Не потерять полноту бытия

Слово в Неделю 21-ю по Пятидесятнице

Исцеление гадаринского бесноватого. Фреска православного монастыря на горе Фавор. Фото: А. Поспелов / Православие.Ru Исцеление гадаринского бесноватого. Фреска православного монастыря на горе Фавор. Фото: А. Поспелов / Православие.Ru
    

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Братия и сестры! Святое Евангелие, как мудрый детоводитель, постепенно приводит нас к постижению мира таинственного. Вчера за Литургией мы слышали, как Иисус Христос во время бури на море Галилейском «запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина» (Лк. 8: 24).

Сегодня евангельское повествование возводит нас к более высокому постижению той вседержительной силы Божией, которая управляет не только природными стихиями, но и миром невидимым, духовным. За богослужением мы слышали Евангелие о гергесинском бесноватом, которого Господь наш Иисус Христос освободил от легиона бесов: повелел полку демонов, свивших себе гнездо в этом несчастном человеке, выйти из него и войти в стадо свиное.

Бесы, исполненные крайней ненависти и зависти к роду человеческому, готовы мучить любого, но ограничены в своем действии силой Божией. И как они наглы и беспощадны, когда рядом с человеком, а точнее сказать – в самом человеке нет Бога, когда порой сам безумный человек «рече в сердце своем: несть Бог» (см.: Пс. 13: 1), так, когда Христос приходит в нашу душу, они впадают в страх и испуг, являя свою рабскую сущность.

«Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня» (Лк. 8: 27–28).

Когда демон овладевает человеком, он как бы оседлывает его, превращает его в свинью, живущую в нечистоте, рылом своим копошащуюся в земле и верхом блаженства своего полагающую самые низменные страсти.

Лишь земными интересами живут целые народы и цивилизации, и им мучительно видеть тех, кто строит свое бытие на ценностях Евангелия

То исполненное жизни и блаженства бытие, которое, по слову Спасителя: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10: 10), призван наследовать человек, у несчастного человека отнимает демон через страсти и грехи. Человек вместо того, чтобы стать ослицей, на которой восседает Христос и ведет в Царство Небесное, в Горний Иерусалим, становится свином непотребным, утопающим в море грехов и страстей. И мы видим, что такими уподобляющими себя свиньям, живущими лишь земными интересами становятся не две тысячи, а миллионы, порой целые народы и цивилизации. Этим государствам, культурам, субкультурам, обществам мучительно созерцать, что есть народы, строящие свое земное бытие на ценностях Евангелия, на учении Христовом. Они как бы восклицают вместе с бесами, живущими в гадаринском бесноватом: «Умоляем Тебя, не мучь нас. Своим присутствием, а еще более – словом, исходящим из Твоих пречистых уст, Своим учением ты доставляешь нам терзания и крайний дискомфорт. Нам нужна свобода без Христа, когда мы можем, попирая совесть, а зачастую и здравый смысл, творить волю свинскую, бесовскую».

Язычники-гергесинцы, опечаленные гибелью своего свиного стада, просили Христа удалиться от них. Они руководствуются лишь материальным расчетом. Им не важно, что Христос явил Свое божественное могущество на их земле, повелевая стихиям и духам; не важно, что Он исцелил несчастного одержимого, не важно, что Он одним Своим словом заставил демонов, способных, по слову преподобного Серафима Саровского, один когтем поколебать землю, трусливо переселиться в свиней. Важно, что они, гергесинцы, потеряли имущество, важно, что кто-то вторгся в их святая святых – в мир материальных ценностей. Святитель Николай Сербский со скорбью признал: «Если бы гергесинцы встали сегодня из гробов и начали считать, то насчитали бы в христианской Европе (а что уж говорить о Соединенных Штатах! – и.П.) огромное число своих единомышленников. Они, по крайней мере, просили Христа отойти от них, а европейцы гонят Христа от себя – лишь бы остаться одним, наедине со своими свиньями и со своими властителями – бесами!» Это страшное по своей категоричности суждение. Но произнесли его уста святого, произнесли еще в середине XX века. А что же ныне?!

