Достоинство миссии

Все мы находимся под влиянием окружающей нас мирской культуры. Одно из проявлений этого — смешение православной миссии с другими видами деятельности. Такими как продвижением товара на рынок или политической агитацией.

Крещения конголезцев Крещения конголезцев
    

Ничего в принципе греховного в торговле нет. В Евангелии Господь часто упоминает купцов во вполне нейтральном или даже положительном ключе, но торговлю нельзя сравнить с миссией. Изготовители и распространители товаров исходят из принципа «чего изволите» — как угодить потребителям и как объяснить им, что именно этот товар, а не товар конкурентов лучше всего соответствует их запросам. Это опять-таки само по себе не грех — если не предполагает обмана или манипуляции, но это неприменимо к миссии.

Вверенное нам послание неизменно — мы не можем приспосабливать его к запросам рынка. Нам заповедано «подвизаться за веру, однажды преданную святым (Иуд.1:3)». Формы выражения послания могут меняться — но не оно само. Мы не можем предлагать товар, который соответствует запросам потребителя — у нас просто нет такого товара. У нас есть вечное и неизменное слово Божие.

Более того, попытки приспосабливаться к запросам аудитории выглядят жалко и приносят жалкие результаты. Попытки «пойти навстречу современному человеку» уже довольно давно предпринимались западными христианами и никакого впечатления на «современного человека» не произвели. Либеральные общины, всегда готовые «прогнуться под изменчивый мир», чтобы привлечь людей, в итоге никого не привлекают — напротив, они стремительно теряют прихожан. Рост наблюдается как раз там, где люди совершенно не стесняются своей веры — даже когда она резко расходится с текущей идеологической модой.

Миссию также не следует путать с политической агитацией. Сама по себе политическая деятельность вовсе не обязательно греховна. Христиане призваны осуществлять свои гражданские обязанности и в меру своего разумения заботиться об общем благе. Однако любая политическая программа — какой бы прекрасной она ни была — не является богооткровенной. Она создается людьми по человеческому рассуждению и неизбежно несет на себе отпечаток человеческих страстей и ошибок. Более того, как и в случае с торговцем, политик отзывается на запрос снизу, его работа в том и состоит, чтобы озвучивать требования и запросы людей, готовых оказать ему поддержку. Как сказал французский политический деятель Ледрю-Роллен: «Я их вождь и поэтому должен идти за ними». Иногда эти требования могут быть разумными и справедливыми, иногда — нет. Политик, который ищет понравиться народу, и христианин, который ищет угодить Богу, могут конфликтовать — в том числе в одном и том же человеке.

И торговец и политик ориентируются на требования аудитории. «Поддержите такого-то соискателя, и он даст вам то, что вы хотите», — говорит политик. «Купите наш товар, и он удовлетворит ваши самые взыскательные запросы», — говорит торговец.

Эта борьба за аудиторию диктует и методы. И политику и торговцу очень важно привлечь внимание. Американская поговорка «без известности нет процветания» описывает рынок очень точно, и часто даже скандальная известность намного лучше безвестности. Оскорбительная, бьющая по нервам реклама, которую еще запретят после долго судебного разбирательства, о котором напишут во всех газетах — превосходное средство для продвижения товара на рынок. Крикливые, экстремистские лозунги — отличный способ заявить о себе на политической сцене. Хорошо бы еще и с ОМОНом подраться.

Миссия — это не продвижение корпорации на рынке и не агитация «голосуйте за нашего кандидата». Это провозглашение истинного Царя — Господа нашего Иисуса Христа — и призыв покориться Его Царству. Человек, который придет к Господу, утолит глубочайшую жажду своего сердца и обретет вечную жизнь — но не раньше, чем в его жизни совершится глубочайший переворот. Все наши нужды будут восполнены — но только после того, как мы перестанем ставить свои нужды на первое место. Христос — не политик, не народный вождь, который пришел сокрушить наших врагов и осуществить нашу волю. Люди, которые воспринимали Его именно в таком качестве, были глубоко разочарованы. Напротив, мы должны отложить нашу волю и покориться Ему.

Мы не призваны проповедовать что-то вроде «нашейте на Вашу кожаную куртку еще и восьмиконечный крест — будет круто» или «затусуйтесь с нами — у нас весело!» Мы должны призывать людей покориться Иисусу Христу как Господу и довериться Ему как Спасителю. Это — самое важное послание на свете. И оно должно возвещаться как самое важное. То есть «благопристойно и чинно» (1Кор.14:40).

