Право на двойку

Дима Соколов идёт в школу. 1 сентября 1982 г. Дима Соколов идёт в школу. 1 сентября 1982 г.
1 сентября 1982 года я пошел в школу. Обыкновенную школу. Бывают школы обыкновенные и необыкновенные. Я пошел в обыкновенную. Потому что мне повезло.

Это была средняя школа №18 подмосковного города Электросталь. В руках у меня был букет из трех гладиолусов. В этот день половина первоклашек Советского союза несла в руках гладиолусы, а еще половина — либо астры, либо георгины, самые недорогие сезонные цветы. В те времена вообще все цветы были сезонными: весной — мимозы и нарциссы, летом — тюльпаны и гвоздики, зимой — вообще ничего.

Наш район на молодежном сленге назывался «Шанхай». Несколько квадратных километров четырехэтажных хрущевок из серого кирпича, зажатых с одной стороны заводом ЭЗТМ, с другой — свалкой завода ЭЗТМ, с третьей — воинской частью, с четвертой — враждебным районом «Центр». В 150-тысячном городе молодежь, как и положено, враждовала по географическому признаку, причем врагами, как правило, были соседние районы, а дальние друг друга терпели и даже заключали союзы. «Шанхай», «Центр», «Семь ветров», «Клюшки», «Четверка».

Наибольшего успеха во взрослой жизни добились те, кто лучше всех играл в баночки.

В обыкновенной восемнадцатой школе я провел восемь прекрасных лет. Тогда не было всех этих конкурсов «Учитель года», рейтингов учебных заведений и прочих антипедагогических глупостей, поэтому если ученик отвечал на двойку, ему ставили двойку. Никто не боялся педофилов, поэтому в первый же свой учебный день я пошел домой один и со следующего дня спокойно ходил в школу без родителей. Со второго класса мы с Эдиком Каширским уже сами бегали на свалку завода ЭЗТМ за биточками для игры в баночки. Знаете, что такое баночки? Это обыкновенные пробки от пивных бутылок. У каждого нормального подростка в городе Электросталь имелся целый банк самых разных пробок, которые он выигрывал, проигрывал, выменивал, а иногда даже воровал. Не буду вдаваться в подробности этой увлекательной и очень полезной игры, скажу лишь, что это был прекрасный опыт товарно-денежных отношений. Наибольшего успеха во взрослой жизни среди моих одноклассников добились те, кто лучше всех играл в баночки.

Справедливости ради надо признать, что необыкновенных школ в Электростали в ту пору не было совсем. Как и в большинстве городов страны. Мода на необыкновенные школы пришла к нам из Москвы в конце 1980-х. В одну из них я даже нечаянно угодил, когда нам дали новую квартиру в другом районе, на «Семи ветрах». Разумеется, я взвыл там в первый же месяц и через полгода сбежал в соседнюю — пятую. У нее и вовсе была репутация школы не для слабонервных, но мне там почему-то очень понравилось. Она была даже еще более обыкновенная, чем 18-я. Помню, первым уроком у меня в этой школе была биология, в классе стоял адский галдеж, урок никто не слушал. А знаете, почему? Потому что препод по биологии у нас и правда была так себе. Замученная жизнью, несчастная женщина, совершенно не умеющая преподавать. Зато, например, историю у нас вела такая талантливая учительница, что мы ее слушали, выпучив глаза, и полкласса ходило после уроков на факультативные занятия. Один из моих одноклассников потом даже на ней женился.

В обыкновенной школе у ребенка больше прав: нормальных, детских

Знаете, чем хороша обыкновенная школа? Тем, что в ней у ребенка больше прав. Не каких-то там придуманных в недрах Госдумы общечеловеческих прав, а нормальных — детских. У него, например, есть право учиться хорошо или плохо. И если он учится хорошо, то он делает это не потому, что все вокруг учатся хорошо, а потому что ему действительно интересно. У него есть право слушать хорошего преподавателя и не слушать плохого, а иногда даже доводить его до слез — потому что нечего быть плохим преподавателем. Ребенок в обыкновенной школе имеет право драться, а не выслушивать идиотские нравоучения продвинутых педагогов о том, что все конфликты можно решить словами. Он имеет право сбежать с уроков, когда по какой-либо причине находиться в школе невыносимо — ну, да, вызовут родителей, но не выгонят из хорошей школы в обыкновенную. Наконец, ребенок здесь имеет право на трудный возраст — обыкновенный педагог, в отличие от необыкновенного, поймет и потерпит.

Обыкновенная школа выращивает более свободного и приспособленного к жизни гражданина. В ней нет аквариумных условий, которые он потом никогда не найдет в реальной жизни. В ней нет среди харизматичных преподавателей и директоров тех, кто вьет веревки из неокрепших сознаний. В обыкновенной школе тебя не заражают бациллой интеллектуального высокомерия: даже если ты сильно умный — ты учишься быть таким, как все. Я, например, если не считать трехлетнего перерыва на пубертатный период, всегда был отличником и ботаном. Но в обыкновенных школах ботаны бывают свои и чужие. Свои — это те, которые только учатся хорошо, а в остальном — нормальные пацаны. Дают списать, ходят в качалки, играют после уроков в футбол, мотаются в Москву на Курский вокзал за кассетами «Ласкового мая». А чужие — это чмошники, которые из ложно понятого чувства собственного достоинства ни с кем не общались, на переменах стояли, прижавшись к подоконнику, и сбегали в гетто продвинутых гимназий, как только они появились. Лично для меня это была первая серьезная моральная задача, которую удалось решить — как хорошо учиться, не вляпавшись при этом в ересь чмошничества.