Современный человек боится оказаться в плену у традиции, и бесы нашептывают ему: Церковь, христианство – это скучное прошлое

Мы с вами, братия и сестры, свидетели тому, как разнообразны те проявления личной псевдосвободы, которыми пленяется несчастный человек. Игромания, интернет-зависимость, уход в самого разного рода виртуальную реальность, не говоря уже о разврате, пьянстве, наркомании… Всё это дает человеку иллюзию полноты бытия, а на самом деле окрадывает его. То благодатное, прекрасное, царственное бытие – жизнь, и жизнь с избытком – оказывается похищенным у несчастного человека лукавым демоном. Он как бы нашептывает ему: Церковь, христианство – это скучное прошлое, не теряй времени, почувствуй вкус жизни, возьми от нее всё.

Замечательный русский философ А.С. Панарин, наш современник, поразительно точно заметил: «Многие мыслители, наблюдавшие крушение сравнительно благополучного и терпимого порядка XIX века, задавались вопросом: как возможно, чтобы люди следовали злу – не по невежеству своему, а сознательно, с мефистофелевской гордыней? Трагическая парадоксальность современного бытия состоит в том, что добро выступает в качестве чего-то статичного, а стало быть “скучного”, тогда как зло динамично и этой своей особенностью привлекает посттрадиционную личность, пуще всего боящуюся оказаться в плену у уклада, традиции, патриархальной дисциплины».

Сегодня, если мы спросим ученого, преуспевающего бизнесмена, чиновника, студента, школьника, первого встречного: «Как вы думаете, существуют ли бесы и какую власть они имеют над человеком?», то очень часто встретим недоуменную улыбку: «Помилуйте, на дворе XXI век, а вы нам про какое-то средневековье толкуете! Мы стараемся жить по совести, Конституцию и законы исполняем. При чем тут бесы?!»

Но и значительно раньше XXI века такой скепсис жил в людях. Современники Христа саддукеи, исполняя скрупулезно закон Моисеев, не верили в существование бесов. Господь наш Иисус Христос явил чудесное исцеление гадаринского страдальца, чтобы посрамить их неверие и косность души.

И в наше время случаи явлений из мира духовного и даже мира падших духов злобы поднебесной отрезвляют человека, а зачастую Премудрым Промыслом Всеблагого Бога обращают его к Творцу и Промыслителю.

Не так давно мне пришлось услышать рассказ про одного человека, который, будучи одержим страстью пьянства, дошел до крайнего плененного состояния души. Он испытывал болезнь, именующуюся «белой горячкой». Его привезли в Институт Склифосовского и связали крепкими узами, потому что он вел себя буйно. Врач, опытный в таких случаях, должен был отлучиться по какой-то необходимости и попросил молодую медсестру внимательно следить за этим человеком, чтобы с ним ничего не случилось. Но тот стал ей рассказывать потрясающую по своей убедительности историю. Как она потом говорила, пьяный человек не может такого придумать. Как будто это было сочинение какого-то великого писателя о том, что его преследуют враги-кредиторы, которые несправедливо отнимают его имущество, и что они должны сейчас прийти и убить его.

Эта несчастная девушка, услышав такое, чуть-чуть ослабила узы на его руках. И он, как тот евангельский бесноватый, рвавший железные цепи на руках, немедленно разорвал крепкие капроновые шнуры, которыми был привязан, и побежал по этажам здания. Причем как будто кто-то внушал ему маршрут, по которому он двигался. Кто знает Институт Склифосовского, тот понимает, что там очень много преград, дверей: это огромный комплекс зданий. И он вычислил, как будто бы по данным какого-то компьютера, точный маршрут, ни на минуту не задерживаясь; очень сложными ходами он побежал на чердак, прыгнул в окно, выбив стекло, и упал у ног приходившего посетить свою больную жену генерала.

