Кто-то увидит в этих словах религиозный фанатизм: дескать, тому, кто любит Бога, все дозволено. Но на самом деле здесь выражена совершенно иная мысль: любовь – это высшая форма знания. Так, например, ученый-энтомолог, хорошо разбирающийся в насекомых, способен пережить искреннее восхищение, разглядывая мохнатые лапы паука, в то время как профан, заметив поблизости подобное чудовище, испуганно хватается за тапок.
Будучи совершенным знанием, любовь оказывается выше закона. Супруги, живущие по любви, точно знают, как позаботиться друг о друге, и потому не нуждаются в указаниях Семейного кодекса. Вдохновение Моцарта позволяет расставлять ноты гораздо лучше всякой теории композиции, что вызывает приступ зависти у пушкинского Сальери, который «музыку разъял, как труп» и «поверил алгеброй гармонию».
Однако, наивно следуя совету блаженного Августина, многие из нас совершают жесточайшую жизненную ошибку. Дело в том, что существует множество различных сил, увлекающих человека, которые совсем не являются подлинной любовью, хотя и имеют схожие с нею симптомы. Неправильный диагноз грозит смертью пациенту. Ошибочно определив свое состояние как любовь, человек с радостным лицом спешит навстречу преступлению. И вот уже зрелый муж, глава семьи, решает оставить жену и троих детей потому, что имел несчастие увлечься своей молоденькой секретаршей.
Еще древнегреческий философ Платон составил описание наиболее распространенных случаев «ложной» любви. К их числу относится эрос, или «романтическая любовь».
«Любовь долготерпит» и «милосердствует», – говорит апостол Павел. Увы, но сила этих добродетелей отсутствует у романтической любви. История Ромео и Джульетты развивается столь стремительно, что действие шекспировой трагедии укладывается всего в пять дней – с воскресенья до пятницы. За это время молодой Монтекки успевает совершить два убийства: его первой жертвой становится Тибальт, брат возлюбленной, затем Парис, ее официальный жених.
«Любовь не завидует», «любовь не превозносится», «не ищет своего», «не мыслит зла, не радуется неправде». Нетрудно заметить, что именно зависть, ревность, эгоизм и замысловатые любовные интриги как раз и являются тем краеугольным камнем, на котором выстраивается драматургия абсолютного большинства произведений романтической литературы.
«Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». Какую горькую усмешку должны бы вызывать эти слова апостола у разводящихся супругов!
Именно поэтому Платон называл эрос низшим видом любви. Но, несмотря на ее явно замутненную природу, на ее способность быть детонатором затаившегося в человеке зла, философ считал романтическую любовь благом, ценным даром, а отнюдь не проклятьем.
«Умри, но не давай поцелуя без любви», – наставляет сморщенная старушка свою ненаглядную внучку. Нужно иметь особое доверие к мудрости седин, чтобы уловить исключительное значение романтической любви для брака, заключенное в этом совете.
Дело в том, что брак – крайне сложное предприятие, связанное с рождением и воспитанием детей. Это тяжкий крест, нести который практически невозможно, не опьянившись любовью, словно наркотическим раствором из «вина со смирною». Пожалуй, ни один человек в здравом уме и трезвой памяти не решился бы на подобный подвиг. Но, оказывается, совсем не трудно просыпаться в пятый раз за ночь от отчаянных воплей чем-то встревоженного младенца, ибо велико утешение в улыбке твоей подруги по бытию – улыбке укромной и нежной, обращенной к тебе одному.
Романтическая любовь дает вдохновение создать семью. Она же оказывается и точкой кристаллизации этого малого царства в дальнейшем.
Мирча Элиаде рассказывает о племени австралийских кочевников, которые всюду возили с собой свой собственный «центр мира» – большой столб, вырезанный из ствола эвкалипта. Он символизировал собой некую космическую ось: именно вокруг него начиналось обживание территории, которая постепенно преобразовывалась в мир для членов племени. Если столб ломался, случалась катастрофа, нечто вроде «конца света»: все племя охватывала тоска, его члены скитались еще некоторое время, а затем садились на землю и умирали.
Нечто подобное можно заметить в семьях, где отсутствует или ломается свой «священный столб» взаимной любви супругов. Мир, обжитое пространство, в котором только и может жить человек, разрушается, уступая место хаосу, геометрической территории, на которой разбросано несколько живых, растерянных «точек». И тогда другие миры увлекают их, захватывая в свою орбиту. В собственной семье дети становятся беспризорниками, приходя в родительский дом разве что пообедать и переночевать.
Но если романтическая любовь по предназначению напоминает «сто грамм фронтовых», с нею нельзя играть, возбуждая чувственность без намерения вступить в брак. Тот, кому не время идти в атаку, должен отказаться от боевой нормы, дабы не сделаться ни на что не годным пьяницей.
