Москва, 22 февраля 2011 г.
В церемонии подписания документа приняли участие заместитель директора ФСИН России А.М. Величко, председатель Синодального отдела по тюремному служению епископ Красногорский Иринарх, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель председателя Синодального отдела по тюремному служению иеромонах Григорий (Петров).
«В течение последних двадцати лет Церковью велась работа во многих учреждениях, которые сегодня входят в юрисдикцию Федеральной службы исполнения наказаний, и, если сравнивать с другими секторами социального служения Русской Православной Церкви, то, может быть, больше всего было сделано именно в этой области, — сказал Святейший Патриарх Кирилл после подписания соглашения. — В местах заключения находятся люди, преступившие и человеческий закон, и Божественный закон, и от того, что произойдет с ними, зависит и их будущее, и благополучие общества. Поэтому Церковь прилагала и прилагает значительные усилия к тому, чтобы, включившись в воспитательный процесс в местах заключения, достигать максимальных положительных результатов».
«На территории Российской Федерации существует около тысячи храмов, молитвенных комнат и других мест, где ведется пастырская работа с заключенными, — сообщил Предстоятель Русской Церкви. — В настоящий момент мы переходим к очень важному этапу — к образованию корпуса духовенства, призванного иметь в качестве своей главной пастырской обязанности попечение о заключенных».
По словам Его Святейшества, процесс формирования корпуса тюремных священнослужителей, профессионально работающих с заключенными, уже идет в ряде субъектов Федерации, и ныне ставится задача охватить пастырским попечением большинство мест исполнения наказаний.
В свою очередь А.А. Реймер выразил надежду на содействие Церкви в деле реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы, принятой Правительством России в 2010 году. «Уголовно-исполнительная система будет коренным образом реформирована, и наряду с основной задачей обеспечения и соблюдения прав человека в местах лишения свободы перед нашей службой стоит и другая не менее, а, может быть, и более важная задача — обеспечить ресоциализацию лиц, которые у нас находятся», — отметил директор ФСИН.
«Для того чтобы человек, вернувшись в общество из наших учреждений, не совершал новых преступлений, мы проводим определенную работу. Но работа священников, мы считаем, порой даже более важна, чем работа наших воспитателей», — сказал А.А. Реймер, высоко оценивший решение Священноначалия Русской Церкви о создании Синодального отдела по тюремному служению.
Предметом подписанного соглашения является сотрудничество сторон в области удовлетворения духовных потребностей работников уголовно-исполнительной системы (УИС) и членов их семей, курсантов образовательных учреждений ФСИН России, обеспечения конституционных прав на свободу совести, свободу вероисповедания, духовное окормление, образование и духовно-нравственное просвещение лиц, осужденных к лишению свободы, и лиц, заключенных под стражу. Соглашением предусмотрено создание совместной рабочей группы ФСИН и Русской Православной Церкви.
В соответствии с документом ФСИН обязуется содействовать строительству православных храмов, часовен, а также выделять помещения под молитвенные комнаты, исходя из имеющихся в учреждениях УИС возможностей. Также предусмотрено взаимодействие Церкви и ФСИН в сфере распространения печатной продукции духовно-нравственного и патриотического содержания, религиозной литературы и предметов религиозного назначения в учреждениях УИС, согласно установленным правилам и ограничениям.
Органы системы исполнения наказаний берут на себя обязательство содействовать организации развития религиозного образования для лиц, осужденных к лишению свободы, и лиц, заключенных под стражу, и способствовать реализации их прав на свободу совести и вероисповедания, при участии священнослужителей Русской Православной Церкви.
Русская Православная Церковь намерена содействовать администрации исправительных учреждений в восстановлении социально полезных связей осужденных, их подготовки к освобождению. В числе предусмотренных соглашением мер: создание условий для формирования у осужденных «уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, стремления к исправлению имеющихся негативных качеств, повышения образовательного и культурного уровня, стимулирования правопослушного поведения», а также помощь в трудовом и бытовом устройстве после окончания срока наказания.
Церковь намерена оказывать благотворительную помощь лицам, осужденным к лишению свободы, и лицам, заключенным под стражу, в виде медикаментов, продуктов питания и других разрешенных законодательством предметов.
В документе подчеркивается, что «духовное окормление, включая совершение богослужений, религиозных обрядов и церемоний, а также религиозное образование и духовно-нравственное просвещение работников уголовно-исполнительной системы и членов их семей, курсантов образовательных учреждений ФСИН России, лиц, осужденных к лишению свободы, и лиц, заключенных под стражу» осуществляется «на основании принципов добровольности и свободы вероисповедания, в соответствии с внутренними установлениями Русской Православной Церкви в порядке и пределах, установленных действующим законодательством».
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси