Не произноси имя Его напрасно

Gott strafe England! Gott strafe England!
Одна из десяти заповедей говорит: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх. 20:7).

Люди чаще всего думают, что речь идет о запрете на ругательства, в которых имя Божие упоминается непочтительно. И это, конечно, тоже, но главное другое — употребление имени Божьего в своих целях, выдвижение от лица Божия каких-то своих требований. В притчах благочестивый человек просит:

«Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся [Тебя] и не сказал: “кто Господь?” и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Прит. 30:7–9).

Очевидно, человек страшится того, что бедность подтолкнет его выпрашивать деньги именем Божиим.

Поминание всуе — это и выпрашивание денег «Христа ради» здоровым и трудоспособным человеком, и политическая агитация в стиле «Бог открыл мне голосовать за такого-то кандидата» без явных на то указаний. И объяснение причин чужих бед: «это Бог на вас навел беду, потому что вы меня не слушаетесь!» И, конечно, объявление Господа Бога своим верным союзником в различных конфликтах.

Конфликты, когда люди охвачены гневом, возмущением, обидой, тревогой, резко снижают уровень того, что психиатры называют «критикой» — способности оценивать свои действия со стороны, и с точки зрения их целесообразности, и с точки зрения их нравственности. Увы, способность себе внимать и избегать греха, и так не слишком развитая в людях, во дни смут и волнений окончательно пропадает, и бесстрашное поминание имени Божьего всуе становится обычным. Каждая из конфликтующих сторон заявляет, что Бог на ее стороне — как в известном немецком лозунге времен Первой Мировой Войны «Gott strafe England!» («Боже, покарай Англию!») который высмеивается в «Бравом солдате Швейке».

Люди, переживающие конфликт, охотно обращаются к Богу — но часто не как к Господу, Которому надо повиноваться, отложив все остальное, а как к кому-то, кого можно мобилизовать на свою сторону в перебранке. К Церкви обращаются с гневными требованиями не молчать, но твердо заявить, что Бог, конечно, всецело на правой, то есть на их, обращающихся, стороне. Нежелание прямо выступить за тех или этих вызывает немалый гнев и огорчение.

Однако беспричинно использовать имя Божие в целях агитации — это и значит нарушать заповедь. Это серьезное преступление. В самом деле, если я, не имея законных полномочий, стану выдавать себя за представителя президента, передавать какие-то указания от его имени, чтобы добиться своих целей, меня накажут за мошенничество. Но тут я погрешу против земного правителя, против порядка, установленного в земном государстве. А употребление имени Божьего напрасно — это мошенничество от имени Господа мироздания, Вечного Судии, на суд Которого придем мы все — цари и президенты, крестьяне и нищие, телеведущие и блогеры.

Когда люди приплетают Господа Бога к своим препирательствам, невольно поражаешься силе их атеизма — и у решительных атеистов могут быть минуты сомнения, а вдруг Бог есть? Как говорили советские лекторы: «Если Бога нет — то слава Богу, а если Он есть — то не дай Бог!». А тут какая-то железобетонная уверенность, что Бог никогда не взыщет за подлог от Его имени.

Очень часто конфликт развивается не между святыми с одной стороны и нечестивцами с другой, а между двумя группами грешников, в ходе которого грешники как совершают неправду, так и становятся жертвами неправды; как лгут, так и бывают оболганы; как обижают, так и терпят обиды.

Да, в пылу спора человек тщательно отмечает свои обиды и не видит обид, которые наносит он сам. Но Бог видит и то и другое.

Как нам открывает Священное Писание, Бог прежде всего хочет примирения людей с Ним и друг с другом. Бог не ищет победы одной гордыни и неправды над другой гордыней и неправдой. Он ищет примирения и исцеления разрушенных отношений.

Как говорит Апостол,

«Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя [людям] преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас [жертвою за] грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:18–21).

Сергей Худиев

31 марта 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Зачем соблюдать заповеди? Зачем соблюдать заповеди?
Митр. Месогейский Николай
Зачем соблюдать заповеди? Зачем соблюдать заповеди?
Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай
Наш век считает, что соблюдение заповедей — это поверхностная этика, а разговор о соблюдении заповедей — морализаторство, ведущее к ханжеству. Однако на самом деле все не так.
Путь от десяти заповедей к девяти блаженствам Путь от десяти заповедей к девяти блаженствам Путь от десяти заповедей к девяти блаженствам Путь от десяти заповедей к девяти блаженствам
Священник Константин Галериу
Если в мир вошел грех, который повреждает и меня, и ближнего, могу ли я сказать, что в том, чтобы «любить ближнего, как себя самого», заключается полнота моей любви к ближнему?
Библия, изложенная для семейного чтения Моисей законодатель Библия, изложенная для семейного чтения Моисей законодатель
Моисей был и пророком (в значении праведника, который посвятил себя на служение Богу и Его домостроительству), и учителем, и вождем войска, и законодателем, и судьею над исполнением уставов Божиих.
Комментарии
anna zueva 3 апреля 2014, 05:58
Весьма соблазнительно использовать в качестве аргумента Его Имя. Вроде как сказал " Именем .... (или Во Имя ...) и пожалуйта, действуй, твори, что хочешь, прикрывшись Святым Именем. Можно и историю вспомнить (не только Германию). Как с Его Именем совершались казни, преследования, даже грабежи, крестовые походы.
lyudmila t 2 апреля 2014, 21:44
спасибо вам за понятную статью много бывало слышала таких речей раньше в те времена безбожные Слава БОГУ что сейчас не слышно такого. Упаси нас Боже от греха Слава ТЕБЕ ГОСПОДИ!
Толик 2 апреля 2014, 20:03
Лев "Заповеди настолько широки в применении что устанешь перечислять эти самые ситуации где они необходимы..." Согласен с Вами. И статьи даже не касаюсь. Удивительно, - заповеди и притчи Евангельские (уже сколько раз ловил себя на мысли, да и не только на мысли) - всегда правы, во-первых, и постоянно открываются по новому, во-вторых. Удивительно, - написано околао пары тысяч лет назад и до сих пор - правда, и до сих пор - постоянно заново открываются. (простите, это просто мой взгляд грешника) Источник: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/69603.htm © Православние.Ru Уважаемые программеро-модеро-админы. Почему здесь, на сайте, в теле коммента возникает адрес после копипаста с этого самого сайта?
Светлана 1 апреля 2014, 00:33
Спасибо, Сергей! Ваши статьи всегда очень глубокие и очень доходчивые. Всегда не в бровь, а в глаз!
Лев31 марта 2014, 21:32
Зачем обкрадывать заповедь,привязывая её к какой то одной ситуации?Заповеди настолько широки в применении что устанешь перечислять эти самые ситуации где они необходимы..Агитация с использованием Имени Божьего может и относиться к лжесвидетельству...Произнесением всуе(то есть НАПРАСНО)мы грешим каждый день,когда встаем на молитву и вместо этого витаем мыслями и думаем о чем и о ком угодно при этом произнося Имя Божие...напрасно!
Василий Н.31 марта 2014, 17:50
Да уж, вспоминаю, как Михалков говорил, что землетрясение в Японии - это Божья кара Японии за Россию (в чем его поддержал священник Александр Шумский). Или как многие аналогично говорят о Холокосте.
Vladimir Ramenskii31 марта 2014, 10:57
О бездна богатства и премудрости и ведения Божия! как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!(Рим. 11:33) Лучше апостола Павла не скажешь.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×