Мародеры против классики

Сцена из "Тангейзера" в постановке Т.Кулябина Сцена из "Тангейзера" в постановке Т.Кулябина
    

Тимофей Кулябин, режиссер скандальной постановки вагнеровского «Тангейзера» в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета, ответит в суде за оскорбление чувств верующих. Либеральная общественность пытается представить дело как чисто политическое, обвиняя РПЦ и власти в «сговоре против талантливого художника». Но так ли это?

… Под фальшивое сипение труб ехали медведи на велосипеде, сменяли друг друга коровы на роликах и самодвижущиеся пылесосы, вышагивали кубические верблюды и сферические крокодилы. Я сидел в недоумении на величественной римской арене Вероны и в бессильной жалости проклинал самого себя и «современное искусство». В год двухсотлетия Джузеппе Верди хотелось услышать «Аиду» в таком месте, чтобы роскошь постановки суммировалась с роскошью древнего театра. А попал я на безжизненную пошлую пародию.

Чуть раньше, в Москве, решив послушать «Князя Игоря», я обнаружил, что хор «Князю нашему слава» исполняется с неизвестно откуда взявшимися омоновскими дубинками. Великая русская опера превратилась в плоскую фигу в кармане.

Опера — дорогое и сложное искусство, требующее и исполнительского мастерства, и огромных затрат на декорации, костюмы, продуманную постановку. Однако в последнее десятилетие точно кто-то издал указ (невольно поверишь в существование «мирового правительства»): классическую оперу не ставить, осовременивать любой ценой, вносить непременный элемент вульгарности, гнусности, порнографии, примитивной политической агитации, богохульства. Или хотя бы просто вызывать у слушателей отвращение.

«Современная интерпретация» — это почти всегда убийство оперы, так же как убийством балета будет танцевать под музыку Чайковского дабстеп. И в том и в другом случае происходит не обновление, а расщепление художественной формы, растопка дровишек для шашлыка старинными манускриптами…

Мне представляется, что скандал вокруг новосибирской постановки «Тангейзера» — это конфликт не между верующими и художником, а между расщепляющими искусство мародерами и теми, кто не хотел бы, чтобы новомодные «инсталляции» создавались из разбитых окон в их доме.

Новосибирский скандал, сопровождающийся протестами и митингами, в заголовках СМИ обычно представляется так: «РПЦ против Вагнера», «Православные требуют запретить оперу «Тангейзер». Рихард Вагнер — величайший оперный композитор XIX века (тут раздается неистовый свист и топот поклонников Джузеппе Верди) — и без того фигура «неблагонадежная». «Любимый композитор Гитлера». До сих пор не исполняется в Израиле. Почему бы, полагает слабо знакомый с классикой обыватель, не оказаться Вагнеру еще и подозрительным по христианской линии?

Но истина состоит в том, что никаких претензий к опере «Тангейзер» ни у РПЦ, ни у отдельных православных активистов нет. Мало того, я с большим трудом могу себе представить хотя бы одного христианина, который с неприязнью отнесется к этому замечательному христианскому произведению о любви, искуплении и прощении грехов.

Сцена из "Тангейзера" в постановке Т.Кулябина Сцена из "Тангейзера" в постановке Т.Кулябина
    

