Русская Православная Церковь XX век
11 ноября

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

1924 — В Харькове заседало обновленческое «всеукраинское предсоборное совещание».

 На совещании собрались все епархиальные и викарные епископы-обновленцы и от каждой епархии по одному клирику и мирянину, всего 78 делегатов. Из Москвы евдокимовский синод прислал своего представителя «митрополита» Серафима (Руженцева). Председательствовал «митрополит» Пимен (Пегов). Главными вопросами совещания были автокефалия и украинизация богослужения. Доклад об автокефалии сделал «архиепископ Полтавский» Иосиф Кречетович. На этом совещании самосвяты-липковцы были объявлены еретиками и раскольниками, а также решено было обратиться через обновленческий синод и архимандрита Василия (Димопуло) к Вселенскому патриарху с прошением сообщить свой отзыв о самосвятско-липковской иерархии. После доклада о монашестве обновленческого «митрополита Киевского» Иннокентия (Пустынского) решено было отнять у патриаршей Церкви и взять под свой контроль древнюю всероссийскую святыню — Киево-Печерскую лавру.

По вопросу о богослужебном языке совещание приняло решение: «Украинизацию богослужения и церковной жизни признать естественной, законной и своевременной. Фактическое введение украинизации поставить в зависимость от волеизъявления большинства населения прихода, причем в той или иной форме должны быть удовлетворены и законные интересы меньшинства».

1925 — Власти дали установку ОГПУ на осуществление раскола в патриаршей Церкви.

АРК при ЦК ВКП(б) постановила: «поручить т. Тучкову ускорить проведение наметившегося раскола среди тихоновцев... В целях поддержки группы, стоящей в оппозиции к Петру, поместить в “Известиях” ряд статей, компрометирующих Петра, воспользовавшись для этого материалами недавно закончившегося обновленческого собора. Просмотр статей поручить тт. Стеклову П. И., Красикову П. А. и Тучкову. Им же поручить просмотреть готовящиеся оппозиционной группой декларации против Петра. Одновременно с опубликованием статей поручить ОГПУ начать против Петра следствие».

1954 — В газете «Правда» опубликовано постановление ЦК КПСС «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения».

Принятие постановления давало понять верующим, что наступление на Церковь и религию вообще, которое в начале года попыталась предпринять группа партийных идеологов, не будет продолжено. Этот документ стал заметным явлением в жизни верующих и духовенства всех конфессий.

В постановлении указывалось, что Церковь далеко не всегда нужно воспринимать как «враждебную советскому строю» организацию. Во-первых, подчеркивалась разница между положением Церкви в социалистическом обществе и положением ее в капиталистическом государстве, где она служила «эксплуататорским классам», а не народу. (Это было новое слово в марксистском учении о религии.) Во-вторых, особое внимание было обращено на то, что подавляющее большинство советских верующих — преданные обществу люди, добросовестно выполняющие свои обязанности, поэтому объявлялись недопустимыми попытки ставить под «политическое сомнение» деятельность религиозных организаций и выражать «политическое недоверие» духовенству и верующим. В-третьих, в постановлении указывалось, что по отношению к государству религия является частным делом, за партией же признавалось право на ведение научно-атеистической пропаганды: она должна быть научной, освобожденной от какой-либо политизации; недопустимо привнесение в идеологическую борьбу административных мер, оскорбление религиозных чувств верующих, в том числе и служителей культа.

Опубликование постановления совпало с очередным заседанием Священного Синода и традиционным приемом высшего духовенства в Совете по делам Русской Православной Церкви по случаю годовщины Октябрьской революции. Во время заседания Синода его участники выразили единодушное мнение по поводу того, что это «хорошее, нужное постановление», а главное — «вовремя принятое». Выступив по поводу принятия ЦК КПСС постановления и восторженно, по словам протопресвитера Николая Колчицкого, отозвавшись о нем, патриарх Алексий предложил Синоду принять обращение в адрес правительства. Обращение было принято и передано председателю Совета по делам Русской Православной Церкви Г. Г. Карпову во время приема.

В обращении от 12 ноября 1954 г., называвшемся «Постановление патриарха и Синода», говорилось: «Священный Синод Русской Православной Церкви, с удовлетворением ознакомившись с постановлением ЦК КПСС от 10 ноября, в котором даются указания о должном отношении к духовенству и религиозным чувствам верующих, считают своим долгом просить председателя Совета выразить признательность нашему правительству за его неизменное благожелательное отношение к Православной Церкви…»

В воскресенье, 14 ноября 1954 г., храмы Москвы и Ленинграда были переполнены: духовенство объявляло пастве о принятом ЦК партии постановлении. Оно зачитывалось и во всех классах духовных академий и семинарий. Уже 17 ноября в Совет поступили сведения от уполномоченных по Белоруссии, Украине, Молдавии, Грузии, Казахстану о реакции мирян и духовенства. Реакция эта была единодушной: «Постановление встречено положительно и с удовлетворением», за исключением немногих примеров скептических замечаний верующих: «Будет ли проводиться на деле, покажет жизнь». О своем благоприятном впечатлении от постановления заявили и представители Восточных Православных Церквей.

1961 — Пимен (Извеков), архиепископ Тульский и Белевский, переведен на Ленинградскую и Ладожскую кафедру в сане митрополита.

1975 — Состоялось заседание Священного Синода.

Епископом Алма-Атинским и Казахстанским назначено быть архимандриту Серафиму (Гачковскому), преподавателю Одесской духовной семинарии; епископом Воронежским и Липецким определено быть архимандриту Ювеналию (Тарасову), настоятелю кафедрального собора г. Пензы; архиепископ Винницкий и Брацлавский Алипий (Хотовицкий) уволен на покой по состоянию здоровья с назначением архиерейской пенсии; епископом Винницким и Брацлавским, временно управляющим Хмельницкой епархией, определено быть архимандриту Агафангелу (Саввину), ректору Одесской духовной семинарии.

Синод рассмотрел письмо митрополита Сурожского Антония от 17 октября 1975 г.:

«Принужден сообщить Вашему Высокопреосвященству, что, к большому моему сожалению, я не смогу участвовать в Генеральной ассамблее Всемирного Совета Церквей ввиду состояния моего здоровья в течение последних лет. Доктора решили меня серьезно освидетельствовать перед тем, чтобы начать впрыскивать различные сыворотки, и в результате этого отказались их производить ввиду неудовлетворительного состояния сердца, почек и печени. Предложили мне выдать об этом свидетельство, но я сказал, что Патриархия, несомненно, поверит моему слову. Мне очень горько, что я лишний раз по болезни не могу выполнить возложенное на меня родной Церковью поручение, но, как мне сказали два врача, условия жизни в детстве и юности глубоко пошатнули на редкость сильный организм, и мне посоветовали считать, что мне теперь органически не 62-й г. идет, а 75-й!»

Синод постановил: «Митрополита Сурожского Антония освободить, согласно просьбе, от участия в Пятой Генеральной ассамблее Всемирного Совета Церквей в Найроби».

1990 — Святейший Патриарх Алексий II совершил Божественную литургию и хиротонию архимандрита Евлогия (Смирнова) во епископа Владимирского и Суздальского в Успенском кафедральном соборе Владимира.

По окончании литургии Святейший Патриарх поздравил верующих с праздником и с новым архипастырем Владимирской епархии.

1996  — По инициативе Миссионерского отдела Московской Патриархии в Белгороде был проведен Всероссийский миссионерский съезд.

В съезде участвовали миссионеры из всех епархий Русской Православной Церкви. Внимание участников съезда, выступивших с докладами и сообщениями, было сосредоточено на так называемой внутренней миссии — на христианском просвещении и воцерковлении людей, принадлежащих к традиционно православным народам России, но оторвавшихся от Церкви в годы атеистической диктатуры.

1996  — Святейший Патриарх Алексий II молился в Никольском храме Свято-Троицкого Никольского женского монастыря Ташкента и передал в дар обители икону Благовещения Пресвятой Богородицы.

В тот же день — Святейший Патриарх совершил литию на Боткинском кладбище Ташкента на могилах митрополитов Арсения (Стадницкого), Никандра (Феноменова) и архиепископа Гавриила (Огородникова).

Затем Его Святейшество посетил расположенный поблизости храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

1997  — В резиденции Святейшего Патриарха Алексия II в Свято-Даниловом монастыре состоялась церемония награждения орденом Святого мученика Трифона активистов движения по борьбе с наркоманией и наркобизнесом.

Орден учрежден в 1995 г. Священным Синодом Русской Православной Церкви по предложению Международной ассоциации по борьбе с наркоманией и наркобизнесом.

9 ноября 2006 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

×