Уголь,
или Новый взгляд на фильм П. Лунгина «Остров»

Кадр из фильма «Остров» Кадр из фильма «Остров»

Многие из вас смотрели фильм Павла Лунгина «Остров» (2006), некоторые пересматривали. Что-то брало за душу, чего-то не понимали, что-то открывали для себя. А о чем этот фильм? Чтобы ответить на этот вопрос, я постараюсь сосредоточиться только на одном образе – образе угля в картине. Возможно, он и расскажет о главном.

Послушание отца Анатолия (Пётр Мамонов) в фильме «Остров» – работа истопником в котельной монастыря. Он кочегар, и в этом нет случайности.

Кочегарка отца Анатолия, его постоянно перепачканное сажей лицо, гора угля, тележка, на которой он изо дня в день возит этот уголь, сначала выдалбливая его из большой кучи на берегу, – всё это занимает значительную часть фильма.

Еще в самом начале отец Иов (Дмитрий Дюжев) предлагает герою уйти из котельной, в которую уже назначен послушник. И что же? Отец Анатолий протестует, просит, уговаривает оставить его на этом послушании – и остается. Ему надо быть здесь, надо! Он понимает свою работу именно на этом месте и не отступится от нее до своей кончины.

Он не боится запачкаться, потому что уже запачкан, и эта грязь гораздо хуже угольной сажи.

Уголь в фильме, если хотите, – это и средство выжигания, обличения дурного. Так, кочегарка стала толчком для духовного роста настоятеля Филарета (Виктор Сухоруков). А как вам вымазанная сажей дверная ручка, предназначенная именно для монаха Иова?!

И всё в фильме вертится вокруг отца Анатолия и его котельной. Здесь он разговаривает с людьми, здесь просит прощения у отца Иова и Тихона (Юрий Кузнецов) перед смертью, и на этой же куче угля, которая, заметьте, меньше к концу фильма (читай: жизни) не становится, отец Анатолий ложится в гроб и умирает в надежде на милость Божию. Да и сам гроб, в который сразу и ложится отец Анатолий, ставится отцом Иовом не рядом с углем (!), а на него (!), кривовато, кое-как.

– Отец Анатолий, а умирать-то не страшно? – спрашивает Иов старца.

– Умирать?.. Умирать не страшно… Страшно будет перед Богом стоять… Грехи давят.

В любую погоду отец Анатолий идет со своей тележкой по деревянному настилу к высыпанному углю, выдалбливает его (да, его нужно именно выдолбить!), наполняет тележку и привозит ее в котельную. Каждый день идет работа в кочегарке и внутри – тяжелая, и кажется, что нескончаемая.

Темы угля и огня в сюжете «Острова» родственны. Вторая поддержана ситуацией пожара в келье настоятеля монастыря Филарета, который потом отправляется к отцу Анатолию, еще не понимая его добровольного выбора – работы истопником.

Так ли страшен был пожар в келье, если лицо Филарета оказалось в той же угольной саже?!

– Добродетели во мне мало, а грехов много, – говорит он со слезами на глазах, сидя рядом с отцом Анатолием. Черный уголь явил себя и здесь и стал началом настоящего пожара.

Вот и аналогия. Подобно тому, как христианин «выкорчевывает» собственные грехи и сжигает их молитвой, покаянием, Причащением (вспомним слова из Последования ко Святому Причащению: «Содетелю, да не опалиши мя приобщением. Огнь бо еси, недостойныя попаляя. Но убо очисти мя от всякия скверны»), отец Анатолий выдалбливает тяжелый черный уголь и сжигает его в печи котла.

А гора угля все такая же. И остается только упование на милость Божию

Молитва и покаяние, покаяние и молитва за себя и всех страждущих – великое делание труженика Христова. А гора угля так и остается горой… И руки черны, и лицо в саже, и нет покоя в душе… И остается только упование на милость Божию.

