Заседание Научного совета по религиозно-социальным исследованиям Отделения общественных наук РАН

Академик РАН Дмитрий Семенович Львов
Академик РАН Дмитрий Семенович Львов
В конце июля состоялось очередное заседание Научного совета по религиозно-социальным исследованиям Отделения общественных наук РАН на тему «Социально-консервативный синтез: традиция и модернизация». В заседании приняли участие представители академических институтов, различных научных центров, преподаватели высших учебных заведений, представители общественных и религиозных организаций, журналисты.

Первая часть заседания совета была посвящена памяти недавно ушедшего из жизни выдающегося российского ученого, академика РАН Дмитрия Семеновича Львова. Академик Львов, известный экономист, одновременно стоял у истоков нового направления современной российской науки – религиозно-социальных исследований. Как отмечали выступавшие, академик Львов был глубоко верующим человеком, патриотом России. Он упорно стремился к созданию наиболее благоприятных условий для плодотворного сотрудничества науки и Русской Православной Церкви.

По заявленной теме с докладом «Социально-консервативный синтез как условие позитивного развития постсоветского экономического и политического пространства» выступил научный руководитель Национального института развития Отделения общественных наук РАН, доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАН, депутат Госдумы России С.Ю. Глазьев. Докладчик подчеркнул, что в современном мире сформировалась идеология эрзац-либерализма, специфической особенностью которой является разделение понятий индивидуальной свободы и ответственности перед обществом. Реализация этой идеологии создает благоприятные условия для безудержного обогащения немногих при катастрофическом обнищании большинства. К сожалению, в рамках этой идеологии сегодня продолжает осуществляться и российская финансово-экономическая политика, которая до сих пор согласовывается с МВФ. Это вынуждает все социально ответственные силы искать альтернативу либеральной глобализации, как процессу, в ходе которого всему миру навязываются порочные «либеральные ценности». В то же время докладчик отметил, что невозможно отгородиться от общемировых процессов, пойдя по пути изоляционизма. Выход из создавшейся ситуации следует искать в развитии идеи социально-консервативного синтеза. В рамках этой идеи С.Ю. Глазьев сформулировал несколько принципиальных положений, осуществление которых, по его мнению, в принципе способно оздоровить ситуацию в России и во всем мире. Во-первых, необходимо поставить заслон на пути монополии частных лиц на эмиссию мировой валюты. Во-вторых, следует ввести налог на валютные спекуляции и по возможности децентрализовать финансовые потоки. В-третьих, необходимо наладить диалог между силами, которые противостоят либеральному глобализму. Таких сил, по мнению докладчика, три: мировые религии, левые партии и национально-патриотические движения в разных странах. Именно консолидация этих сил и может дать адекватный синергетический эффект, способный преодолеть выстроенную стратегию либеральной глобализации.

С докладом на тему «Консерватизм в условиях отказа от государственного атеизма: проблема церковно-государственных отношений» выступил доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН, председатель Совета Института религиозно-социальных исследований М.И. Гельвановский. Главная идея доклада – необходимость преодоления ложного стереотипа, отождествляющего понятия «светский» и «атеистический». Докладчик рассказал об основных исторически сложившихся типах церковно-государственных отношений, подчеркнув при этом принципиальное различие между историческим опытом церковно-государственных отношений в России и в Западной Европе, остановившись также на различии между понятиями «веротерпимость» и «толерантность». Так называемая «толерантность» предполагает фактическую безрелигиозность, безверие; веротерпимость же есть терпимое, уважительное отношение к чужим религиозным ценностям с позиций своей веры, своей религии. Только тот, кто имеет свои святыни, способен не на словах, а на деле уважать чужие, подчеркнул докладчик. Он указал на необходимость связать решение проблемы модернизации национальной экономики России с процессом духовно-нравственного оздоровления, подчеркнув принципиальное отличие западной модели модернизации от той, которую должна осуществить Россия: если Запад в ходе своей модернизации фактически избавился от религии, то Россия, наоборот, должна опереться на базовые религиозные ценности при проведении радикальных социально-экономических и научно-технических преобразований.

Этим идеям было созвучно выступление ответственного редактора журнала «Проблемы развития», старшего научного сотрудника ИРСИ В.П. Семенко на тему «Европейская светскость как одна из моделей отношений между государством, обществом и религиозными организациями». Докладчик вкратце остановился на опыте светских государств Европы в области выстраивания государственно-конфессиональных отношений и национальной политики. Признавая ценность этого опыта и для современной России, он, тем не менее, подчеркнул, что забвение империи, полное изгнание имперской парадигмы из сознания людей и практической политики означало бы полную ликвидацию России как исторического субъекта, уход ее с исторической арены. Поэтому, вынужденно живя в условиях светского национального государства, соблюдая «правила игры» на основе принципов светскости, мы непременно должны сохранять свою имперскую память, имплицитно включать имперскую парадигму в культурное и политическое строительство, формируя свой собственный глобальный миропроект.

Старший научный сотрудник ИРСИ А.М. Бродский выступил с докладом «Социальный опыт СССР: возможность использования для целей модернизации». Докладчик призвал к более объективному и тщательному анализу социальных, экономических и геополитических достижений СССР, как исторического феномена. Именно теперь, когда коммунизм перестал быть господствующей идеологией, появилась возможность более объективно оценивать опыт и достижения Советского Союза, в котором, пусть и в искаженно-суррогатном виде, но явно угадывались традиционные черты православного «византизма». В качестве методологии такого анализа А.М. Бродский выдвинул идею длительных цивилизационнных, религиозно-социальных циклов, с помощью которых можно объяснить возникновение и распад СССР как закономерный результата развития атеистического гуманизма, начавшего формироваться в эпоху Возрождения. (Особое значение в этой связи приобретает исторический перелом, возникший в результате падения в 1453 году столицы Византии – Константинополя.) Несмотря на поражение СССР как гуманистического проекта, его опыт представляет для современной России и мира колоссальный интерес. Докладчик назвал, по крайней мере, 12 наиболее важных, по его мнению, проблем в геополитической, военной, экономической, социальной и нравственной сферах, успешно решенных в СССР, и отметил непреходящую ценность этого опыта для целей социально-консервативного синтеза.

В заключительной части заседания состоялась содержательная творческая дискуссия. Выступавшие подчеркивали важный факт: никакая модернизация экономики России, необходимая для сохранения ее конкурентоспособности, никакой альтернативный русский миропроект, в котором так нуждается не только Россия, но и все человечество, невозможен без сохранения исторической преемственности, исторической памяти, где особое значение имеет следование православной имперской традиции, создавшей великую Россию.

Во многих выступлениях упоминалось недавнее «Открытое письмо» десяти академиков РАН во главе с Ж. Алферовым и В.Л. Гинзбургом, которое наглядно продемонстрировало, что советская система образования, к сожалению, страдала явными пробелами в гуманитарной сфере, что не позволяло даже таким незаурядным ученым правильно ориентироваться в вопросах взаимодействия науки и религии, что является лишним доказательством важности знакомства учащихся с основами религиозной культуры. В итоге участники заседания в общих чертах одобрили проект итогового документа, который после доработки редакционной комиссией вскоре будет обнародован. Руководство НС РСИ планирует также публикацию полного отчета о заседании после обработки стенограммы.

Пресс-служба Научного совета по религиозно-социальным исследованиям

6 августа 2007 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×