11 февраля 2011 г.
Рейтинг: 8.7|Голосов: 135
Протоиерей Андрей Ткачев
Зачем мы часто относимся к Православию так, словно оно – тяжелая дубина, полученная по наследству и предназначенная для сокрушения несогласных? Неужели истина подобна Прокрустовому ложу, на котором обрубают длинных и растяжением увечат коротышек? Неужели она не бальзам, не свет и не жизнь, а что-то раздраженное, надрывное, больное?
Рейтинг: 7.9|Голосов: 189
Джулиан Лоуэнфельд
Один тележурналист недавно с сомнением спросил у меня: «Да разве актуален Пушкин сегодня?» Не хочется опускаться до рассуждений об «актуальности» вечной красоты. Хочется сказать о другом. О том, что Пушкин – по-пифагорейски целитель. Он этим «актуален». Он – духовное противоядие от окружающей нас пошлости и уныния. И Пушкин особенно нужен нам, «интеллигентам», так как он лечит самую неизлечимую болезнь интеллигентности – пессимизм.
Рейтинг: 7.9|Голосов: 43
Диакон Георгий Малков
Пушкинская трезвая государственническая позиция неоднократно вспоминалась позднее в трудах наших философов, политологов, патриотов-публицистов.
Рейтинг: 8.7|Голосов: 11
Валерий Лепахин
В роде бояр Пушкиных с незапамятных времен хранилась металлическая ладанка с довольно грубо гравированным на ней Всевидящим Оком и наглухо заключенной в ней частицей ризы Господней. Она — обязательное достояние старшего сына, и ему вменяется в обязанность 10 июля, в день праздника Положения ризы, служить перед этой святыней молебен. Пушкин всю свою жизнь это исполнял и завещал жене соблюдать то же самое, а когда наступит время, вручить ее старшему сыну, взяв с него обещание никогда не уклоняться от семейного обета.
Рейтинг: 8.7|Голосов: 89
Мария Городова
Некоторые критики считают стихотворный ответ митрополита Филарета А.С. Пушкину слишком простым, незатейливым. Но вчитайтесь: какое чувство такта по отношению к поэту, власть Творца назвавшему «враждебной».
Рейтинг: 9.9|Голосов: 15
Федор Гайда
Трагедия «Борис Годунов» оказалась антиреволюционным памфлетом: царь, вступивший на престол путем одного убийства, будет свергнут молодым революционером, многократно умножившим убийство. А.С. Пушкин приходит к выводу: любая борьба за власть подразумевает грех, причем масштабы его лишь возрастают при каждом новом акте насильственной перемены власти.
Рейтинг: 8.7|Голосов: 24
Артемий Ермаков
Удивительна ситуация, в которой оказался автор. Вчерашнему опальному поэту и вольнодумцу власть поручает составить проект возможной реформы (или контрреформы?) системы просвещения в России. Причем, заранее не ограничивают его ни сроками, ни формой проекта. Бенкендорф так и пишет Пушкину: «Вам предоставляется полная свобода, когда и как представить ваши мысли и соображения».
Рейтинг: 6.8|Голосов: 61
Дмитрий Орехов
Борцы за либеральные западные ценности вызывали у поэта негодование. «Простительно выходцу не любить ни русских, ни России, ни истории её, ни славы её, – говорил Александр Сергеевич. – Но не похвально ему за русскую ласку марать грязью священные страницы наших летописей, поносить лучших сограждан и, не довольствуясь современниками, издеваться над гробами праотцев».
Рейтинг: 7.7|Голосов: 29
Диакон Владимир Василик
Почему А.С. Пушкин, описывая в стихотворении «Перед гробницею святой…» интерьер Казанского собора, сказал не «колонн гранитные громады», а «столпов гранитные громады»? Связано это с семантикой слова «столп» в церковно-славянском языке. Она апеллирует, с одной стороны, к образу Церкви как «столпа и утверждения истины», с другой – к победному памятнику и, наконец, – к образу башни, крепости, оплота. Все эти смыслы связаны с храмом, победой и воскресением.
Рейтинг: 6.8|Голосов: 31
Размышляя о природе и сути власти и ее связи с Божественным Промыслом, А.С. Пушкин в трагедии «Борис Годунов» представил пять типов властителей: «разумный самодержец» (Иоанн III), «кающийся грешник» (Иоанн Грозный), «царь-молитвенник» (Феодор), «легитимный макиавеллист» (Борис Годунов) и «нелегитимный макиавеллист, революционер» (Самозванец).
Рейтинг: 8.6|Голосов: 15
Юрий Лощиц
Пушкиноведение советских десятилетий методично замалчивало в пушкинском наследии его православное содержание, его русскость, его славянский дух. Сама постановка вопроса о славянофильстве Александра Сергеевича Пушкина может показаться неучтивой, даже агрессивной по отношению к укоренённой в пушкиноведении традиции говорить о просвещённом европеизме поэта.
Рейтинг: 8|Голосов: 12
Елена Лебедева
В июне 1880 года в Москве открывали памятник А.С. Пушкину. Первое общенародное торжество в честь поэта превратилось в грандиозный спор о будущем России, свидетельствовавший о глубоком общественном кризисе и надвигавшейся на Россию революции.
Иеромонах Иов (Гумеров)
Каков идейный смысл стихотворения А.С. Пушкина «Птичка»? О каком празднике говорится в нем?
Рейтинг: 8.6|Голосов: 27
Владимир Казарин
Литературные взаимоотношения Украины и России нуждаются в решительном переосмыслении. Неполнота традиционного понимания объединенных этой темой проблем отчетливо выявилась после распада СССР. Такое утверждение – не дань политической конъюнктуре, хотя именно современная политическая конъюнктура рельефно обозначила недостаточность традиционного подхода.
Как Вы оцениваете с духовной точки зрения стихотворение А.С.Пушкина на молитву св. Ефрема Сирина?
Архиепископ Никанор (Бровкович)
29 января / 11 февраля 2017 г. исполнилось 180 лет со дня смерти величайшего русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Редакция сайта Православие.Ru предлагает вашему вниманию одно из самых глубоких слов, посвященных памяти поэта, сказанное в 1887 г. архиепископом Херсонским и Одесским Никанором (Бровковичем).
Рейтинг: 7.2|Голосов: 43
Митрополит Антоний (Храповицкий)
Покаяние Пушкина в своих юношеских грехах не было просто всплеском безотчетного чувства, но имело тесную связь с его общественными и даже государственными убеждениями.
Священник Иоанн Малинин
В 1799 году, 26 мая по юлианскому календарю, родился великий русский поэт А. С. Пушкин. В XX и XXI веках эта дата соответствует 8 июня по новому стилю. Публикуемая статья посвящена известной поэтической переписке Пушкина и святителя Филарета Московского. Знаменательно, что поэт, не ожидавший архиерейского отклика на скептические стихотворные размышления о смысле жизни, пометил их своим днем рождения.
Можно ли прокомментировать с точки зрения православной духовности образ юродивого в «Борисе Годунове» А.С.Пушкина?
Сергей Лабанов
Конечно же, Пушкин знал многочисленные язвы России, критикуя при этом её многочисленные грехи, кому бы они ни принадлежали (даже и дому Романовых). Однако, он не терпел «безумных» и несправедливых нападок на своё Отечество. Пушкин впервые наметил проблему русофобии, столь блестяще развитую позднее у Тютчева.
скрыть способы оплаты
Рассылка выходит два раза в неделю: