О нестандартных стандартах образования

Беседа с учителем Сергеем Волковым

Учитель словесности одной из известных московских школ и главный редактор газеты «Литература» Сергей Волков по праву стал героем последних дней. Свое открытое письмо он адресовал не только министру образования и науки А.А. Фурсенко, но и первым лицам России. За десять дней под обращением подписались 23 тысячи человек.

***

– Сергей, как вышло, что автором нашумевшего письма первым лицам стали именно вы?

– Я работаю в газете, которую выписывают учителя литературы и русского языка по всей стране, и мои коллеги из разных городов стали присылать мне вопросы: «Вы видели новые стандарты? Вы их читали? Как вы их оцениваете?» И поскольку заказ был получен, я сел и прочитал.

Когда прочитал, увидел такую странную вещь: оказывается, в старшей школе – если следовать тому, что написано в проекте Федерального государственного образовательного стандарта, вывешенном в интернете для обсуждения, старшеклассник может пройти мимо литературы в школе, а выбрать, к примеру, русский язык. Эти два предмета стоят в одной предметной области, а в стандарте написано, что из одной предметной области можно выбрать один или два предмета для изучения, но поскольку областей шесть, а всего предметов для изучения старшекласснику надо будет выбрать только семь, то понятно, что, в общем-то, выбрать можно будет только один предмет из одной области, то есть в данном случае или литературу, или русский язык.

– Вы преподаете литературу 20 лет. Сейчас – математикам. В чем их отличие от подрастающих гуманитариев?

– Я много раз становился свидетелем того, как ребята, которые приходили в 9-й класс математический с очень разным опытом представления о том, что такое литература, постепенно втягивались в разговор, «оттаивали», у них просыпался интерес, и они начинали читать. Вот попроси их в 9-м классе сделать выбор предметов для изучения, они бы, может, литературу и не выбрали. А спроси их о литературе в 11-м – и они хором скажут: «Да какой бы я был дурак, если б литературу не выбрал!»

Ведь если ребенок на основании своего предшествующего девятиклассного опыта делает выбор и не выбирает предмет, то он лишается возможности узнать, что он с собой через этот предмет может сделать вот за эти два года, когда он фактически формируется как личность.

– Разработчики и сторонники проекта стандарта считают вас ретроградом, отвергающим новое…

– Нет ничего плохого в идее выбора. Действительно, старшеклассники, готовясь в вузы, часто углубляются в отдельные предметы. Но давайте подумаем, чего мы хотим: чтобы дети получали высокое образование и углублялись в отдельные предметы или чтобы они получали высокое образование по отдельным предметам, а остальные бы проходили на более низком уровне? Это две разных модели. Нам показалось, что стандарт предлагает именно вариант снижения образовательной планки.

– Как именно?

– Стандарт был написан так, что его можно было очень по-разному трактовать в разных его частях. Документ – сырой. Документ, который еще надо переписывать и читать много раз. Не очень аккуратно выражались разработчики, когда употребляли применительно к учебным предметам слово «обязательные». У общества появился вполне обоснованный страх: что значит «обязательные»? Вот эти будут профинансированы, а эти – нет? Без одних можно обойтись, а без других – нельзя? В проекте стандарта были слова о том, что школьная нагрузка отныне будет распределяться так: 40% на обязательные предметы и 60% – на предметы по выбору. Объем школьной нагрузки измеряется в часах. Педагоги кинулись подсчитывать часы и увидели, что львиная доля уйдет на курс «Россия в мире», основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) и физкультуру, а не на математику и литературу… «Нет, – теперь говорят разработчики, – мы не в часах мерили, а в штуках. 4 штуки из 10 – это и есть 40 процентов…» Но написали слово «объем», что всегда означало «часы».

– Действительно, удивительный документ.

