Православный календарьПравославный календарь
Фрэнк (Антоний) Атвуд: «Если Бог знает, что для меня лучше всего быть казненным…»
Впервые в истории Аризоны рядом с приговоренным находился священник. По признанию репортера, он никогда не видел, чтобы казнь проходила так мирно.
Христианские смыслы фильма «Вариант Омега»
Протодиакон Владимир Василик
Фильм «Вариант Омега» апокалиптичен. Апокалиптичность фильма следует понимать как картину борьбы добра и зла, которая проходит по душам человеческим.
Может ли репродукция быть святыней Церкви? Ч.1. Постановка проблемы
Владимир Немыченков
В.С. Кутковой пишет: «Тираж святыням противопоказан, ибо они перестанут быть сакральными».
Архимандрит Иов: духовный отец
Фильм к 80-летию духовника Сретенского монастыря
Однажды Шамиль решил: «Надо жить по-христиански – соблюдать посты, ходить в храм, – и тогда, быть может, родится живая вера». Так и получилось.
Страшная история, или Как священник боролся с колдуньей
Диакон Андрей
Он поднимает на нее взгляд и видит, что у нее вместо глаз – две горящие плошки, и из них на него изливается холодная, лютая… ненависть.
Молитесь за епископа!
Митрополит Лимасольский Афанасий
Мы не избрали креста священства ни для себя, ни для своих детей, ни для своих внуков. Мы думаем: пусть кто-нибудь другой этим занимается. А вот хороших священников и епископов нам подавай.
Надоедать не буду!
Записки соцработницы
«Заказы я начну присылать ВКонтакте. Я есть и в Фейсбуке, и в Одноклассниках, но мне удобнее в ВК. Будем держать связь эпистолярно!»
Как совместить работу и семью?
Анна Сапрыкина
Самое трудное в проблеме «совмещения семьи и работы» – количество ролей, которые приходятся на душу современного родителя.
Духоносные старцы
Митр. Лимасольский Афанасий
У меня было такое ощущение, что этот человек подобен Моисею, стоящему на горе Синай перед Богом.
Меньше фарисейства!
Максим Первозванский о деликатности детской Исповеди
Исповедь – это не озвучивание списка грехов, а попытка что-то исправить и осознать.

Умонастроения будущей элиты

Наше внимание привлекла публикация Вестника Российской Академии наук – социологическое исследование умонастроений российского студенчества по вопросам общественной жизни и нравственных приоритетов. Этот серьезный научный анализ результатов опросов студентов ведущих российских гуманитарных и технических вузов был сделан в прошлом году и наглядно показывает, какие мировоззренческие стереотипы складываются у будущей элиты нашего общества. Понимая важность и полезность этой информации для миссионерских задач и, в целом, для любого думающего православного человека, мы подготовили выжимку из этой фундаментальной академической статьи.

Социализация поколения 18–20-летних происходит в новой социальной реальности, на которую они зачастую сами вынуждены искать ответы. Наиболее образованная часть российской молодежи так представляет себе общество и его ценности.

Невзирая на напористую пропаганду «рыночного» отношения к жизни, в основе которого лежат ценности удовольствия и потребления, образованная молодежь в значительной мере сохраняет веру в «высокие идеалы», но далеко не всегда может представить их себе сколько-нибудь отчетливо.

Заметна тенденция активного возрождения чувства патриотизма. При этом патриотическая гордость для большинства студентов более значима, чем профессиональная. Как показал опрос, почти 70 % московских студентов испытывают чувство гордости за Россию и уважают ее традиции. Одновременно происходит сдвиг фокуса чувства гордости и верности с государства на национально-этническую общность. Число студентов, ценящих свою национальную принадлежность, составил почти 80 %, что на 10 % больше тех, кто испытывает гордость за страну и ее историю.

Несмотря на нынешние «межпоколенческие разрывы», 85 % российской образованной молодежи гордится своими родителями.

Увеличилась готовность учащегося подрастающего поколения жить и работать в России, ее высказали около 70 % опрошенных. Отчетливые эмиграционные настроения зафиксированы лишь у 17 % респондентов, что разительно отличает их от поколения, входившего в жизнь в начале 90-х годов, когда стремление вырваться и попасть в «нормальную страну» было ярко выраженной idеe fixe.

Обращает на себя внимание искренность, с которой молодые люди выражали свое стремление быть и оставаться россиянами. Несомненно, что для них это не «парадная» ценность. Интересно, что молодежь находит свое обоснование этой ценности, отвергая более распространенные аргументы старшего поколения, связанные с историей и культурой. Высказывается либо что-то прагматичное, наподобие: «в России тоже можно зарабатывать», либо националистическое, как-то: «достали нас все эти разговоры об американцах и их достижениях».

Достаточно большую поддержку среди студенчества имеет и лозунг «Россия для русских» – около 17%, причем жесткую форму национализма поддерживает заметно больше юношей (21%), чем девушек (14%). 37 % респондентов ответили в духе «толерантного национализма»: все культуры и традиции, в принципе, равны, но общий облик страны должна все же определять русская культура. Сосуществования разных культур без преобладания какой-либо одной поддержали всего около 8 %. Не слишком привлекательной кажется московским студентам и идея следования культурным образцам Запада – 6, 1%.

Выдвигая в качестве идеальных такие отношения между людьми, которые были бы основаны на взаимопомощи, молодые люди, тем не менее, постоянно выражают твердое убеждение, что в нынешней жизни выигрывает тот, кто думает только о себе, а других «расталкивает локтями». Характерно, что «честно прожитая жизнь» практически совершенно выпадает из значимых для молодежи моделей социального поведения. Среди московских студентов эта позиция собрала лишь около 10 % голосов, тогда как в выборке, представляющей российское население в целом, этот показатель, по крайней мере, в 4 раза выше.

Учащаяся молодежь ориентируется в политике на достаточно примитивном уровне, предпочтения не идут дальше типичных лозунгов: рыночная экономика (23%), демократическое развитие (около 20%) и правовое государство (16%). Приверженцев свободного пути России – 12,4%, монархического устройства – 3,6 %. При этом, почти 60 % вообще не стали отвечать на вопрос о том, какие политические идеи подходят для современной России, а еще 17 % ответили «не знаю».

Конкретные представления об институтах гражданского общества у российского студенчества оказались весьма туманными. Так, четверть опрошенных считают Русскую Православную Церковь элементом гражданского общества, а 66,8 % (!) затруднились ответить. Точно также существование таких органов государственной власти, как милиция и армия, кажется абсолютно необходимым только 27 % респондентов, а Администрация Президента РФ набрала лишь 12,9 % голосов.

Из позитивных тенденций важно то, что преподаватели, мнения которых привлекались для экспертных оценок, отмечают некоторое улучшение качества преподавания истории и смежных гуманитарных дисциплин, важных для формирования «картины мира» у молодого человека, по сравнению с началом 90-х годов, когда делались попытки ревизии исторического пути России в духе тотального «развенчания». А сами студенты жалуются на недостаток знаний по истории и видят необходимость изучать ее более подробно.

По материалам: Андреев А. Л., профессор (Институт комплексных социальных исследований РАН). Гражданская позиция российской учащейся молодежи // Вестник Российской Академии наук. 2005. № 7.

Анастасия Верина

19 июля 2006 г.

Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×