Последний праздник Цветной Триоди. День Пресвятой Троицы, за ним — день Святого Духа. День рождения Церкви. Или, как говорили на Руси, «земля-именинница». Все праздники наши, церковные — удивительные и чудесные. Но Троица — действительно какой-то особенный. Как будто правда именинный.
Празднование этого великого события — дня сошествия Святаго Духа — установлено самими апостолами, об этом мы узнаем из Деяний и Посланий апостольских. И вот уже две тысячи лет христиане празднуют святую Пятидесятницу, Пентикостию, соединяющую нас во Святую Единую Соборную и Апостольскую Церковь Православную, сохранившую учение Христово и водимую Духом Святым.
Каждая малая Церковь встречает этот праздник со всей полнотой Церкви великой
И каждая малая Церковь тоже встречает этот праздник со всей полнотой Церкви великой. День Церкви — значит, и день Церкви малой, день соединения нашей малой Церкви с Церковью великой. И как же можно этот день не праздновать? Как можно не приводить этот праздник в свой дом?
Рассказ о празднике
Как обычно, за несколько дней до церковного праздника мы начинаем к нему готовиться. Если мы читаем дома то Евангелие, которое Церковь предлагает на каждый день года, то мы можем заметить такую подготовку в церковных службах. Ведь эти чтения так или иначе говорят о сошествии Святого Духа. И если мы читаем Евангелие всей семьей, то мы можем обращать внимание детей на слова Христа: пошлю вам Утешителя (ср. Ин. 15, 26 ), приидет Он, Дух Истины (Ин. 16, 13).
А за два-три дня до Троицы мы расскажем своими словами детям о том, к чему мы готовимся. Вообще-то, конечно, нам предстоят два праздника: первый, в воскресенье, — День Святой Троицы, он же Пятидесятница. Второй, в понедельник, — День Сошествия Святаго Духа, «Духов день». Но эти праздники так близки, и даже богослужения у них настолько соединены друг с другом, что мы будем готовиться одновременно к ним обоим.
Во-первых, расскажем детям собственно про эту самую Пятидесятницу. Для рассказа вспоминаем — или узнаем — историю Ветхого Завета. На помощь нам приходит Синаксарь:
«Надлежит знать, что у евреев было три праздника — Пасха, Пятидесятница и Поставление кущей… Пятидесятница праздновалась евреями в воспоминание их злостраданий в пустыне — о том, как чрез многие скорби были они введены в землю обетованную, ибо тогда насладились плодами, хлебом и вином. Являл собою он и наши бедствия от неверия, и вхождение в Церковь, ибо и мы приобщаемся тогда Тела и Крови Владычней. Одни говорят, что Пятидесятница праздновалась у иудеев по этой причине, другие же — что в честь тех пятидесяти дней, когда Моисей постился, приняв по истечении их Богом написанный закон. Вспоминают при этом жертвоприношение тельцу и другое — то, что совершил Моисей, восходя на гору и нисходя с нее. Иные полагали, что Пятидесятница задумана евреями, как уже говорилось, ради достоинства числа семь, ибо, умноженное само на себя, оно, за вычетом единицы, составляет пятьдесят. Но достоинство числа пятьдесят относится не только к дням, но и к годам, из которых составляется у них юбилей, ибо он бывает при седмикратном умножении семи лет, когда и землю оставляют незасеянной, и скоту дают отдых, и купленных рабов на волю отпускают (ср. Втор. 31, 10)».
После Вознесения Христа на небо апостолы собрались вместе и ожидали обещанного им Утешителя. И Дух Святой сошел на них именно в день иудейского праздника Пятидесятницы. И все это произошло ровно на пятидесятый день после Воскресения Христова. По всем этим причинам и называется этот день так интересно, от имени числительного.
Мы расскажем детям и о том, как происходило Сошествие Святого Духа на апостолов. Для этого можно почитать Деяния апостолов, вторую главу.
Если мы говорим с маленькими детьми, лучше не углубляться в поиск обоснований и глубины догматического богословия.