– Вдумайтесь: этот стандарт написан с пренебрежением к нормам русского языка: люди пользуются словами, не понимая, что они значат, или не придавая этому значения, если точнее сказать. Они поставили запятую между словами «русский язык, литература» – и получилось, что это два предмета. Сейчас разработчики говорят: «Нет, мы ошиблись, надо союз “и” поставить, тогда это один предмет». Но такого предмета сейчас просто нет в школе, а значит, его надо будет придумать.

Странное дело: нам предлагают стандарт, который называют результатом общественного договора – семьи, государства, школы. Утверждают, что все со всеми договорились. Но скажите, как можно договариваться, если у вас по ходу то и дело выясняются новые условия этого договора: это будет, а этого не будет, про это мы еще не написали, но напишем, а вы, будьте добры, подпишите пока так, как есть.

– Выходит, если бы не это открытое письмо, проект стандарта вполне мог превратиться в утвержденный приказ в том виде, в каком предложен сегодня. Как вам удалось так всколыхнуть не только педагогическую общественность?

– Я написал письмо как частный человек. Моя коллега, тоже частный человек, разместила его в своем частном ЖЖ. За десять дней обращение набрало 23 тысячи подписей. Я знаю лишь очень маленькую часть этих людей. Это люди самые разные: 20 академиков разных специальностей, 600 докторов наук, а также учителя, библиотекари, электромеханики, таксисты, рабочие. Люди самых разных специальностей, разного состава и уровня образованности.

– В ставшем скандальном проекте есть и другие скрытые подвохи?

– Да. Одна из договаривающихся сторон – это государство. Потому что если государство не даст средств, то все эти договоры бессмысленны. И разработчики стандарта очень гордятся тем, что в нем есть часть, которая называется «Требования к условиям реализации общеобразовательной программы». Переводим на русский язык: «что нужно, чтобы эту программу можно было в школах освоить». И на одной из страниц подробно описано, что должно сделать государство в школах, чтобы эту программу можно было освоить. Оно должно «создать автоматизированные учебные места учащихся, построить цеха и мастерские, чтобы можно было реализовывать свои профессиональные запросы; должно построить спортплощадки и места для хореографических занятий, музыкальных занятий; бассейны, тиры, автогородки» и еще много-много-много всего.

Звучит просто сказочно. При этом предполагается ввести все это в полном объеме в 2020 году. Но до 2020 года государству предстоит провести Олимпийские игры и Чемпионат мира по футболу. И государству справиться бы со строительством объектов для них. Каким образом в школах возникнут бассейны, автогородки и тиры? По мановению чьей руки? Государство просто не сможет этого сделать. Вы же понимаете, в каком состоянии находятся сейчас школы. Вы же знаете, сколько получают учителя в регионах – 5–7–8 тысяч рублей. И никаких грандиозных финансовых вливаний в систему образования не предвидится. То есть когда вы читаете текст этого стандарта, вы понимаете, что эти слова не значат ни-че-го. Государство в данном случае не дает никаких гарантий.

– И на самом деле это не документ, а форменная профанация?

– Стандарт – это документ, который оказался написан невнятным тяжелым канцелярским языком, за которым людям справедливо почувствовалось, что их обманывают. Их дурят. Им не проговаривают очень многих вещей. Зато ясно видно, что требования, направленные государству, выполнены быть не могут физически.

– Министр Фурсенко в ответ на ваше письмо пояснил, что обязательных дисциплин предполагается не четыре, а десять, и пообещал доработать проект. На ваш взгляд, это действительно добавит ясности или всего лишь очередной ловкий фокус?

– В новой редакции образовательного стандарта для старших классов мы увидим, что изучаемых предметов должно быть десять. На самом деле ребята и изучали бы эти десять предметов. И наше письмо вовсе не означает, что в школе будут изучать только четыре предмета. Но наш главный вопрос так и остался открытым: если государство считает, что детям нужно вменить в обязанность изучить какой-то обязательный набор предметов («Россия в мире», ОБЖ и физкультура), то чем обоснован именно этот набор?