Святослав Федоров говорил: “Чтобы у взрослого человека был хороший иммунитет, в детстве он должен съесть ведро грязи”

Офтальмолог Святослав Федоров однажды сказал мне в интервью: «Чтобы у человека во взрослом возрасте был хороший иммунитет, в детстве он должен съесть ведро грязи». Я смотрю на своих знакомых, которые выросли в необыкновенных школах, и вижу, что у них этого ведра не было. Впрочем, дело, конечно, не только в грязи. Дело еще и в том, что среди многих так себе учителей у нас в обыкновенных школах были очень сильные преподаватели — их тогда еще не сгоняли в продвинутые лицеи, они были равномерно распределены по всему школьному миру.

Недавно я был в Южной Корее и узнал, что там в сфере образования идет постоянная ротация кадров, педагогам не дают работать в одной и той же школе более 3–5 лет. Я спросил, почему, и когда услышал ответ, не поверил собственным ушам: «Как почему? Чтобы в школах не складывались сильные педагогические коллективы. Все дети в нашей стране должны получать одинаковое образование».

Спасибо вам, Вера Васильевна, Маргарита Борисовна, Тамара Владимировна, Людмила Григорьевна, Елена Петровна и многие-многие другие. Отдельное спасибо трудовику Василию Петровичу Грозе — за то, что научил работать на токарном станке и чуть было не вдохновил меня поступать в ПТУ. А также физруку Сергею Владимировичу Фахритдинову, который умел кидаться в нас свистком так, что мы потом нисколько не обижались.

Дмитрий Соколов-Митрич

1 сентября 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Учат в школе Учат в школе
Людмила Селенская
Учат в школе Учат в школе
Людмила Селенская
На картинке мальчик просыпается, делает зарядку, надевает чулки (это явно из папиного послевоенного детства) и штанишки, завтракает и идет в детский сад. Какой простор для мысли!
Добро пожаловать, или Родителям вход в школу запрещен Добро пожаловать, или Родителям вход в школу запрещен
Анна Сапрыкина
Добро пожаловать, или Родителям вход в школу запрещен Добро пожаловать,
или Родителям вход в школу запрещен

Анна Сапрыкина
Можно ли сделать так, чтобы самые важные в жизни ребенка люди — родители и учителя — объединились ради ребенка против того зла, которым угрожает нашим детям мир? Да. Это возможно в самых обычных школах.
О нестандартных стандартах образования О нестандартных стандартах образования
Беседа с учителем Сергеем Волковым
О нестандартных стандартах образования О нестандартных стандартах образования
Беседа с учителем Сергеем Волковым
Давайте подумаем, чего мы хотим: чтобы дети получали высокое образование и углублялись в отдельные предметы или чтобы они получали высокое образование по отдельным предметам, а остальные бы проходили на более низком уровне?
Комментарии
7 сентября 2016, 22:20
Смотрю довольно много читателей относят себя (в прошлом) к категории, которую автор обозначил словом "чмошники". В целом не вижу здесь попытки ещё раз обидеть. Автор просто выделяет тех, кто по каким-то причинам выпадал из коллектива. Конечно, слово звучит некорректно (обидно), а каким словом его заменить, что бы смысл по контексту остался?
Всем добра. Автору спасибо.
Юрий20 октября 2015, 11:54
В текущие времена чтобы доказать что ты "Свой парень", думаю сигаретами не обойдется, сейчас наверное наркотики пробуют.
Дочь свою предупреждаю что если возникнет ситуация что в компании появятся наркотики, беги от туда. Лучше быть позорным ботаником чем стать наркоманом. Даже не пытайся никому ничего доказывать. Человек немощен против наркотиков.
В советские времена были немного другие условия.
Сам 1969 года рождения.
В текущие времена детское непослушание смертельно опасно.