Только не думайте, что в фильме нет света. Он там, где есть покаяние. Свет в прозорливости отца Анатолия, в его несомненной помощи всем приходящим к нему за советом и утешением, в «воскресении» и благодарении Тихона за свою исцеленную дочь и в синеве безоблачного неба, на фоне которого отец Иов несет огромный, почти неподъемный крест отца Анатолия. Идет с трудом, пошатываясь, но не падая.

Пересмотрите фильм.

Евгения Тутукова

26 сентября 2019 г.

Смотри также
Павел Лунгин: Павел Лунгин: "Я верю в тех людей, которым некомфортно" Павел Лунгин: Павел Лунгин: "Я верю в тех людей, которым некомфортно"
В конце марта на экраны выходит новый фильм Павла Лунгина «Дирижер». В чем-то он продолжает идею «Острова»: покаяние стало основной темой этой картины. Но «Дирижер» — это фильм о нашей современности. И так мучительно узнавать в героях — себя…
Интервью с создателями фильма «Остров» Интервью с создателями фильма «Остров» Интервью с создателями фильма «Остров» Интервью с создателями фильма «Остров»
Возможно ли показать в кино молитву? Может ли человек, у которого нет мира в душе, творить чудеса? Тема покаяния, несколько раз возникавшая в нашем кино в последние годы, получила новое осмысление — в только что вышедшем фильме Павла Лунгина «Остров». Это, наверное, первая в истории кино попытка показать изнутри жизнь в православном монастыре. Сам режиссер говорит, что он хотел исследовать, как просыпается душа в человеке.
Рецензия на фильм Павла Лунгина «Остров» Рецензия на фильм Павла Лунгина «Остров» Рецензия на фильм Павла Лунгина «Остров» Рецензия на фильм Павла Лунгина «Остров»
Игорь Винниченко
Пронзительное чувство благоговения, по которому мы так соскучились, сопровождает весь фильм. И хочется надеяться, что теперь тема православного сознания обретет свое достойное место в отечественном кинематографе, и вопросы духовного становления выйдут, наконец, на приоритетные уровни рассмотрения.
Комментарии
Наталья М. 9 февраля 2024, 01:03
Спасибо создателям фильма. И я так же понимаю, как написала Светлана Ф. в своем комментарии. Я с ней полностью согласна.И с комментаторами, которые пытаются что-то доказывать друг другу не согласна.В статье о фильме ничего лишнего.
Анна G. 4 января 2020, 08:04
Эпизод с сожженыии сапогами меня тоже поразил. И любостяжание тут поражается, да. Но и обладателя сапог жалко - у него ведь ноги больные. Он этими сапогами спасался от болезни. Сложный тут вопрос, задевающий многих из нас - аскеза для больного, где граница её? Продолжать умерщвлять себя или остановиться? Сложно.Что касается главного героя, то теперь понятно, отчего он был такой страстный, на мой взгляд, - раз не исповедовался и не причащался. Непонятно, как жил он тогда в монастыре? И как так дары у него были? Для меня этот фильм не однозначный. Как современная музыка с её какофонией. А не как чистая мелодия. И респект всем участникам дискуссии! Вот это молодцы! Есть, чему поучиться. Спасибо
Александр 3 декабря 2019, 16:16
Мне 62 года, но в конце фильма, когда везут гроб, у меня всегда текут слезы, уже много лет.
Светлана 3 декабря 2019, 11:44
Свет Христов воссиял в фильме,когда отец Анатолий узнал в Тихоне человека,про которого думал,что он погиб по его вине! Милость Божия дала этот свет душе отца Анатолия,дала возможность уйти в вечность с миром, он понял,что он прощен! Господь есть Любовь,Любовь всепрощающая,только нам самим своим "углем" не отстранить бы эту Милость!
Александр23 октября 2019, 08:44
