О грустном начале всей этой истории и ее печальном продолжении наш портал рассказывал в прошлом году. Напомним вкратце: молодая супружеская пара косовских сербов – Горан и Александра Величковичи, живущие в предместье Приштины Косово Поле, – пострадала от нашего соотечественника. Тот наехал на скутере на Александру, когда она купалась в море, надолго обездвижив девушку, обрекая ее и всю ее семью на всевозможные и дорогие операции. А сам скрылся. Убежал домой. К чести сербов, те проявили великодушие и не распространили свой вполне понятный гнев на всю Россию. Наоборот: любить нас меньше они никак не стали. Россия все так же для них «Маjка Русиja», а русские – братья. Честное слово, завидная способность.
Некоторым из нас стало здорово стыдно, и мы решили не только помочь в меру своих весьма скромных сил исправить последствия травмы – физической и душевной, но и попытаться показать ребятам, что наша страна вообще-то достойная, а народ – добрый, несмотря на наличие разных скутероводов. Объявили сбор в нескольких общинах; откликнулись и многие друзья из разных городов. Повезли помощь в Косово и Метохию – извиняться.
Продолжение истории тоже, впрочем, особым весельем не отличалось: нас в Косово не пустили, объявив несколько человек аж «повышенной опасностью для общественного спокойствия, национальной безопасности, а также для международных отношений» на территории очень независимого и демократического Косова, а кому и вовсе впиндюрили статус персоны non grata, пригрозив при следующей встрече отметить ее наручниками и тюремным заключением. Пришлось встречаться с Гораном и другими сербами в македонском Скопье, благо недалеко.
Было бы слишком протокольно – отвезти помощь, передать, погутарить о том о сем за праздничным столом и разъехаться удовлетворенными оказанной помощью. Как-то не по-братски, согласитесь. Вот и пригласили ребят в гости. Они взяли и приехали в июне. И правильно сделали.
За десять дней объехать всю Россию невозможно, если хочешь узнать ее по-настоящему или по крайней мере начать это делать. Не Люксембург, чай. Поэтому предложили Горану с Александрой Питер, некоторые места нашей Северной Фиваиды, маленький, но знаменитый островной монастырь Спас Камень (они всё спрашивали, не про него ли идет речь в фильме «Остров», который в Сербии пользуется большой популярностью), Кирилло-Белозерский монастырь, историко-этнографический комплекс «Сугорье», что на Шексне, Москву и Сергиев Посад, Троице-Сергиеву Лавру. Те особо не вникали в тонкости маршрута: знали-то о России мало совсем, как признались. Мы и рады помочь – заодно и сами в родные края всмотрелись.
Когда собираются друзья, когда есть темы для разговоров, споров, обсуждений, когда вокруг красота и спокойствие, время течет по-другому: тихо, а то и незаметно. Так мы и не заметили, что оказались у экспресса в Шереметьево-II, откуда ребятам через пару часов надо улетать в Сербию. Хм. Странно. Ладно, попрощались на всякий случай, а вдогонку договорились созвониться и побеседовать о впечатлениях братушек о первом пребывании в России. «Когда в себя придете, – говорим, – расскажите. Нам, может, интересно». – «Да мы сами заинтересованы, – отвечают. – Впечатлений столько, что мама не горюй. Вы только вопросы напишите, а мы уж постараемся». – «Только чтоб честно! Без елея!» – «Это будь уверен. До встречи. Живела маjка Русиjа!» – «Сербии привет».
Вопросы мы соорудили быстро, позвонили через пару дней. Горан снял трубку тут же. Сообщил первым делом, что теперь их дом в Косовом Поле подвергся оккупации: без спросу приходят друзья, родственники и знакомые и допрашивают с пристрастием, что там, мол, да как в этой непонятной России. А они с Александрой – Миклухо-Маклаи настоящие – со знанием дела в который уже раз рассказывают. Почетом пользуются. Итак, вот наш диалог с косовскими сербами, впервые побывавшими в России.
***
– Как появилась идея поехать в Россию? Почему не в Италию, Германию, Францию, а именно в Россию?
– Ну, тут всё просто: во-первых, Россия для нас не только государство, не просто «Российская Федерация», а прежде всего – Святая Русь. Знаешь, когда мы услышали гимн «Русь Святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение», мы вдруг поняли, увидели воочию, что христианство утверждает не только души, но и целые народы, что оно может быть торжествующим – как во времена Византии. Не агрессивным, а именно – торжествующим, радостным, победным. Зашли в Сретенский монастырь в Москве – обомлели: и красиво, и тихо, и торжественно. У нас, в Косово и Метохии, как ты знаешь, по-другому всё немного: иногда и перекреститься страшно бывает, если ты не у своих. А не своих много.
