона, Еккл. 7:30 LXX:
«Бог создал человека правым, т. е. он постоянно обладал знанием только добра, но сами люди пустились во многие помыслы, потому что стали понимать злое и доброе» (греческое слово, означающее «правый» – εὐθῆ, употребляется в моральном смысле).
После этого он ссылается на данные стихи (2:14–15), чтобы показать, что язычники, претворяя в жизнь свободу воли, были способны знать доброе, то, что содержится в Законе.
Блж. Августин, цитируя стих 14, называет усыновление Моисея дочерью фараона примером добрых дел тех людей, что не имели закона.
«Тогда, правда, не было единой формы закона, как сейчас, но выбор воли был принимаем за правило законное, как апостолы говорят[3]» (Об уроках Нового Завета. Проповедь 1).
Что язычники, неиудеи, «показывают, что дело закона у них написано в сердцах», очевидно, если они истинно слушаются своей «совести» (συνείδησις; другие случаи употребления этого слова – 2 Кор. 4:2; 5:11; 1Пет. 2:19). В Евангелии от Иоанна есть поразительный пример обращения Господа к совести человека: тем, кто собрался побить камнями «женщину, взятую в прелюбодеянии», Он говорит: «кто из вас без греха, первый брось на нее камень. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить» (Ин. 8:1–9). Они были иудеями, но и язычник так же может быть обличаем совестью.
На эту тему свт. Иоанн Златоуст говорит:
«Потому что взамен закона достаточно совести и разума… Апостол… доказывает, что и в древние времена, даже до закона, род человеческий находился под тем же промыслом. “Разумное Божие яве есть в них” (Рим. 1:19) и люди знали, что добро и что худо, поэтому судили и других» (Беседы на Послание к Римлянам, 5).
Это последнее и было поводом для апостольского упрека: «ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя» (Рим. 2:1).
Основанием для суда над язычниками была не только их совесть, но и их рассуждения (λογισμὸς, здесь переводится как «мысли», см. также 2Кор. 10:5, где «помышление» названо среди того, что побуждает некоторых превозноситься над знанием, происходящим от познания Бога). Эти рассуждения, как основа для суда над не имеющими закона, проявляются в «обвинении и оправдании одной другую» (первый глагол, «обвинять», по-гречески κατηγορέω, также означающего «выдвигать обвинения против кого-то»; второй, ἀπολογέομαι, также означает «защищаться на суде»).
«…в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа» (Рим.2:16).
По делам каждого определено будет, наследует ли он вечную жизнь или проклятие
Этот стих – видимо, логическое продолжение фактов, показанных в стихе 12, так что стихи 13–15 можно включить в скобки как побочное замечание. Для каждого дела настанет судный день; это ясно засвидетельствовано в Евангелиях и остальном Новом Завете. То, как Господь открыл нам природу Страшного Суда (Мф. 25:31–46), должно быть достаточно для нас, чтобы понять, что по делам каждого определено будет, наследует ли он вечную жизнь или проклятие. В другом месте апостол Павел описывает суд как уготованный для всех людей, и снова на основании их дел: «чтобы каждому получить соответственно тому, что́ он делал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор. 5:10). То же учение повторяется в Откр. 22:12–15: «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (см. также Откр. 20:12).
О «тайных делах человеков» (греч. κρυπτὰ) и их суде Иисусом Христом свт. Кирилл Иерусалимский учит:
«Итак, устрашимся, братия, чтобы не осудил нас Бог, Который для осуждения не имеет нужды ни в испытании, ни в доказательствах. Не говори: я ночью любодействовал, или волхвовал, или другое что-нибудь делал, и человека не было при этом. По твоей совести Он будет судить тебя; мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков (Рим. 2:15–16). Страшное лицо Судии принудит тебя сказать истину; или, лучше, хотя бы ты и не сказал, Он обличит тебя. Ибо ты предстанешь, будучи облечен или в грехи свои, или в праведные дела. Это показывают слова Самого Судии, ибо Судия есть Христос: Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну (Ин. 5:22). Отец не лишает Себя власти, Он судит через Сына. Итак, по изволению Отца судить будет Сын; ибо не иное изволение Отца, а иное – Сына, но одно и то же» (Поучения огласительные, 15.25).