Отказаться от романтической любви возможно. Следует всего лишь перенаправить ее энергию в творческое русло. У Бетховена, например, была своя шекспировская история. Исход ее не менее печален, но несравненно более величествен. Ведь и по сей день ученик, садясь за фортепьяно и робкою рукою открывая нотную тетрадь с заданным уроком, пробегает глазами надпись: «Лунная соната. Посвящается графине Джульетте Гвичарди». Так что романтическая любовь – это дар. И как всяким даром, ею всего лишь нужно правильно распорядиться.
Любовь Ромео и Джульетты - это именно любовь, а никакая не страсть и не увлечение. Примеры с убийством Ромео Тибальта и Париса абсолютно некорректны: это как раз Тибальт хотел убить Ромео. Ромео не хотел драться и начал поединок только после того, как Тибальт убил Маркуцио. Также не хотел он драться и с Парисом, это как раз последний вызвал его на бой.
А описанная ситуация, когда отец семейства оставляет семью ради секретарши - это именно увлечение, и к любви отношения не имеет.
Прекрасные слова, спасибо автору!
С Тибальтом все как раз наоборот: это он хотел убить Ромео, последний же не собирался с ним драться и решился на это только после того, как Тибальт убил его друга Меркуцио.
(кажется: В.Маяковский). Вот, чтобы были ЛЮБОВИ, а не любвята
Но есть огромное "НО". Отец мамы, наш дедушка, помирился с мамой только через 22 года, а до этого запрещал братьям и сестрам общаться с ней. Моя вторая бабушка (мама отца) прожила с нами до самой смерти, но маму, именно за то, что так они поженились с папой, не любила и всегда ей пеняла за это. Вот такие минусы имели место быть.
Если это единственная грамотическая ошибка, которую Вы заметили в статье, то можно было и не упоминать. Но раз уж Вы все-таки сочли нужным указать на этот недостаток, то можно было облечь это в более вежливую форму.
Как сказал Козьма Прутков: "Зри в корень". За неимением мыслей по поводу проблематики данной статьи, следует воспользоваться поговоркой: "Молчание - золото".
Заранее прошу прощение за свое негодование на Ваш комментарий!
Здесь можно оставлять ссылки? Если нет, статью легко можно найти через поиск. Называется просто: "Что такое любовь?"
Сильно рекомендую всем!
http://pavel-gumerov.ru/book/tri-kita/part1/
рассудительность и сердечность, трезвость и стремление к самому высокому идеалу - всё это отличает христианина и всё это есть в статьях автора. Желаю ему с каждым новым трудом не останавливаться на достигнутом, но обтачивать и закалять свой талант!!
Забавно читать критические комментарии: спор людей, недочитавших или прослушавших то, о чём написано в статье, с теми кто прочитал внимательно.
Я скажу просто: любовь - это солнце - свет и тепло. Когда события принимают тёмный оборот, значит любовь разбавлена гордостью и ложью - то есть тьмой. Тьма вокруг и везде и много её, но она не объяла солнце: Солнце Правды светит сейчас также как и 2000 лет назад. Я смотрю в окно и вижу любовь. Как говаривал кто-то: любовь - самое утреннее из наших чувств.
Всем кто спорит и недоумевает помоги Господь решить свои сомнения!
Если отец зверски избивает мать - то его надо в тюрьму сажать или в закрытую психиатрическую лечебницу. Вопрос здесь должен решаться более радикальным способом, чем развод. Законодательные ограничения разводов действительно могут быть полезны, они не дадут, например, мужу бросить жену с детьми, если ему другая женщина понравится.
Давайте не будем забывать, что т.н. "романтические отношения", как и все, создал сам Господь Бог. Если бы не физическое влечение мужчины к женщине, то кто бы женился? А, мужчины, признавайтесь? Но, к великому сожалению, в наши дни женщины стали доступны и без брака. Кроме того, стало возможно легко развестись. Вот эти два факта и губят семью.
Как бы сделать так, чтобы (хотя бы в нашей стране) женщины ни в коем случае не отдавались бы мужчине без заключения брака. И законодательно запретить разводиться. Мужчины женились бы, разумеется, потому как - "романтическая любовь" - хочешь-не хочешь, а женишься. И все, пришлось бы нести ярмо всю жизнь. Не беспокойтесь, мужики, нести ярмо - конечно, вместе с женой любимой. Ведь мы, бабы, вас не бросим, да еще с детьми.
P.S. Кстати, в комментариях не согласны с автором статьи в основном мужчины, а женщины в основном поддерживают.
Наших подростков и молодёжь не надо считать распущенными крольчатами,они напуганы и сбиты с толку СМИ,растеряны от наших лицемерных нравоучений,поэтому вытворяют подчас непотребства (хотя намерены творить чудеса и создавать миры).Юным мозгам легче анализировать ситуацию без всякой статистики абортов,они видят лучше нас признаки "оскудения любви" и просто вырождения.Никто не хочет убивать,развратничать и т.п.Подростки ,как всегда, копируют доступный и оправданный образец поведения.Нашего неромантичного фарисейского поведения.
Рассматриваемая нами тема очень и очень актуальна сейчас и "материя" ее,конечно же, за пределами понимания человеческих умов. Все происходит по воле Божией. И тот молодой человек, который со школьной скамьи стремится к семейному счастью со своей возлюбленной, поступает не просто мудро и богоугодно, но идя наперекор "духу времени", окружающей морали и обстоятельствам, духовно закаляется, становится не мальчиком, но "мужем", беря на себя ответственность взрослой жизни. У меня лично, такие молодые люди вызывают восхищение и уважение. И не надо бояться, что на пути молодых могут появиться какие-то препятствия и трудности - Господь все управит Сам, была бы только у нас вера в Него и доверие к Его всеблагому Промыслу.
Подростки быстро и сильно влюбляются и быстро и сильно разочаровываются. Это как же нужно их воспитать, чтобы они смогли пронести первую юношескую влюблённость через всю жизнь и создать на её основе семью? Не слишком ли шаткий фундамент?
Нет, я не одобряю по-европейски поздних браков, это другая крайность, губительная для души и тела. Но и женить детишек, которые понравились друг другу в старших классах, думаю, опрометчиво. Если они ещё пару-тройку лет по окончании школы "походят за ручку" - тогда уже можно и женить =)
Насколько я понимаю, дело не в том, чтобы не влюбляться и не общаться в предметом своих чувств, дело в понимании того предела, до которого в этом общении можно дойти. А вот для этого уже нужно воспитание в Православии.
-------------
Вопрос-просьба к администрации сайта: 19 февраля 2011 года ровно 150 лет отмены крепостного права в России (1861 год). Интересно было бы расширить свои знания на эту тему. Как уходили в монастырь крепостные крестьяне или это был только удел высшего сословия? Имели ли монастыри собственных крепостных трудников? Могло ли белое духовенство выйти из крепостных? Ну и что такое крепостное право с духовной точки зрения? Может ли "образ и подобие" принадлежать не только Богу, а ещё кому-то из себе подобных? Почему Церковь никогда не выступала за отмену крепостного права? Или выступала, но мы об этом не знаем.
Заранее огромное спасибо.
Чтобы последствия юношеской влюбленности были хорошими надо детей воспитывать в исконном православии и благословлять ранние браки, что исторически соответствует русской национальной традиции и биологическому возрасту организма молодых людей, когда нежность чувств, чистота помыслов, отсутствие практики добрачного сожительства слагаются в законное и благословенное супружество в "едину плоть" души и тела молодых. Именно в этом возрасте необходимо правильное и законное русло человеческой жизни, правильный и положительный опыт межличностных взаимоотношений юноши и девушки. Ранний брак это по-сути панацея от разгула похоти и разнузданности среди молодой части общества. Это и вековой опыт Руси. А сейчас мы пожинаем плоды другого, "заморского" опыта - женятся к тридцати годам, нагулявшись, наблудившись, изломавши жизнь себе и другим и не получивши в результате этого безобразия тот благословенный плод чистой и единственной любви, которая не перестанет никогда, по слову апостола! Так может быть вернемся к своим национальным корням?!
/бред какой-то. кто в юности не влюблялся смертельно, и "на всю жизнь"? автор что, забыл себя, 15-летнего?/
Наталья, вот поэтому и нельзя жениться в столь юном возрасте =)
К тому же, есть же разница: 15-летний подросток, пишущий стихи любимой девушке, разучивающий ради неё песню на гитаре, и тот же 15-летний подросток, но уже не страдающий, а приглашающий девушку к себе домой и удовлетворяющий свою страсть (т.е., получающий свои первые "100 грамм боевых").
Влюбляться никто не запрещал, это невозможно запретить, но последствия у влюблённости не должны быть плачевными.
Как бы ещё до детей это донести, помоги, Господи!
Любовь-это дар Божий, и не каждому дано ее испытать.так что не надо гнать ее из нашей жизни, в которой и так мало радости.
Лучше, чем в них - про истинную любовь больше нигде не найдёшь.
И на подвиг быть готовым зовут (пойти одному в царство тёмное и спасти из лап врага Василису любимую)
и добру учат (за то, что ты мне Иван добро сделал - говорит старая ведьма - и я тебе добро сделаю)
и жизни (говорит Иванушке паук злобный "ответишь правильно на мои 3 вопроса - отпущу. А не ответишь - пеняй на себя".
...
И на третий завершающий вопрос "что слаще всего на свете ?" воскликнул Иванушка - "Василиса !!!". Расхохотался паук злобно: "нет, неправильно".
И тут осенило Иванушку, и закричал он, в паутине путаясь - "Жизнь ! Жизнь слаще всего на свете !"
И отпустил паук его. Ответ был правильным.
А эту статью прочитал, выражение вспомнилось: "было у отца три сына. Два умных, а третий - кандидат филосовских наук".