Мы объединяемся с народом верующим, с живой Церковью

Интервью с настоятелем кафедрального собора св. Иоанна Крестителя в Вашингтоне, протоиереем Виктором Потаповым

Протоиерей Виктор Потапов
Протоиерей Виктор Потапов
— Отец Виктор, мы знаем, что Вы уже далеко не первый раз в России. Когда вы были здесь впервые? Лет десять назад?

— Да нет, больше. Я первый раз приезжал в 1984 году, за 5 месяцев до того, как Михаил Горбачев объявил свою новою политику. Так что я немножко застал то время и могу сравнить. Потом мы приезжали еще на тысячелетие Крещения Руси. Я был на соборе в качестве журналиста «Голоса Америки». В общей сложности приезжал около десяти раз.

— С какой целью приехали Вы в этом году?

— Это первое официальное паломничество, которое мы устраиваем. Я задумал это как чисто приходское начинание, но присоединиться пожелали и люди из других городов. В общем, в нашей группе приехало около тридцати человек. Много моих прихожан, а также протодиакон из Сан-Франциско, диакон из Австралии. Пожелали поехать и два католических священника, они очень интересуются Православием.

— Можно ли сказать, что это официальное паломничество РПЦЗ?

— Первое официальное паломничество на приходском уровне. Мы паломничаем по Москве и Подмосковью. Были в Оптиной пустыне, Новом Иерусалиме, Саввино-Сторожевском монастыре и по главным святыням Москвы.

— С момента вашего первого визита в Россию и до настоящего времени какие изменения вы можете наблюдать в духовной жизни русского народа, состоянии Церкви?

— Конечно, блеск храмов совершенно потрясает, но самое главное — благочестие народа. Мы такое видим редко. К сожалению, мы живем на Западе, где гораздо меньше вот этого, народного, глубокого благочестия. То есть, я не хочу сказать, что у нас этого нет, но здесь это — массовое явление. Когда мы сегодня утром прикладывались к мощам блаженной Матроны, я многим своим прихожанам говорил: «Вот смотрите на эти очереди! Мыслимо ли это у нас, в Америке, чтобы люди простаивали часами для того, чтобы просто приложиться к мощам святой». Почитание мощей тоже очень потрясает. И я думаю, что все прихожане, которые со мной приехали, паломники которые тут, их тоже это потрясло и вдохновило.

Для меня было важно показать это людям, что бы они сами могли рассказать другим. Потому что все привыкли к тому, что я говорю о России, а мне хотелось, чтобы сами люди увидели своими глазами и убедились в том, что нам сейчас предстоит объединение наших Церквей. Не архиереи с архиереями объединяются только — мы объединяемся с народом верующим, с живой Церковью. С живой в прямом смысле этого слова.

Также радует то, что возрождается замечательная иконопись, классическое иконописание, это тоже радует, но самое главное — это живая вера.

— Как сейчас в Соединенных Штатах относятся к объединению? Как идет процесс сближения, что можно об этом сказать?

— Я думаю, что в основном положительно к этому относятся. Хотя, разумеется, после стольких лет разъединения, некоторым еще трудно преодолеть какие-то психологические барьеры. Это потребует некоторого времени. Но, в общем и целом, я думаю, положительно относятся. Я являюсь членом предсоборной комиссии. Мы сейчас работаем, готовимся к этому событию, собору, который состоится в мае 2006 года. Судя по высказыванию моих собратьев по комиссии, по подкомиссии, которая встречается чаще, народ из Нью-Йорка, Калифорнии (а я могу говорить о своих прихожанах из Вашингтона) положительно относится.

— А, исходя из работы предсоборной комиссии, можно ли говорить, что результат собора может быть положительный в отношении объединения?

— Я очень надеюсь, что те, кто относится к этому положительно, смогут сами приехать сюда, чтобы помолиться на богослужениях и тоже убедится в том, что то, что мы делаем и к чему стремимся — Божие дело. Единство Церкви это богоугодное дело. Христос нам заповедовал единство. Об этом Он молился. С Божьей помощью преодолеем.

— А какие препятствия все же еще остаются? Какие неразрешенные вопросы или что, по-вашему, может послужить препятствием к объединительным шагам?

— Я думаю, что никаких препятствий нет. Но аргументы, которые выдвигают некоторые сомневающиеся, — что нельзя доверится некоторым иерархам Московской Патриархии. Некоторые боятся, что могут отобрать наше имущество. Я с этим не согласен. Конечно, вопрос экуменизма некоторых все еще беспокоит. Тот факт, что Московская Патриархия все еще состоит в организации Всемирный Совет Церквей — это смущает некоторых. Хотя, если обратиться к тем документам, которые были уже опубликованы, я имею в виду документы согласительных комиссий, то там черным по белому написано по поводу митрополита Сергия, по поводу экуменизма, по поводу имущественного вопроса — все изложено, все предельно ясно. Почему-то люди, которые выступают против объединения, ни чего об этих документах практически не говорят. А там же все сказано. И все, с моей точки зрения, в пользу всей Русской Церкви.