Мы хотим спросить: а почему не нужно государству для сохранения своей культурной идентичности вменить в обязанность прочитать русскую классику? Пусть не всю – всю невозможно прочесть. Пусть это будет десять произведений – но обязательных. Значит, предмет «русская литература» должен быть среди обязательных. Почему не назвать впрямую обязательным предметом математику? Без математики невозможна физика, невозможны информатика, химия, невозможна биология, потому что математика – это некий универсальный язык.

– То есть вы и подписанты открытого обращения не против выбора, но за рациональный подход?

– Мы не против выбора, но давайте дадим ребенку возможность выбрать уровень. Пусть будет так: каждый ребенок не может мимо математики пройти, будет ли он музыкантом или физиком. Но только музыкант возьмет себе математику на каком-то уровне общекультурном, а физик возьмет на глубоком. Но мимо нельзя пройти. А сейчас стандарт написан так, что можно.

– А вот его разработчики уверяют в обратном…

– Давайте прочтем, что написано в стандарте на странице, на которую я в письме внимание и обратил: «В учебный план входят обязательные для изучения учебные предметы («Россия в мире», физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, выполнение обучающимися индивидуального проекта) и…» – вот здесь помедлим! Фраза строится так: «В программу входят предметы обязательные и…» – продолжите фразу!..

– …дополнительные, факультативные.

– Как ни крути – какие-то необязательные. Да, дополнительные, факультативные. Что здесь написано? «Выбранные обучающимися учебные предметы и курсы из указанных ниже предметных областей». Дальше указаны предметные области. Как эту фразу ни крути – вторая ее часть маркируется как необязательная.

Был такой герой литературный по фамилии Ноздрев. Он говорил так: «Вот видишь: все, что до горизонта, – все мое. А все, что после горизонта, – тоже мое». Так по-русски нельзя сказать. Так мог сказать Ноздрев, которого Гоголь придумал ради смеха. А стандарт – это документ!

– Любопытно было бы узнать, что говорят об этом сами разработчики такого нестандартного стандарта.

– Разработчики говорят: «Вы нас неправильно поняли! У нас эти предметы тоже обязательные!» Я отвечаю: «Значит, у вас фраза звучит так: “В учебный план входят обязательные для изучения учебные предметы и… обязательные учебные предметы». В точности, как у гоголевского Ноздрева: «До горизонта – мое, а после горизонта – тоже мое». Скажите, разве это не смешно для документа такого уровня? Который, как нас убеждают, пять лет готовили сотни специалистов?

C Сергеем Волковым беседовала Александра Никитина

16 февраля 2011 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Ксения 3 сентября 2014, 11:05
Хватит уже мучать наше образование! Высшие учебные заведения испортили в конец. Бакалавриат и магистратура даром не нужны! Верните все как было!
VasiliO11 марта 2011, 21:39
так и хочется сказать словами классика нас учили по немного кто нибудь и как нибудь.....

Такое ощущения что проблемы преподавания стараются закрыть очередным законом с верху. Закон как дышло куда повернул туда и вышло... чем плохо было классическая ладно уже советская система образования что нужна реформа? По моему проблема в другом, что преподавателей нет, на 1000 педагогов 1 который радеет душой за свою работу, с любовью преподаёт свой предмет. Пробуждает интерес у детей к своему предмету. Дело даже не в меленьких зарплатах!

:( грустно и скучно даже что не хочется обсуждать
Вася 8 марта 2011, 14:23
Дай Боже сил Волкову, но нужно ему помогать - всем нам!
mikhail 7 марта 2011, 15:16
Все гораздо проще: Россией - через продажную и далеко не русскую власть - управляет мировая закулиса...Россию вот такие фурсенки и добивают...Остальное вытекает из этого. Кто еще с православным Богом?
ьь27 февраля 2011, 14:09
Волков - смелый человек, но, боюсь, власти не простят ему этого.
Евгения21 февраля 2011, 14:56
Спасибо Сергею Волкову за инициативу!
Хоть властям нашим веры нет, надежда, что голоса 23-х тысяч людей не будут проигнорированы, остаётся.