Во-вторых, мы получили подарок от Бога: за довольно короткое время, два года буквально, у нас появились настоящие друзья в России, которым, видите ли, не все равно, как живут братья-сербы. Увидеться с некоторыми из них (к сожалению, со всеми не удалось) – и честь, и радость для нас. Санкт-Петербург, Вологда, вся Северная Фиваида, Москва – это уже не просто география, а география духовная: здесь тебя знают и любят. И мы тоже, получается, узнали и полюбили эти места и людей, которые здесь живут. Большое приобретение.
В-третьих, по-настоящему за границей Александра вообще не была. Не то что на самолете – даже на поезде ни разу не ездила. А тут – и самолеты тебе, и поезда, причем хорошие, удобные, красивые, необычные. И всё, понимаешь, на кириллице! Почти всё понятно, кроме звука «ы»!
Понимаю, почему у вас есть великие писатели: поводов для вдохновения северная природа дает предостаточно
– Еще есть «щ», между прочим. Щи, борщ, щавель. Ладно, оставим фонетику. Какие были у вас представления о России до поездки?
– «Шти» и «боршт» – вкусные блюда. Всегда есть какие-то представления, сформированные стереотипами. Кто-то говорил, что в России на улицах стреляют, ходят всякие громилы и грабят людей. «Медведей в ушанках с балалайками и водкой» мы отмели сразу – это пусть товарищи с Запада разбираются со своими представлениями. Кто-то убеждал, что Россия – земной рай и Путин – царь. Все стереотипы обрушились, к счастью, и мы обнаружили, что ваша страна – не просто большая (мы и проехали-то всего одну сотую часть, наверное), но еще и красивая и достойная. О строгой красоте северной России отдельный разговор, и теперь я понимаю, почему у вас есть великие писатели: поводов для вдохновения северная природа дает предостаточно. Что еще… Видели и роскошный чинный Петербург; красота Петродворца и его фонтанов нас даже немного придавила. Москва с ее темпом и уверенностью, а также Кремлем и гостеприимным вниманием равнодушной не оставила. С Арбата мы уходить не хотели, из Кремля, если честно, тоже не очень. Болельщиков, правда, очень много – мешали криками, а мы к футболу равнодушны. Но ничего, мы себя перебороли.
Ваша провинция, ваш Север – это да! Люди интересные: внимательно сначала к тебе присматриваются, а когда поймут, что ты свой, душу нараспашку выложат. А уж когда узнают, что ты из Косово и Метохии, ты родной для них становишься. Мы слово выучили: «круто!»
Поездка на Спас Каменный – это как на другую планету съездили. На карту смотришь: Кубенское озеро вроде маленькое, а, оказывается, оно чуть ли не 70 км длиной – это как от Косова Поля до Высоких Дечан почти! И представь: посередине озера – крохотный островок, а на нем монастырь, а в монастыре Литургия. Тишина, свет, волны, кот бродит задумчивый, костерок, а ты молишься – ух! Как-то не до царей и прочих политиков, честное слово. Так что Россия оказалась и совсем не такой, какой мы ее себе представляли, и даже лучше, и это хорошо.
Россия сегодня – хранитель Православия. В этом мы убедились и в Лавре, и в маленьких северных храмах
– Многие – что здесь, что у вас - считают Россию «колыбелью Православия». Так ли это, на ваш взгляд?
– Абсолютно. Сам видел и утверждаю: Россия сегодня – хранитель Православия. В этом мы убедились и в большой Троице-Сергиевой Лавре, и в маленьких северных храмах и монастырях. Русские, как мы увидели, очень серьезно относятся к Христу, к своей вере в Него. Не увидел у них какого-то легкомысленного отношения к Богу. Если будет так у вас, то христианство будет жить.
– Твоими бы устами…
– У тебя свое мнение, у меня – свое. Это не вежливость, не дипломатичность, пойми. Я просто сравниваю то, что видел у вас, и то, что у нас. Тема нелегкая, знаю. Потом продолжим.
– Раз так, то скажи, пожалуйста, что негативного вы увидели в России? Не всё ведь было «райское наслаждение». Давай, дипломатствуй.
– Так. Во-первых, у вас очень мало «обменников». У нас они на каждом шагу, а у вас надо бегать, искать…
– У нас раньше тоже так было, а потом мы занялись уважением к национальной валюте, между прочим, и перестали молиться на евро и доллар, по крайней мере официально.