А во-вторых, расскажем о Троице. Ведь именно в день Пятидесятницы нам открылась эта тайна — тайна Святой Троицы. Это тема непростая, конечно. Но мне кажется, здесь лучше не углубляться в поиск обоснований и глубины догматического богословия. Если мы говорим с детьми, тем более с маленькими, можно просто ограничиться простыми тезисами: о том, что Бог — один, но в трех Лицах. Что все наши службы, все молитвы начинаются с призывания Пресвятой Троицы, с прославления Ее: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Вот это и есть — Троица. И, конечно же, здесь будут уместными иллюстрации. Даже, может быть, всего одна: икона Троицы преподобного Андрея Рублева.
Наверное, хорошо будет напомнить детям, напомнить самим себе, что такое — почитание Пресвятой Троицы. Это, конечно, и догматическое богословие, и много всего высокого. Но, в частности, это касается нашей жизни. Наших отношений друг с другом. Ведь поклоняться Святой Троице — значит стремиться к тому таинственному единству, к той любви, образ которой нам показывают Лица Святой Троицы.О подобии церковного человечества единству Лиц Пресвятой Троицы много писал, в частности, священномученик Иларион (Троицкий), например, в своей работе «Триединство Божества и единство человечества». В этом тексте святитель напоминает нам о словах святого Киприана Карфагенского: «Бог заповедует, чтобы в дому Его жили только мирные, согласные и единодушные». Да будут едино, как Мы едино (Ин. 17, 22 ). Мы будем еще не раз вспоминать об этом, если действительно собираемся праздновать день Святой Троицы.
Традиции празднования
1. Подготовка праздничных песнопений
В нашей семье закрепилась такая традиция, о которой я не раз рассказывала: к каждому празднику готовить тропарь, кондак, величание. Причем каждый год мы делаем новые такие плакатики с текстами.
Мы предлагаем детям написать текст тропаря на плотном листе бумаги (для черчения, формат А4), по-церковнославянски, красиво, крупно, четко. Черным фломастером — сам текст (роллер, гелевая ручка, перо — на усмотрение ребенка), красным (золотым, голубым, желтым — каким угодно) — первую букву. Украшаем орнаментом. На этот раз мой семилетний сын украсил текст кондака «огненными языками». Очень в тему. А тропарь мы в этом году оформили заранее высушенными листиками березы и цветами. По-моему, это незабудки, но я не уверена — что-то такое голубенькое растет у нас рядом с домом, и мы решили, что эти цветы подойдут к Троичному тропарю.
Церковнославянский текст (именно славянскими буквами) находим во Всемирной сети. Кондаки искать тяжелее. Я использую тексты богослужений на церковно-славянском, например, отсюда: http://www.orthlib.info/Triod_Flowery/23_Pentecost_pentikost.pdf . Здесь можно найти и тропарь, и кондак. Заодно можно и всю службу празднику посмотреть.
Старшие дети просто списывают текст, младшим можно помочь: папа или мама сами пишут текст карандашом, а ребенок обводит церковно-славянские буквы фломастером. Так мы делаем одновременно три важных вещи: и готовимся к празднику (а тропарь и кондак — это такой «концентрат» богослужения дня), и учим тропари наизусть — а значит, сможем подпевать в храме и сможем петь эти тропари дома, — и еще изучаем церковно-славянскую графику, по крайней мере привыкаем ориентироваться в этом прекрасном и могучем языке.
А еще можно заметить, обратить внимание: Сошествие Святого Духа призывает нас «к соединению», чтобы мы могли «согласно славить Всесвятого Духа». Это мы увидим в тексте кондака, и эти слова мы каждый день будем петь всю предстоящую неделю.
2. Березки
В субботу накануне Троицына дня начинается самое интересное, что бывает в жизни детей на пятидесятый день после Пасхи.
Зеленые ветки – это знак весны духовной, весны обновления нашей жизни для соединения с Богом
С древних времен на Пятидесятницу дома и храмы украшаются ветками деревьев и цветами. Этот обычай перешел к нам от Ветхозаветной Церкви[1]. Этот обычай связан с явлением Троицы праотцу Аврааму, ведь этот патриарх принимал Странников под сенью дуба. А еще зеленые ветки — это знак весны, весны духовной, весны обновления нашей жизни во славу Пресвятой Троицы, для соединения с Богом. Живые листья и цветы — символ жизни — в честь Жизни Подателя.