— В свое время Вы выступали в программах «Голоса Америки» и вели передачи. Вы могли бы сказать о целевой аудитории, насколько вам удавалось находить контакт со слушателями?

— Судя по тому, что мне говорят и по письмам, а я тысячу писем получил (в начале 90-х годов стали поступать письма, мы смогли больше общаться с людьми благодаря новой политике), оказывается, что миллионы слушали. Вот сейчас ваш монастырский садовник монах подошел ко мне и сказал: «Батюшка я же Вас с 70-х годов слушаю, я так любил ваши передачи». И могу много случаев перечислить. Конечно, это старшее поколение, молодежь уже не застала то время.

Я всегда говорил, что надеюсь, что доживу до того времени, когда нужда в моих передачах отпадет. И, в общем, слава Богу, дожил не только до этой цели, но вижу, что в России сейчас создают замечательные радио и телевизионные передачи и гораздо лучше моих. Я счастлив и благодарю Господа, что мог и свою лепту внести в дело возрождения церковной жизни в России, что Он дал мне возможность держать микрофон в руках и каждую неделю говорить: «у микрофона священник Виктор Потапов», и сообщать людям катехизические истинны, правду о положении веры и Церкви в России. И вопреки глушению и всяким другим препятствиям, которые ставила на нашем пути безбожная власть, несмотря на это, люди слушали и с благодарностью выражали свои чувства.

— А за последние пять лет поменялась ситуация на вашем приходе в Вашингтоне? Если да, то как?

— Конечно, за последние даже 10 лет: старое поколение уходит, и приходят новые люди. Многие из России, которые переехали в Вашингтон, приходят к нам в церковь. У нас в Вашингтоне сейчас очень много научных институтов, много ученых, масса людей приходят к нам крестить своих детей и очень многие не только приходят изредка, но присоединяются к нашей христианской семье, становятся прихожанами. И, кроме того, у нас много американцев принявших Православие. Вот среди наших паломников несколько человек приехало. Мы служим каждую субботу две всенощных: в 16 часов — по-английски и в 18.30 — по-славянски. В воскресение две литургии: первую, раннюю — в 8 часов утра — по-английски и вторую — в 10 утра — по-славянски.

И я бы сказал, что сейчас может быть 60% наших прихожан — это новые приезжие из России. И очень многие, которые не были воцерковлены в России, у нас воцерковляются. У них, естественно, появляется некая тоска по родине. Они приходят в наш храм. Церковь у нас расписана, у нее отличная архитектура XVII века в ярославском стиле. Да и наш приход особый — он единственный в США основанный свт. Иоанном Шанхайским (Максимовичем). Он приехал в Вашингтон в 1949 году прошлого столетия, чтобы помочь своим прихожанам, застрявшим на острове Тубабау на Филиппинах. Они бежали из Китая и хотели иммигрировать в США, в Южную Америку и жили в лагерях. Американские представители в Маниле посоветовали ему поехать в Вашингтон и ходатайствовать за них перед конгрессом. Он это сделал, как вы это узнаете из его жития. 11 сентября 1949 года он служил первую литургию в день Усекновения главы Иоанна Предтечи в нашей новообразованной общине. Мы считаем его нашим основателем и вторым покровителем после Иоанна Крестителя. Так что наш приход в этом смысле уникален, и мы всегда чувствуем в нашей жизни, что любой успех, которым мы можем похвалиться — это все благодаря молитвам владыки Иоанна.

— Вы сказали о том, что достаточно большое число приезжих из России, которые сейчас стали прихожанами вашего собора, не были воцерковлены в достаточной мере. Можно ли говорить, что их приход к вере уже в США является осознанием своей православности как русских?

— Безусловно, конечно. Разные бывают люди. Есть те, которые приезжают уже воцерковленными и легко вливаются в нашу жизнь, а есть люди, которые были крещены, но не развили своей церковности. Они приходят к нам, и это происходит. Не сразу, может быть, но это происходит.

— А что побуждает американцев принимать Православие?

— Я думаю, они ищут настоящей духовности. К сожалению, протестантские, римо-католические церкви очень многое утратили. Они это осознают. Они ищут святоотеческую духовность. Я могу привести пример. У меня была семья, которая обратилась в Православие, потому что они обнаружили для себя, что есть Церковь которая в ХХ веке явила больше мучеников, чем раннехристианская Церковь. Я имею в виду Русскую Церковь. Они нашли книгу «Новомученики Российские» изданную Свято-Германовским Братством на английском языке, которую прочли и пришли в нашу церковь. И глава семьи стал священником, а до этого был регентом англиканской церкви. И он говорил, что его поиски начались, когда женщина-священница вышла на амвон и говорила, что не обязательно верить в телесное Воскресение Христово. И он говорил: «Это все. Я уже не могу оставаться в этой церкви». И это пережили очень многие, переживают очень многие сейчас и ищут истину Христову, потому что они осознают интуитивно, что она не могла испариться и исчезнуть. И вот, разными путями приходят к Православию.

Беседу вел Иван Пиковский, студент Сретенской духовной семинарии

Протоиерей Виктор Потапов, Иеромонах Ириней (Пиковский)

Протоиерей Виктор Потапов

24 октября 2005 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×