В издательстве Сретенского монастыря в серии «На страже веры» вышла новая книга: «Священномученик Владимир (Богоявленский) ». Составитель Ольга Рожнева.
Митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский; 1848–1918) — единственный иерарх Русской Православной Церкви, последовательно занимавший все три митрополичьи кафедры в Российской империи — Московскую, Петербургскую и Киевскую. Свой жизненный подвиг он завершил в 1918 году, став одним из первых новомучеников Русской Православной Церкви в сане архиерея и одним из первых небесных молитвенников за Россию в годы жесточайших гонений. Книга знакомит читателей с его житием и воспоминаниями о нем.
«Я никого и ничего не боюсь. Я во все время готов отдать жизнь свою за Церковь Христову и за веру православную, чтобы только не дать врагам ее посмеяться над нею. Я до конца буду страдать, чтобы сохранить православие в России…» — эти слова митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский) произнес за полтора месяца до своей мученической кончины.
Протопресвитер Георгий Шавельский писал в своих мемуарах о владыке Владимире: «В молодые годы на своей первой самостоятельной кафедре — Самарской — он слыл за праведника и пользовался огромной любовью паствы».
Святейший Патриарх Тихон (Беллавин) вспоминал о владыке Владимире: «В Петроград он шлет чрез сенатора Кони кусок голодного хлеба, каким питались в Самаре, и этот кусок хлеба раскрыл центральной власти, что не о неурожае нужно говорить, но о настоящем голоде, что бедствие приняло ужасающие размеры и что для борьбы с ним нужны чрезвычайные и решительные меры. Во время холеры, уносившей тысячи жертв, вызвавшей панику, когда народ в ужасе оставлял больницы без присмотра, умерших без погребения, когда народ избивал врачей и санитаров, заподозрив их в распространении эпидемии, владыка устраивал общественные молебствия, обращался к многочисленным собраниям своей паствы со словами утешения и ободрения, сам служил панихиды по умершим от холеры и отпевал их на холерном кладбище».
Вспоминая о служении святителя в Москве, один из его современников писал: «Кроткий и смиренный, ничего для себя лично никогда не искавший, правдолюбивый и честный, владыка Владимир постепенно восходил на высоту иерархической лестницы. Он привлек сердца церковной и патриотической России в дни всеобщего шатания и измены (1904–1905), когда немногие оставались верными долгу и присяге, твердыми в защите Православной Церкви».
В ноябре 1915 года состоялся неожиданный перевод его в Киев. Октябрьский переворот в 1917 году вызвал нестроения на Украине. Состоявшийся в то время в Киеве епархиальный съезд клира и мирян образовал самочинное управление и поставил вопрос об автокефалии Православной Церкви на Украине. Митрополит Владимир выступил против неканонических действий по образованию автокефалии. Он твердо отстаивал единство Русской Церкви. Владыка призывал пастырей и пасомых избегать вражды и препятствовать расколу, сохраняя Церковь в единстве и чистоте православия. Тогда в адрес святителя начали поступать угрозы. Старца поносили и оскорбляли, но он оставался непреклонен.
С приходом в Киев гражданской войны и захватом большевиками города начались невиданные грабежи и насилия, сопровождавшиеся осквернением монастырей и храмов, святынь Киево-Печерской лавры.
Безвластие и революционный хаос, охватившие Киев, создали благоприятные условия для активизации уголовников. Еще ранее, сразу после произошедшей Февральской революции, в Печерской лавре началось сильное брожение среди рядовых монахов против монастырского руководства. В монастыре проходили митинги, на которых раздавались революционные требования и протесты против архипастыря. Монахи, поддавшись революционным веяниям, даже избрали себе нового наместника.
…Очевидцы вспоминали, как вечером 25 января 1918 года к митрополиту Владимиру пришли пять вооруженных солдат во главе с человеком, на голове которого была надета бескозырка, поэтому очевидцы приняли его за матроса. Исполнявший в митрополичьих покоях послушание келейника монах Федор подслушал обрывки разговора между митрополитом Владимиром и пришедшими солдатами, — речь шла о деньгах. Нападавшие не смогли предвидеть лишь то, что все финансовые средства епархии и владыки хранились не в монастыре, а в кассе Софийского митрополичьего дома. Неудача очень обозлила грабителей, что повлекло расправу над владыкой.
Митрополита Владимира забрали из его покоев якобы для того, чтобы отвести к коменданту. Но вместо этого митрополита вывели из лавры через Всехсвятские ворота и зверски убили между валов Старой Печерской крепости, неподалеку от Никольской (впоследствии Лаврской) улицы.
Свидетелями произошедшего были келейники, секретарь митрополита Владимира и даже несколько священнослужителей. Никто из них не оказал митрополиту никакой помощи. Более того, сохранилось воспоминание, что когда солдаты вели митрополита Владимира мимо Успенского собора, они столкнулись с большой группой монахов и паломников, но все они отнеслись к уводу митрополита совершенно безучастно, и на призыв какой-то богомолки заявили, что происходящее не их и не ее дело.
Перед смертью архипастырь совершил молитву, благословил своих убийц и сказал: «Господь вас да простит». Его тело, найденное братией, было изувечено множеством колотых и огнестрельных ран.
Мученическая кончина святителя Владимира явилась началом длительного периода гонений на Русскую Православную Церковь, во время которых бесчисленное множество клириков и мирян приняло мученические венцы, свидетельствуя о вере Христовой даже до смерти (Откр. 12, 11).
В течение семидесяти четырех лет честные мощи митрополита Киевского и Галицкого Владимира находились в Крестовоздвиженской церкви над Ближними пещерами Киево-Печерской лавры. В ночь с 26 на 27 июня 1992 года, после определения точного места его захоронения, останки страстотерпца были перенесены в Дальние пещеры лавры, где находятся и поныне. С тех пор ежегодно, 26 июня, мощи священномученика Владимира (Богоявленского) крестным ходом переносят в Трапезный храм. Там они пребывают до окончания литургии, затем их возвращают в Дальние пещеры.
Именно на день смерти священномученика митрополита Владимира (Богоявленского) — 25 января / 7 февраля Священный Собор установил ежегодное молитвенное поминовение всех усопших во время гонений исповедников и мучеников.
Святый угодниче Божий, священномучениче Владимире, моли Бога о нас!