Исцеление слепорожденного
Исцеление слепорожденного. Фреска Дионисия |
«Ученики Его (Иисуса) спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня. Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим». (Ин. 9, 2–7)
Это чудо возбудило всеобщее удивление, так как до этого времени многие знали слепого, сидящего при дороге и просящего милостыни у прохожих. И вот, стали спрашивать его, как открылись у него глаза? Слепой рассказал им, как все произошло.
— А где же Тот, кто исцелил тебя? — продолжали спрашивать слепого.
— Я не знаю, — отвечал тот.
Тогда повели этого бывшего слепца к фарисеям. Между тем это чудное исцеление совершилось в субботу. Фарисеи также спросили слепого, каким образом он прозрел, и, услышав ответ его и что это случилось в субботу, стали говорить, что «не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря». (Ин. 9, 16–17)
— А ты сам что скажешь о Том, кто отверз тебе очи? — спросили опять слепого.
«Он сказал: это пророк. Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп, и призвали родителей сего прозревшего и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что он родился слепым? как же он теперь видит?»
— Мы знаем, что это сын наш, и что он родился слепым, — отвечали родители, — «а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе и скажет».
Так уклончиво отвечали родители слепого, боясь иудеев, которые уже сговорились, чтобы отлучать от синагоги тех, которые признают Иисуса за Христа.
Тогда снова призвали прозревшего слепца «и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник. Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу. Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи? Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками? Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он».
«Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.
Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон. Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.
И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас». (Ин. 9, 24–41)
Иудеи предали слепого отлучению, как свидетеля чуда, совершенного над ним Иисусом. Но Господь не оставил это отлучение без Своего отзыва. Заговорив с фарисеями об овцах, которые входят во двор овчий лишь по голосу пастуха своего, «за чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса», Господь вразумляет их, что Он есть «дверь овцам».
«Я есмь дверь, — говорит Он, — кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь». (Ин. 10, 1–16)
Под видом этого изобилующего нежнейшей любовью доброго Пастыря первые христиане подразумевали Христа и особенно любили изображать Его под сводами катакомб. На Церковь, как хранилище учения Христова, налагается обязанность вводить во двор овчий через единственную Дверь овец всего мира, уверовавших в Него. Оставив Иерусалим, Иисус возвратился в Галилею.
Отправление на проповедь 70-ти учеников
В то время «избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти». Вместе с тем Он предупреждает, что посылает их, «как агнцев среди волков», и произносит горькие укоры городам и селениям, где Его проповедь, сопровождаемая многими чудесами, не подействовала на слышавших и не содействовала общему исправлению. «Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! — взывает Он, — ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись». «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься», — предсказывает Он необратившимся, жестокосердым иудеям. И строго утверждает, что слушающий учеников Его — Его слушает, а отвергающийся их Его отвергается; отвергающийся же Его отвергается Пославшего Его. (Лк. 10, 1, 3, 13, 15, см. 16)
Вместе с тем обещает, что «всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19, 29).
Смысл в том, что Христа должно предпочитать всему близкому, самому дорогому, а не обязательно действительно удаляться всего, чтобы быть христианином. «Словами “кто оставит жену” Господь не внушает того, чтобы без причины были расторгаемы браки. “Мне кажется также, — поясняет святитель Иоанн Златоуст, — что Христос говорит еще здесь и о гонениях. В то время многие отцы детей своих и жены мужей своих привлекали к нечестию. Итак, когда они от вас этого требуют, говорит Господь, оставьте и жену, и отца”»[1].
Когда посланные для поучения народа семьдесят учеников Иисуса возвратились и «с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем, то Он сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах. В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение».
«И, обратившись к ученикам, сказал: все предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите! ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали».
И обращаясь к народу, прибавил: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко». (Лк. 10, 17–24. Мф. 11, 28–30)
Притча о милосердном самарянине
В это время «один законник встал и, искушая Его (Иисуса), сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?» (Лк. 10, 25–29)
На этот вопрос отозвался Иисус притчей, как средством наиболее доступным и наиболее приспособленным по высокой простоте своей к мере разумения каждого человека. Сам Иисус Христос на вопрос учеников Своих, для чего говорит Он притчами народу, отвечал им: «Для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их (ср. Ис. 6, 9–10). Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат». (Мф. 13, 11–16)
Итак, на вопрос законника: «Кто мой ближний?» — Иисус отвечал ему притчей о самарянине, наглядно объясняющей значение слова «ближний» тем, кто считал ближними только единоплеменников своих и с презрением относился к язычникам, самарянам и мытарям. «Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон[2] и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? (спросил Иисус у законника). Он сказал: оказавший ему милость». «Иди, и ты поступай так же», — решил Иисус вопрос законника. (Лк. 10, 30–37)