Всякое ли служение угодно Богу? (+ВИДЕО)

Беседы на книгу Бытия. 4

О том, когда было возвещено первое Евангелие, всегда ли добро есть добро, почему Бог не принял жертву Каина, что значит вопрос Господа: «Где брат твой?» и зачем Каин строит город, рассказывает Андрей Иванович Солодков.

Здравствуйте, уважаемые читатели и зрители портала «Православие.ру»! Мы продолжаем наши беседы на книгу Бытия. Тема сегодняшней встречи – «Всякое ли служение угодно Богу?» Мы будем читать главу 4-ю этой книги Священного Писания, в которой рассказывается о Каине и Авеле. Но прежде, чем перейти к этой главе, давайте закончим рассмотрение предыдущей, 3-й главы, которую мы читали на нашей предшествующей встрече, посвященной теме «Почему Бог допускает зло?»

«Не я, но другой»
(Быт. 3: 10–24)

Мы закончили рассмотрение главы 3 стихом 9: «И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?» Читаем далее:

«Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела» (Быт. 3: 10–13).

Какая знакомая картина современной жизни! И сегодня часто случается подобное: у человека спрашивают: «Зачем ты так поступил?», а он отвечает: «Это не я виноват, это вот тот виноват». У этого другого спрашивают: «А ты зачем так поступил?», а он: «Это не я, это вот этот меня надоумил». И совсем не редкость подобная ситуация: приходит человек на исповедь и рассказывает, что он, к примеру, согрешил сквернословием, потому что соседи после 11 часов вечера начинают в стенку стучать, вот он и сорвался на грех. И виноват всегда кто-то другой, но не сам человек. Как в детском саду, право! «Петя, ты зачем вазу разбил?» – «А меня Маша толкнула!» и т.д. и т.п. Виновных не найти. Ничего в природе человека не изменилось! И сегодня мы видим то же самое, что и при грехопадении.

Господь взывает к Адаму и вопрошает его: «Где ты?», но Его вопрос вовсе не упрек Адаму в его вине, а призыв к покаянию. «Где ты?» – то есть: «В каком состоянии ты оказался?» А Адам отвечает: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева…» И тогда Бог обращается к жене: «Почему ты это сделала?» Обратим внимание, братья и сестры, на важный момент. Мы видим, что жена первая заговорила с диаволом, она нарушила иерархию семейных отношений. Но Бог сначала обращается не к ней –виновнице всего происшедшего (позже апостол Павел скажет, что не Адам согрешил, а Ева), – но к Адаму. Почему? Снова и снова повторю: потому что Адам – глава семьи. Всегда ответственный – глава семьи. А что значит быть главой семьи? Это значит быть не деспотом и повелителем, а прежде всего рассудительным и мудрым руководителем. Глава – это тот, кто слушает голос Божий и наставляет свою жену и своих детей. По принципу «Домостроя»: муж – глава, жена – помощница, а дети – послушники.

А что отвечает Богу жена? То же самое: «Это не я, это змей». В общем, виноватых не найти. И сегодня люди так говорят. Вот постоянные вопросы: почему Бог допускает зло? почему в этом мире существует зло? почему Бог не наведет порядок? Но люди не хотят видеть в самих себе той расстроенности, которая произошла в результате их отпадения от Бога.

Но, несмотря на то, что человек разрывает жизненно важную связь с Богом преступлением заповеди, Бог не оставляет человека.

И далее мы читаем слова Господа к змею:

«и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3: 15).

Здесь звучит первое Евангелие. И это действительно Евангелие, это благая весть о том, что Бог не оставляет человека, о том, что придет Сын Божий и поразит диавола в голову; здесь весть и о Богородице, о непорочном зачатии, о чем впоследствии скажет и пророк Исаия: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7: 14), а имя Еммануил значит: «С нами Бог». Это пророчество возвещено за 700 лет до Рождества Христова. И тут в Библии употреблено слово «Дева» – алма. Когда мы будем изучать другие тексты книг Священного Писания, мы увидим, что слово «алма» никогда не относится, как некоторые мудрствуют, просто к женщине или к молодой женщине, но всегда – к девственнице. Мы знаем историю этого текста. Она повествует, что праведный Симеон Богоприимец, когда был перевод книг Ветхого Завета с иврита на греческий язык, решил стереть это слово, рассудив по человеческому размышлению так: «Если дева, то как же она родит? Рождают только женщины». Но ангел Господень остановил его. И мы знаем, что этот праведный муж жил до тех пор, пока не увидел Христа, Которого принесли к нему. И тогда он воскликнул слова, нам всем очень хорошо известные: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром».