Забыли вспомнить про сапоги которые он спалил в печке.Очень поучительно и больная тема любостяжания.
игорь ковалев 9 октября 2019, 13:05
Сергей Н.Плотская- это,которая от плоти и движений крови,как у животных.Они тоже любят своих детёнышей.Это не то,что написала Иоанна.Естественная и плотская-это синонимы.Но она естественна для падшего,ветхого человека,а мы обновлены Святым Духом.Поэтому должны приобрести любовь духовную.Пока это не почувствуете сами не поймёте.Надо пока в уме это держать, чтобы ваши мысли о духовных предметах совпадали с мыслями св.Отцов.Тогда будете иметь правильное направление в духовных делах.И на деле выполнять советы св.Игнатия,изложенные в главе ,,О любви к ближнему''
Сергей Н. 8 октября 2019, 16:53
игорь ковалев, о какой такой плотской любви может идти речь по отношению к своим детям? Это естественное свойство души и ничего тут умерщвлять не надо.
игорь ковалев 6 октября 2019, 16:01
Сергей Н.,, А уж если с Христом, то она возрастёт и станет вне эгоизма.'' Естественную,плотскую любовь нельзя улучшить до христианской,т.к. она происходит ,,от движений крови и плотского сердца'',находящихся под влиянием падших духов.А духовная любовь-плод Духа Святого,поэтому только замена,одно вытесняет другое.,,Свойства нового человека должны быть все новые; никакое ветхое свойство нейдет ему''св.Игнатий.«Говорящий, что можно иметь ту и другую любовь, обольщает сам себя» Иоанн Лествичник.
игорь ковалев 6 октября 2019, 15:04
Сергей,Иоанна.Если коротко,то всегда и со всеми поступать ,,не по влечению сердца,а по евангельским заповедям''Этим деланием духовная любовь постепенно вытеснит(если вам не нравится слово-,,умертвит'',хотя святитель Игнатий употребляет его) естественную любовь.А ,,,ощутивший любовь духовную, с омерзением будет взирать на любовь плотскую, как на уродливое искажение любви.''(св.Игнатий Брянчанинов)
игорь ковалев 5 октября 2019, 23:12
Иоанна ,,Растерять естественную любовь,, можно в двух случаях-либо вообще ничего не делать,тогда развиваются страсти и ожесточается сердце,либо в прелести,тогда развивается гордость и происходит тоже самое.При правильном духовном делании это НЕ ВОЗМОЖНО,т.к. духовная любовь постепенно вытесняет плотскую. ,,ДЛЯ НЕГО трудиться...''-,,Вытащи сначала бревно из своего глаза...'',,,Стяжи мирный дух и возле тебя спасутся тысячи''Неискусный врач больше навредит больному.Поэтому,сначала ,,исцели себя сам''.Пример Серафим Саровский,Паисий Святогорец и др.В приоритете должно быть своё покаяние и очищение,а потом помощь ближнему.В миру конечно всё это происходит одновременно,но приоритет такой.
игорь ковалев 5 октября 2019, 11:43
Сергей Н.,,Любовь к своим детям это естественная или нет? И если да, то что же в ней плохого?'' ,,В отношении родственников, близких – не должно быть к ним кровяной, слепой страстной привязанности. Такая привязанность есть плотская, а не христианская любовь. Мы не имеем права присваивать себе никого. Говори: «Господи, она (он) Твоя». Естественная, плотская любовь при правильной христианской жизни вытесняется гораздо более глубокой и истинной любовью к близким и ко всем, которая есть любовь во Христе.''(игумен Никон Воробьев) Теже мысли,что и у Игнатия Брянчанинова.
Иоанна_ 5 октября 2019, 10:59