Дети интраверты кстати физически не могут общаться наравне с обычными детьми. Поэтому обвинять их в высокомерии думаю не стоит. Вы же не обвиняете безголосых что они плохо поют. Или близоруких что они плохо видят. Или глухих что они плохо слышат.
Алексей Валуев26 января 2015, 15:51
За чмошников даже обидно. Я как сейчас их помню - они не сами такими стали, их так дома третировали. Это проблема тех родителей, которые относятся к детям, как ко взрослым, что есть ошибка.
А про физрука кидающегося свистком - это многим помогло. Физрук никогда не кинет свисток просто так.
Я тоже учился в обычной школе,и когда стали их превращать в необычные -стало шоком. ("я пойду в школу с англ. уклоном"- "а что ты в обычной не учил английский?")
В обычной школе у нас был учитель Физики, он же учитель по ОБЖ. Небольшого роста, сухожилый...Но как же его ценили все пацаны! И только спустя пару лет узнали о том, что он прошел "Афган". Это спокойствие, эта уверенность, справедливость.
У меня он не вел физику,поэтому приходилось подсматривать в дверь за его уроками - начиналась перемена, а из его класса никто не хотел выходить.
Анна 1 декабря 2014, 02:19
не знаю, может мальчикам и стоит так поступать... мне было очень тяжело в обычной школе. Я - ярко выраженный интроверт, я думаю, мне вообще надо было дома учиться. Ни одного хорошего воспоминания со школой у меня не связано. Интересно мне не было - за исключением разве что литературы в старших классах, которую я прочитывала за год или два до изучения по программе и действительно с удовольствием обсуждала. А все остальное - ну училась я на отлично, чтобы родителей порадовать. Но вот мне радости никакой от этого не было - все было для меня очень просто и очень скучно. А с моей отличной учебой и интровертным поведением - ясно, что меня не любили в классе, да и я со сверстниками не умела и не хотела общаться. так что, повторю, мальчикам может это и нужно, а для девочек такого склада, как я - это лишнее и очень тяжелое испытание. Честно сказать - некоторых учителей я до сих пор ненавижу - за их черствость, за их издевательства и хамство.
Андрей11 сентября 2014, 12:15
Советское детство у всех похоже и про это читаешь с умилением. Свалки, жизнь во дворе все это мило и вспоминается с радостью. Но вот делить на чмошников и не чмошников как- то не по христиански да и пример негодный. Когда я учился в школе что-бы не быть чмошником пристрастился к курению, которое как в последствие выяснилось мне по здоровью было опасно потом из-за этого в ВУЗе здоровье так подорвал, что в армию взяли со второго раза и до сих пор последствия. Постоянным авторам Православия.ru надо быть осторожнее в высказываниях ведь их читают и молодые ребята. Человек скромный и смеренный может записать себя в "чмошники" и вместо хорошего пастыря или ученного или инженера потом будет не " не чмошник" Потому что стремление влиться в коллектив через силу не обращая на предостережения свыше не говоря уже о родителях ведет иногда к разрушению души а как следствие к потери талантов которыми человека при рождении одорил Господь.
Anna 9 сентября 2014, 22:00
Horoshaia statia! Mne osbenno ponravilsia fizruk kotoryj kidalsia svistkom!
Евгений Нестеренко 6 сентября 2014, 13:44
Где-то оно витает. Нищета и Иисусова молитва.
Сергей 5 сентября 2014, 22:01
Статью прочитал с интересом . Но более интересны комментарии , редко под какой статьёй увидишь , без елейных вступлений\ прощаний . Жизнь-живые люди и переживания .
Наталия 3 сентября 2014, 23:05
Понравилось фото, два первые абзаца и заключительный.
Ленок 3 сентября 2014, 22:58
Согласна со всем.Спасибо!Хорошая статья!
НН 3 сентября 2014, 17:46
Людмила:
..." В действительности с нашим образованием ещё не произошло ничего нового и успешного. К сожалению, все эти постсоветские годы в образовании мы наблюдаем неудачные эксперименты с локальными успехами".

Согласна, что не произошло ничего успешного, но нового - сколько угодно, а главное - ДЕГРАДАЦИЯ. Это видят и понимают ВСЕ. Святейший патриарх Кирилл сказал как-то так: Разрушение школы, разрушение образования - это разрушение потенциала нации. Именно в этом и есть смысл "образовательных реформ".