Иван, за 70 лет? Вроде, эта канитель с самого образования государства Российского тянется... Менталитет, выработанный веками.
Светлана18 февраля 2011, 23:26
Я предлагаю как-то объединяться и пытаться противостоять этому ужасу, который на нас надвигается. А еще больше -нам нужно молиться и каяться, чтобы Господь отодвинул сроки или, если это еще возможно, помиловал бы нас.Письмо я подписала, как только получила рассылку от своих знакомых, отослала своим знакомым,но среди своих православных друзей слышала только возмущение, но никак не действия. Мы все-таки какие-то инертные.Еще лучше- проект "детство 2030". Здесь вообще остается только безмолвствовать. Настоящие "игры разума".Я думаю, что у большинства людей у нас в стране все это вызывает однозначную реакцию Я еще нигде не встречала одобрения этим проектам. Спаси, Господи таких людей, как Сергей Волков и всех его коллег.Очень рада, что в статье поднята эта проблема.
диакон Андрей18 февраля 2011, 23:24
Всё эти не строения ещё и ещё раз напоминают нам о том что эта жизнь временная и нам не стоит к ней сильно привязываться. Образование уже давно разваливают. То егэ ввели, то на болонскую ("болванскую") систему перешли. Всё это часть одного проекта. И заметьте власти не прислушивались ни к каким обращениям общественности; достаточно вспомнить обращение ректоров российских вузов против егэ. Сейчас может манежной площади испугались, но это лищь игра. Всё равно могут сделать как им надо, но тем не мене на всё воля Божия. Что делать? Как тяжело! - скажет кто-то. А ведь в начале века верующим было куда более тяжелее. И не смотря на это они оставались Христианами. Апостол Павел в одном из послании говорит:"Кто нас разлучит от любви Божией" и отвечает что это не возможно никому кроме нас самих.Вот наверное именно этого надо не допустить, хотя не мало важно давать отпор и агрессии либерально настроенных псевдопатриотов.
Анна18 февраля 2011, 14:32
мой муж постоянно твердит, что хочет уехать из России - хотя бы ненадолго по работе по контракту, а потом, как знает, может и навсегда... Я этому несколько сопротивляюсь, потому что Родина - это мои родители, друзья, мой русский язык! Я хочу жить в своей стране достойно, чтобы мой сын получил образование не хуже моего.Я очень обеспокоена новым проектом, потому что через 7 лет наш сын пойдет в школу. вопрос какую??? если этот проект примут, то видимо, не в России. Потому что просто придется уехать, чтобы обеспечить своему ребенку достойное будущее. Интересно ведь то, что подобные мысли об уезде из России все чаще и чаще появляются у многих образованных молодых людей. Из России уедут все думающие люди - тогда и стандарты менять не надо - Россия тупеет естественным путем.Так что наши правители могут расслабиться - мы и так уже деградируем.
Людмила18 февраля 2011, 12:37
Спаси Вас Господи, Сергей и успехов в учёбе вашим ученикам.
Владимир18 февраля 2011, 09:50


Приоритетное направление деятельности школы - образование, приоритетное направление деятельности семьи - воспитание. Отсюда следует, что духовное, нравственное, культурное, патриотическое и тд и тп воспитание ребенок должен получать в своей семье. Отсюда дисциплина в школе и отношения в школьных коллективах между учащимися. Права, и главное обязанности, семьи по воспитанию детей не должны делегироваться (передаваться) школе. Но, увы, в современном обществе это происходит. Семьи самоустраняются от воспитания своих детей, увеличивая таким образом общую нагрузку на школу. Если воспитанием детей занимается семья, то перераспределение учебной нагрузки по предметам не должно приводить к каким бы то ни было потерям в воспитании детей, их общекультурному развитию, а только к снижению уровня знаний, умений и навыков (сейчас говорят, компетенциям) по второстепенным, не главным для дальнейшего образования, предметам. Если воспитанию в семье не уделяется должного внимания, то могут происходить потери в воспитании, общекультурном развитии, из-за осознанного вывода некоторых предметов из изучаемых в старших классах.