Рискну отнять время читателя, напомнив сюжет. Меннезингер Тангейзер проводит время в чувственных удовольствиях в гроте Венеры (каковая, напомню, с точки зрения средневековых христиан, очень даже существовала, но считалась ужасным демоном). Однако певцу все наскучило, и он решает уйти обратно в царство смертных, Венера пытается ему воспрепятствовать, но тот отгоняет ее именем Девы Марии. Вернувшись к людям Тангейзер приходит в Варбург, где живет пламенно его любящая принцесса Елизавета, и принимает участие в поэтическом состязании. Знаменитый Вольфрам фон Эшенбах и другие прославляют возвышенную духовную любовь, но Тангейзер противопоставляет им гимн плотской любви и признается, что бывал в гроте Венеры. Богохульника и демонопоклонника едва не убивают, но его спасает Елизавета, чья любовь оскорблена, сердце разбито, но она готова принести себя в жертву ради спасения души Тангейзера. Тот отправляется в Рим, где папа говорит ему, что за такой грех не может быть прощения, как не может расцвести посох в его руках. Разочарованный грешник возвращается и снова пытается вернуться в Венерин грот, ибо спасения для него уже нет. Но тут появляется похоронная процессия Елизаветы, умершей в ожидании Тангейзера с молитвой к Богу на устах простить нечестивца. Увидев жертву Елизаветы, Тангейзер испытывает истинное раскаяние, отвергает Венеру, он прощен и умирает примиренный. Пилигримы приносят из Рима весть, что посох расцвел в руках папы…

Рожденный в протестантской семье, Рихард Вагнер, хотя и порвав со всеми церквями, неизменно оставался человеком христианского сознания. В центре его мировоззрения — Иисус Христос. Ключевой мотив многих его опер — победа христианской веры и чуда над мрачной магией — этот мотив пронесен им от «Тангейзера» до «Парсифаля». Главная идея «Тангейзера» — жертвенная любовь Елизаветы, которая спасает главного героя от помраченной чувственности. Ангельский подвиг девы побеждает и людской гнев на богохульника, и чары Венеры.

Хотите вы, борцы за веру,
забыть святой любви закон?
Вы грешный дух сгубить хотите, —
но вам самим что сделал он?

Вот я пред вами: цвет мой юный
одним ударом он сломил…
Он, мной любимый так глубоко, —
ликуя, сердце мне разбил!

Но за него я слезы лью в молитве,
чтоб он, раскаясь, к небу путь искал!
Пусть грешник падший снова твердо верит,
что сам Христос и за него страдал!

Понятно, что оригинальным сюжетом «Тангейзера» возможно оскорбить религиозные чувства разве что сатаниста. Воодушевляющий хор пилигримов, входящих в начале III акта с огромным крестом, — это, пожалуй, одно из сильнейших произведений христианской культуры XIX века.

Тем не менее одна из самых отвратительных игр постмодерна состоит в том, чтобы не оставить необгаженным ни одного светлого образа, ни одного возвышенного классического сюжета. Представьте себе «Библиотеку всемирной литературы в порнороликах». Не должно остаться в классике ничего, ведущего к нормальным человеческим чувствам — между мужчиной и женщиной, гражданином и Родиной, человеком и Богом.

Именно такая «современная интерпретация» и дается Вагнеру Тимофеем Кулябиным. Тангейзер превращается в модного кинорежиссера, представляющего публике фильм вроде «Последнего искушения Христа» и за это отвергнутый и изгнанный (хотя понятно, что в нынешнем мире только за такое и дают премии). А спасение Тангейзера превращается в посмертное признание очередного фильма. Никакой любящей девы Елизаветы нет и в помине, остается только строгая одесская мама.

Извращение сюжета Вагнера и конкретные особенности постановки, как видим, действительно богохульны. Оскорбляют и эстетическое чувство, и чувства верующих, и, пожалуй, все, кроме чувства креативности — в умении кинуть бяку постановщику и в самом деле не откажешь. Превратив христианскую оперу в «клубничку», он одновременно попал и в Христа, и в верующих, и в Вагнера. Причем в последнем случае жертва была выбрана безошибочно, в расчете на невежество обывателя. Единственное, что осядет у него в голове после скандала: «Опера Вагнера «Тангейзер» осуждена Церковью». Что в любом случае нелестно говорит — либо о Церкви, либо о самом композиторе.