Очень советую посмотреть:
"Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы участников первого форума «От сердца к сердцу». 2.09.2014г, Тамбов.
Людмила 3 сентября 2014, 16:52
Из статьи я поняла, что автор счастлив - детство, отрочество и юность удались. Дмитрий делится своим положительным опытом, тонкими и правильными наблюдениями (про педагогов) и в его высказываниях лично я улавливаю опасение, что мы с вами - народ, скатываемся к некоему снобизму в отношении учёбы. Автор или интуитивно чувствует, или чётко понимает, что современное образование в том виде, в каком оно сейчас существует, навязывается детям насильно. Все родители хотят видеть в детях своё успешное продолжение или возрастание самих детей, а плохого в этом ничего нет. Но многие не обращают внимание на то, что уродуют детей, усложняя им жизнь непомерными требованиями, с которыми они не справляются. В действительности с нашим образованием ещё не произошло ничего нового и успешного. К сожалению, все эти постсоветские годы в образовании мы наблюдаем неудачные эксперименты с локальными успехами.
Лиза 3 сентября 2014, 15:47
НН, вы меня тоже простите, если чем обидела. Конечно, зарплата учителя гимназии выше, чем в обычной школе. Но это заслуга талантливого директора- обеспечить адекватный уровень зарплат учителям и широкие возможности ученикам. Возможно, гимназии и лицеи бывают разные. Я говорю лишь про то, что знаю из опыта. Сама закончила мед. лицей. Какие же Учителя у нас были, до сих пор их вспоминаю. И только благодаря знаниям, проученным в лицее, я смогла поступить в мед. университет. Старшего сына как раз перевела из обычной школы, где было все, что описал автор статьи, но совсем не было мотивации учиться у большинства в классе. Жаль, поздно спохватилась. Как говорила моя первая учительница, удивительный Учитель, "чудес не бывает, как начнешь учебу с 1класса, так и пойдет". Привыкнешь лениться, развлекаться и балагурить, ничего нового вдруг не появится. Все требует труда. И еще одно отличие, которое мне сразу бросилось в глаза при переходе в гимназию, это именно родители. Дело не в материальном достатке, есть разные семьи, а в их собственном небезразличии к будущему и настоящему детей. Даже взять род.собрания, всегда полный класс, все активно участвуют, думают, как сделать лучше. В прошлой, обычной школе приходило в лучшем случае половина родителей, да и то, лишь бы сдать деньги и уйти
НН 3 сентября 2014, 14:04
ЛИЗА,
Вы совершенно правы: я человек грешный, с массой недостатков, среди которых есть и такой: высказывать своё мнение, если даже оно не соответствует мнению авторов и множества комментаторов, и более того, намерено обострять какие-то аспекты. Простите!
В данном случае меня нисколько не смутило то, что в вашей гимназии всё так замечательно - так и должно быть! (Нисколько не сомневаюсь в работоспособности и честности коллектива гимназии, но попробовали бы учителя не угодить состоятельным родителям... Вы не интересовались зарплатой учителя в соседней школе? Это так, на всякий случай). Меня насторожила Ваша последняя фраза.
Речь в статье идёт ведь не о том, что простые школы - это обязательно хорошо, а спецухи - плохо. Нормальная, естесственная среда школьного коллектива даёт гораздо больше возможностей ребёнку раскрыться и найти своё место, несмотря ни на какую ИНАКОВОСТЬ! Такую среду можно создать и в снецшколах - но, как правило, именно этого там и не делают... Тепличные условия далеко не всем идут на пользу. Дети, которые не сумели раскрыться, начинают обвинять ОКРУЖЕНИЕ, а не себя. Потом это с успехом переносится и во взрослую жизнь. И у нас, православных, эта тенденция есть, увы. Про разные стартовые возможности скоро совсем забудем. ( Всё на Ломоносова ссылаться будем...). Простите!
Андрей 3 сентября 2014, 12:38
А ведь христиане в глазах язычников именно "чмошники", если вспомнить слова святого апостола Петра: "Довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению; почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас" (1 Пет. 4:3-4).

И в детской среде это всё воспроизводится, когда не встречает системного противодействия со стороны взрослых: стайность, клановость, коллективное заклевательство в отношении более слабых, разборки "двор на двор"... Страсти людей уподобляют животным, а человеческие объединения - сообществам животных, будь то стаи хищников или стада травоядных.

