Концерт с фонариками

Настоятель Никольской церкви в Таллине отец Олег Врона имел, по его словам, много случаев убедиться: даже из бытовых трудностей можно извлечь духовную пользу. А если относиться к этим трудностям с благодарностью Богу, то, как показывает практика, даже досадные случаи превращаются в творческие успехи. Вот небольшой пример.

Волнение в ратуше

В нашем приходе, наряду с небольшим церковным хором и молодежным клиросным хором, есть еще и концертный состав, такой же немногочисленный. Сегодня, по целому ряду причин, наш концертный состав нечасто дает сольные концерты даже у себя в Эстонии. Но все-таки несколько раз в году такие концерты проходят. И один такой обязательный концерт бывает в конце года, по условиям давнего сотрудничества нашего хора с Министерством культуры Эстонии. Об одном таком концерте я и хотел бы рассказать.

Зал, в котором мы готовились выступать, был небольшим, но уютным и с хорошей акустикой. Сцена без всякого возвышения, на одном уровне со зрительным залом, а первые ряды довольно близко подступают к сцене. Микрофонов нет, да они и не нужны: можно петь негромко, и все равно будет прекрасно слышно – не первый раз выступаем в этом полюбившемся нам зале на Ратушной площади, в старинном средневековом здании, в доме Хопнера. Перед концертом, как обычно, мы немного порепетировали в зале, чтобы заново «прощупать» акустические особенности зала. Из окон примыкающего к зрительному залу небольшого вестибюля можно в предрождественские для этой части Европы дни полюбоваться елкой на Ратушной площади и оживленным людским движением вокруг множества домиков рождественского базара. Что мы, то есть певчие, и делали, прохаживаясь вдоль окон, успевая при этом оценить заполняемость зрительного зала и считая минуты до начала концерта.

Бесполезные Джоули-Омы

Раздался характерный щелчок, и свет в зале погас

Наконец зрители заняли свои места, и мы, вытянувшись перед входом на сцену в цепочку, направились на сцену. Впереди шли сопрано и альты, за ними – тенора и басы, замыкал нашу творческую цепочку регент хора. Сопрано и альты вышли на сцену и встали на средину, чуть закруглив края цепочки. За ними пошли тенора и басы, чтобы позади сопрано и альтов выстроиться параллельно им в такую же цепочку, становясь не затылок в затылок, а в небольшой просвет между сопрано и альтами. И вот тут, прежде чем тенорам и басам удалось встать на свои места, случилось то, чего никто из нас не ожидал. Один из певчих – теоретически это мог сделать любой из нас – бодро шагая по сцене и не глядя себе под ноги, наступил на слегка выпиравшую из-под пола скрутку проводов, прикрытую кое-как тонкой пластмассовой крышкой. Раздался характерный щелчок, сухо констатировавший факт короткого замыкания, и свет в зале погас. Если бы не бегущие человечки на плафонах аварийного освещения, то можно было бы сказать, что наступила тьма кромешная. В тот же миг в памяти зачем-то всплыли имена Джоуля-Ленца и Ома, будто знание выведенных ими законов могло принести пользу в этой ситуации. Гораздо полезней было знать, как продвигается дело в решении проблемы со светом у администрации дома Хопнера. Лично у меня не было предчувствия, что нас обесточили надолго, и я, как, наверно, большинство присутствующих в зале, надеялся, что свет вот-вот зажжется и все пойдет своим чередом. Признаться, в тот момент я слабо себе представлял, что делать, если эта заминка со светом продолжится. Пока ясно было лишь, что народ в зале ждет, что кто-то должен ответить на главный вопрос: быть или не быть концерту. И этим кем-то, по всей видимости, должен был стать я. Это был тот самый случай, когда я с радостью уступил бы кому угодно право или обязанность отвечать на неудобный гамлетовский вопрос. В самом деле, откуда мне знать, когда дадут свет, и дадут ли его в этот вечер вообще! Благо, народ в зале проявлял похвальную дисциплинированность, и это немного успокаивало. Пауза начинала затягиваться, я поспешил протиснуться между цепочкой сопрано, чтобы, выйдя вперед к публике, сделать наконец объявление.