– Не знаю, во всяком случае это было неудобно. Но ничего, терпимо – «обменники» мы все-таки находили. Потом, магазины у вас работают не так долго, как у нас. Вон, в Сергиевом Посаде пытались что-то на утро купить, а в десять вечера все магазины закрыты.
– Ты еще расскажи, как мы в Устье Кубенском в одиннадцать вечера хлебушка купить пытались. Спасибо Алексею, хозяину рыболовного пристанища, который вовремя запасся всем необходимым. И баню истопил, и на рыбалку отвез. С какого перепугу магазин в селе будет до ночи-то работать?
– А не знаю. Еще видали пьяных. Представляешь: прямо у вокзала в Сергиевом Посаде! В уматень. Женщина упала прямо лицом об асфальт… Рядом – Лавра, памятники Петру и Февронии Муромским, Кириллу и Марии Радонежским, а тут такое дело. Очень больно было смотреть.
– Согласен полностью.
– Но самое страшное – это ваши комары.
– Ты карельских не видел!
– И не хочу. На озере еще ничего – тишь и благодать, а как сойдешь на берег, начинается: тучи этих тварей. Ладно бы по расписанию летали – нет: всё время это звенящее кусающее облако. Брр! У вас ведь в Северной Фиваиде преподобные жили? Монахи-отшельники? Хоть немного, но начал понимать, с чем они сталкивались в быту. Не быть мне монахом-отшельником.
– А нам с тобой нельзя: женатые оба. Что ты там про комаров говорил?
– Не, комары хуже. Не преподобные мы никакие.
Что видели плохого? Знаешь, мы смотрели добрым взглядом. И ваше доброе нам важнее
– Ни разу. Хорошо, признали свое несовершенство. Что еще было плохого?
– Так вот сразу и не скажешь. Тут еще в чем дело: если хочешь видеть плохое, то обязательно увидишь. А если смотришь на людей и их землю добрым взглядом, то и сердце добреет. Мы и смотрели добрым взглядом. Конечно, у вас много чего плохого есть, но ваше доброе нам важнее.
– Можно ли сказать, что сербы в России не иностранцы, а свои, родные? Чувствовали ли вы себя за границей или среди своих, среди братьев?
– Да какая там «заграница»! Свои все. Нет, радуют и впечатляют, конечно, всякие различия, они есть, и это хорошо. Но когда на тебя бросается с объятиями великан Игорь, который руководит историческим комплексом «Сугорье», и орет: «Живела Србиjа! Добродошли, братушки!», а у самого меч висит на поясе, а на частоколе череп бычий прикреплен, сначала, конечно, немного пугаешься, но потом понимаешь, что мы ведь точно так же гостей встречаем. Значит, все в порядке, ты дома. О древней истории Руси он нам много рассказал – впечатляет. В русские князья нас произвел: я был князем Гораном Великим, а Александра – княгиней Александрой Милостивой. Мы там пир с дружиной еще закатили.
Да и вообще, когда ты в гостях сидишь у друзей или ездишь с ними по России, ты себя за границей не чувствуешь. Ни разу не было ностальгии. По Теодору только скучали, но он мал еще для поездок.
– Последний вопрос как раз про поездки. Они полезны?
– Если такие, как наши друг к другу, то и необходимы. Речь не только о расширении кругозора, о географии, истории, культурологии, литературе – не меньшее значение, и я уверен в этом, имеет убеждение воочию в том, что мы – православные братья, хоть и далековато живущие друг от друга, и воспитание в себе самих тех чувств и качеств, которые и делают нас христианами. Очень надеюсь на продолжение наших поездок, что к вам в Россию будут ездить люди из Косово и Метохии, да и вообще из Сербии. Надеюсь и на ваши визиты. А то скучно бывает. Видимо се ако Бог да!
а это как раз очень полезно - посмотреть на свои проблемы и вообще свою жизнь со стороны. Без разумной критики любой человек скисает, покрывается скорлупой и перестаёт совершенствоваться, ибо перестаёт осознавать свои проблемы.
Вот в этом типичный русский менталитет. Нам мало, когда нас похвалят. Это немец или англичанин воспримет похвалу иностранца как признание должного от человека ниже себя по статусу.
Русские -- другие. Когда кто-то признаёт, что в России есть хорошее, русским становится тошно жить, пока им не доведут про их недостатки и проблемы. А уж если об этом говорят иностранцы -- ну тут уж просто садись и конспектируй "всюправду" для себя и потомков ! ИНОСТРАНЦЫ -- они ведь ВСЁ ЗНАЮТ !!!