Пророчество о Спасителе есть уже в книге Бытия

Но впервые это пророчество звучит уже в книге Бытия, когда Господь говорит змею: «вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее…», но жена не может иметь семени, так что здесь говорится о непорочном зачатии; «будет поражать тебя в голову…» – и действительно, Христос поразил диавола в голову на кресте; «…а ты будешь жалить его в пяту» – тут говорится о том, что до Второго пришествия Христа в человеке остается удобопреклонность ко греху, то есть человеческая природа исцелена, но еще не пришел Страшный суд, и от веры человека, от его дел, которые он творит в этой временной жизни, зависит его вечная участь.

Далее в главе 3 книги Бытия рассказывается о том, что первые люди были изгнаны из рая – из мира полного благополучия, полного благосостояния, полного счастья, которое им было дано в эдемском саду. И был поставлен херувим с мечом огненным, чтобы преграждать путь людям к древу вечной жизни. Почему? Об этом я уже говорил в прошлой беседе: для того, чтобы человек не увековечил зло и чтобы он не закостенел в грехе, а имел стремление к покаянию.

«Грех влечет к себе»
(Быт. 4: 1–24)

Преподобный Симеон Новый Богослов: «Добро, которое сделано не добрым образом, не есть добро»

Мы подошли к собственно теме сегодняшней встречи: «Всякое ли служение угодно Богу?» У преподобного Симеона Нового Богослова есть такие слова: «Добро, которое сделано не добрым образом, не есть добро». О чем эти слова? Казалось бы, здесь какая-то придирка, ведь сделал человек добро, ну и, как говорит наша поговорка, сделал хорошее дело – и гуляй смело. Нет, оказывается. Сказано: добро, сделанное не добрым образом, не есть добро. Это очень ярко выражено в Библии в рассказе о двух братьях, родившихся от Адама и Евы, – о Каине и Авеле.

Каин и Авель. Фреска собора Монреале, Сицилия Каин и Авель. Фреска собора Монреале, Сицилия

Читаем:

«Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа» (Быт. 4: 1).

Очень интересный стих. Вспомним еще раз ту благую весть, которую мы прочитали в главе 3 книги Бытия, – слова Бога к змею: «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3: 15). Это приговор диаволу, но только для диавола эти слова звучат как приговор смертоносный, а для Адама и Евы это благая весть. Как у апостола Павла сказано, что благая весть для одних – запах благоуханный, а для других – запах смертоносный (ср.: 2 Кор. 4: 16). И Ева помнит это обетование Божие, помнит благую весть – и, родив Каина, говорит: «Приобрела я человека от Господа». Она опережает события: это рождается еще не Мессия, как ей этого очень хочется. Это рождается Каин – первый человекоубийца: отступление от Бога, Который есть Жизнь, всегда порождает смерть.

Но читаем далее:

«И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4: 2–7).

Жертва – это всегда подражание Христу. И смысл жертвы – в жертвенной любви

Стих 7 удивителен по своему содержанию – он о том, о чем нам говорит Симеон Новый Богослов: «Добро, сделанное не добрым образом, не есть добро». Что же такого недоброго сделал Каин? Почему на жертву Авеля Господь призрел, то есть увидел ее и принял, а на жертву Каина нет? Дело в том, что, как сказано, Авель принес самое лучшее, первородное от стада своего. Он принес все лучшее, что есть у него в жизни, если можно так сказать современным языком. И жертва сегодня, в современной жизни современного человека, это не обязательно приношение каких-то даров Богу или чего-то в храм. Нет-нет! Бог ни в чем не имеет нужды, у Него есть все: Бог собственник во Вселенной, все принадлежит Ему, и нет ничего такого, в чем бы Он нуждался. Зачем нужны Богу тогда какие-то жертвы? Сказано: «Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50: 19). Вот какая жертва нужна Богу! Сказано нам также о любви – о жертвенной любви. И не только сказано, но и показано Самим Господом и Спасителем Иисусом Христом. У апостола Павла в 1-м послании к Коринфянам есть такие слова: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если я имею силу, так что и горы могу переставлять, а любви не имею, то нет мне в том никакой пользы» (ср.: 1 Кор. 13: 1–2). И далее говорится: «Любовь долготерпит, не завидует, не превозносится, не ищет своего, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется…» (ср.: 1 Кор. 13: 4–7). Так что, как видим, жертва – это всегда подражание Христу, как и сказано апостолом Павлом: «Подражайте мне, как я Христу» (ср.: 1 Кор. 11: 1).

Этой жертвы – чистоты сердца человеческого – ждет Бог, но она нужна, прежде всего, самому человеку

Весь смысл христианской жертвы – в жертвенной любви, о которой нам не только сказано, но которая и была нам показана на Голгофском кресте Самим Спасителем. И жертва, которую приносит Авель, была от всего сердца, от всей души. А что же приносит Каин? Каин приносит то, что ему попалось под руку. И дело совсем не в том, что Богу оказались неугодны те плоды и зерна, что принес Ему Каин. Нет! Но Бог не принимает то, что приносится с этакой прохладцей: мол, вот возьмите там что-нибудь; может, пригодится. Как мы часто рассуждаем? Именно так. Это так называемая жертва второго сорта. Вот по весне мы начинаем разгребать в своей квартире завалы вещей, отбираем уже ненужное, очищаем книжные полки… А куда девать все то, что жалко на помойку выкинуть? Да отнести в храм! Вот жертва второго сорта: что на помойку жалко, давай отнесем Богу. Есть хорошая русская пословица: «На тебе, Боже, что нам не гоже». Вот такую жертву приносил и Каин. Он принес, не задумываясь, лучшее ли то, что он хочет отдать Богу, не задумываясь, действительно ли угодно будет это Богу, ведь, как я уже говорил, Бог ни в чем не нуждается. В такой жертве нет искренности сердца, чистоты сердца. А сказано: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5: 8). В этой чистоте сердца нуждается сам человек, ради его же спасения, потому что единственный смысл сотворения человека на земле – сохранить его в этой жизни и спасти для жизни вечной. На наших простых православных нательных крестиках, на оборотной их стороне, так и написано: «Спаси и сохрани» – то есть: Господи, спаси нас для вечной жизни и сохрани нас в жизни этой. В этом состоит Промысл Божий. Этой жертвы – чистоты сердца человеческого – ждет Бог, и она полезна для самого человека, Бог же ни в чем, повторю еще раз, не имеет никакой нужды.

А Каин приносит то, что попалось ему под руку. Такая жертва не угодна Богу, потому что она вредит самому Каину. Каин считает себя самодостаточным, он думает: вот, я нечто дал Богу. Помню, как однажды – это было еще в 1990-х годах – в некий храм принесли 20 компьютеров. Представьте: середина 1990-х – и 20 компьютеров! Тогда в этом храме уже работал просветительский центр, воскресная школа, выходил миссионерский листок, компьютеры очень были нужны. Но когда начали их проверять, оказалось, что всего один лишь работает. Вот такая была жертва. И такую жертву Бог не принимает, потому что она – скажу еще и еще раз – бесполезна для самого человека, а Сам Бог ни в чем не нуждается.

Каин убивает Авеля. Фреска собора Монреале, Сицилия Каин убивает Авеля. Фреска собора Монреале, Сицилия
Но обратимся снова к тексту главы 4 книги Бытия:

«И сказал Каин Авелю, брату своему [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (Быт. 4: 8).

Это первое убийство в истории человечества. Читая главу 3 книги Бытия, мы видели катастрофу человеческой истории – как человек отступает от Бога, а здесь мы видим другую трагедию – трагедию первого человекоубийства. Причем многие отцы Церкви говорят, что Каин убил Авеля из-за ненависти к нему за то, что его, Каина, жертва не была принята Богом, и в этой ненависти он начал бить Авеля тем, что попадалось под руку. Есть даже иконы, на которых изображено, как Каин взял сначала камень, потом кость животного и с каким-то ожесточением бил своего брата до тех пор, пока не забил его до смерти. Этот стих рассказывает о первом в истории человечества пролитии крови.

Читаем далее:

«И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?» (Быт. 4: 9).

«Где брат твой?» – этот вопрос обращен и к нам

Мы видим примерно те же слова, что и в главе 3 книги Бытия. Там Адам призывался Богом к покаянию словами: «Где ты?»; здесь Господь говорит Каину: «Где брат твой?» Очень важные для нас слова, братья и сестры. Сегодня эти слова звучат и по отношению к нам. Когда мы с вами приходим в православный храм, когда мы стоим на Литургии, вспомним этот вопрос, заданный Богом: «А где твой брат? А где твоя сестра? А почему твои дети не с тобою? А где твой отец?» Вспомним о своих родных и близких. И не дай Бог, чтобы мы с вами когда-нибудь ответили: «Что, разве мы сторожи братьям и сродникам нашим?» Будем помнить о том, что Бог учил нас молиться не «Отче мой», а «Отче наш», что спасение совершается в соборном церковном общении. Поэтому будем избегать тех слов, которые придумали протестанты и разные их последователи, – о некоем личном спасении. Конечно, за свои грехи мы дадим ответ лично, но мы ответственны и за ближних наших, за своих братьев и сестер, особенно за своих родственников. Итак, не дай Бог, чтобы из наших уст прозвучали эти слова Каина: «Разве я сторож брату моему?»