Подобной креативной попытке столкнуть лбами Веру и Культуру нам нужно противостоять прежде всего. 90 % классической мировой культуры сформировано людьми с нормальным христианским или, на худой конец, предхристианским взглядом на мир. Даже фривольные новеллы Боккаччо, и те сегодняшнего читателя способны удивить, скорее, не сексуальными вольностями, а здоровым нравственным ядром. Никакого принципиального конфликта между Церковью и Классикой нет и быть не может. Если мы где-то о нем слышим, значит, речь идет о конфликте не с классикой, а с очередной извращенной интерпретацией.

И не ждите от меня какого-то примирительного резюме вроде: «В любом случае с художником нельзя судиться, время расставит все по местам, надо шире смотреть на вещи, Бог ему судья». Такого резюме не будет. В каждом крупном российском городе есть оперные театры (тут, кстати, уместно вспомнить героическую Донецкую оперу, продолжающую давать представления под артобстрелами). Опера и балет стоят больших денег. И цена, которую принимает государство, платится именно за поддержание классического оперного и балетного искусства. За то, чтобы балерина могла танцевать па-де-де, а бесконечная война в операх Верди хорошего тенора с коварным баритоном развивалась в полагающихся им дорогих декорациях. Без коров на роликах.

Можно тысячу раз называть классическую оперу несовременной и немодной. Пусть так, — считайте наши театры оперы и балета музеями старинных, но от того лишь более прекрасных культурных форм. Местами, где можно увидеть настоящее представление в старом добром духе. А для всего остального есть ютуб.

В бешенстве вы посмотрите на того, кто придет в Эрмитаж и, загрунтовав «Данаю» Рембрандта (пусть не самый благочестивый сюжет), нарисует на ее месте распятого Рональда Макдоналда. Точно такой же гнев должны вызывать и попытки искажающей, обессмысливающей и опоганивающей интерпретации классических опер. Причем не только у верующих, а у всех ценителей искусства и в конечном счете у бюджетных органов, которым предлагают платить за дворец, на деле превращая его в мусорную свалку.

От праведного гнева Тимофея Кулябина сможет спасти только жертва чистой девы. Ксению Собчак не предлагать.

