Священномученик Владимир (Богоявленский)

В издательстве Сретенского монастыря в серии «На страже веры» вышла новая книга: «Священномученик Владимир (Богоявленский) ». Составитель Ольга Рожнева.

Священномученик Владимир (Богоявленский) / Сост. О.Л. Рожнева. — М. : Изд-во Сретенского монас тыря, 2016. — 144 с. Священномученик Владимир (Богоявленский) / Сост. О.Л. Рожнева. — М. : Изд-во Сретенского монас тыря, 2016. — 144 с.
    

Митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский; 1848–1918) — единственный иерарх Русской Православной Церкви, последовательно занимавший все три митрополичьи кафедры в Российской империи — Московскую, Петербургскую и Киевскую. Свой жизненный подвиг он завершил в 1918 году, став одним из первых новомучеников Русской Православной Церкви в сане архиерея и одним из первых небесных молитвенников за Россию в годы жесточайших гонений. Книга знакомит читателей с его житием и воспоминаниями о нем.

«Я никого и ничего не боюсь. Я во все время готов отдать жизнь свою за Церковь Христову и за веру православную, чтобы только не дать врагам ее посмеяться над нею. Я до конца буду страдать, чтобы сохранить православие в России…» — эти слова митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский) произнес за полтора месяца до своей мученической кончины.

Протопресвитер Георгий Шавельский писал в своих мемуарах о владыке Владимире: «В молодые годы на своей первой самостоятельной кафедре — Самарской — он слыл за праведника и пользовался огромной любовью паствы».

Святейший Патриарх Тихон (Беллавин) вспоминал о владыке Владимире: «В Петроград он шлет чрез сенатора Кони кусок голодного хлеба, каким питались в Самаре, и этот кусок хлеба раскрыл центральной власти, что не о неурожае нужно говорить, но о настоящем голоде, что бедствие приняло ужасающие размеры и что для борьбы с ним нужны чрезвычайные и решительные меры. Во время холеры, уносившей тысячи жертв, вызвавшей панику, когда народ в ужасе оставлял больницы без присмотра, умерших без погребения, когда народ избивал врачей и санитаров, заподозрив их в распространении эпидемии, владыка устраивал общественные молебствия, обращался к многочисленным собраниям своей паствы со словами утешения и ободрения, сам служил панихиды по умершим от холеры и отпевал их на холерном кладбище».

Вспоминая о служении святителя в Москве, один из его современников писал: «Кроткий и смиренный, ничего для себя лично никогда не искавший, правдолюбивый и честный, владыка Владимир постепенно восходил на высоту иерархической лестницы. Он привлек сердца церковной и патриотической России в дни всеобщего шатания и измены (1904–1905), когда немногие оставались верными долгу и присяге, твердыми в защите Православной Церкви».

В ноябре 1915 года состоялся неожиданный перевод его в Киев. Октябрьский переворот в 1917 году вызвал нестроения на Украине. Состоявшийся в то время в Киеве епархиальный съезд клира и мирян образовал самочинное управление и поставил вопрос об автокефалии Православной Церкви на Украине. Митрополит Владимир выступил против неканонических действий по образованию автокефалии. Он твердо отстаивал единство Русской Церкви. Владыка призывал пастырей и пасомых избегать вражды и препятствовать расколу, сохраняя Церковь в единстве и чистоте православия. Тогда в адрес святителя начали поступать угрозы. Старца поносили и оскорбляли, но он оставался непреклонен.

С приходом в Киев гражданской войны и захватом большевиками города начались невиданные грабежи и насилия, сопровождавшиеся осквернением монастырей и храмов, святынь Киево-Печерской лавры.

Безвластие и революционный хаос, охватившие Киев, создали благоприятные условия для активизации уголовников. Еще ранее, сразу после произошедшей Февральской революции, в Печерской лавре началось сильное брожение среди рядовых монахов против монастырского руководства. В монастыре проходили митинги, на которых раздавались революционные требования и протесты против архипастыря. Монахи, поддавшись революционным веяниям, даже избрали себе нового наместника.

…Очевидцы вспоминали, как вечером 25 января 1918 года к митрополиту Владимиру пришли пять вооруженных солдат во главе с человеком, на голове которого была надета бескозырка, поэтому очевидцы приняли его за матроса. Исполнявший в митрополичьих покоях послушание келейника монах Федор подслушал обрывки разговора между митрополитом Владимиром и пришедшими солдатами, — речь шла о деньгах. Нападавшие не смогли предвидеть лишь то, что все финансовые средства епархии и владыки хранились не в монастыре, а в кассе Софийского митрополичьего дома. Неудача очень обозлила грабителей, что повлекло расправу над владыкой.