Я заговорил бодрым голосом, стараясь убедить всех, что скоро администрация здания решит вопрос со светом, а пока, несмотря ни на что, мы начинаем концерт. Конечно, это была авантюра чистейшей воды, поскольку спеть весь концерт на память, не подглядывая в ноты, мы бы не смогли, тем более что несколько песнопений мы должны были исполнить в концерте впервые.

Электро-омилия

Это погружение во тьму показалось мне вдруг символичным

Я искренне надеялся, что пока мы споем ирмосы Рождественского канона – именно они стояли первыми в программе концерта, – тут и свет дадут, и все выйдет очень даже здорово. А здорово потому, что это досадное наше погружение во тьму показалось мне вдруг очень даже символичным: «Христос рождается» – вот начало первой песни канона. Где рождается? – во тьме Вифлеемской ночи, которая, согласно святоотеческой экзегезе, символизирует мрак неведения, который Христос, Свет истинный, и пришел рассеять. Даже указывающие путь к дверям бегущие человечки на аварийных плафонах уже уютно встраивались в эту символическую картину, радостно возвещая, что выход из этого мрака неведения найден: Христос – дверь спасения, поспешите к Тому, Кто Сам о Себе сказал: «Аз есмь дверь: Мною аще кто внидет, спасется: и внидет и изыдет…» (Ин.10, 9). Правда, дальше бегущих человечков продолжить мысленное истолкование нашего погружения во тьму я не решился, иначе надо было бы признать, что народ в зале, вместе с певчими, пребывает не просто в темноте из-за отсутствия электричества, но и во мраке неведения духовного. И уж совсем зловеще вырисовывался в этом символическом толковании певческий ботинок, наступивший на злополучную скрутку проводов и ставший виновником «всеобщего помрачения».

Пастухи с телефонами

«На этом концерте мы немножко чувствовали себя вифлеемскими пастухами»

Когда Рождественский канон был спет, а обесточенные светильники так и не подавали признаков жизни, это уже начинало попахивать чуть ли не срывом концерта. В то же время именно в этот момент, для завершения созревшей в моей голове целостной картины символического толкования Рождества Христова в описываемых обстоятельствах, так нужен был свет. И он появился. Но не из светильников, продолжавших бесполезно покоиться на своих местах, а из фонариков – тех самых фонариков, которые есть наверняка у каждого обладателя мобильного телефона. И этот ненавязчивый свет фонариков был даже более символичным, чем назойливый свет нескольких десятков электрических лампочек: Христос пришел в этот мир не в ослепительном сиянии, а как «Свет Тихий святыя славы…». Кто-то первым в зале догадался подойти к певчим и подсветить им ноты, за ним потянулись другие. Рядом со мной оказался наш алтарник Дима с горящим фонариком, некоторые из певчих сами приспособились подсветить себе ноты. Только одному выступающему почему-то не была предложена помощь – регенту хора. Он единственный знал все произведения на память и прекрасно обошелся без подсветки нот, хотя они продолжали лежать перед ним на пюпитре. По завершении концерта мы все – певчие и слушатели – почувствовали, что этот концерт стал больше походить на рождественское представление с участием зрителей, без которых вообще никому из выступающих нельзя обойтись, ну, а здесь нам не обойтись было без них вдвойне. Многие, кто побывал на этом концерте, уверяли, что это был один из самых замечательных концертов духовной музыки из тех, что они слышали в нашем исполнении. Другие признавались: «На этом концерте мы немножко чувствовали себя вифлеемскими пастухами».

