Единственная в Белоруссии мастерская каменной россыпи существует при минском Свято-Елисаветинском монастыре с 1999 года. В ней создают иконы и картины из измельченных минералов – по непростой и редкой технологии.
Техника каменной россыпи изначально практиковалась на Урале и на Кольском полуострове. Вдохновились уральскими работами и в Белоруссии. И вот уже более двадцати лет минские мастера, как говорят они сами, учатся этому искусству каждый день.
Вместо привычной иконной доски такая работа создается на мраморной основе. Сначала на основу наносится карандашный рисунок. А затем с помощью специальных «орудий труда» мастер буквально рисует камнем – измельченные частицы, наносимые на клей, выполняют роль красок. Как и в «классической» иконографии, применяется в работе и сусальное золото.
Камни в работе используют самые разные. В первую очередь это полудрагоценные камни и различные минералы – малахит, лазурит, янтарь, бирюза, агат и многие другие. Используется в таких работах и жемчуг. Применяют также разновидности слюд – мусковит, лепидолит, фуксит, астрофиллит.
О тонкостях этой работы – творческих и духовных – мы беседуем с иконописцем Татьяной Дащенко.
– Татьяна, труд ваш действительно необыкновенен. Образы создаются буквально по крупицам…
– Мое первое впечатление от таких икон и пейзажей было очень сильным, я была в восторге. Хотелось воскликнуть: «Как они это делают?! Какая красота!» Было ощущение чего-то непостижимого.
Но сейчас смотрю на многое, если можно так сказать, спокойнее. Собственные труды восторга не вызывают, чётко видишь то, что можно сделать лучше. А ещё чувствуешь свою ответственность. Думаешь, кто будет стоять перед иконой, что увидит в ней...
– Ответственность важна в любом творчестве, а в иконописи тем более...
– Но важно и не застревать в этих мыслях, а идти дальше. Учиться, расти. Работая над иконами, знакомишься ближе и с христианской культурой в целом. И понимаешь, что Православие – это о творчестве. И, конечно, о любви Божией.
– Понимание христианской культуры помогает понять икону – и наоборот, наверное, тоже...
– Внутреннее понимание иконы приходит со временем. Но, конечно, предела этому нет. Работая над святыми образами, мы учимся видеть духовную красоту, «характер» того, кого изображаем. И, конечно, это обогащает и нас самих. В каждой иконе заключена глубина, которую видишь, только изучая богословие сюжетов и их историю.
В каждой иконе заключена глубина, которую видишь, только изучая богословие сюжетов и их историю
– Вы делаете списки разных образов – в том числе и известных. Наверное, непросто бывает «передавать» их в камне?
– Таких мастеров постигаешь всю жизнь... Например, сложно было писать «рублевский» образ Спасителя. Хотя это образ канонический и достаточно минималистичный. Видимо, дело здесь именно в том, как много мог передать великий иконописец...
– Наверное, не так-то просто совмещать в себе иконописца и пейзажиста?
– Даже профессиональному художнику, обучаясь иконописи, нужно время, чтобы «войти» в неё. Первые наши иконы были живописными – к каноническим мы пришли позже и даже больше их полюбили. Здесь очень важна чёткая графика, чувство линии.
А для пейзажиста важен в первую очередь творческий подход. И в этом камни тоже очень помогают. Камень надо изучить, понять его плотность, свойства, с чем он «дружит», как сыплется, как ложится на клей, как впитывает влагу. Еще важно видеть «потенциал» камней – чувствовать цвет, уметь их комбинировать. Наверное, в этом и есть основная «соль» этой техники. Объяснить это сложно, но все приходит с опытом.
Камень надо изучить, понять его плотность, свойства, с чем он «дружит», как сыплется, как ложится на клей
– Каждая техника сложна и интересна по-своему… А в каменной россыпи что самое сложное?
– Это и есть самое сложное – узнать и почувствовать камень. Дробятся все они по-разному, в зависимости от плотности. И важнее даже не ценность камня сама по себе, а то, как он поведет себя после раздробления. Например, изумруд мы использовать не можем, потому что его частички получаются совсем невесомыми, непригодными для работы. Второй нюанс – цвет: в плошке он может быть одним, а на работе другим. Важно и правильное сочетание цветов, повторюсь. Новые мастера довольно долго изучают все это, и приноровиться к камню очень важно.
– Многие спрашивают, как таким способом вообще возможно прописывать лики – уста, глаза…
– Для этого используется маленькая кисточка, которой каменную «пудру» наносят более точечно. Еще «точность» зависит от того, как высоко мы держим ложечку. Чем ниже ее опускаем, тем точечнее получается.
– Еще один частый вопрос: сколько времени уходит на выполнение такой работы?
– В среднем одна икона выполняется за неделю. На сюжетную икону со сложной композицией может потребоваться около двух недель. Что касается пейзажей – здесь тоже все зависит от сюжета и композиции.
– И, наверное, от вдохновения?
– В таком творчестве все вдохновляет. Творец дал нам способность творить и быть в этом подобными Ему. И уже одно это наполняет и вдохновляет!