Уникальная выставка, посвященная мстерским народным и художественным промыслам, проходит в эти дни в Москве. Вниманию зрителя представлены иконы XVII–XIX веков, лаковая миниатюра, работы вышивальщиц и ювелирные изделия, украшенные знаменитой мстерской сканью.
Начиная с XVII века, имеются воспоминания о Богоявленском погосте на реке Мстере. Прославилось это место своими иконописцами, которые работали в византийской традиции. До 1917 года Мстера наряду с Палехом и Холуем была известным иконописным центром. После революции иконописцы, которые не могли в новых условиях заниматься своим исконным творчеством, освоили новый вид декоративно-прикладного искусства – лаковую миниатюрную живопись на папье-маше. В 1923 году сформировывается группа из бывших художников-иконописцев (А.И. Брагин, А.С. Сеньков, И.А. Фомичев и др.), которая затем преобразовывается в артель «Древнерусская живопись».
Первым из мстерских миниатюристов по праву называют Николая Прокофьевича Клыкова (1861–1944). Именно он, не отходя от исконной традиции, создал самобытный стиль мстерской лаковой миниатюры. Работы художника участвовали в выставках в Париже, Нью-Йорке, Брюсселе и принесли автору всемирную славу и известность.
Сегодня иконописная традиция Мстеры возрождена. Для написания иконы, как и в старые времена, используют натуральные краски, разведенные на яичном желтке. Иконы Мстеры вновь заняли важное место среди иконописных мастерских России. Например, иконы Божией Матери «Державная», которые участвовали в годовом крестном ходе «Под звездой Богородицы», написаны мстерскими мастерами.
Для мстерской миниатюры, в отличии, например, от Палеха, характерно наличие орнамента, пейзажа, цветочных композиций. На изделии фигурки изображаются небольшими и часто находятся в окружении домов, деревьев или животных. Например, на одной из представленных на выставке шкатулок, изображено Бородинское сражение, с множеством тщательно выписанных фигурок и орудий. А вот для Палеха характерно изображение больших фигур на черном фоне без пейзажа и обилие золота.
Живописный фон характерен и для мстерской иконы. Если изображается святой, то на заднем плане обычно пишется пейзаж, соответствующий месту жизни и подвига святого.
Политическая жизнь страны влияет на «спрос и предложение» в обществе, поэтому определенный интерес вызывают работы созданные мстерскими мастерами в 20–50-х годах ХХ века и во время перестройки. Помимо традиционных лаковых шкатулочек, они делают офисные и косметические наборы и украшения.
Выставка проходит в выставочных залах Фонда народных художественных промыслов РФ до 10 октября.
Адрес: Москва, Леонтьевский пер., д. 7. Тел.: 202-73-16. Проезд: м. Пушкинская, Тверская, Чеховская, Охотный ряд, Арбатская.