Всякое порочное сообщество навешивает ярлык "гордого" или "чмошника" на каждого, кто не участвует в его коллективных непотребствах. И легко оправдывает собственные страсти необходимостью такого человека "смирить".
Павел 3 сентября 2014, 10:42
На лично задевающее отвечать не буду. Защищу только лишь нашу спецшколу. Школа с хорошим коллективом учителей, выпестованным директором-фронтовиком, без всякого там блата, там даже "сыновей дипломатов" из песни Шевчука было мало - какие там взятки! И отличников никто никогда нарочно никуда вперед не продвигал и оценки никто не натягивал. Дружба учителей с учениками была еще та, нам огоньки с танцами и викторинами делали два раза в год, и многое другое было, а как нашему классу, всему сразу, раскладку билетов на экзамене по физике открыли и каждый вытаскивал тот билет, какой хотел - до сих пор смешно. А блатные спецшколы мы знали, и никому туда перейти не хотелось.
И Р 3 сентября 2014, 00:57
Здравствуйте!
Мне данная статья показалась как минимум странной. Не хорошей или плохой, а именно странной. Не ясна её главная мысль. Какие-то «нормальные пацаны», какие-то «чмошники»…
ЛЮДИ РАЗНЫЕ! Ведь зачастую определяющую роль в судьбе человека играет не «обыкновенность» школы, а то, какое внимание родители (!) уделяют образованию ребёнка. Не пичканию знаниями, а именно ОБРАЗованию.
Школа из одних и тех же ворот может выпускать как медалистов-злодеев, так и троечников-добряков. И наоборот!
И в баночки до сих пор идеально играют, больше ничему не научившись ПОКА. И, стоя ранее у подоконника в сторонке, достигают вдохновляющих успехов.
Про ведро грязи... Если «для выработки иммунитета» каждый раз «грязь» через себя пропускать, то можно нечаянно столкнуться с такой грязью, отмыть которую будет очень сложно. И снаружи, и изнутри.
Божией помощи вам!
Tiya 2 сентября 2014, 17:03
Да ладно, в "необычных" школах тоже грязи полно. Может, конечно, не те времена, но нахлебаться везде можно. Только это грязь продвинутая, с позолотой.
Лиза 2 сентября 2014, 16:52
Уважаемая НН, вы, как я поняла по вашему посту здесь и к другим статьям, просто мастер по метанию камней ( главное, помните о принципе бумеранга, а так дело хозяйское). Я в своем комментарии как раз писала о том, что не кичатся дети очень ( по питерским, разумеется, меркам, не по московским) состоятельных родителей. Среди друзей моего сына есть и такие, и те, кто семьей живет в коммунальной комнате. Мне кичится состоянием нечего, поскольку наша семья к таким не относится. А рада я тому (видимо, это вы приняли за похвальбу ), что в нашей одной из лучших гимназий действительно учителя и директор отдают все, включая материальные средства, чтобы воспитать детей, настоящих граждан своей страны, привыкших трудиться и умеющий все делать с максимальной само отдачей. Возможно, это одна из характеристик элиты в хорошем смысле этого слова.
Ирина 2 сентября 2014, 14:41
Уважаемые сторонники элитарного образования!
Убедительная просьба, отстаивая свою позицию, не отождествляйте "обычную школу" с предбанником колонии для несовершеннолетних. Иначе совершенно очевидно, что вы говорите о том, чего не знаете. Если элитные школы и образование в них хороши, то они должно быть хороши сами по себе, а не потому что вне рамок этих школ "плохо".
Ирина 2 сентября 2014, 14:30
Для Tatyana Telnova. В обычной школе в мое время никогда не делили общее дело воспитания детей на "дело школы и дело родителей". Воспитывали вместе в едином ключе. "Право подраться", которое никогда не поощрялось, не есть "право быть трудным подростком", не достойно педагога такое передергивание. Нас всегда учили: выигранный бой - не начатый бой. Но уж если сошлись на кулаках, трагедию никто не устраивал, ярлыки не вешал. "Бойкоты, травили или просто били" - за подлость, чтобы не повадно было в другой раз, даже трусость прощалась, если из нее не вытекала подлость, а не за инаковость. И всегда у всех была свобода выбора, никто из компаний никого не выгонял, просто одним интересно, другим нет.
Место "учебному процессу" - в методических кабинетах. В школе - процесс образования, от слова "образ", получения знаний, опыта и навыков, в т.ч. опыта жизни в коллективе. Разделение в больших коллективах всегда было, есть и будет, как и конфликты между или внутри "группировок". Настоящий учитель в отличие от просто дипломированно-сертифицированного специалиста всегда это учитывает в своей работе. В том и беда нынешней школы, что не имеет представления, какой "образ" слепить хочет. В современных рафинированных элитных школах травля куда более изощренная, если педагоги ее предпочитают ради собственного спокойствия не замечать, это не означает, что ее нет. А зачастую они сами вольно или невольно провоцируют эту травлю.
НН 2 сентября 2014, 13:13
Даниил:
..." А напыщенность и гордыня вовсе не свойство специализированных школ"...

Не уверена. Все предпосылки к этому есть, и более того, свойство это даже культивируется... И увы, православные гимназии - не исключения. Лично знакома с учениками и преподавателями православной школы-пансионата "Плёсково". Школы для богатых у нас есть давно (Плёсково, если не ошибаюсь, с 1996?года), школ для "чисто бедных" ПОКА нет, но разделение уже на лицо. С той разницей, что проходит оно уже внутри КАЖДОЙ группы: у богатах "чмошники" - это те, кого возят на машинах не класса люкс,отдыхает в Турции и Египте, английский изучает не в стране-носителе и т.п., (о прочитанных книжках никто и не вспоминает); у бедных - свои критерии, но о книжках тоже не вспоминают.
А что стало с моей школой (№101, что на Шмитовском проезде)-вся Москва знает. Интересно, сколько там учится детей из микрорайона? И пересекаются ли учащиеся этой школы с учениками обычных школ?

Лиза:
"Мои дети учатся в 56 Академической гимназии Санкт-Петербурга...Хотя в классе есть дети очень состоятельных родителей, никто этим не кичиться,... Ну, жду камней от вас, уважаемые"!

Увы, есть хотя бы один человек, который кичиться - это Вы... Камней не будет, Вы сами себя высекли...
Юлия 2 сентября 2014, 12:59
Не понимаю, почему многие накинулись. "Чмошники" - это как раз те, у кого гордыня зашкаливает. А с появлением особых школ этот порок "расцвел" буйным цветом. Неужели незаметно? Ведь об этом и статья.
Даже тихий, скромный ребенок найдет себе компанию в классе и не будет стоять один. Просто игры будут у разных компаний разные. Один - это когда у ребенка уже изначально внутри есть уверенность, что подход нужно искать именно к нему. Эдакий эгоцентрист.
Я сама из отличниц и всегда была в компании разных по успеваемости и по поведению друзей и подруг. Как раз именно из-за советского подхода всегда старалась помочь, считая это абсолютно нормальным. И сейчас я со многими общаюсь, и все мои друзья по школе достойные члены общества. А вот как раз очень особенные сломались. Или жизнь "поучила" так, что пришлось свое поведение немного подкорректировать.
В этом году уже мой сын закончил обычную школу. Сам поступил в медицинский университет на бюджет. Без крутых репетиторов. А на выпускном в школе ему одноклассники подарили подарок - в знак благодарности, что он им помогал. И всегда у него школьная жизнь била ключом, дома его было не выловить. Секрет прост - каким-то чудом в этой школе сохранился советский подход. Дай Бог, чтобы этот подход продержался как можно дольше.
Юлия В. 2 сентября 2014, 12:55
Согласна с Даниилом:

