«Учитель года-2013» Андрей Сиденко: «Главное – уметь слышать детей»

Цветы, поздравления, чествования лучших в профессии… День учителя – его отметили, как всегда, 5 октября – поистине всенародный праздник, ведь все мы в прошлом ученики, и подавляющее большинство проходят еще раз все ступени школьного образования со своими детьми. Сегодня профессия школьного учителя вновь становится престижной, в школу приходят и – что особенно важно – в школе остаются работать молодые, творчески настроенные учителя. С одним из них – победителем конкурса «Учитель года-2013», учителем информатики школы № 29 г. Мытищи Андреем Григорьевичем Сиденко – мы и беседуем о нелегком, но таком увлекательном труде учителя, о непростых современных школьниках, о российском образовании.

«Учитель года-2013» Андрей Сиденко «Учитель года-2013» Андрей Сиденко
    

– Ученики сохраняют в памяти образ первого учителя. А в вашей памяти сохранился ли этот образ?

– Однозначно на этот вопрос ответить нельзя. Образ учителя у меня складывался постепенно. Сначала это были мои родители, они, так же как и я, – учителя. Еще совсем маленьким я часто сидел у них на уроках, потому что меня не с кем было оставить. Как выяснилось позже, это было полезным занятием для моей будущей карьеры.

Затем была первая учительница – Ольга Викторовна Бирюкова. Ее я запомнил как очень добрую и внимательную женщину, которая учила нас достаточно грамотно, хотя была еще весьма молодой. В старших классах я любил математику и физику, поэтому больше запомнил учительницу по физике Евгению Николаевну Приходько; она, наравне с другими, повлияла на мой выбор профессии и помогла поступить в педагогический вуз на физико-математический факультет. В институте образцовым учителем для меня был преподаватель информатики Михаил Валерьевич Шевчук. Так что у меня собирательный образ учителя. Все люди разные, каждый человек уникален по-своему, и выделять кого-то одного не совсем правильно.

Помимо учителей заметное влияние на мою жизнь оказали и другие люди. Например, тренер в спортивной школе – а у меня это был Юрий Владимирович Богомолов – не считается учителем в привычном понимании, но, тем не менее, мы с ним проходили школу жизни: учились терпению и помощи своим товарищам. Я считаю, что на личность влияет не один человек, а множество.

– Почему вы стали учителем?

– Я никогда не мечтал работать в офисе, изо дня в день делать какую-то бумажную работу, решать одни и те же проблемы. Конечно, у учителя тоже очень много макулатуры, но всё же практически всё свое рабочее время я провожу в общении с детьми. Каждый день ко мне на урок приходит по 25–30 человек с разными проблемами, вопросами, настроем, и к каждому из ребят нужен свой подход. Конечно, как и в любой другой профессии, бывает нелегко, но работать в школе мне интереснее, это не позволяет мне оставаться в рамках определенных должностных обязанностей, которые на тебя вешают как груз.

У меня есть возможности для творчества, которых не было бы, если бы я работал не с людьми, а в офисе с бумагами. Я каждый раз стараюсь раскрыть потенциал своих учеников, сделать урок более интересным и насыщенным, чтобы ребята, приходя на занятие, уходили с полезными для них знаниями.

Во-вторых, на мой выбор профессии повлиял пример моих родителей, которые всю жизнь проработали в школе. К тому же и мой родной брат тоже учитель – преподает в школе английский язык. Конечно, наши родители, может быть, и желали нам с братом более легкой работы, но если мы до сих пор не ушли из школы, значит, мы сделали правильный выбор.

Быть учителем – это тяжелая работа, но, тем не менее, работать можно, и это определенный престиж, потому что сегодня профессия учителя снова набирает силу в обществе. К учителю снова начинают прислушиваться, учитывать его мнение, потому что именно учитель иногда может определить какие-то стороны жизни.

Работая в школе, я имею четкое ощущение того, что приношу пользу обществу. Так или иначе, образование – это благо, которое позволяет расти человеку дальше. А мы, учителя, – носители этого блага, которое с удовольствием передаем своим ученикам.

О непростых детях говорят в любое время. Я уверен, что сто лет назад о молодом поколении говорили то же самое.

– А как удается найти общий язык с ребятами? Сегодня часто говорят, что современные дети очень непростые.

– О непростых детях говорят в любое время. Я уверен, что сто лет назад о молодом поколении говорили то же самое. О непонимании между поколениями писал еще Иван Сергеевич Тургенев в своем романе «Отцы и дети». С молодым поколением, и правда, сложно найти общий язык, но это возможно, если приложить немного усилий. Главное – уметь слышать детей и понять, какие проблемы их в данный момент волнуют.