Егор Холмогоров

5 марта 2015 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Большинство россиян считают недопустимым неуважение к чувствам верующих - опрос Большинство россиян считают недопустимым неуважение к чувствам верующих - опрос
67% жителей России полагают, что создатели художественных произведений не должны своими творениями задевать чувства верующих. Это мнение чаще разделяют представители старшего поколения (77% старше 60 лет), последователи православия (70%) и других религий (71%), нежели молодежь (53% от 18 до 24 лет) и атеисты (57%)
Владимир Мединский: Провокация, увы, – самый легкий путь к известности Владимир Мединский: Провокация, увы, – самый легкий путь к известности Владимир Мединский: Провокация, увы, – самый легкий путь к известности Владимир Мединский: Провокация, увы, – самый легкий путь к известности
"А может, пофантазируем на тему нового прочтения "истории Холокоста"? Что же вы на это не отважитесь?"
В Минкультуры заявили о готовности поддержать только искусство с традиционными ценностями В Минкультуры заявили о готовности поддержать только искусство с традиционными ценностями В Минкультуры заявили о готовности поддержать только искусство с традиционными ценностями В Минкультуры заявили о готовности поддержать искусство только с традиционными ценностями
Государство будет выделять средства только тем деятелям искусства, которые ориентированы на духовное и физическое благополучие народа,
Директор новосибирского театра уволен после скандала с «Тангейзером» Директор новосибирского театра уволен после скандала с «Тангейзером» Директор новосибирского театра уволен после скандала с «Тангейзером» Директор новосибирского театра уволен после скандала с «Тангейзером»
Ситуация вокруг новосибирской постановки оперы "Тангейзер" вызвала широкий общественный резонанс.
Из «Тангейзера» должен быть «полностью исключен образ Иисуса Христа», - Новосибирская епархия Из «Тангейзера» должен быть «полностью исключен образ Иисуса Христа», - Новосибирская епархия Из «Тангейзера» должен быть «полностью исключен образ Иисуса Христа», - Новосибирская епархия Из «Тангейзера» должен быть исключен образ Христа, - Новосибирская епархия
Новосибирская епархия обратилась с открытым письмом к министру культуры РФ Владимиру Мединскому
Новосибирская епархия призывает убрать «Тангейзер» из репертуара театра Новосибирская епархия призывает убрать «Тангейзер» из репертуара театра
​Новосибирская епархия призвала руководство ФГБУК «Новосибирский государственный академический театр оперы и балета» полностью исключить скандальную вариацию оперы "Тангейзер" из репертуара театра.
Прокуратура обжаловала решение суда по делу «Тангейзера» Прокуратура обжаловала решение суда по делу «Тангейзера» Прокуратура обжаловала решение суда по делу «Тангейзера» Прокуратура обжаловала решение суда по делу «Тангейзера»
Прокуратура Новосибирска опротестовала постановление мирового суда Центрального района Новосибирска, прекратившего производства по административным делам в отношении постановщика оперы "Тангейзер" Тимофея Кулябина и директора Новосибирского оперного театра Бориса Мездрича.
Минкультуры считает правильным внести в спектакль «Тангейзер» «необходимые изменения» Минкультуры считает правильным внести в спектакль «Тангейзер» «необходимые изменения» Минкультуры считает правильным внести в спектакль «Тангейзер» «необходимые изменения» Минкультуры считает правильным внести в спектакль «Тангейзер» «необходимые изменения»
"Не считая цензуру допустимой, мы напоминаем о нашем праве, более того — обязанности в рамках реализации Основ государственной культурной политики принимать в крайних случаях административные и финансовые меры в отношении государственных учреждений культуры, в том числе — лишать финансирования подобные постановки".
В.Р. Легойда: Наука и искусство не обладают абсолютной автономией В.Р. Легойда: Наука и искусство не обладают абсолютной автономией В.Р. Легойда: Наука и искусство не обладают абсолютной автономией В.Р. Легойда: Наука и искусство не обладают абсолютной автономией
Председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда на общественных слушаниях в Министерстве культуры России, посвященных обсуждению оперы «Тангейзер», заявил о невозможности полной автономии искусства.
Комментарии
Александр Николаевич19 марта 2015, 17:49
В наши дни невозможно обойти вопрос ценности и смысла современной культуры. Политкорректные деятели, чтобы никого не обидеть, вопрос обойдут молчанием, но проблему это не решит. К. Леонтьев такой прогресс называл отрицательной ценностью. Такая культура под многочисленные аплодисменты лишь надвигает всеобщую мировую катастрофу.
Санлайт11 марта 2015, 19:23
Статья очень грамотная, можно на цитаты разбирать!
По поводу того, как с этим бороться. Не знаю. Суд здесь ничего не решит, верно написано:
"Единственное, что осядет у него[обывателя] в голове после скандала: «Опера Вагнера «Тангейзер» осуждена Церковью». Что в любом случае нелестно говорит — либо о Церкви, либо о самом композиторе. "
- то есть разжигается рознь. И у неверующего остается сомнение:"А вдруг и правда мракобесы?"
Не осудить нужно, не запретить манифестом. А ВЫСМЕЯТЬ. Насмешка убивает. Как это сделать, как сделать непривлекательной привычку насмехаться, причем насмеявшись над ней, выставив этих "культурных деятелей" такими, какими они есть - бесплодными комментаторами, причем злобными? Не знаю, но только это средство подействует.
Ант11 марта 2015, 03:03
Просто бред какой-то. Суд определяет что почувствовал человек. Интересно, сколько верующих нужно оскорбить, чтобы суд признал факт оскорбления чувств верующих? Вот мои чувства, например оскорблены гнусностью по отношению к Святыне. Этого мало? А что скажут православные в ответ этому суду? Бартья и сестры, давайте выскаженмся по этому поводу. Кто ещё кроме меня оскорблён?
Василий Н.10 марта 2015, 13:48
Олегу

Я не поддерживаю Милонова после многих его предложений, которые, ИМХО, иначе как нелепыми не назовешь (например, запретить преподавать теорию Дарвина), а тем более после оскорбительного высказывания на митинге год назад.

