|
ПРАВОСЛАВИЕ.RU |
Интернет-журнал / Идеи и концепции
вКонтакте
FaceBook
LiveJournal
Twitter
YouTube
|
|||||||||||||||||||||||||
Проект «Великое исправление имен»
Это фрагмент из бесед Конфуция с учениками. И хотя имя древнего китайца давно уже почитается далеко за пределами Поднебесной, его мудрые слова не пользуются сегодня особым доверием. Просвещенные люди гораздо охотнее допускают существование неких «объективных исторических предпосылок», обусловивших крушение Российской империи и затем Советского Союза, объясняя нынешний кризис всего лишь отсутствием достаточно эффективной политической технологии. Между тем, не только китайская философская, но и библейская традиция проводит идею, согласно которой единственной подлинной причиной упадка и расцвета государств является человеческое благочестие. Царь Давид, например, использует такой образ: «И будет (праведник) яко древо насажденое при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет: и вся, елика аще творит, успеет. Не тако нечестивии, не тако: но яко прах, егоже возметает ветр от лица земли». И даже более того, праведность в иудаизме и христианстве постулируется залогом мирового природного баланса. «Проклята земля в делех твоих», - говорит Бог согрешившему Адаму (Быт. 3: 17). Ту же мысль мы находим и в русских сказках. Традиционным символом русской мощи является «добрый молодец». «Добрый» не в смысле «положительный» с точки зрения абстрактной морали. «Добрый» значит «добротный», «качественный». У русского молодца, которому нужно каким-то образом уничтожить бессмертное костлявое зло, все непременно должно быть качественным: конь, быстрый и неутомимый; крепкие и надежные доспехи; оружие, сделанное монахом-кузнецом. И конечно, сам молодец должен быть добрым. Богатырская добродетель мыслится как естественное завершение доброты его коня и оружия. Вот и у Платона беседа об идеальном государстве отнюдь не случайно предваряется размышлением о справедливости. Атлантиду могут построить только атланты духа. А атланты духа непременно справедливы. Поэтому всякий раз сходясь в разговоре с молодым революционером или гениальным автором какого-нибудь универсального рецепта «от всех русских бед», мне хочется обратить к нему вопрос Фридриха Ницше: «У тебя здесь перед глазами превосходный идеал, но представляешь ли ты собою такой превосходный камень, чтобы из тебя можно было бы изваять этот божественный образ? И не есть ли без этого весь твой труд варварское изваяние? Хула на твой идеал?» Поскольку такой «превосходный камень» («благородный муж», по Конфуцию; «Воин», по Платону; «Праведник», в понимании царя Давида и «Добрый Молодец» русских сказок) непременно обладает «правильными именами», мы решили организовать что-то вроде лаборатории по изучению этих правильных имен. В рамках проекта предполагается сотрудничество экспертов и читателей. Мы приглашаем всех наших читателей к обсуждению предлагаемых тем. РАССМОТРЕНИЕ ПЕРВОЕ: ИМЯ МУЖЕСТВА Многие всерьез полагают, будто Бог придумал половые различия с единственной целью – наложить запрет на сексуальные отношения между мужчиной и женщиной и посмотреть, что из этого получится. Между тем, если пристальнее вглядеться в мир, можно увидеть, что пол в нем является одним из фундаментальных водоразделов, обеспечивающих его устойчивость и красоту. Бог и человеческая душа, государь и его народ, учитель и ученик – вот только некоторые отношения, описываемые посредством пары понятий «мужское» и «женское». Мужское и женское не есть просто свойства мужчины и женщины. Скорее, наоборот: мужчина и женщина становятся сами собой только благодаря причастности соответствующему началу. Пренебрежение к закону пола грозит катастрофическими последствиями как для отдельного человека, так и для всей культуры… Зеркало для Героя Чего хочет женщина? Мужская история Смотри также:
|
Также в этом разделе:
Опорные столпы Семейная жизнь в вопросах и ответах. Влюбленность и любовь. Часть 2 Семейная жизнь в вопросах и ответах. Влюбленность и любовь. Часть 1 В кадетском строю: живая связь времен О нестандартных стандартах образования Почему люди обращаются к оккультизму Человек удивительно отзывчивый и бескорыстный Романтическая любовь Пушкин в роли министра образования 11 февраля (29 января ст.ст.) – 1837 года отошел ко Господу поэт Александр Сергеевич Пушкин Главный ресурс – это люди! Школы по-домашнему |
|
Архив | RSS | Карта сайта | Поиск |
|
© 1999–2011 Православие.Ru При перепечатке ссылка на Православие.Ru обязательна |
Контактная информация |