О том, как ребенок может воспринимать этот чудесный обычай, наверное, никто не расскажет лучше Ивана Шмелева. Сначала о том, как украшали к Троице дома:
«Солнце слепит глаза, кто-то отдернул занавеску. Я жмурюсь радостно: Троицын День сегодня! Над моей головой зеленая березка, дрожит листочками. У кивота, где Троица, тоже засунута березка, светится в ней лампадочка. Комната кажется мне другой, что-то живое в ней.
… Все нарядны, в легких и светлых платьях. На мне тоже белое все, пикейное, и все мне кричат: не обзеленись! Я гуляю по комнатам. Везде у икон березки. И по углам березки, в передней даже, словно не дом, а в роще. И пахнет зеленой рощей».
А вот еще о храме:
«Теплятся в зелени лампадки. Лики икон, в березках, кажутся мне живыми — глядят из рощи. Березки заглядывают в окна, словно хотят молиться… Не видно певчих и крылосов, — где-то поют в березках. Березки и в алтаре — свешивают листочки над Престолом.
…Это не наша церковь: это совсем другое, какой-то священный сад…Там, в березках, невидимо, смотрит на нас Господь, во Святой Троице, таинственные Три Лика, с посошками. И ничего не страшно. С нами пришли березки, цветы и травки, и все мы, грешные, и сама земля, которая теперь живая, и все мы кланяемся Ему, а Он отдыхает под березкой.
…Все это здесь, со мною, пришло с березками: и березовый, легкий воздух, и небо, которое упало, пришло на землю, и наша земля, которая теперь живая, которая — именинница сегодня»[2].
И дома, и в храме — всё — Троица.
Когда я была девочкой, мои родители украшали нашу московскую квартиру березовыми ветками, и даже иногда целыми деревцами. И это действительно чудесно — просыпаться на Троицу, жить на Троицу в зеленых листочках! Небольшие ветки мама заправляла за иконы, ставила веточки березы в вазочки и рядом с иконами, и на стол, и заправляла даже за трубы отопления.
Всего пара букетиков к иконам, несколько веточек в каждой комнате, над каждой детской кроваткой – и вот уже дом становится «Троицыным»
Только однажды в моей жизни не было березки. У нас тогда только что родился третий малыш, на Троицу ему было, по-моему, не больше пяти дней. И мы не успели украсить дом. А все остальные Троицы у нас были зелеными. Если не было возможности куда-то поехать, мы просто ломали небольшие веточки с березок на ближайшей к дому аллее. Всего пара букетиков к иконам, всего несколько веточек в каждой комнате, над каждой детской кроваткой — и вот уже дом становится «Троицыным». А иногда нам удавалось выехать за город, и тогда наша квартира действительно становилась похожей на рощу. Однажды мы встречали позднюю Троицу в нашем деревенском доме в Рязанской области. В лесу мы наломали столько веток, что забили всю машину. Дети руками и ножницами нарвали и нарезали травы. И наш бревенчатый дом действительно стал похож на березовую рощу. Особенно чудесной оказалась открытая терраса, которая стала похожа на шалаш — мы примотали березовые ветки веревками к столбам веранды. А пол мы усыпали травой. Потом все лето я находила засохшие травинки в самых неожиданных местах. Но зато, конечно, впечатления того стоили.
Вообще, на Руси много было народных обычаев, связанных с Троицей. Конечно, были и чисто языческие обычаи, которые уводят нас от Бога совсем в другую сторону. Но есть что-то, что мы вполне можем повторить, что поможет нам и вспомнить «преданья старины», и вообще выделить праздник из череды будней.
Например, можно по народному обычаю украсить березку атласными ленточками. Девочки могут сплести веночки из цветов и зеленых веток, развесить эти венки по дому. В некоторых русских губерниях на Троицу так же, как и на Пасху, красили яйца — но не в красный, а в зеленый цвет. Делалось это при помощи все тех же березовых листочков. Мы красим яички покупной зеленой краской[3].
Чтобы традиции нашего народа не оказались важнее веры нашего народа, чтобы внешнее не подменяло внутреннее, мы не просто не забудем о церковном праздновании дня Святой Троицы — мы будем в первую очередь праздновать этот день в храме, вместе с Церковью. И тогда все займет положенное место: главным будет богослужение и учение Церкви, на втором месте будут обычаи Православной Церкви, а когда это возможно — тогда на третьем месте окажутся и наши народные традиции, в тех случаях, когда они не будут противоречить первостепенным позициям.
