Пророк Исаия, предсказывая грядущее наказание Иерусалиму, так говорит о нем: «Вот, Господь, Господь Саваоф, отнимет у Иерусалима и у Иуды… храброго вождя и воина, судью и пророка, и прозорливца и старца, пятидесятника и вельможу и советника, и мудрого художника и искусного в слове» (Ис. 3: 1–3).
Если Бог решает наказать человека, то лишает его разума, а если некий народ созрел для гневного посещения, то, как видим, у него будут отняты самые важные категории людей, без которых гражданская жизнь станет невозможной. Это своеобразное отнятие опорных столпов, без которых общественная и государственная жизнь неминуемо обрушивается, погребая под своими обломками все живое. И в перечне отнимаемых столпов первое место занимают «храбрый вождь и воин».
Даже «пророки, прозорливцы и старцы» следуют в этом списке после людей военных. Нами, православными, эта особенность пророческой речи не должна быть пропущена. Мы традиционно сетуем на оскудение духовных руководителей, старцев и наставников. Но вряд ли при этом мы связываем это духовное оскудение с такими общегосударственными проблемами, как проблемы армии. А вот пророк Исаия мыслит иначе.
Храбрость вождя и воина – это не просто личностная, но гражданская добродетель. Лично храбрым может быть и бандит, идущий «на дело», и скалолаз, ползущий в гору, и любой представитель экстремального спорта. Но их презрение к опасности носит совершенно иной характер. Человек в их случае рискует здоровьем и жизнью, готов даже пожертвовать собой. Но эта жертва собой приносится самому себе. Это не «Твоя от Твоих», а «мое для меня».
Храбрость отнюдь не всегда полезна, так же как и презрение к деньгам не равно милостыне. Замечено, что многие персонажи, способные прокутить за ночь баснословные суммы, бывают до крайности прижимисты или даже скупы не то что на милостыню, но даже на чаевые. И механизм понятен: швыряю деньги «для себя», а давать-то надо другому. Вот именно отношение к «другому» или «другим» и превращает храбрость, вкупе с прочими добродетелями, из личной характеристики в общественно-полезное явление.
Воин храбр для «других». «Другие» для него – это его страна с ее народом или народами, с ее историей и культурой, с ее святынями. У страны должны быть святыни, и у этих святынь должны быть защитники. Выбросьте любое из звеньев этой короткой цепи – и на месте страны вы в скором времени увидите пустырь, или пепелище, или «кем-то освоенную территорию».
Поэтому на армию и на наличие у нее боевого и патриотического духа нужно смотреть как на главный показатель здоровья страны и ее жизнеспособности.
Воин не работает. Он служит. Разница не только филологическая.
Служение связано с жертвой. Терпение, стойкость, готовность к опасности проистекают отсюда. Армейская среда остается, по сути, единственной средой, в которой понятия чести и долга особенно живучи и упорно не хотят превращаться в анахронизмы. Именно поэтому армию всегда считали у нас становым хребтом государства. Общество, потерявшее понятие о долге, чести и совести, – это организм с больным, надломленным позвоночником.
До революции на Афоне в русском Пантелеимоне изрядную долю монахов составляли отставные военные. Это были солдаты, участвовавшие в боях и походах; это были и офицеры, отдавшие армейской службе свои молодые и зрелые годы. Причем эти бывшие военные представляли из себя далеко не худшую часть монашествующих. В своем большинстве они были трудолюбивы, терпеливы, послушны. Военное прошлое было для них периодом формирования многих качеств, не потерявших своей ценности и на службе Богу. До высоких чинов дослуживались в свое время старец Варсонофий Оптинский и священномученик Серафим (Чичагов). Эти примеры можно умножать почти до бесконечности.
То тепло во взаимоотношениях Церкви и армии, которое бросается в глаза всякому человеку, имеющему «глаза, чтобы видеть», как раз и коренится в духовном сродстве. Церковь всегда любила солдата не потому, что отрабатывала госзаказ, а потому, что всегда угадывала черты подвига духовного в подвиге армейском. И не только светлые лики воинов-мучеников, как то Георгия, Димитрия, Феодора, тому причиной. Тому причиной та закалка и тот здравый взгляд на жизнь и смерть, которые воспитывает армия в человеке и которые совпадают зачастую с тем, что Церковь хочет в человеке воспитать.
Жизнь свою современный человек хочет сплести, как паутину, из тысяч тоненьких «хочу – не хочу» и «буду – не буду». Нет в повседневности нашей ничего более противоположного этому эгоистическому безумию, чем армейская жизнь.
Самые простые и бесценные вещи перестал ценить человек, среди которых – хлеб и время. А законы духовные действуют так, что непременно потеряет человек то дорогое, что ценить перестал. Уж чему-чему, а бережному отношению к каждому часу личного времени и к каждому куску хлеба, даже без масла или сахара, армия человека научит. Это и есть то элементарное воспитание, которого так мало в семьях и школах и без которого человек обречен на жизнь, в конце концов бездарную и несчастную.
А чувство локтя? А необходимость делиться? А требование приноравливаться к чужим немощам и исправлять свои? Где вы все это будете воспитывать в будущем отце и муже?
Трудна жизнь служивая? Трудна, кто ж спорит. Но жизнь вообще трудна, и в процессе убегания от сложностей она легче не становится. Как раз наоборот, есть смысл привыкнуть к режиму дня, дисциплине, простой пище и физическим нагрузкам вкупе с нагрузками нравственными. Глядишь, и дальнейшая жизнь без лишних соплей пройдет.
Начиная со «ста дней до приказа», а может и раньше, на нас обрушиваются тонны информации об армейском негативе. Все эти непорядки имеют место и требуют исправления. Но исправления требует и самая главная проблемная область, а именно – отношение общества к армии. Церковь должна помочь сформировать обществу правильный, высокий взгляд на армейскую службу как на один из основных видов служения. Первая учительница, люди в белых халатах и люди в погонах – это не просто представители некоторых профессий в ряду всех прочих. Это представители «святых профессий». Они не столько работают, сколько служат, и яркий показатель здоровья нации – это их отношение к своему служению, с одной стороны, и отношение к ним народа – с другой.
Поэтому закончим тем, с чего начали: перечтем цитату из пророка Исаии и сделаем из нее соответствующие выводы.
Вы не совсем верно трактуете Писание в вопросу о соотношении убийства и убиения врагов на войне.
Правило 19 святого собора, константинопольского, иже в Трулле царских палат.
"Если будет изследуемо слово писания, то не инако да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители Церкви в своих писаниях, и сими более да удостоверяются, нежели составлениям собственных слов, дабы, при недостатке умения в сем, не уклониться от подобающаго."
Послание святаго Афанасия Великаго, архиепископа Александрийскаго, к Аммуну монаху, правило 1.
"Не позволительно убивать, но убивать врагов на брани и законно и похвалы достойно. Тако великих почестей сподобляются доблестные в брани, и воздвигаются им столпы, возвещающие превосходные их деяния. Таким образом одно и тоже, смотря по времени, и в некоторых обстоятельствах, не позволительно, а в других обстоятельствах, и благовременно, допускается и позволяется."
День защитника Отечества - это праздник? Большой начальник с трибуны говорит "Слава нам" и весь зал вторит "Слава нам". По улицам ходят полупьяные и поздравляют друг друга с праздником. Учитель начальных классов - защитник Отечества? А офицер (рядовой, прапорщик и т.д.) ворующий, ломающий технику - защитник Отечества?
История Российской армии начинается с Александра Невского, с Петра Первого, с 23 февраля 1918 года или с репрессий в армии 37-40 годов? Генералы-герои Советского Союза потерявшие 2 - 3 состава своих соединений и только после этого научившиеся воевать - защитники Отечества? Сколько вопросов можно задать, кто на них ответит? Считающие что 23 февраля праздник, а не день поминовения погибших, скорби о том сколько их ещё будет пока командиры, да и они сами научатся воевать читаете ли вы это?
"Русь Святая, храни Веру Православную! В ней же тебе утверждение!"
"Коммерциализация медицины, образования и армии уже дает свои губительные плоды разрушения страны. Статья хорошая, но автор не вскрывает более серьезные причины . Отношение не только общества к армии, но и элиты к своему народу."...
Согласна! Увы, о.Андрей не устаёт "клеймить" наше прошлое (благо, что сейчас это приветствуется, и более того, только нА руку той самой "элите"), тем самым, вольно или невольно, "подыгрывая" существующему положению вещей.
Любому сколько-нибудь мыслящему человеку стоит только сравнить: Армия тогда была - сейчас нет: авиация и флот были - сейчас нет; образование и медицина были - сейчас нет; моральные устои были - сейчас нет, перечислять долго можно. Большевики оплёвывали царя и царский режим - и это было очень плохо! А чем занимается нынешнее руководство, чем их оплёвывание нашей истории лучше? Мне кажется, пора бы уже понять, что не будет у нашего народа будущего, если власти нет до народа никакого дела. А пастырям нашим как-то дистанцироваться от такой власти...
А еще я слышал, что Византия погибла в том числе (я не говорю сейчас о духовных причинах, только о механизме падения) и от того, что рекрутский набор полностью заменили наемной армией.
Статья -- политическая пропаганда. Воин выполняет то, что ему прикажут. А кто приказывает? И что приказывает?
В Евангелии мы можем прочитать о том, как воины плевали на Христа, били Его по голове, проткнули Его копьём.
Можем почитать ,как исполняя своё служение, убивали 14000 младенцев вифлеемских и рубили голову Иоанну Крестителю.
Замечательное служение, "святое" служение? Так ,отче ?
Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам.
Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем.
От Луки 3 глава.
Война является физическим проявлением скрытого духовного недуга человечества — братоубийственной ненависти (Быт. 4. 3-12).
Убийство, без которого не обходятся войны, рассматривалось как тяжкое преступление пред Богом уже на заре священной истории. «Не убий», — гласит закон Моисеев (Исх. 20. 13).