Генерал этот был человек совершенно неверующий, материалист, который уж точно со скептической улыбкой промолчал бы, если бы мы заговорили с ним про бесов. Но когда он увидел этого человека, который упал, получил открытые переломы костей, но продолжал кричать, что его преследуют лютые кредиторы-губители, он серьезно задумался, а потом и пришел к вере. Так до нас дошла эта история.

Как же нам, если стужают нам страсти, бесы, злые привычки, оставить их? Как вернуть похищенную у нас пакостником бесом-губителем нить благодатного бытия, нить, возводящую нас от силы в силу к высшему блаженству, дарованному человеку, – блаженству общения с Богом, нашим Творцом и Промыслителем?

Уподобимся гадаринскому бесноватому: вскричим молитвенно, пав пред Спасителем, покаемся, в чем преступили Его святые заповеди, – и не замедлит приблизиться к сердцу нашему, по обетованию евангельскому, Царство Небесное – божественное бытие. А когда исцелимся и будем сидящими у ног Иисуса, одеты и в здравом уме, тогда возвратимся в дом свой, к тем людям, кто нас окружает, с кем мы общаемся, и расскажем, что сотворил нам Бог (см.: Лк. 8: 35, 39). Ибо бывши искушены, сможем и искушаемым доставить помощь и утешение (см.: Евр. 2: 18).

Аминь.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Благодать и свобода Благодать и свобода
Митр. Лимасольский Афанасий
Благодать и свобода Благодать и свобода
Митрополит Лимасольский Афанасий
Мы не ценим себя. Люди потеряли самоуважение. Почему? Потому что утратили самый крепкий фундамент: утратили сознание того, что они – Божий образ.
Ангелы и демоны (+ВИДЕО) Ангелы и демоны (+ВИДЕО)
Закон Божий с прот. Андреем Ткачевым
Ангелы и демоны (+ВИДЕО) Ангелы и демоны (+ВИДЕО)
Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа десятая
Протоиерей Андрей Ткачев
Что говорится об ангелах и демонах в Евангелии – напрямую и иносказательно? В чем человек превосходит ангелов?
О злых духах и их влиянии на людей О злых духах и их влиянии на людей
Свящ. Валерий Духанин
О злых духах и их влиянии на людей О злых духах и их влиянии на людей
Священник Валерий Духанин
Только ли через колдовство воздействуют злые силы на людей? Чего более демонов следует страшиться человеку? Кто открывает «ясновидцам» тайное? И как же должно защищаться от бесовских нападок?
Привычка Привычка
Иером. Игнатий (Шестаков)
Привычка Привычка
Слово в Неделю 5-ю по Пятидесятнице
Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Привычка – это великая сила. Отдельные люди и целые народы привыкают жить определенным образом, вести определенный уклад. И очень тяжело бывает им измениться, сломать свою жизнь, даже если жизнь эта ведет их к смерти. (MP3 файл. Продолжительность 8:42 мин. Размер 6.3 Mb)
Добровольная одержимость Добровольная одержимость
Иером. Никон (Париманчук)
Добровольная одержимость Добровольная одержимость
Слово в Неделю 22-ю по Пятидесятнице
Иеромонах Никон (Париманчук)
Не атеисты, суеверно отрицающие Бога, но мы, христиане, как часто, к горю нашему, становимся добровольно одержимыми страстями, этими духовными недугами, мы любим их и боимся расстаться с ними, боимся потерять эту призрачную опору в призрачной жизни без заповедей Божиих. (MP3 файл. Продолжительность 15:34 мин. Размер 11.3 Mb)
Что бывает с человеком, когда он одержим бесом? Что бывает с человеком, когда он одержим бесом?
Иеромонах Иов (Гумеров)
Что бывает с человеком, когда он одержим бесом?
Комментарии
ТаняСем14 ноября 2016, 10:02
Господи,не оставь нас без помощи своей,помоги излечиться от страстей и недугов души!!!Прими мое раскаяние,услышь меня,грешную и прости!!!
наталия13 ноября 2016, 22:28
Благодарю, Отче! Понравилось очень! Помоги, Господи, исправиться!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×