Естественная и душевная любовь - одно и то же, Игорь Ковалёв. Эта та любовь, которая проистекает из нашего естества, над которой не надо трудиться. Ну, если выделять отдельно плотскую, то есть ту, которая радует нашу плоть, то эта любовь недалеко ушла от любви душевной, в строгом смысле. Питать ко всем любовь исключительно духовную - это очень высокий уровень, а на пути к этой высокой цели важно не растерять хотя бы ту любовь, которая есть. Иметь в виду прежде всего своего ближнего, ДЛЯ НЕГО трудиться, а не для своего духовного преуспеяния. Святителя Игнатия и игумена Никона я очень люблю и почитаю.
игорь ковалев 5 октября 2019, 00:11
Сергей,Иоанна. ,,Но Игнатия Брянчанинова редко кто понимает и читает, мало кому он доступен. А почему? Потому, что, и это главное, не живут теперь духовной жизнью, нет борьбы со своим ветхим человеком, нет понуждения жить по слову Божию. Большинство живет как придется, и если и читает Евангелие, Святых Отцов, то лишь одним рассудком, без участия сердца, жаждущего ответа на вопрос: как правильно жить? Однако если человек не понимает аскетической жизни Отцов, ... то это означает, что он мертв и вообще ничего не понимает в духовной жизни. Но кому открывает Господь ум? Тому, кто искренне, всеми силами стремится очистить сердце свое от похотей лукавых...(игумен Никон Воробьев)
игорь ковалев 4 октября 2019, 22:06
Иоанна_Во первых не душевную умерщвляем,а естественную,плотскую.Чем вам не нравится ,,осязаемое проявление духовной любви''Пример-Серафим Саровский,как встречал,приходивших к нему.Мы так к родным не относимся.На своем примере,как находящийся в начале этого пути,могу сказать,что для родных только плюсы.Стараешься их не обидеть ни словом,ни делом,не гневаться,не раздражаться,во всём помогать,искать их пользы.Поступать,как хочешь чтобы поступали с тобой.А аскетика,размягчает сердце,становишься добрее.Опять пример Серафима Саровского.Если что-то не укладывается в голове,значит ум ещё не открыт.Если есть хороший духовник-посоветуйтесь с ним,а его совет сверьте со св.Отцами.
игорь ковалев 4 октября 2019, 21:45
Сергей Н.,,Вы как-то в уничижительном смысле используете словосочетание "естественная любовь". ,,Ощутивший любовь духовную, с омерзением будет взирать на любовь плотскую, как на уродливое искажение любви.''св.Игнатий. ,,Поэтому я и протестовал против вашего "умертвить". Не умертвить, а очистить от эгоизма.'' ,,ее нужно умертвить – повелевает это Христос.''св.Игнатий.Кто же здесь неправ Вы или св.Игнатий с Христом? Поэтому ещё раз прошу изучайте писания св.Отцов.Если что-то не укладывается в голове-это не значит,что это ошибочно,просто ум ещё для этого не открыт,, Евангелие познаётся жизнью по евангелию'Подвизайтесь, придет и понимание и ощутите как духовная любовь умертвит естественную
Сергей Н. 4 октября 2019, 11:08
Вы как-то в уничижительном смысле используете словосочетание "естественная любовь". Что это по вашему? Любовь к своим детям это естественная или нет? И если да, то что же в ней плохого? Даже не зная Евангелия и Христа человек может так любить. А уж если с Христом, то она возрастёт и станет вне эгоизма. Поэтому я и протестовал против вашего "умертвить". Не умертвить, а очистить от эгоизма.
Иоанна_ 4 октября 2019, 10:42
Надеюсь, что Игорь Ковалёв советуется с духовником относительно умерщвления своей любви душевной и перерастания её в любовь духовную, чистую. Наши близкие, и прежде всего дети, нуждаются не просто в родительской любви, но в её осязаемых проявлениях, причём, каждый день! Без этого ребёнок вырастет несчастным, как бы ни преуспевал его отец в аскетических подвигах. Важно не просто знать святых отцов, но и правильно применять их слова к своей жизненной ситуации, которая всегда уникальна. Обязательно нужно "рассуждение с советом", как говорил отец Иоанн (Крестьянкин). Иначе можно таких дров наломать, что и подумать страшно.