У меня были случаи, когда дети приходили на мой урок и решали задачи способом, которому я их не учил. То есть я их учил решать задачи в какой-то определенной программе, а ребята находили способ решения этих задач, опираясь на более современные данные, а иногда и на другую программу, которая просто легче. Нельзя с ними не соглашаться, потому что дети ценят, когда их слышат. Они предложили решать задачи по новой программе, я согласился, потому что суть обучения от этого не меняется, но меняются средства.

«Учитель года-2013» Андрей Сиденко «Учитель года-2013» Андрей Сиденко
    

– С детьми контакт налажен, а как удается его наладить с родителями учеников?

– Мой кабинет всегда открыт не только для учеников, но и для их родителей. Ко мне часто приходят взрослые с разными проблемами, начиная от того, что не работает компьютер, и заканчивая жалобами на сына или дочь, которые целыми днями сидят за компьютерными играми. И родители зачастую не знают, как с этим бороться. Отсюда родилась идея проводить общие родительские собрания, посвященные медиабезопасности. Потому что на самом деле проблем намного больше, чем просто компьютерные игры.

– Какие это проблемы?

– Одна из серьезных проблем нынешнего молодого поколения – это познание мира через интернет, когда ребенок видит мир через плоскость экрана. Сегодняшние дети не понимают, что мир намного разнообразнее, обширнее и более для них очевиден, чем экран компьютера. Они стараются познавать этот мир через монитор, что совсем неправильно. Дети считают, что в интернете можно найти любую информацию, я с этим не спорю, но мы должны понимать, что ребенку нужен опыт добывания информации в реальном мире. Например, изучать биологию можно не только сидя за компьютером и рассматривая на экране какие-то картинки животных или растений, можно выйти на улицу и посмотреть, что растет и обитает вокруг нас. Я не говорю, что этим методом можно изучить биологию как науку, но хотя бы ребенок увидит своими глазами, кто и что обитает недалеко от его дома.

Это мы, взрослые, с малых лет приучаем детей к гаджетам, отдаем ребенка «цифровой няне».

Я всё больше замечаю, что сегодня дети стали меньше гулять на улице, они не играют в футбол, баскетбол, как это делали мы в детстве. От этого становится страшно. В этом виноваты мы, взрослые, с малых лет приучая ребенка к гаджетам. Замечали ли вы за собой, что мы часто даем своему ребенку в руки телефон или планшет, чтобы он посмотрел мультики или поиграл в незатейливые игры, не мешая нам спокойно решать свои важные и неотложные дела? Вместо того чтобы увлечь ребенка рисованием, лепкой или еще каким-то интересным занятием, мы сами предоставляем ребенка «цифровой няне». Это очень неправильно, потому что ребенка с детства нужно заинтересовывать другими занятиями, как бы сложно нам это ни было.

У меня есть много знакомых, которые всё время куда-то вместе с детьми ездят. Например, в разные тематические лагеря, где ребенку действительно интересно. Родителям необходимо наблюдать, чем их ребенок интересуется, и развивать это дальше, чтобы впоследствии его интересы не свелись только к компьютеру с интернетом. Оградить ребенка от компьютера – это задача родителей, потому что учитель может часами вести беседы с учениками о том, что подолгу играть в компьютерные игры – это плохо, но компьютер стоит дома, и ребенок в него играет дома.

– Бывает ли, что ребенку не интересна информатика? Как вы пытаетесь увлечь его предметом?

– У каждого ребенка разные способности и интересы. Часто бывает, что ребенок в определенный момент своей жизни интересуется чем-то одним, посвящая всё свое свободное время этому занятию. Например, ученик пришел с потрясающего урока истории, и ему сложно сразу переключиться на мой предмет. В этом случае ребенку нужно дать другое задание или задание попроще, чтобы он смог переключиться. Когда задача выполнена, ребенку можно дать более сложное задание.

Тем, кто интересуется математикой и любит решать квадратные уравнения, я предлагаю самому написать программу по решению этих уравнений. Это позволяет детям более детально изучить математический процесс, а также сделать для себя подобие универсального задачника, куда можно вывести нужный коэффициент и получить ответ.

– Как вы считаете, каково на сегодняшний день состояние российского образования?

– Наше образование сегодня меняется, и эти изменения, на мой взгляд, в лучшую сторону.

Российское образование старается следовать мировым трендам – это неплохо. Но нужно ли это России, или у нашей страны свой путь? Это большой философский вопрос. Если есть свой путь, то какой? Может, кто-то его назовет? Надо понимать, что Россия не слепо следует мировым трендам, просто их так или иначе «перекладывают» на нашу действительность.