Естественная среда обитания

Я вспоминаю этот «концерт с фонариками» с неизменно теплым чувством. Во-первых, мне всегда мешает яркий свет на концертах духовной музыки, потому что это яркое однообразие подчеркивает, что песнопения, вырванные из контекста богослужения, из своей естественной среды, – всё равно что рыба, вытащенная из воды. Если вам нравится любоваться рыбками, то идите на озеро, речку, на море, наконец, и любуйтесь. Пусть в один день вам не повезло – вода была мутная, или было много ряби на воде, и вам не удалось полюбоваться стайками резвящейся рыбешки, – ничего: в другой день вам повезет больше. Другими словами, если вам нравятся церковные песнопения, то идите в церковь и слушайте их в естественной для них среде, в контексте богослужения. Пусть сегодня вам не понравилось звучание хора в храме, или вы мало что поняли в богослужении – не смущайтесь и не отчаивайтесь. Завтра, послезавтра, через неделю, месяц… вы обязательно оцените, что значит слушать песнопения в храме за богослужением, если при этом еще и начнете вникать в смысл богослужения. Как-никак, концерты духовной музыки имеют, прежде всего, цель миссионерскую – они зовут слушателя услышать церковные песнопения в литургическом контексте, чтобы по-настоящему оценить смысл каждого из них. Во-вторых, этот случай я смело могу поставить в один ряд с другими важными событиями моей жизни, которые меня вновь и вновь убеждают: выход для христианина есть из любого положения, и этот выход не «что», а Кто – Христос – Свет истинный.

P.S. Оказывается, как только свет в зале погас, администрация дома Хопнера, как мы и надеялись, тут же бросилась решать проблему, но не тут-то было. Автомат выбило аж на главном щитке в подвале этого четырехэтажного дома, и пока прибывшая по вызову служба техпомощи нашла причину поломки, концерт подошел к концу. И все-таки на последних аккордах заключающего программу песнопения свет был дан, и зрители покидали зал при полном его освещении.


СкачатьMP3
(MP3 файл. Продолжительность 2:24 мин. Размер 2.4 Mb)

Протоиерей Олег Врона
Подготовил Петр Давыдов

26 декабря 2018 г.

Желающим принять участие в благоукрашении Свято-Никольского храма в Таллине, настоятелем которого является протоиерей Олег Врона, сообщаем реквизиты:

Получатель: Олег Врона.

  • Номер счета: 40820810738049521254
  • Банк получателя: ПАО СБЕРБАНК
  • БИК: 044525225
  • Корреспондентский счет: 30101810400000000225
  • КПП: 773643001
  • ИНН: 7707083893
  • ОКПО: 57972160
  • ОГРН: 1027700132195
  • Юридический адрес банка: 117997 Москва, ул. Вавилова, 19
  • Почтовый адрес банка: 109544 Москва, ул. Б. Андроньевская, 6
  • Почтовый адрес доп. офиса: 127994 г. Москва, ул. Новослободская, 16
  • Номер карты: 5336 6902 3109 4675
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Петь знаменное надо так, чтобы людям захотелось его слышать» «Петь знаменное надо так, чтобы людям захотелось его слышать»
Андрей Котов, ансамбль «Сирин»
«Петь знаменное надо так, чтобы людям захотелось его слышать» «Петь знаменное надо так, чтобы людям захотелось его слышать»
Беседа с Андреем Котовым, руководителем ансамбля «Сирин»
Когда я пою по знаменам, я присутствую в слове молитвы, ощущаю себя тварью Божией. Ценность и смысл слова начинают пониматься иначе. Почему запрещены интонации в церковном чтении? Чтобы я своими страстями не наполнял смысл.
Он был человеком, который стремился говорить правду Он был человеком, который стремился говорить правду
Памяти композитора Георгия Свиридова
Он был человеком, который стремился говорить правду Он был человеком, который стремился говорить правду
Памяти композитора Георгия Свиридова
«Он пытался найти смысл во всех тех муках и страданиях, которые перенес русский народ в XX веке»
Звуки древнего благочестия Звуки древнего благочестия
Николай Бульчук
Звуки древнего благочестия Звуки древнего благочестия
Николай Бульчук
О чуде древнего соборного творчества, «крюках светлых» и «тресветлых», византийской традиции и о поисках загадочной рукописи Супрасльского Ирмология рассказывает доктор искусствоведения профессор Анатолий Конотоп.
Комментарии
Елена26 декабря 2018, 16:53
Красивое пение
р.Б. Сергий26 декабря 2018, 09:41
Замечательная современная рождественская история с глубоким духовным подтекстом.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×