И тогда сказал Господь: «Что ты сделал?», напрямую взывая к Каину, видя, как он увиливает от покаяния – от пути спасения.

«И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.

И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня.

И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.

И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема. И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох» (Быт. 4: 10–17).

О каком знамении тут идет речь? Есть разные мнения на этот счет. Почти все отцы Церкви, толкуя этот текст, пишут, что Каин стал страшен, потому что грех всегда портит и лицо человека: лицо Каина как-то исказилось, перекорежилось так, что стало звероподобным.

Каин строит город – возводит стены, чтобы скрыть за ними грехи и не каяться

В этом же отрывке говорится и о том, что первым градостроителем был Каин. Почему так? Зачем Каин строит город? Каин строит город, потому что боится, что кто-то может его убить, несмотря на слова Господа. Он рассуждает: мол, мало ли что Бог сказал. И сегодня многие так же рассуждают. Каин строит стены, чтобы спрятаться за ними, ибо он боялся. К тому же в городе, в мегаполисе, очень просто скрыть свои грехи. Попробуйте-ка что-то скрыть в деревне, где все друг друга знают! А в большом городе никто никого не знает: моя хата с краю, я никого не знаю… Поэтому Каин – первый градостроитель, он основывает город для того, чтобы дальше продолжать грешить и не каяться.

И сказано в этих стихах, что Каин познал жену. И часто многие, в том числе и атеисты, спрашивают: а откуда взялась жена? Были Адам и Ева, Каин и Авель. Что, в Библии какие-то несостыковки? Нет, не совсем так. Нужно вспомнить, что Адам жил 930 лет. Представьте себе, почти 1000 лет! И сколько от него могло родиться дочерей, сыновей! – Целый род человеческий. Но в Священном Писании не всегда упоминаются все имена живших, но только имена главных или важных людей, с которыми связаны те или иные главные события в истории человечества. И всегда в исторических документах не упоминаются имена людей, не связанных с событиями, но только имена тех, которые так или иначе, как принято говорить, творили историю или были участниками каких-то важных свершений.

Итак, мы видим, что не всякое служение угодно Богу. Мы видим, что альтернативное служение ведет к человекоубийству. Каин становится человекоубийцей первомученика Авеля, кровь которого была пролита за жертву, за верность Богу. Да и саму жизнь свою Авель готов был принести на алтарь Божий, что и произошло.

А далее в Библии приводится целая родословная, говорится о Каине уже как о прапрапрадедушке Ламеха, упоминаются имена Еноха, Ирада, Мехиаеля, Мафусала… Именно род Каина стал распространяться по земле. А в стихе 19 читаем, что Ламех взял себе две жены. Это тоже впервые в истории человечества. Ведь сказано, что Господь сотворил одну жену для человека. А с распространением по земле каинитов по греху Каина появляется и полигамия – как видим, двоеженство тоже берет начало от грехопадения Каина. Имена жен Ламеха – Ада и Цилла, и эти имена уже о многом говорят нам: Ада – страстная, а Цилла – не очень красивая, но пригодная для деторождения. Так что Ламех берет одну жену – греховодницу для удовлетворения похоти, а другую – для рождения детей. И все это – порождение отступничества Каина и его нежелания приносить Богу истинную жертву, как сказано: «жертву сокрушенную и смиренную Бог не уничижит».

И еще одно важное замечание. Из этого события очевидно, что всякое альтернативное служение Богу, не в Его Церкви не угодно Богу и ведет человека к нарушению последней заповеди: не завидуй. Зависть порождает ненависть и человекоубийство. Поэтому, когда мы обращаемся к людям, которые находятся в различных конфессиях, вне Церкви, призывая их оставить альтернативное служение, этот наш призыв – не пренебрежение по отношению к ним: мол, мы хорошие, а вы плохие, но это призыв войти в лоно Церкви –предостережение о том, к чему может привести такое служение.

А завершается глава 4 очень важными стихами:

«И познал Адам еще жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, говорила она, Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин. У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа» (Быт. 4: 25– 26).