Богослужение
Накануне вечером мы все вместе идем в храм на всенощную. Дети только что украшали дом зеленью — и здесь, в храме, они увидят все то же самое. И уже так, на этом уровне, дети будут с рождения, с младенчества воспринимать храм — как свой дом, а свой дом — сродненным с храмом. На полиелее будут петь тот тропарь, которые дети совсем недавно списывали, будут петь то самое величание, с которым они недавно познакомились. И так служба будет для них и для нас понятнее и ближе.
А наутро мы снова все вместе пойдем в храм. И сегодня это будет особенная служба. Ведь сразу после праздничной литургии будет служиться вечерня.
В числе прочего, здесь сразу возникает совсем не духовный, бытовой момент: дети придут к Причастию натощак и после литургии, конечно, будут голодными. Поэтому мы стараемся в этот день взять с собой в храм какую-то простую еду — печенье или пирожок, воду, сок или кефир. После Причастия и просфоры дети вполне успеют перекусить, походить вокруг храма — и тогда они смогут (надежда умирает последней, как говорится) отстоять и вечерню, и может быть, у старших детей получится сосредоточиться и что-то услышать.
Именно во время этой вечерни впервые после Великой Субботы поется стихира «Царю Небесный». Мы уже почти два месяца не пели эту обычную, первую даже в домашних правилах молитву — и теперь дети с радостью подхватывают, поют вместе со всеми это песнопение.
Еще необычное: на этой вечерне мы впервые после Страстной седмицы встаем на колени во время богослужения. И происходит это, когда читаются три особенных молитвы. Они составлены, по преданию, святым Василием Великим. Священник встает в царских вратах на колени, лицом к народу. И все мы тоже встаем на колени.
В первой молитве, возносимой к Богу Отцу, христиане исповедуют свои грехи, испрашивают у Бога прощения и благодатной помощи против козней врага рода человеческого.
Во второй молитве к Богу Сыну верующие молятся о даровании им Духа Святого, наставляющего и укрепляющего в соблюдении заповедей Божиих для достижения блаженной жизни.
В третьей молитве, также обращенной к Сыну Божию, исполнившему все смотрение (домостроительство) спасения человеческого рода и во ад сошедшему, Церковь молится об упокоении душ усопших отцов и братии наших.
Мы заранее говорим детям о том, что после литургии будет эта особая вечерня, и что мы будем петь «Царю Небесный», и что будут эти три коленопреклоненных молитвы. Рассказываем коротко, о чем эти молитвы.
Малыши с радостью встают на колени, в травку, когда весь народ, все священники тоже опускаются к земле. Но вполне естественно, что маленькие дети не в состоянии долго и тихо стоять в таком положении. Двух-трехлетний малыш в лучшем случае начнет потихоньку ползать вокруг мамы и выбирать из травинок цветочки. И это совсем неплохой вариант.
Дети постарше уже в состоянии что-то понять из происходящего. Мы напомним детям — очень коротко — о содержании очередной молитвы. И будем надеяться, что они хотя бы вначале задержатся мыслями на этих предметах.
А вот тем детям, которые уже легко читают, то есть с семи-восьми-девяти лет (у каждого свой рубеж свободного чтения), можно дать текст службы. И тогда дети смогут следить за богослужением. Текст помогает сосредоточиться, не отвлекаться, а если отвлекся — снова вернуться к молитве. И если даже нет внутренней молитвы, что часто случается совсем не только с детьми, то текст помогает вернуться хотя бы к смыслу богослужения. Поэтому хорошо бы заранее запастись парой экземпляров таких тоненьких книжечек, которые называются как-то вроде «Служба в неделю святыя Пятидесятницы с последованием коленопреклонения». Сейчас, слава Богу, в больших церковных магазинах такие книжки есть.
Очень важно объяснять детям смысл происходящего, даже если они «ничего не понимают»
Мне кажется очень важным объяснять детям смысл происходящего, даже если они «ничего не понимают». Важно предлагать тексты богослужений, если они не против держать в руках подобные книги. Иначе служба оказывается просто тягомотным стоянием в ожидании, «когда же все закончится»…
Хорошо, когда получается все красиво выстроить, когда дети ровным рядком не очень шумно выстаивают вечерню. Но чаще всего эта картинка возможна на очень ограниченное время. И в действительности не всегда получается попасть на всю вечерню в храме со всеми детьми. В первую очередь из-за младших.