Документ о стандарте образования неполон и противоречив, над документом нужно работать, но общая идея на разделение образования по напрвлениям с гаманитарным и техническим уклонами и их поднапрвлениям должна приветствоваться, как отвечающая условию гуманнистического образования в школе.

С уважением,
Кабацкий Владимир Викторович
Валерий 6518 февраля 2011, 08:17
Страна задыхается от непрофессионализма, прежде всего властей. Управленцы менеджеры-комиссары не имея профильного образования и опыта управляют тем, чего не знают и не понимают. Как это похоже на послеоктябрьские времена. Фурсенко, табуреткины и иже с ними олицетворение системного кризиса. Власть пора менять. "Улицы плачут и растят маргиналов"
мама, бабушка17 февраля 2011, 23:23
Почему нас не слышат власти? Что надо сделать людям, чтобы защитить право детей на знания, такое впечатление, что слишком много грамотных могут помешать обманывать, или захотят разоблачить жуликов, или захотят претендовать на должности, которые зарезервированы для своих тостеньких. ПОЧЕМУ мы вообще идем на эти выборы, если власть никак не слышит людей?! да при таком отношении к нашим детям стоило бы вообще молча бойкот выборам всех мастей устроить.Кто сможет платить за предметы дополнительные? ну кто?На каком основании запрещается получить нормальное образование?Это право для детей заработано всеми, кто отработал на эту страну жизнь и полжизни, кому недоплачивали зарплату и пенсии.Недра страны захвачены кучкой, отдыхают , лечатся, учатся, на должности с зарплатами устраиваются одни и те же, остальные как неграждане этой страны.Я надеюсь, что хватит здравомыслия у президента не пропустить этот безобразный закон. Там, где нет образования, - не хватит мест в тюрьмах и не хватит жестоких подонков эти тюрьмы охранять, некому будет интересоваться культурой,и не хватит охранников на улицах, беспредел невзирая ни на какие жестокие наказания. Люди без положительных эмоций = звери.наказания при определенном пороге не срабатывают. А обратной дороги не будет
Ирина17 февраля 2011, 16:32
27 февраля пройдет очередное Всероссийское родительское стояние
Ювенальная юстиция / 15.02.2011



Совет движения «Семья, любовь, Отечество» совместно с движением «Народный собор» объявляет о проведении очередной акции «Всероссийские родительские стояния в защиту семьи, детства и нравственности», сообщает пресс-служба движения «Семья, любовь, Отечество».

Как уже было заявлено ранее, темой «Родительских стояний» в феврале станет обсуждение легитимности введенного в общественно-политическую жизнь России института так называемого Уполномоченного по правам ребенка и производного от него - Уполномоченного по правам участников образовательного процесса. Между взрослыми и детьми возникла «третья сила» - спросил ли кто-нибудь их согласия на это?

К участию в подготовке содержательной части приглашаются юристы, аналитики, общественность. Организаторы предлагают желающим принять участие в обобщении материала и высылать юридический анализ существования данных структур, описания случаев неправомерной практики и иные факты на адрес: semlot@yandex.ru.

Желающим принять участие в проведении акции предлагается заявить о своем участии заранее и получить информационные материалы и помощь в организации мероприятия на местах по адресу: semlot-org@yandex.ru.

Дата проведения акции - 27 февраля 2011 г., воскресенье, в 12.00.

