Женский Самтаврийский монастырь Святой Нино в городе Мцхета в Грузии известен далеко за ее пределами. О нем и его монастырском укладе мы беседуем с инокиней Гавриилой (Квастиани), постриженной в день прп. Гавриила (Ургебадзе) его именем (это был первый постриг в истории монастыря именем старца Гавриила).
– Расскажите, пожалуйста, о монастыре Самтавро, в котором вы пребываете.
– Наш женский монастырь Самтавро Святой равноапостольной Нино расположен в городе Мцхета. Это древнейший город Грузии, наша первая и духовная столица. Расположен Мцхета в 10 км от Тбилиси. Наш монастырь является ставропигиальным, то есть находится в непосредственном ведении Патриарха.
История женского монашества в Грузии берет свое начало в нашем монастыре
Согласно церковному преданию, когда святая равноапостольная Нино пришла в Грузию для проповеди христианства с Крестом из виноградной лозы, она выбрала местом своего пребывания г. Мцхета и поселилась в царском саду (территория монастыря Самтавро). Она проповедовала христианство, исцеляла больных, а главное – обратила в христианство царицу Нану и царя Мириана. В результате произошло исключительное событие в мировом Православии: за один день весь народ Грузии принял христианство. В окружении святой Нино поселились девы, которых она наставляла, они проживали монашеской общиной. Таким образом, история женского монашества в Грузии берет свое начало в нашем монастыре со времен святой Нино.
Великий святой нашего времени, известный всему миру, старец Гавриил (Ургебадзе), по своим молитвам, окончил жизненный путь в монастыре Самтавро и последние 10 лет являлся духовником обители, а сейчас её духовный покровитель. Особое сердечное расположение к монастырю у Святейшего и Блаженнейшего Католикоса Патриарха всея Грузии Илии II, поскольку его крестная мать была игуменией Самтавро, и в детские годы Святейший неоднократно посещал обитель, где Господь сподобил его Своим посещением и озарением.
– Расскажите, пожалуйста, об укладе жизни в вашей обители, о ваших сестрах, сколько их всего.
– В обители на сегодняшний день проживают 57 сестер. Две послушницы, остальные – инокини и монахини. Уклад, или Устав, у нас афонский, Иверского монастыря. Первые молитвы здесь стали возноситься с IV века, когда здесь жила святая Нина. С V века появилась епископская кафедра и мужской монастырь. А женский монастырь возник в 1820-м году. Возобновительницей монашеской жизни была Нина (Амилахвари-старшая), которая была причислена к лику святых вместе со своей племянницей, игуменией монастыря Ниной (Амилахвари-младшей), и Фамарь (Марджанишвили), в один день – 22 декабря 2016 года. Кстати, впервые за всю историю Грузинской Православной Церкви в 2016-м году к лику святых были причислены игумении, и, это интересный момент, две святые из них – из нашего монастыря.
Итак, Устав монастыря у нас афонский. Каждую ночь проходят ночные бдения. В 03:20 подъем, келейное правило до 4-х утра, затем в четыре – полунощница. Она продолжается до 06:30, потом полтора-два часа отдыха и – литургия. Во время литургии кто-то идет на службу, кто-то – на послушание.
Матушки, которые уже в силу возраста не несут физические послушания, посещают литургию. Она у нас проходит в двух храмах: в маленьком храме Святой Нины ранняя литургия в 6 или 7 утра несколько раз в неделю, а в главном храме, в основном соборе – в 9 утра. В праздничные или в патриаршие службы литургия начинается в 10 утра.
Послушания же длятся до 7–8 вечера. После них вечерняя молитва в 8 часов вечера. Это молитва общая, тут строгая посещаемость, без веских причин пропускать молитвенное правило возбраняется. Оно длится около часа.
Именно здесь христианство стало государственной религией
Спать мы ложимся не раньше 10 вечера и не позже 11-ти. На сон отводится всего 5–6 часов. Кто может, после полунощницы утром еще спит час-полтора, у кого-то это не получается. Но, в принципе, 5–6 часов для сна – это для взрослого человека, тем более монаха или монахини, нормально и достаточно.
– Какие еще у вас есть особенности, что отличает ваш монастырь от других?
– Отличительной особенностью Самтавро является, прежде всего, тот факт, что именно здесь христианство стало государственной религией, то есть здесь был заложен духовный фундамент общественно-политической жизни, основанной на Православии.
Еще наше самтаврийское песнопение славится даже за пределами Грузии и очень любимо нашим Патриархом.