Сколько проходит поколений, рождаются и рождаются каиниты, так что люди вообще забыли о Боге, и только когда рождается Сиф, через сотни-сотни лет, люди вспоминают о Господе. Но грех все размножался и размножался, пока не был смыт потопом. Но об этом мы поговорим на следующей нашей встрече.

Андрей Иванович Солодков

11 августа 2016 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Любящим Бога всё содействует ко благу (Беседы на кн. Бытия) Любящим Бога всё содействует ко благу (Беседы на кн. Бытия)
Андрей Солодков
Любящим Бога всё содействует ко благу (Беседы на кн. Бытия) Любящим Бога всё содействует ко благу
Беседы на книгу Бытия, 12: 1–20
Андрей Солодков
Какие уроки доверия Богу мы находим в Книге Бытия? Зачем Аврам пошел в Египет? И как относиться к тому, что он выдавал свою жену Сару за сестру?
Падение вавилонской цивилизации (Беседы на кн. Бытия) Падение вавилонской цивилизации (Беседы на кн. Бытия)
Андрей Солодков
Падение вавилонской цивилизации (Беседы на кн. Бытия) Падение вавилонской цивилизации
Беседы на книгу Бытия, 11: 1–32
Андрей Солодков
О том, что прежде всего должен преобразовывать человек – окружающий мир или себя самого, о кровавых звездных богах Вавилона и их «влиянии» на современную жизнь, о единстве богопротивном и единстве в Боге.
Причина гибели допотопной цивилизации Причина гибели допотопной цивилизации
Андрей Солодков
Причина гибели допотопной цивилизации Причина гибели допотопной цивилизации
Беседы на Книгу Бытия, 6–8
Андрей Солодков
Почему «раскаялся Господь, что создал человека на земле» (Быт. 6: 6)? Что прообразует собой построенный Ноем ковчег? Как святые отцы толкуют его устройство? Каково первое деяние Ноя после спасения, и чему оно учит нас?
Почему Бог допускает зло (+ВИДЕО) Почему Бог допускает зло (+ВИДЕО)
Андрей Солодков
Почему Бог допускает зло (+ВИДЕО) Почему Бог допускает зло (+ВИДЕО)
Беседы на книгу Бытия. 3:1-9
Андрей Солодков
О том, как красота и превосходство становятся губительными, о змее с лапами и походкой верблюда, в чем подвох вопросов сатаны к Еве и почему всевидящий Бог спрашивает Адама: «Где ты?»
Сотворение человека Сотворение человека
Андрей Солодков
Сотворение человека Сотворение человека
Беседы на Книгу Бытия. 2: 1–25
Андрей Солодков
Есть ли основания считать, что в Книге Бытия утверждается почитание субботы? Почему заблуждаются «Свидетели Иеговы», учащие, что душа человека в его крови? Зачем Бог творит Еву из ребра Адама?
Как Бог творил мир (+ВИДЕО) Как Бог творил мир (+ВИДЕО)
Андрей Солодков
Как Бог творил мир (+ВИДЕО) Как Бог творил мир (+ВИДЕО)
Беседы на Книгу Бытия
Андрей Солодков
Какой свет творит Бог в первый день творения? Что надо понимать под твердью второго дня? Как объяснить критикам Библии, почему растения появляются прежде Солнца? Что было образом Божиим в сотворенном человеке и что подобием?
Отрекалась ли наука от Бога? (+ВИДЕО) Отрекалась ли наука от Бога? (+ВИДЕО)
Андрей Солодков
Отрекалась ли наука от Бога? (+ВИДЕО) Отрекалась ли наука от Бога? (+ВИДЕО)
Беседы на Книгу Бытия
Андрей Солодков
А. Эйнштейн: «Обычное представление обо мне как об атеисте – большое заблуждение. Каждый серьезный естествоиспытатель должен быть человеком религиозным».
Комментарии
Светлана29 ноября 2016, 15:07
Благодарю Вас от всего сердца за публикование бесед Солодкова А.И. на тему Книги Бытия! Спаси Господи!
Наталья21 августа 2016, 14:14
Спасибо большое!Очень познавательно,и так мне нужно!Спаси Господи!
Максим12 августа 2016, 12:12
Очень познавательно и интересно. В беседах Солодкова Андрея Ивановича всегда открываю для себя что-то новое. Спасибо! Жду продолжения!
Анастасия11 августа 2016, 09:51
Большое Спасибо за цикл бесед на тему Книги Бытия! уверена, что очень многие, как и я, нуждаются в объяснении основ нашей Веры. Спаси Господи!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×