Посол великой державы должен держаться со сдержанностью и достоинством — не потому, что он такая важная личность, а потому, что он представляет здесь свою страну. Глупое, непристойное, грубое или, наоборот, заискивающее поведение, учинение скандалов и безобразий несовместимо с обязанностями посла. «Мы, — говорит Апостол, — посланники от имени Христова» (2Кор.5:20).

Это лишает нас возможности делать некоторые вещи — безобразничать, чтобы попасть в новости, взъезжать в топ на скандальных слухах, на которые так падки желтые СМИ, или развлекать публику грубыми шутками.

Но нам это и не нужно. В отличие от политиков и торговцев, свидетельство Церкви о Христе утверждает Святой Дух. В конечном итоге, именно Он приводит людей к спасению. И самое главное в деле миссии — быть послушным Ему.

Преподобный Серафим Саровский не играл с миром по его правилам. Он искал не славы и влияния, а Святого Духа. Он говорил приходящим к нему: «Радость моя! Молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя». И Бог совершил по его словам. Множество людей обратились к спасению благодаря преподобному Серафиму. Именно с этого и начинается любое подлинное миссионерство — со стяжания мирного духа.

Сергей Худиев

15 января 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Миссия невыполнима. Ортодоксальная версия Миссия невыполнима. Ортодоксальная версия
Свящ. Сергий Бегиян
Миссия невыполнима. Ортодоксальная версия Миссия невыполнима
Ортодоксальная версия
Священник Сергий Бегиян
Миссионер зачастую сам не знает, чего хочет от обращенного. Хочет ли он всецелого обращения ко Христу? Или он хочет формального признания христианства?
Будь непорочен Будь непорочен
Прот. Андрей Ткачев
Будь непорочен Будь непорочен
Протоиерей Андрей Ткачев
Церковь должна быть открыта к вопросам сегодняшнего дня, но корнями Она должна пить воду с апостольской глубины. Без такой глубины корней мир просто сметет или поглотит Церковь.
«Каждый из нас должен стать апостолом» «Каждый из нас должен стать апостолом»
Миссия в Конго
«Каждый из нас должен стать апостолом» «Каждый из нас должен стать апостолом»
Беседа с архимандритом Теологом (Хризантакопулосом), миссионером в Конго
Светлана Хмелева
Александрийская Церковь уже многие десятилетия ведет успешную миссию в африканских странах. Миссию в Конго возглавляет архимандрит Теолог (Хризантакопулос). «Недостаточно просто просвещать, надо еще и показывать, как жить по-евангельски», – уверен отец Теолог.
Об одном неудачном миссионере Об одном неудачном миссионере
Диак. Георгий Максимов
Об одном неудачном миссионере Об одном неудачном миссионере
Диакон Георгий Максимов
За 18 лет пребывания в Индии архимандрит Андроник как миссионер не добился ничего. После него не осталось даже маленькой общины православных христиан, которых бы он обратил. Как такое могло произойти? Неудивительно, если бесплодным оказывается миссионер, не имеющий любви к людям и стране, – но это не про отца Андроника. Тогда почему?
Миссия в обществе потребления Миссия в обществе потребления
Игум. Нектарий (Морозов)
Миссия в обществе потребления Миссия в обществе потребления
Игумен Нектарий (Морозов)
«В чем же тогда счастье, да и есть ли оно? И ради чего вообще жить?». Этот вопрос — и есть та цель, с которой мы затевали весь разговор о «недостижимости» счастья. Потому что у нас есть что на него ответить. Потому что счастье — Бог, и разговор о счастье был ничем иным, как необходимым предисловием к разговору о Нем.
Проповедь Евангелия Христова в современном мире Проповедь Евангелия Христова в современном мире
Доклад иеромонаха Дамаскина (Кристенсена), насельника монастыря преподобного Германа Аляскинского (США)
Иеромонах Дамаскин (Кристенсен)
Всегда и везде, проповедуя Евангелие, мы должны действовать и говорить с любовью. Христос сказал Своим ученикам: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Православная Церковь обладает полнотой истины, но истина эта должна преподаваться с любовью, иначе она будет невольно искажена. Люди будут искать Бога в нас, и если они не увидят любви, они не заметят присутствия Божия, хотя мы и знаем православные догматы и цитируем Евангелие и Символ веры.
Комментарии
Вениамин З.16 января 2014, 13:59
Спаси, Господи! Молодец автор! Так умно написал, не называя имен.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×