По теме: если действительно речь идет об извращенной интерпретации классики - то с этим, безусловно, что-то надо делать.
Но вот не сказал бы, что конфликт между церковью и классикой полностью вымышлен. Почему тогда многие священнослужители против "Сказки о попе и о работнике его Балде" (Армавир, 2011 год), а также оперы по ее мотивам (Коми, 2006 год)?
Tatiana 9 марта 2015, 23:30
U nas v Latvii eto uzhe davno proishodit,glumlenie nad klassikoj.Esli stavitsja novaja postanovka,ona stavitsja "v novom prochtenii".Ranjshe ja dumala,chto eto prosto neobrazovannye rezhissery,takie dvoechniki,kotorye nedostatochno horosho ponimajut proizvedenie i stavjat ploho v silu svoej nedostatochnoj kvalifikacii.Teperj ja ponimaju,pochemu eto i dlja chego eto.Dlja ogluplenija i otupenija naroda.Vse ravno,kakogo.Ranjshe ja dumala,chto tut zameshan nacionalizm ili fashizm-moj narod samyj luchsshij-ostaljnye-vtoroj sort.Teperj jasno viden antihristianskij podtekst i prichina i celj.
Юлия 9 марта 2015, 08:53
Люди, кто неравнодушен - помогите остановить кощунство! подпишите петицию против дальнейшего показа кулябинской версии оперы и распространения мерзких постеров к ней.

Лев Вертгейм 8 марта 2015, 16:56
Очень верный анализ. Кстати, либретто оперы "Тангейзер" Вагнер написал сам. Будь он жив, он наверняка присоединился бы к судебному иску.
Олег 7 марта 2015, 19:45
!!! Требую наказать по всей строгости существующих законов Кулябиных и Мездричей - российских Шарли-Эбдо, этих разрушителей традиций и разжигателей ненависти в России.

Русское Общество должно сплотиться вокруг Духовного Центра, на который претендует Православная Церковь вместе с его крестоносцами Смирновым и Милоновым.
Борьба предстоит нешуточная.
Маргарита 7 марта 2015, 07:14
Захожу сюда за глотками чистого воздуха. Глубокая благодарность авторам.
Леонид 6 марта 2015, 17:50
Мародеры-определение точное.Идет это с 'культурного" запада. Это от лени ума. Очень " талантливым " режиссерам попробовать самим создать что-то очень гениальное, не трогая классику.
Алексей 6 марта 2015, 12:05
Писал в предыдущем обсуждении Левиафана но скажу и здесь так как все это лежит в одном поле. Чтобы такая зараза не расходилась по стране, её нужно запрещать. Можно сколько угодно порицать, сожалеть, кидаться камнями, реальную же пользу принесет только законный запрет и искоренение этого зла. Я не ретроград, не противник всего современного. Но для русского человека должны быть святые ценности. Не может быть иначе. Абсолютно неприкосновенные ценности подчеркну это. Вся эта игра в терпимость и вседозволенность привела к духовному падению Европу. Зачем нам идти схожим путём? Мы же видим, что произошло со странами предавшими идеи христианства. У России свой путь тем мы и сильны. Спаси Господи.
Владимир 6 марта 2015, 00:58
Спасибо, Егор! Все точно и своевременно. Те, кто считает классическое искусство несовременным, имеют, конечно, право на творческие поиски, но за свои деньги, во всяком случае бюджет не должен участвовать в насилии над классиками и профанировании человеческих ценностей.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×