… Жителям подмосковного города Раменское хорошо известно место в городском парке с северной стороны Борисоглебского озера, где с давних времен из-под земли бьет Троицкий родник. Раменские старожилы помнят, как приходили сюда еще детьми, но тогда вытекающая вода просто скапливалась во влажной низинке, обложенной кирпичами. Сейчас родник обустроен, забран в камень, и его прозрачные струи стекают в решетчатую бетонную чашу, позволяя беспрепятственно утолить жажду всем желающим. Над чашей помещено большое мозаичное панно с изображением сюжета из ветхозаветной истории, известного как «Гостеприимство Авраама»: праведник Авраам и его жена Сара подносят пищу к столу, вокруг которого сидят три таинственных ангела-странника. В нижней части композиции слуга Авраама закалывает тельца для будущей трапезы – действие, прообразовательно указывающее на будущую Крестную Жертву Спасителя. Икона у Троицкого родника в Раменском изготовлена мастерами подмосковной камнеобрабатывающей компании «КАМ» в средневековой технике «флорентийской мозаики», получившей сегодня второе рождение.
С первых веков бытия Церкви художники-христиане стремились создавать образы Спасителя, Богородицы, святых, используя для этого самые разнообразные техники: живопись красками на дереве, камне, холсте, бумаге, резьбу по дереву, кости, металлу, литье и вышивку. Особое место в этом перечне занимает мозаика. Сама по себе практика выкладки изображений из множества мелких элементов была известна еще в глубокой древности, но в христианскую эпоху получила новое развитие. Особенно ярко это проявилось в монументальном искусстве православной Византии.
Практика выкладки изображений из множества мелких элементов была известна еще в глубокой древности, но в христианскую эпоху получила новое развитие
Согласно постановлению VII Вселенского Собора, участники которого выступили против ереси иконоборчества, «честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мозаики», следует «полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях». Используя множество крохотных кусочков смальты – окрашенного и непрозрачного стекла, византийские мастера украшали стены храмов орнаментами, создавали лики святых, а также сложные многофигурные композиции на библейские сюжеты. Даже фрагменты этих работ, сохранившиеся до настоящего времени, как, например, фрески храма Святой Софии или монастыря Хора в Константинополе, производят на зрителя неизгладимое впечатление и по праву считаются подлинными шедеврами мировой культуры.
Со временем совершенствование технологий обработки природных материалов позволило искусству мозаики подняться на качественно новый уровень. В XVI столетии в средневековой Флоренции на камнерезной мануфактуре, принадлежавшей влиятельному семейству Медичи – банкиров, а впоследствии герцогов Тосканских, – была возрождена древняя, восходящая еще к античным временам, техника инкрустации полированными цветными камнями. Поскольку в период своего расцвета Медичи задавали модный тон не только в Италии, но и во многих других странах, не удивительно, что «флорентийская мозаика» обрела множество поклонников по всей Европе. Справедливости ради следует отметить, что красота и изящество декора предметов, созданных итальянскими мастерами, превращала самые заурядные бытовые предметы, например, столешницы и шкатулки, в настоящие произведения искусства. Мозаичные орнаменты также стали знаковым элементом архитектурного убранства храмов.
В России техника «флорентийской мозаики» получила распространение при Императрице Елизавете Петровне
В России техника «флорентийской мозаики» получила распространение в середине XVIII века, при Императрице Елизавете Петровне, и остается востребованной более двух столетий. Правда, в советское время она больше использовалась для оформления общественных пространств, например, станций Московского метрополитена. Новый всплеск интереса к этой технике произошел в уже наши дни. Благодаря использованию современного высокотехнологичного оборудования сегодня «флорентийская мозаика» превращается в своего рода живопись в камне. Используя вместо привычных красок каменные пластинки разных цветов, можно выкладывать целые картины, включающие множество мелких деталей. Оказалось, что техника «флорентийской мозаики» может успешно применяться и при создании православных икон.
Современный «Словарь изографа» подразумевает под мозаичной иконой священное изображение, «набранное из смальт и цветных камней (мрамора, яшм, лазурита, малахита и др.), скрепленных неподвижно специальной мастикой на поверхности доски или шиферной плиты».
Зачем же нужна икона из камня? – спросите вы. В первую очередь затем, что камень – материал более долговечный, чем дерево, бумага и даже металл. Ему не страшна влага, он выдерживает воздействие высоких температур. Цвет природных камней со временем не изменяется, а кроме того, они обладают таким богатством фактур и оттенков, которые невозможно полностью передать обычными красками.
Создание мозаичной иконы – процесс не менее сложный и кропотливый, чем традиционная иконопись, но состоящий из иных этапов, хотя без профессионального художника-иконописца и здесь не обойтись. Его задача заключается в том, чтобы нарисовать эскиз иконы, а затем разбить получившийся рисунок на отдельные элементы, в соответствии с цветовой гаммой камней, которые в дальнейшем будут использоваться. Чтобы с этим справиться, нужно уметь не только владеть кистью, но и хорошо разбираться в текстурах горных пород. Затем изображение переводится в цифровой формат. Если прибегнуть к аналогии из школьного курса географии, то внешне такой цифровой эскиз немного напоминает климатическую карту с нанесенными на нее изотермами – каждая выделенная таким образом часть на эскизе обозначает фрагмент одного цвета. Цифровая «карта» иконы переходит к мастерам-камнерезам, задача которых – напилить из массивных каменных блоков тоненькие пластинки, конфигурацией совпадающие с отдельными цветовыми элементами на эскизе. Пластинки в зеркальном по отношению к исходному изображению порядке выкладываются на специально подготовленную основу и закрепляются особым клеем. На заключительном этапе поверхность собранной композиции шлифуют до блеска. Большая часть работы выполняется вручную и, конечно, требует высочайшего профессионализма. Зато и результат впечатляющий.
«Процесс работы над каждой такой иконой занимает много времени, иногда до нескольких месяцев, – рассказывает руководитель проектов компании Ольга Борзова. – Икона выкладывается из ‟слэков” – тонких, не толще сантиметра, каменных пластинок, обычно нарезаемых из блоков с помощью гидроабразивной резки. Таких деталей может быть очень много. Например, икона Святой Троицы, которая установлена над родником в Раменском, состоит из 1639 элементов, в ней использовано 100 видов камней, в том числе оникса, агата, полудрагоценных камней – нефрита, содалита, чароита. Плюс владимирский известняк, из которого выполнен резной киот. В 90% случаев для создания мозаики применяются привозные материалы, а они могут иметь разные оттенки. Наша задача – подобрать основу нужной цветовой гаммы. Если образ создается для храма, то при выборе камней важно учитывать тона, преобладающие в церковном интерьере, чтобы не возникало визуального диссонанса. Например, в храме в честь иконы Божией Матери ‟Нерушимая Стена”, расположенном на территории санатория ‟Елизавета” в городе Минеральные Воды, находится изготовленная у нас большая, более метра в высоту, мозаичная икона великомученика Георгия Победоносца. Храм выстроен в византийском стиле, поэтому в интерьере доминирует охристый тон, а фон росписи купола – холодный синий, традиционный для православных церквей Греции и Балкан. Чтобы ‟примирить” эти цвета на иконе, изображение святого на белом коне обложили пластинами редкого красного итальянского оникса ‟Вулкано”. Этот цвет гармонично сочетается с церковным интерьером и, кроме того, символически напоминает о крови, пролитой великомучеником за Христа».
Каменные иконы в технике «флорентийской мозаики» отлично выдерживают высокую влажность. Вода им не только не вредит, но и делает цвета ярче
Сама по себе задача – сложить из каменных пластинок изображение, порой содержащее мельчайшие детали, например, прядь волос, зрачок глаза или даже блик на нем, – технически очень непроста. Многомесячной кропотливой работы мастеров потребовала, например, икона «Спас Нерукотворный», предназначавшаяся для фасада храма. При ее изготовлении использовались камни 30 видов, в том числе мраморы разных оттенков из пяти различных месторождений. В общей сложности, было изготовлено около 600 уникальных деталей. Многие из них были настолько малы, что при укладке их на основу приходилось использовать пинцет.
«Важно, – отмечает Ольга Борзова, – учитывать еще и климатические условия, в которых будет находиться такая икона. Например, одна из работ камнерезной компании – ‟Спас на престоле” – помещена на алтарную апсиду Троицкого собора города Раменское. Для ее изготовления были подобраны камни не только по цвету, но и по характеристикам морозоустойчивости, оптимальным для средней полосы России. Кстати, эта икона состоит уже более чем из 2000 мозаичных деталей. Здесь представлены 46 видов природного камня со всех концов земли, в том числе из Иерусалима, с острова Валаам и даже из Антарктиды».
Каменные иконы в технике «флорентийской мозаики» отлично выдерживают высокую влажность. Вода им не только не вредит, но и делает цвета ярче, богаче, насыщеннее. Именно поэтому в парке Раменского было отдано предпочтение этой технике. Еще один из проектов компании – образ святителя Николая «с корабликом», как покровителя путешествующих по водам. 11 августа нынешнего года, в праздник рождества святителя Николая, он был установлен в городе Сортавала, на берегу Ладожского озера. В основу изображения легла редкая греческая икона, привезенная руководителем компании Дмитрием Бабаевым из паломнической поездки в Бари. Образ святителя составлен из почти 300 элементов.
С помощью самых крохотных из них мастерски переданы полутона, придающие округлость лику, объем – прядям волос, детализацию – оснастке корабля и пышность – шапкам морской пены. Композиция помещена в резной киот из белого известняка, что органично смотрится в каменистом ландшафте Русского Севера.
Отдельный повод для профессиональной гордости мастеров – храмовая икона «Трех святителей», выполненная по заказу прихода из города Воронежа. Здесь решалась еще более сложная задача: не только трижды в мелких деталях воспроизвести византийское архиерейское облачение – «полиставрий», в оригинале расшитое множеством крестов, но и передать характерные черты ликов святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, с индивидуальной для каждого формой лица, цветом глаз и волос. А ведь все это требовалось «рисовать» камнем!
Сейчас техника «флорентийской мозаики», несмотря на свою трудоемкость, получает все большее распространение при изготовлении икон и убранства церковных интерьеров. Конечно, за созданием таких монументальных произведений стоит большой труд, но зато это уже на века.