Что Господь открывает тайны человеческие, со всей ясностью утверждается в Ветхом Завете: см. Пс. 43:21; Дан. 2:28, 29, 47; см. также свт. Афанасий Великий, Житие святого Антония, п. 55.
На апостольское выражение «по благовествованию моему» свт. Иоанн Златоуст (Беседы на 2-е послание к Тимофею, 2:8) дает такое толкование:
«Он часто повторяет в своих посланиях: “по благовествованию моему”, или потому, что следовало верить ему, или потому, что другие благовествовали иное (евангелие, ср. Гал.1:6)» (см. также Рим. 14:24 и в некотором отношении 1Кор. 15:1, 1Тим. 1:11)[4].
Четвероевангелие. Вторая четверть XVI в.
Прот. Лаврентий Фарли
Толкование Евангелия от Матфея (4:18–23)
«Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним. И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях».
«Проходя же близ моря Галилейского», Иисус «увидел двух братьев: Симона (которого Церковь будет называть Петром), и Андрея, брата его». В это время они стояли на мелководье, «закидывая сети в море», как обычно поступают рыболовы (Мф. 4:18). Эти сети были маленькими, их держали за края и забрасывали в воду недалеко от берега. Они всю ночь провели, ловя рыбу в глубоких водах неводом, и ничего не поймали (Лк. 5:5), и, вероятно, они надеялись хоть как-то скомпенсировать зря потраченное время.
Симон и Андрей виделись с Иисусом уже не в первый раз. Они знали его со времени, когда они следовали за Иоанном Крестителем (Ин. 1:5–42) и провели с Ним много времени (Ин. 2). Матфей опускает эту предысторию. Вместо этого он сосредоточивается на кульминации драмы их окончательного решения последовать за Ним. Иисус сказал им: «идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4:19).
Этот призыв был после чудесного лова рыбы, о котором речь в Лк. 5:1–11. Христос отвлек учеников от забрасывания сетей и сел на их лодку, чтобы проповедовать толпе народа. После этого, несмотря на их протесты, что тогда было, очевидно, неподходящее время ловить рыбу, Христос велел им забросить сети, и в итоге они поймали ошеломительный улов. Именно в ответ на это проявление Божественной силы Симон и его брат решили, «оставив сети» и их прежний образ жизни, «последовать за Ним» (Мф. 4:20). Матфей опускает обстоятельства этого решения, чтобы сосредоточиться на том, как живо они отверглись прошлой жизни.
Призыв Андрея и Петра был одним и тем же с призывом «других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его». Как и Симон и Андрей, они уже были знакомы с Иисусом. Как Иисус призвал Симона и Андрея этим утром, так же Он призвал и Иакова и Иоанна. Тогда как Симон и Андрей закидывали сети на мелководье, Иаков и Иоанн «были в лодке с Зеведеем, отцом их, починивая сети свои» после ночной ловли. «Он призвал их» (Мф. 4:21) тоже, и после чудесного лова рыбы они тоже «тотчас, оставив лодку, отца своего» и весь прежний образ жизни, «последовали за Ним» (Мф. 4:22).
Вера в Христа требует отвержения прежнего образа жизни, готовности оставить даже семью и земные занятия
Апостол Матфей рассказывает историю призыва этих людей так драматично, насколько это возможно, чтобы показать всем пример обращения. Вера в Христа требует драматического отвержения прежнего образа жизни, готовности оставить даже семью и земные занятия. Мир может объявить такой поступок внезапным, радикальным и безрассудным, но это единственный путь истинного ученичества.
Матфей заключает описание начала служения Христа, сообщая о блистательном успехе Его. Он «ходил по всей Галилее», и везде Его принимали радушно. Он «учил в синагогах их», рассказывая притчи и наставляя о том, чего Бог на самом деле хочет от Своего народа. Он «проповедовал Евангелие Царствия», провозглашая, что Царство уже на пороге. Он «исцелял всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф. 4:23), ведь нет такой болезни, которую не могла бы победить Его спасительная сила[5].