"Ничего в обычной школе нет перед гимназией, кроме греха, причём в чудовищных масштабах. Кидать ребёнка в печь огненную, в надежде, что и туда спустится Христос... А напыщенность и гордыня вовсе не свойство специализированных школ. Апостолу Павлу, Василию Великому, Иоанну Златоустому, Симеону Богослову, Игнатию Брянчаннинову, семье Николая II и многим, многим другим святым самое элитное образование не умножило самомнение, зато уберегло от зла в то время, когда человек наименее всего защищён от него."

Это большой риск - ожидать, что ребёнок пройдёт все эти развесёлые компании, мат, травлю (либо его, либо других самому) и вырастет окрепшим, зрелым. Увы, далеко не всех ждала такая участь.
Я за то, чтобы максимально оберегать неокрепшие пока души детей от греха. И считаю нормальным искать им, особенно в младшей и средней школе, хорошие условия, побольше единомышленников и качественную учёбу.
Владимир 2 сентября 2014, 11:43
С советских времен элита уничтожалась и за менялась как правило маргиналами- это цель революции. Советская школа имела плюсы, но все таки несла отпечаток и тюремных нравов. Существующие недостатки элитарных школ говорят прежде всего о не сформированной элите в полном смысле этого слова, а не о принципиальной их ненужности. Нужны и элитные школы и элиты, но не в малиновых пиджаках с уголовно-мошеннически-надменным менталитетом, а менталитетом православным , смысл которого -жертвенное служение своему отечеству.
Максим Горожанкин 2 сентября 2014, 09:39
Учился в обычной школе, которая и сегодня не самая лучшая в Старом Осколе. Все было примерно так как пишет Дмитрий. Подозреваю что в той школе так и осталось. Ребенка все же отдали в школу с хорошей репутацией.
Ольга 2 сентября 2014, 01:49
Спасибо, Дмитрий! Покусились на то, что взращивается так усиленно: на бренды, на элитарность. На ярлыки, в конечном счете. Это очень христианская статья, на мой взгляд. Хотя бы помечтать: а вдруг и у нас, как в Южной Корее, у детей будут равные стартовые возможности. А талантливым учителям - низкий поклон. Но не надо пытаться собрать их под несколькими брэндами. Вероятность встречи талантливого ученика с талантливым учителем катастрофически уменьшается. Да поможет нам Бог! Иногда и выхода не видишь, и вдруг появляется такая статья. Спасибо!
Tatyana Telnova 1 сентября 2014, 23:39
Хм, ну я тоже, значица, была "чмо" и "чужая". Помню, как держалась подальше от развеселых и разбитных одноклассников, просто потому, что была книжным ребенком, рожденным в военном городке, где слово дура было самым страшным ругательством. Просто не умела за себя постоять. Тоже стояла у стенки на переменах или у окошка, да. Я даже слово "чмо" не знала, что это значит! А одноклассники были товарищи продвинутые, крутые, и постоянно долбили таких, как я, - непохожих на них, объявляли бойкоты, травили и просто били.
Прошло много лет, и можно сделать некоторые выводы. Самые крутые из крутых парней уже давно в могиле или спились. Самые крутые из девчат - сейчас одинокие бездетные дамы, правда, при деньгах, но без семей. А вот остальные живут очень неплохо! Все семейные, с детьми, обеспеченные...
И кстати, тихим заморышем я была только в школе. В юности характер развернулся, и выяснилось, что я еще та заводила! ))
Так что с навешиванием ярлыков я бы не стала торопиться.
Да, и еще - я работаю в школе, и поэтому призыв дать право ребенку быть трудным подростком, считаю просто шуткой. Ибо в таком случае где место учебному процессу? По-моему, это все-таки дело родителей - повеселиться и поработать с дитем как следует, пока его гормоны не встанут на место. У меня двое детей и старшая уже подросток, если что. А школа - это место, где учатся, а не оттачивают мастерство разрешать конфликты дракой, не утруждая себя словами.
Лиза 1 сентября 2014, 23:23
Мои дети учатся в 56 Академической гимназии Санкт-Петербурга. Если кому интересно, почитайте, что о ней пишут в инете. Там два полюса: или очень плохо ( пафосно, дорого) или очень хорошо ( весело, ярко). Просто дело в том, что руководство гимназии старается каждый раз сделать свою работу как можно лучше, привлекать все самое современное и интересное. У нас огромное количество бесплатных кружков и секций, в том числе и языковых, нормальные требования к ученикам, к форме, к поведению. Хотя в классе есть дети очень состоятельных родителей, никто этим не кичиться, все нормально дружат, организовывают праздники. Ну, жду камней от вас, уважаемые!
Сергей 1 сентября 2014, 21:41
Дмитрий, если Вы были отличником и ботаном, то вспомните биографии великих ученых или великих святых.
И те и другие, в детстве были или одаренными, или ни чем не приметными, или хулиганами или просто «не от мира сего».
Ни какой закономерности, или процентного отношения рождаемости великих – нет.
Даниил 1 сентября 2014, 21:36
Ничего в обычной школе нет перед гимназией, кроме греха, причём в чудовищных масштабах. Кидать ребёнка в печь огненную, в надежде, что и туда спустится Христос... А напыщенность и гордыня вовсе не свойство специализированных школ. Апостолу Павлу, Василию Великому, Иоанну Златоустому, Симеону Богослову, Игнатию Брянчаннинову, семье Николая II и многим, многим другим святым самое элитное образование не умножило самомнение, зато уберегло от зла в то время, когда человек наименее всего защищён от него.
Любовь Мирошникова 1 сентября 2014, 21:02
Хорошо пишите, Дмитрий.Люблю читать Ваши статьи, рассказы.
Алла 1 сентября 2014, 20:04
Катя:
Что плохого, что кто-то не таков как Вы? Что плохого, что некоторые люди предпочитают культурную компанию, уважают других людей и не любят, когда в них бросаются свистками? "Не обманывайтесь, худые сообщества развращают добрые нравы" (1 Коринфянам 15:33).