Отдельно необходимо рассказать о нашей игумении – духовной матери всей Грузии. Она духовно воспитала игумений многих женских обителей Грузии. Господь милостив к нам, ведь у нас духовный отец – Патриарх Илия II и духовная мать – игумения Кетеван, которая обладает большим любящим сердцем и несёт все наши скорби и болезни с терпением и смирением. Многие годы она была послушницей у Патриарха, инокиней направлена в Самтавро, где прп. Гавриил (Ургебадзе) духовно ее поддерживал. Мантию на матушку Кетеван перед постригом в монашество одел отец Виталий (Сидоренко) и подарил икону Пресвятой Богородицы «Игумения». Она пишет духовные стихи, песнопения на эти стихи исполняют на главных национальных праздниках. Самое главное: она несет в себе любовь и доброту к каждому человеку, к своему Патриарху и Родине, любовь во Христе. В Москве сейчас готовится к изданию книга об игумении Кетеван.
Когда наблюдаешь приезжающих к нам паломников, они делятся своими впечатлениями и говорят, что ощущают какой-то древний аскетический дух нашего монастыря. Видимо, молитвы предков и наших святых делают свое дело. Особенно это ощущают монашествующие паломники. Это их, конечно, очень привлекает в нашу обитель.
Приезжие ощущают не только дух древних святых, но и любовь старца Гавриила
И еще, конечно, приезжие ощущают не только аскетический дух древних святых, но и любовь старца Гавриила. Говорят, что у нас везде он чувствуется, батюшка Гавриил. Приезжают поклониться и помолиться ему, рассказывают такие удивительные истории. Как люди исцеляются физически и духовно, какие чудеса происходят по молитвам старца.
– Скажите, а, например, монахини могут сами взять книжку, которую захотелось почитать, или на все нужно брать благословение?
– Да, все делается по благословению. Монахиня даже покинуть свой участок послушания не вправе без благословения, даже если в келлию надо подняться на 10 минут. Нужно поставить в известность благочинную. В период послушания в течение дня даже в храм ты не вправе отлучиться без благословения.
– А что такое Исповедь помыслов, про которую вы упомянули?
– Она происходит в письменной форме. Если тревожат какие-нибудь помыслы, можно написать игумении записочку и опустить ее в специальный ящик. А игумения ее прочитает и будет рассматривать, как решить проблему в индивидуальном порядке.
– А телефоны вам разрешают?
– Телефоны благословляются не у всех, только тем, кому они необходимы по послушанию. У некоторых инокинь, в особенности молодых, вообще нет никакого телефона. У других обычный кнопочный, у кого-то с выходом в Интернет, если он нужен для послушания. Но все это только с благословения игумении. Время пользования телефоном тоже ограничено.
– Сестрам разрешается выходить за территорию монастыря?
– Нет, мы не выходим. Если выходим, когда есть необходимость, то только по благословению и в паре, по одной не выходим.
– А в келлиях по сколько сестер проживает?
– По две сестры, в некоторых по три, но в основном по две. Внутри келлия разгорожена перегородками, поэтому есть возможность уединиться.
– Что едят в монастыре?
– Как и во всех монастырях, исключается мясо. В непостные дни разрешается рыба и молочные продукты.
– У вас монахини только из Грузии?
– Все сестры родились в Грузии. Богослужения проходят на грузинском языке. С гостями из России общаемся на русском, из других стран – на английском. Но вообще у нас очень любят русских и Россию, конечно. Так же, как старец Гавриил.
– Я был в Грузии и сам видел, насколько рядовые люди расположены к России. Увиденное и услышанное сильно расходилось с телевизионной картиной.
– Кстати, активное духовное участие в жизни монастыря всегда принимали святые из России. Монастырь возобновил свою деятельность в 1820-м году стараниями женской общины во главе с прп. Нино (Амилахвари-старшей). В дальнейшем игумении монастыря неоднократно посещали Россию. прп. Нино (Амилахвари-младшая) поддерживала духовное общение с прав. Иоанном Кронштадтским и Великой кн. Елисаветой Феодоровной, которые оказывали помощь и поддержку монастырю.
В 2020-м году монастырь Самтавро отмечает 200-летие возобновления деятельности, сестры пребывают в неустанных трудах во славу Божию, ну а прп. Гавриил (Ургебадзе) ждёт вас все так же в Самтавро…
Иавнану (колыбельную) лучше сестер никто не поет! Море разных исполнителей, а сестер не нашла в интернете. Загрузите пожалуйста!(или прошу ссылку).
Храни всех Господь.Ждем новый фильм.