Я согласен с тем, что образование должно быть доступно всем, никто из детей не должен выпадать из этого института. Развитие дистанционных технологий идет во всем мире. Я рад, что Россия тоже в этом не отстает, ведь у нас огромная страна. Сегодня во многих поселениях нашей необъятной Родины нет школ, дети вынуждены ходить в учебные заведения, находящиеся в нескольких километрах от дома. Чтобы добраться до школы, нужно потратить несколько часов. Представляете, каково ребенку проводить несколько часов в дороге? Также есть дети с особыми потребностями, которые не могут ходить в школу из-за проблем со здоровьем. Вот тут на помощь приходит дистанционное образование, которое позволяет многим получить знания.

  

– А что, на ваш взгляд, можно было бы изменить?

– Я бы пока ничего не менял. Сегодня государство предоставляет возможность получить своим гражданам бесплатное образование. Этим надо пользоваться. Многие учатся в университете только из-за престижа самого учебного заведения, но на самом деле хотят заниматься другим видом деятельности. Им никто это делать не запрещает, через несколько лет они могут пойти и получить еще одну специальность – в этом и заключается доступность сегодняшнего образования. На мой взгляд, это классно.

– Какие сегодня существуют плюсы и минусы в системе школьного образования?

– На сегодняшний день один из плюсов – это введение электронного журнала, но это же является и минусом. Мы понимаем, что, с одной стороны, это удобно, родители в любой момент могут заглянуть в журнал и понять, как учится их ребенок, но, с другой стороны, мы отходим от живого общения с родителями учеников.

Если в школе работают в большинстве своем женщины, это совсем не означает, что учитель – женская профессия.

– Говорят, что учитель – это женская профессия. Так ли это на самом деле?

– Если в школе работают в большинстве своем женщины, это совсем не означает, что учитель – женская профессия. Например, в школе, где я работаю, достаточно много учителей-мужчин. Причем это не только учителя физкультуры, технологии, как принято думать; это учителя разных предметов: истории, физики, географии. На самом деле не важно, какого пола учитель, главное – чтобы ученикам на уроках этого учителя было интересно, чтобы дети получали полезные для себя знания.

– Часто бывает, что молодые учителя, проработав в школе год или два, увольняются. С чем, помимо небольшой зарплаты, это связано?

– По своему опыту знаю, что если молодые специалисты приходят работать в школу, то чаще они всё же остаются в профессии. Они могут менять школы по разным причинам: не сложились отношения с коллективом или другая школа находится ближе к дому. Уйти можно по разным причинам, так же, как и в любой другой профессии.

– Что вас радует в школе?

– Ученики. Они не могут не радовать. Это такой процесс, который не останавливается. Приходишь на урок, видишь горящие глаза учеников – и понимаешь, что им интересен твой предмет.

Я не сторонник того, что мое мнение единственно правильное; наоборот, мне нравится, что какие-то вещи мы можем решать вместе с учениками. Они работают в группах и находят что-то интересное именно в процессе совместной работы. Мы бы не нашли решения той или иной задачи, если бы работали по отдельности. И они это понимают. Я думаю, что ребята видят во мне старшего товарища и наставника, который говорит с ними на одном языке. Мне интересно проводить время со своими учениками, а им со мной.

С учителем Андрей Сиденко
беседовала Анна Ерахтина

6 октября 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Закрытие или возрождение сельской школы? Закрытие или возрождение сельской школы?
Ирина Ушакова
Закрытие или возрождение сельской школы? Закрытие или возрождение сельской школы?
Опыт преподавания в сельских школах Ивановской и Ярославской областей
Ирина Ушакова
Деревня сегодня, как Ноев ковчег, собирает и сохраняет остатки Русского Мiра, неотъемлемая часть которого – сельская школа. Не пора ли этому кораблю выплывать из затона?
Как я была учителем, или Немного о пользе «розовых» очков Как я была учителем, или Немного о пользе «розовых» очков
Елена Гаазе
Как я была учителем, или Немного о пользе «розовых» очков Как я была учителем,
или Немного о пользе «розовых» очков

Елена Гаазе
Он сказал мне с вызовом: «Вот вы всё рассказываете на уроках о чем-то возвышенном, а выйдите на улицу, посмотрите, что там?»
О нестандартных стандартах образования О нестандартных стандартах образования
Беседа с учителем Сергеем Волковым
О нестандартных стандартах образования О нестандартных стандартах образования
Беседа с учителем Сергеем Волковым
Давайте подумаем, чего мы хотим: чтобы дети получали высокое образование и углублялись в отдельные предметы или чтобы они получали высокое образование по отдельным предметам, а остальные бы проходили на более низком уровне?
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×