«Не радуйся смерти человека, хотя бы он был самый враждебный тебе: помни, что все мы умрем», — говорит Священное Писание (Сир. 8. 8)
В связи с этим Церковь имеет особое попечение о воинстве, воспитывая его в духе верности высоким нравственным идеалам.
Основы соц концепции РПЦ.
Армия нобходима. Кто не кормит свою армию, тот кормит чужую.
Я согласен кормить профессиональных войнов. Для этого плачу налоги.
Пусть, это будет сознательный выбор человека. Чтобы остальным не приходилось обманывать и подкупать, чтобы откосить.
мудрости не хватило на понимание того ,что вожди и воины
не сами по себе появляются- они рождаются и вскармливаются
в той части народонаселения,что сейчас модно называть "специально обученные люди"
В России ,как бы она в разные времена не называлась,начиная от отдельно взятых былинных богатырей и князей с дружинами,кончая советской армией,регулярные войска никогда
не были в состоянии защитить народ от врагов
Благополучно проигрывая войну,вожди начинали ныть -"вставайте люди добрые " или "Братья и Сестры"
Тогда те,кто обувал ,одевал,кормил и вооружал этих самых воинов и вождей ,сам шел воевать и приносил победу вождям,почти всегда погибая
Пожалуй,Исайя все-таки был прав.Записывая свои пророчества,он вовремя вспомнил бумага и стилус,а так-же крыша над головой
кружка кислого вина и кусок хлеба на его столе,да и сам стол-
появились не ниоткуда
Самое главное всегда в конце строки,не так ли?
Там художник -а в его времена художником называли вовсе не
живописца а всех людей труда-
И искусный в слове -то есть он сам,пророк Господа - Исайя
С уважением, Эльвира (Туркменистан)
Потому, от души хочется поблагодарить людей молящихся, особенно монашествующих и Православное Священство за их Святой труд, и, как истинным Защитникам Своего Отечества, пожелать им - здоровья, мужества, любви и терпения!
С Праздником и наступающим Постом читателей Православия.ру!
С счастью или к сожалению боевой дух и патриотизм все больше уступают наличию современных вооружений и умению с ним обращатся. Так НАТОвцы сломили наших сербских братев, у которых патриотизма и боевого духа было не занимать.
Почетно и трудно,
Быть Защитником -трудно вдвойне,
Сильным Воином , храбрым и стойким,
Чтоб был Мир на родимой земле.
Быть Защитником -это Служенье,
Честь и Долг - вот Защитника путь,
Быть готовым к любым испытаньям ,
Не предать , не сойти , не свернуть...
Защитить, заслонить нас с тобою,
И святыни ,что с детства близки,
Отчий дом и родную Отчизну,
Могут сильные Духом Сыны !!!
Быть Мужчиной,
Почетно и трудно,
Быть Защитником -трудно вдвойне,
Сильным Воином , храбрым и стойким,
Чтоб был Мир на родимой земле !
Ж.Обухова
"Русь Святая, храни Веру Православную! В ней же тебе утверждение!" Иные смыслы в России пусты. Их голым профессионализмом не заменишь.
Вот кстати, здесь же на сайте и наткнулся:
О воинском долге
Ты скорбишь за брата — хотят взять в христолюбивое воинство, на защиту нас же самих и отечества. Мы с тобою не крепко храбры, а желаем быть спокойны. Не хотим, чтобы неприятели пришли и посрамили нас и перекололи бы живых; а брат все-таки не ходи, а сиди с нами и жди, пока враги накроют. Где же тут разум? Где христианская любовь?..
Преподобный Анатолий Оптинский, Старший
Костя - что ж ты трус за такой.
Видите ли - "другое дело служба срочников в мирное время, что
ни из Библии, ни из трудов святых Отцов не выводимо...".
Пока ты здесь перед девочками себя "настоящим парнем" изображаешь, кто-то сейчас перед Родиной свой долг исполняет - мужской и гражданский. А они то же люди.
Я призывался в армию, когда вовсю война в Афгане шла.
Половина моих одноклассников там оказались.
И я знал, что туда могу загреметь.
Но попал в погранвойска и отслужил на пограничной заставе.
Трусость свою прикрывать ни Богом, ни святыми отцами не надо.
И оправдания себе здесь не ищи. Не по адресу ты сюда попал.
Если боишься - проси помощи у Бога о даровании тебе укреплении духа и Божьей защиты на всём пути твоем жизненном.
Удачи.
Никто же не говорит,что каждый должен быть врачом или ещё кем-то.Даже в словах писания есть вождь,есть пророк,есть судья.
Армия ни там,она здесь.Солдаты-честь нации,но они живые люди.
Поэтому,что-бы поднять афторитет солдата-поднимем престиж профессии,а вот духа и патриотизма у русского воина всегда было с избытком.
Храни Вас Бог православные.
одно дело профессиональные солдаты-войны.
другое дело служба срочников в мирное время, что
ни из Библии, ни из трудов святых Отцов не выводимо...