Если эти младшие — младенцы, и их несколько, и все они бурно выражают свою радость (или скорбь) по поводу и без повода, то встретить в тишине эти особенные молитвы будет непросто. И становится непонятен смысл подобного пребывания в храме: и дети явно далеки от богослужения, и родители не могут следить за службой, и окружающим мешают молиться.
Так что если дети явно не готовы к следующей службе, после литургии можно остаться вместе с малышами на улице. Старших детей, которые этого желают и к этому способны, можно отправить в храм с текстами службы в руках, одних или с папой. А с младшими пока погулять, причем поговорить с ними: может быть, еще раз рассказать о Троице. Особенно если на стенах храма есть фрески или мозаики с подобными сюжетами. Напомнить детям о трех молитвах Василия Великого, рассказать, как все в храме встают на колени. И постараться добиться того, чтобы дети попросились в храм. Но мы их в храм не пустим, чтобы желание закрепить и усилить: вы еще маленькие, не сможете вести себя тихо. И так не отпускать эту тему до начала третьей молитвы.
А к третьей молитве войти вместе с малышами в церковь. И, может быть, еще не усталые и при этом подготовленные дети хотя бы часть третьей молитвы действительно тихо простоят на коленках рядом с родителями. И тогда мы сами сможем хотя бы немного помолиться на этой удивительной службе. И при этом в сознании детей будет потихонечку закрепляться представление об этом богослужении, и эти коленопреклоненные молитвы начнут ассоциироваться с праздником Троицы… И так наши дети будут «врастать» в культуру Церкви.
Наш березовый дом будет напоминать нам весь день о том, какой сегодня праздник
А после службы мы пойдем домой. И наш березовый дом будет напоминать нам весь день о том, какой сегодня праздник. Перед праздничным обедом мы будем петь тропарь Пятидесятнице — благо дети подготовили текст, и он размещен прямо рядом с иконами. За столом мы, может быть, вспомним еще раз о том, что говорил священник во время проповеди. Бывает, что папе удалось что-то послушать в храме, а мама в это время выгуливала детей на улице — и папа расскажет маме, что ему запомнилось. Или почитаем какой-то небольшой отрывок из тех слов, которые написали к этому празднику наши святые. Совсем небольшой фрагмент — только чтобы сохранить особый настрой праздника. Может быть, это будет святитель Иоанн Златоуст, Беседа 51 на Святую Пятидесятницу, или святитель Григорий Богослов — Слово 41 на Святую Пятидесятницу. О Троице, о Святом Духе — от святых отцов до современных проповедников, от православных святых до философов. Что угодно, но только по теме и только совсем немного. Короткие фразы усваиваются лучше длинных.
***
А впереди у нас еще целая неделя — сплошная, без поста, почти как Светлая. И это не заговенье на Петров Пост — это именно радость встречи Троицы. И этот праздник продолжается до ближайшей субботы, отдания праздника Пятидесятницы. И все это время мы будем перед едой петь не «Отче наш», а Тропарь празднику. И все эти дни мы будем жить с березками и цветами.
И будем помнить и вспоминать: об Аврааме, который принимал под дубом Мамврийским Странников. О том, что две тысячи лет назад родилась наша Церковь, и мы — внутри этой Церкви, часть этой Церкви. О том, что образ Пресвятой Троицы — это не только недосягаемая и непостижимая тайна, но и образ, икона-путеводитель для нас. Образ любви. Образ иерархии и послушания. И все это вместе. Образ соединения разных — в неразъединимое единое. Образ единодушия, в котором никакой разрыв, никакой разлад, никакой раздор невозможен. Тот образ, который направляет и определяет все наше общение (Kοινωνία — причастие) друг с другом, наше отношение друг ко другу.
Построить свою семью как икону Троицы[4]. Ничуть не меньше. Но это — то, к чему мы призваны. Это то, чему всех нас снова и снова, на каждой литургии, учит наша Церковь, та самая, которая сегодня именинница:
«Возлюбим друг друга, да единомыслием исповедуем
Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную».