5 февраля

1918 год – Опубликован декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви».

Декрет первоначально назывался «О свободе совести, церковных и религиозных обществах». Он заложил основы будущего почти бесправного положения Церкви, хотя и содержал целый ряд положений о свободном исповедании любой религии. Однако в декрете были пункты, не связанные прямо с его основным смыслом: запрещение религиозным обществам владеть собственностью, лишение их прав юридического лица и национализация всего церковного имущества. Эти положения декрета явно противоречили принципу, что религия есть частное дело граждан, так как частные общества сохраняли свои права. Такое явление было вызвано в первую очередь идеологическими соображениями и, по мысли авторов, должно было приблизить полное отмирание религии в новом обществе. Декрет не предусматривал также переходного периода.

1919 год – В «Известиях» опубликован циркуляр по вопросу об отделении Церкви от государства.

В циркуляре, принятом 3 января 1919 г. Наркоматом юстиции, отмечалось, что «не все работники на местах правильно понимают задачи советской власти в деле отделения Церкви от государства». НКЮ в этом циркуляре ориентировал местные власти при осуществлении декрета об отделении Церкви от государства и инструкции от 24 августа 1918 г. воздерживаться от репрессивных мер в отношении духовенства и верующих и не оскорблять их религиозных чувств. Циркуляр НКЮ вызвал среди высшей церковной власти представления о том, что все изданные до него «правительственные постановления только исключительные меры, которые с течением времени будут подвергнуты самой радикальной реформе», и возродил предложение и надежды на установление диалога с советским руководством для достижения взаимоприемлемого компромисса в государственно-церковных отношениях.

1923 год – Е. А. Тучков сформулировал тактику антицерковной работы.

В рапорте Т. П. Самсонову он сформулировал «линию борьбы» с патриархом: «Пользуясь обновленческим элементом, дискредитировать тихоновскую Церковь, выявить ее черносотенную физиономию и, тем самым, всенародно показать, что церковь являлась оплотом монархии и капиталистов. Для этого использовать предстоящий Поместный Церковный Собор». По замыслу Антирелигиозного комитета, обновленческий «собор» должен был открыться после того, как суд вынесет суровый приговор патриарху Тихону.

"Патриарх
Патриарх Пимен. Фото 70-х годов XX века.
1973 год – Святейший Патриарх Пимен и сопровождавшие его лица отбыли в Москву.

1978 год – Святейший Патриарх Пимен обратился в Совет по делам религий с просьбой дать разрешение о проведении в Москве в конце мая 1978 г. торжеств, посвященных 60-летию восстановления патриаршества в Русской Православной Церкви.

1991 год – Накануне дня памяти блаженной Ксении Петербургской Святейший Патриарх Алексий II прибыл в Ленинград.

Его Святейшество совершил всенощное бдение в храме в честь Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском православном кладбище.

1997 год – В московском Свято-Даниловом монастыре по инициативе Всемирного Русского Народного Собора состоялась конференция «Духовно-историческая и православная тема в современной художественной литературе» (5 - 6 февраля).

4 февраля 2006 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×