Ника17 февраля 2011, 14:50
Действительно как речь может идти об автодромах, бассейнах, хорошо оборудованных спортплощадках и т.д.??? Если в нашем селе, 20 метров от города Белгорода, начальная школа 1955 года постройки, не имеет водопровода,канализации (туалет на улице), отапливается не вся..... . Какая там школа, соответствующая новым стандартам? Она даже старым не соответсвует.
Наталья17 февраля 2011, 14:15
Этот стандарт разрушителен. За красивой вывеской - право ребенка выбрать интересующие его предметы - стоит ограничение ребенка в праве получить общее достойное образование. На базе общего образования всегда были и спецкурсы и подготовительные курсы и факультативы с углубленным изучением того или иного предмета. Теперь не предполагается углубоенное изучение. А планируется, что ребенок не сможет выбрать одновременно алгебру и геометрию, химию и биологию, историю и географию. Это 6 базовых ранее предметов. Все. А еще литература, язык свой и иностранный, информатика. Это уже сверх разрешенного. Это не выбор, это ограничение, это бесправие.
И еще один вопрос. Если ребенок по семейным обстоятельствам вынужден будет сменить место жительства и школу, что будет с его образованием при такой пестроте образований в школах? Что будет с нагрузкой и заработной платой учителей, как будут формироваться классы? Мы уже ране столкнулись с тем, что не смогли учиться в профильном классе "физика-математика", потому что он не смог вместить более 28 желающих. Школа - это не полигон для экспериментов. Дети слишком быстро вырастают, и мы получаем все новые потерянные поколения и теряем учителей.
Елена17 февраля 2011, 14:08
Спасибо Волкову за открытое письмо.Всегда в России были,есть и
будут люди с гражданской позицией,значит не все потеряно. Если общественность будет поактивнее,то и непродуманные стандарты можно предотвратить.Как говорится,за державу обидно...
Светлана17 февраля 2011, 12:46
К словам "Считают Вас ретроградом, отвергающим новое"

Новое - хорошо забытое старое. Мы просто забыли, что когда-то не было всеобщего образования.

Отсюда все споры. "Обычные" школы знаний давать будут настолько, чтоб можно было работать на конвейере. Появятся несколько эксклюзивных школ, дающих образование, как сейчас - и доступных только "избранным".

Так что в принципе вся эта реформа означает отмену образования - что тут "нового"??
Татьяна17 февраля 2011, 11:46
Очень грустно! и хочется справедливости уже!и хочется правителя, который не будет чьей-то марионеткой! Хочется поддержки от государства! Дай нам БОГ достойного президента! только тогда начнут появляться полезные законы, возрождающие Россию, а не уничтожающие ее!
Иван17 февраля 2011, 11:29
Георгий!
Во-первых, с чего вы взяли, что мы живем в православной стране?
Во-вторых, думаете, что у нас уже нет привычки одобрять все то, что делают с нами наши правители, выработанной за 70 лет?
В-третьих, вы действительно считаете, что если вы будете плакать и просить, то ваши правители дадут вам что-то достойное просто так?




Надежда17 февраля 2011, 10:48
В очередной раз испытала чувство стыда и вины перед детьми за то, что голосовала за партию при которой стали возможны национальные проекты, которые для нации не несут ничего, зато дают возможность раздувать штат чиновников, разворовывающих народные деньги. Этот образовательный стандарт приговор для наших детей. Выбор будет невелик - солдат, рабочий , крестьянин. Господ уже достаточно. Необходимых специалистов и учителей пригласят из Франции и Германии. Только вроде это уже было.
р. Б. Татиана17 февраля 2011, 10:16
Георгий, прочитав Ваш комментарий вспомнила притчу:
- Господи, ну почему ты не пошлешь нам хороших правителей?
- Я посылал вам хороших правителей, но ваши женщины убили их во чреве

Спаси Господи люди твоя и благослови достояние твое, победы православным христианам на сопротивные даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство
Наталья17 февраля 2011, 08:26
Очень хорошая, актуальная статья-интервью.Очень многие люди, не только специалисты и учителя, обеспокоены данным законопроектом.Образование и подрастающее поколение это неотрывные понятия - это будующее России и ее положение в мире и отношение к ней мирового сообщества.
Георгий17 февраля 2011, 02:25
скажите, разве не грустно, что такие люди вот уже столько лет управляют нашей страной. по нашей православной логике - народ достоин своих правителей. Господи, неужели мы только таких правителей и достойны??!!
или может мы достойны все же немножко лучших, но эти даны нам для некоего урока?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×