Митрополита Владимира забрали из его покоев якобы для того, чтобы отвести к коменданту. Но вместо этого митрополита вывели из лавры через Всехсвятские ворота и зверски убили между валов Старой Печерской крепости, неподалеку от Никольской (впоследствии Лаврской) улицы.

Свидетелями произошедшего были келейники, секретарь митрополита Владимира и даже несколько священнослужителей. Никто из них не оказал митрополиту никакой помощи. Более того, сохранилось воспоминание, что когда солдаты вели митрополита Владимира мимо Успенского собора, они столкнулись с большой группой монахов и паломников, но все они отнеслись к уводу митрополита совершенно безучастно, и на призыв какой-то богомолки заявили, что происходящее не их и не ее дело.

Перед смертью архипастырь совершил молитву, благословил своих убийц и сказал: «Господь вас да простит». Его тело, найденное братией, было изувечено множеством колотых и огнестрельных ран.

Мученическая кончина святителя Владимира явилась началом длительного периода гонений на Русскую Православную Церковь, во время которых бесчисленное множество клириков и мирян приняло мученические венцы, свидетельствуя о вере Христовой даже до смерти (Откр. 12, 11).

В течение семидесяти четырех лет честные мощи митрополита Киевского и Галицкого Владимира находились в Крестовоздвиженской церкви над Ближними пещерами Киево-Печерской лавры. В ночь с 26 на 27 июня 1992 года, после определения точного места его захоронения, останки страстотерпца были перенесены в Дальние пещеры лавры, где находятся и поныне. С тех пор ежегодно, 26 июня, мощи священномученика Владимира (Богоявленского) крестным ходом переносят в Трапезный храм. Там они пребывают до окончания литургии, затем их возвращают в Дальние пещеры.

Именно на день смерти священномученика митрополита Владимира (Богоявленского) — 25 января / 7 февраля Священный Собор установил ежегодное молитвенное поминовение всех усопших во время гонений исповедников и мучеников.

Святый угодниче Божий, священномучениче Владимире, моли Бога о нас!

23 декабря 2016 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Узкий путь Узкий путь
Тит Коллиандер
Книга шведского православного писателя Тита Коллиандера посвящена важнейшей теме духовной жизни христианина — ежедневному аскетическому подвигу борьбы со страстями и очищения сердца ради обретения Царствия Божия.
Знак свыше Знак свыше
Современные были
Мария Сараджишвили
Куда бы ни привела судьба героев М. Сараджишвили, они не сойдут с основного пути – дороги к храму. Пусть даже путь этот тернист и омыт слезами.
Начало премудрости. По страницам Священного Писания Начало премудрости. По страницам Священного Писания
Протоиерей Андрей Ткачев
Беседы о вере, о Боге, о месте религии в современном мире. Донесенные до слушателя (а теперь и читателя) образным, ясным языком, они будут поняты и приняты каждым, кто стремится прикоснуться к миру Божественной правды.
Помоги сыну моему… Помоги сыну моему…
Анатолий Анисимов
Душа человека интуитивно стремится к любви: любви к Богу, к ближнему... Как легко эту естественную устремленность направить по ложному пути и вместо истинной любви пригреть в своем сердце ее суррогаты.
Архиепископ Аверкий (Таушев) Архиепископ Аверкий (Таушев)
Архиепископ Аверкий стяжал дар духовного рассуждения, дар различения духов, что позволяло ему безошибочно обнаруживать и обличать самые утонченные духовные подделки и соблазны, которыми переполнен современный мир. Его предостережения имеют непреходящий характер.
Схиигумения Фамарь (Марджанова) Схиигумения Фамарь (Марджанова)
Грузинская княжна, принадлежавшая к знатному роду, она оставила мир и последовала за Христом, став исповедницей Русской Православной Церкви. В 2016 году схиигумения Фамарь канонизирована Грузинской Православной Церковью.
Кубанские сказки Кубанские сказки
Мария Пискунова
В сказочный узор сложились обычаи и нравы жителей кубанской земли, истории из станичных летописей и быта казаков. Это память о тех, кто жил две сотни лет назад, об их благородстве и верности.
Священномученик Фаддей (Успенский) Священномученик Фаддей (Успенский)
Патриарх Тихон говорил о нем: «Знаете ли вы, что владыка Фаддей — святой человек? Он не обыкновенный, редкий человек. Такие светильники Церкви — явление необычайное».
Священномученик Иларион (Троицкий) Священномученик Иларион (Троицкий)
Вся его жизнь, вплоть до мученической кончины, была горением любви к Церкви Христовой. И даже внешне он, высокий, широкоплечий, с русой бородой и строгими, иконописными чертами лица, напоминал настоящего русского святителя.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×