Вот умора, это вы назвали "дурным сообществом" тех мальчишек и девчонок, что весело проводили школьное время, пошаливая иногда? Особенно это мило смотрится после ваших вопрошаний об уважении "не таких, как ты"))) Я тоже была книжным ребенком, и мало общалась со сверстниками. Но я не считала, что ребята не такие, как я - дурное сообщество.
Василий Н. 1 сентября 2014, 19:53
Да, круто, однако, автор разделил детей на "своих" и "чмошников". Присоединяюсь к Светлане и Кате.
Владимир Степанов 1 сентября 2014, 19:36
Дмитрий прав в том, что обычная школа системно не допускала тщеславия.
Избранные школы - это сначала гордость родителей, а потом гордость подросших детей.

Да, нравы в обычной школе могли выискивать "чмошников". Конечно, это вопрос педагогов и родителей, и все это нехорошо.

Но чем лучше спецшкола? Не там ли интриги педколлектива, пытающегося не потерять более престижную работу, сыпятся на головы молодого спецконтигента?? Не там ли ученики могут выгнать с помощью родителей неугодных учителей? Я с таким сталкивался, и знаю, что такая школа системно взращивает надменность

А вот корейский пример - самый живой и полезный. В советской школе так же было все размазано по всем школам

Марина 1 сентября 2014, 17:23
Мне кажется, что автор несколько горячится. Безусловно, показушность, ненужная пафосность. непомерные поборы с родителей - это во многом определяет лицо спецшкол, вузов и гимназий. Зачастую там ставят завышенные оценки тем, у кого туже набит кошелек. наверное. школы не должны разделяться по каким-то внешним признакам. Лицо школы должны определять самотоверженные учителя-профи и неравнодушные ученики. А насчет того, что надо сбегать с уроков, галдеть на уроках и т.п., так с этим можно поспорить. Да и детей не должно разделять на чмо и не чмо. К чему эта гордыня? Уважение могут вызывать дети, которые хорошо относятся к своим соученикам, стараются учиться, уважают труд учителя.
**** 1 сентября 2014, 15:59
Для меня очень полезная статья, особенно про "ведро грязи", а то я все своих детей пытаюсь, а от чего не знаю. Спасибо!
Катя 1 сентября 2014, 15:35
Обычно с интересом читаю Ваши статьи, Дмитрий, но эту считаю недостойной христианина и порядочного человека. Что плохого, что кто-то не таков как Вы? Что плохого, что некоторые люди предпочитают культурную компанию, уважают других людей и не любят, когда в них бросаются свистками? "Не обманывайтесь, худые сообщества развращают добрые нравы" (1 Коринфянам 15:33).

А теперь представьте, что с вами бы учились верующие дети. Неужели у них язык бы повернулся назвать кого-то "чмошниками"?


У нас в школе никогда не было разделения на какие-то группировки. Об этом я только читала в "Пионерской правде".
И своим детям не позволила бы играть с теми, кто презирает других. Да они и сами бы не захотели.

Ирина 1 сентября 2014, 15:18
Господа чмошники!
Да простите уж вы нас "инкубаторских" за то, что к нам шли играть в наши игры, футболы-волейболы, вышибалы и лапту, казаки-разбойники, классики, скакалочки и резиночки, прочую ерунду, за то, что мы шагали, пели, танцевали, заводили, бегали быстро и прыгали высоко, выигрывали спартакиады и конкурсы, рисовали стенгазеты, успевали перечитать всю библиотеку приключений и школьную программу одолеть, за то, что мы были "головной болью" учителей, за то, что они нас любили и ненавидели, за то, что мы были командой и нам было интересно, за то, что в наших дневниках был полный набор оценок от 1 до 5, но мы тоже поступили и закончили институты и университеты, за то, что нам есть, что вспомнить, за то, что мы были настоящие и за наше счастливое детство, отрочество и юность в обычных школах!
НН 1 сентября 2014, 13:37
Светлана:
..." И вы правы, меня считали "чмошницей". Я думала с возрастом у людей проходит такое отношение к тем, у кого иные развлечения, но оказывается нет".

На мой взгляд, дело вовсе не в разности развлечений, а гораздо глубже... А в данном случае ещё и в разности мужской (мальчишеской) и женской (девчачьей) психологии.
У нас треть класса (14 человек!) учились очень хорошо и развлекалась по-другому, но "чмошниками" были только двое.
Они такими и остались во взрослой жизни: моя хата скраю, ничего не знаю и знать не хочу. А битлов не слушали ни те, ни другие, некогда было, сами играли, пели, танцевали.
"Ботаники" (кроме этих двух) всегда участвовали в районных спортивных соревнованиях, защищали честь школы на олимпиадах, участвовали в КВНах, "Огоньках", помогали всем, кто просил о помощи (и списывать давали), а девочки-ботаники иногда защиты просили у "своих" хулиганов.

Спасибо за статью. Немного грустно... что было - то было, того уж не вернёшь...
Марина 1 сентября 2014, 13:35
Огромное спасибо автору!!! Я сама - только что уволившаяся из *особой* гимназии г. Минска учительница начальных классов! Наелась *необычностью* до тошноты! Сейчас живу на 120 долларов дохода - уборщицей в аптеке - самая счастливая на свете!!!
Виктор Тынянских 1 сентября 2014, 13:33
Приятная ностальгия)))Всё как и в моём детстве,только я пошел в 1-й класс в 1981 году в г.Старый Оскол в школу №16...А учителей сейчас действительно очень жаль...(моя жена-учитель начальных классов)...
Александр Гончаров 1 сентября 2014, 13:32
На счет чмошников -всегда считал что достойней слыть белой вороной,чем бройлером из инкубатора.
Играть в игры,которые не нравятся потому что так все делают-
противно
татьяна 1 сентября 2014, 13:27
Спасибо. А нельзя ли эту статью да как открытое письмо и в министерство образования!!! Сама я педагог из обычной сельской школы, жизнь в которой всеми силами новомодных голов от образования, становится всё более и более невыносимой.
Виктор Дрянцов 1 сентября 2014, 12:58
Поддерживаю Светлану. Слишком много напора, злости и негатива. Везде есть свои плюсы и минус. Я тоже из "обычной" школы города со 150 тыс. жителей. А кто-то из спецшколы, лицея. И что из этого? Делить людей на чмошников и "своих пацанов" - тут вообще, без коментариев.
Александр 1 сентября 2014, 11:12
Прекрасная статья! Эх, счастливое советское детство...
Валентина Колодько 1 сентября 2014, 10:53
Спасибо за прекрасный рассказ! Вспомнила своих замечательных Учителей. Царствие небесное тем, кого уже нет с нами. К сожалению их практически не осталось. Я окончила школу в 1967 году. Все правильно и правда. Моим детям повезло уже меньше и с тревогой думаю, что ждет внучку через 3 года.
Нина 1 сентября 2014, 10:37
Хорошая добрая статья:)
Только зря вы так о чмошниках круто. Мне кажется, это "забитые" дома дети, задавленные морально родителями, которым трудно общаться. Они попросту боятся сверстников, и понимают, что то, что можно им (гулять одним, играть в пробки), не разрешают родители. Плюс природная застенчивость или робость могут быть. Нелюбовь к себе, неуважение... У вас получилось, это хорошо и правда является отчасти вашей заслугой. Но, к сожалению, получается не у всех.
В первую очередь стоит сказать спасибо вашим родителям за то, что смогли найти баланс свободы в воспитании.
Светлана 1 сентября 2014, 07:39
"А чужие — это чмошники, которые из ложно понятого чувства собственного достоинства ни с кем не общались, на переменах стояли, прижавшись к подоконнику"

Ну как так можно. я из таких "паинек" стоявших у подоконника и действительно была для всех чужой. Только никакое чувство достоинства тут не причём, у подоконников всегда стоят книжные дети. Мне было неинтересно носится по коридору, а вместо попсы я слушала битлов, за что меня часто поливали грязью. Не ходила на дискотеки, не потому что считала это плохим делом, а потому что хотела потратить время на чтение очередной книги из библиотеки приключений. Я этим не годилась и не горжусь, у каждого есть право найти что ему по душе. И вы правы, меня считали "чмошницей". Я думала с возрастом у людей проходит такое отношение к тем, у кого иные развлечения, но оказывается нет.
Александр Калашников 1 сентября 2014, 06:41
Душевно!...
И чистая правда.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×