С 22 по 25 ноября в Московском Доме кино будет проходить 24-й Международный фестиваль кинофильмов и телепрограмм «Радонеж». Фестиваль неизменно вызывает большой профессиональный, зрительский и общественный интерес. Но есть и проблемы, с которыми сталкиваются и организаторы, и участники фестиваля, да и просто все те, кто делает доброе кино. О том, а нужно ли нам православное кино, чем особенно ценны и интересны фильмы и программы, вот уже четверть века собираемые на фестивале «Радонеж», рассуждает многолетний член жюри фестиваля Александр Владимирович Богатырев – режиссер-документалист, писатель и публицист.
За прошедшую четверть века на фестиваль православного кино «Радонеж» было прислано не менее 5000 фильмов и телепрограмм – сначала около 150 в год, а потом свыше 250. Каждый раз во время проведения фестиваля участники, кинокритики, искусствоведы и общественные деятели обсуждали возможные пути развития православного кинематографа, повышения профессионального и духовного уровня авторов и режиссеров, а главное – то, каким образом получить эфир на центральных телеканалах. И каждый раз расходились, изложив множество дельных и умных предложений, безо всякой надежды на то, что хозяева телеканалов позволят этим предложениям осуществиться. Многие критики справедливо отмечали, что большинство работ не отличалось высоким профессиональным уровнем. Но вот появились фильмы, вполне способные конкурировать с теми, которыми заполнен эфир. И что же? Да все то же! Не дают эфир, хотя потребность в патриотичном, высокодуховном кино велика.
География участников фестиваля всеохватная: от Владивостока до Калининграда и от Грузии до Заполярного Урала. Фильмы присылают не только режиссеры из России и бывших советских республик, но и из Греции, Сербии, Черногории, Болгарии, Польши…
Мне, как члену жюри, пришлось посмотреть более тысячи фильмов. И если в 1990-е годы для сугубого умиления зрителей было достаточно показать на экране девочку, зажигающую свечу, или батюшку, сидящего под иконой, то вскоре православные режиссеры обратились к серьезным темам: истории Русской Православной Церкви от великого князя Владимира и первых русских святых до сегодняшнего дня, современным проблемам, волнующим верующих.
Можно утверждать, что православное кино стало поистине энциклопедичным. Оно рассказывает и о первых веках христианства, об истории Византии, Ближнего Востока и Северной Африки, где возникли первые монастыри, и о современном Афоне и многих греческих обителях… История нашей Родины и Русской Православной Церкви представлена в сотнях фильмов. И фильмы эти, словно фрагменты мозаики, складываются в единую многоплановую картину жизни страны. И в то время как великие умы от исторической науки не могут решить, как преподавать в школе отечественную историю, православные авторы давно создали киноучебник, в котором история подается в свете Христовой Истины с пониманием того, что творцом ее является Господь.
Эта кинолетопись важна еще и потому, что жизнь подается ею не в черном цвете бесконечных детективов и всевозможных ток-шоу, якобы дающих возможность разбирать проблемы со всех сторон, а как великий Дар Божий каждому человеку, направляющий разум и душу по единственно верному пути – пути спасения.
Православные фильмы заставляют думать, а думать современный человек, увы, не хочет
Наши фильмы заставляют думать, а думать современному человеку не хочется. Многие, увидев на экране купола и услышав церковное пение, автоматически переключают свой телевизор на другую программу: их уже научили, не думая, «брать от жизни все» (при том что от «всего» уже почти ничего не осталось – его разобрали те, кто это «бери от жизни» пропагандирует). И не только думать призывает наше кино, но и жить, как заповедал нам Господь.
Бесценно то, что удалось – еще успели! – запечатлеть портреты людей с трагическими судьбами, мужественно и достойно прошедших через невероятные испытания. В православном кино можно увидеть простых деревенских жителей с образной, живой, яркой речью. И если будущее придет, то таких людей уже не будет никогда. Уже сейчас деревня либо полностью разорена, а жители перебрались в города, либо из сельской местности делают промышленный полигон, где работники связаны не с землей и животными, а с механизмами. А в ближайшее время нам обещают, что живые люди будут и вовсе вытеснены почти из всех сфер деятельности роботами. В современной деревне трудно найти носителей истинно народной речи даже среди пожилых людей. Молодежь же говорит штампами, навязанными телевизионными «героями». Поэтому так ценно то, что сделали такие авторы, как Вячеслав Орехов. Его герои – мудрые деревенские люди, сохранившие традиционные ремесла, умеющие делать все – от постройки дома до починки трактора. При этом так рассказывающие о своей жизни, как не всякий маститый писатель сможет.
Вспоминается, как лет тридцать назад я записал речь 90-летнего помора. Он был консультантом фильма «Юность Петра». Рассказывал о собственной жизни, о том, как общался с «киношниками». Что это была за речь! Неспешная, с сильным оканьем – и ни единого слова-паразита. Что ни фраза – то точнейшая метафора.
И как говорил этот старый помор! Что ни фраза – то точнейшая метафора
Это был не монолог архангельского рыбака с несколькими классами (еще той – царской) школы, а высокая поэзия. Я буквально упивался ею на этом празднике народной словесности.
Несомненно, многие православные фильмы со временем станут источником кинохроники о жизни России конца прошлого и начала нынешнего веков. А люди, о которых эти фильмы рассказали, и проблемы, поднятые в них, дадут возможность грядущим поколениям увидеть под толстым слоем либеральной лжи истинную правду.