Узники концлагеря Дахау |
Тут уж я говорю: а вы каким, дескать, боком к теме этой прикосновенны? Выясняется, что боком непростым и особенным. Он — историк, занимается изучением гитлеровских концлагерей, а, скажем, в лагерь смерти «Дахау» ссылали православных священников из Южной Европы. И не только священников, но и высочайших иерархов: например, Сербского патриарха Гавриила, епископа Николая (Велимировича)…
Он рассказал, как в недавние времена в Дахау строи ли православный храм — деревянный, как рядом с ним сажали березки. Там же построили храмы других христианских конфессий и синагогу. Воздвигли общий поминальный крест, у синагоги — менору-семисвечник. Потом, правда, крест пришлось убрать. Менора осталась…
Наши батюшки консультировали его по вопросам, связанным с церковной жизнью заключенного духовенства: ведь в бараках надо было совершать богослужения, причащаться. Писались прошения, их рассматривало лагерное начальство, иногда разрешало, иногда отказывало. Если разрешало, выставлялись какие-то требования… И все это на бумагах — с подписями, печатями, резолюциями, с точным указанием времени. Немец рассказал, что и на расстрельных актах время указывалось в высшей степени пунктуально: выстрел произведен во столько-то часов, столько-то минут — подпись офицера, смерть наступила через столько-то минут — подпись врача.
Так же обстоятельно заполнялись в Дахау анкеты — был даже вопрос о вероисповедании. Скрывать что-либо не имело смысла — все одно смерть. Немецкий историк сказал, что через его руки прошли тысячи дел: подавляющее большинство заключенных — советские офицеры. Почти все они — православные, иногда — мусульмане, никаких других не было. «Других — не было», — внятно повторил он, и между прочим заметил, что войну эту выиграло последнее поколение крещеных русских людей. Потом крестить практически перестали, и все последующие баталии заканчивались не столь впечатляюще.
Тут мы и расстались: допив кофе, он снова пошел в архив — я почтительно уступил ему право на исторические документы.
Благодаря тому, что даже во времена атеистической власти, народ в основной своей массе был крещён, поэтому и произошло возрождение Православия в России.
Это очевидно - минору ведь оставили. "Кровь Его на нас и на детях наших" восклицали они, предавая распятию Невинного. Крест обличает.
И с этим немецким историком.
Покреститься - это еще не значит жить во Христе.
Да, в советское время народ старался крестить своих чад, крестились все, кто мог.
И сейчас крестятся.
Вот и мои, почти все, родственники и знакомые, и дети их, и внуки – крещенные.
И на Пасху вспоминают, что можно поздравить друг друга с еще одним праздником.
И многие носят нательный крест, золотой, и на дорогой цепочке.
Вот только, половина, в церковь ни когда не заходят. А другие, как те, о которых говорят – захожане, раз в пол года, забагут, свечку поставить.
Вот и все православие.
Да и сам я, до не давних лет, был таким захожанином.
И то, что творится вкруг, где по статистике, большинство называют себя православными, для меня лишь подтверждение слов немецкого историка.
Какие мы защитники? Какие победители?
Свои страсти, свою жадность победить не можем.
Ни в малом, ни в большом, без Бога – не победишь.
Почему пришлось убрать крест?
Я - воцерковлённый православный человек, пою на клиросе и жизни не мыслю без Православия и Церкви. Однако дед мой был иудеем, всю жизнь молился и соблюдал все соответствующие обряды. Во время Великой Отечественной войны воевал, был два раза ранен. И из разных источников, на которые без труда могу сослаться, знаю - иудеев ( не евреев, а именно иудеев !) на войне было немало.
Бабушка моя была русская, крещёная, но о Боге я от нее никогда не слышала.Она просто была праведным человеком. Дед, собственно, особо не распространялся про своё вероисповедание, но что о Боге я услышала ВПЕРВЫЕ именно от него - это факт.Получается, именно с него началась моя дорога в Православие!
Я очень люблю творчество Ярослава Шипова, всегда с огромным интерсом читаю его рассказы, но вот именнно этот рассказ показался слегка некорректным. Ведь для верующего православного человека очень важно соблюсти истину, правда ведь? Нежели любыми путями оказаться правым? ПРОСТИТЕ ВЕЛИКОДУШНО!
"Потом крестить практически перестали" мог сказать немец, не знакомый с нашими реалиями, но зачем за ним повторять?
Я сам крещён в 1975 году в возрасте 5 лет.