игорь ковалев 4 октября 2019, 09:38
Сергей Н. Главное в любви не развивать естественную,плотскую,а насаждать евангельскую.Как?Делами любви по евангельским заповедям.Это и есть ,,искать и требовать от себя любви'',но какой евангельской.Дела любви нужно делать всегда,а с чувством любви в сердце они будут делаться, только,когда даст Бог,как вы и пишите,постепенно,по мере очищения сердца и приобретения смирения.Суть вопроса в том,чтобы ,,искать любви'' не как протестанты,которые отвергли покаяние и аскетику.И в грязной одежде стремятся войти на ,,брачный пир''.По поводу дел любви,добрыми будут только те,дела,которые делаются по заповеди,ради Бога.Остальные-это добро падшего естества,делая их развиваем гордость и тщеславие.
Сергей Н. 3 октября 2019, 21:15
игорь ковалев, всё на словах правильно. Помогай Вам Бог перейти от слов к делу.
игорь ковалев 3 октября 2019, 17:26
Сергей Н. Продолжаю отвечать на ваш,,простой''вопрос:Гасить в себе пристрастия плотские,от разгорячения крови.Всем ближним воздавать почтение,как образу Божьему,не смотря на внешность.Естественно надо молиться за ближних.Постепенно Господь даст духовную любовь,которая погашает любовь естественную,плотскую.Как мог написал.Прочитайте Аскетические опыты 1 часть глава,,О любви к ближнему''Игнатия Брянчанинова.Также есть у Никона Воробьева на эту тему,немного попроще.Ещё посмотрите у Игнатия Брянчанинова о добре падшего естества, очень интересный вопрос,по аналогии с естественной любовью.Если вам это интересно,конечно.
игорь ковалев 3 октября 2019, 16:47
Сергей Н. На ваш,,простой вопрос''отвечаю:начинаем с правильной любви к себе-с покаяния,приходит сокрушение духа,от которого рождаются плач и смирение.Плач связывает гнев,а смирение видит ближнего лучше себя.Не осуждать,делать добро и не мстить врагам,молиться за них.,,Как хочешь,чтобы с тобой поступали,так и ты поступай со всеми'',,Не искать своего,но пользы других''На примере с ближними-дочь предпочла сходить в кафе с бабушкой,а не со мной.Я должен не ревновать,обижаться,а порадоваться,что ей так будет лучше.Один из признаков-перестаешь ревновать,это умирает эгоистичная любовь.Близких наших предоставить Богу,они не наши- Божьи.Делать для них,что в наших силах,остальное предоставить Богу.
Сергей Н. 3 октября 2019, 12:44
Игорь, не подумайте только, что я умаляю слова святителя, но вот его другая цитата: «Не ищите и не ожидайте любви от людей; всеми силами ищите и требуйте от себя любви и сострадания к людям». Святитель Игнатий (Брянчанинов) Нельзя, на мой взгляд, сразу возлюбить всех, как это было у святых и тем паче у Спасителя. Мы еще маленькие, учимся любви, и начинаем с малого. Где-то руку подать, где-то денежкой помочь.
Сергей Н. 3 октября 2019, 11:42
игорь ковалев, что Вы всё цитатами сыплете? Мало ли кому и в какой ситуации говорил это Игнатий Брянчанинов, может он это монаху сказал, схимнику. Простой вопрос Вам - вот Вы мирянин, у Вас есть дети, родители, друзья. Как собираетесь убивать любовь к ним, как это будет происходить на деле и как будете относиться на практике к ближним? Простой вопрос, попробуйте ответить на него без цитат.
игорь ковалев 3 октября 2019, 10:38
Андрей Юрьевич ,,Чрезмерное потребление цитат, на мой взгляд, заслоняет главное.'' Слова св.Отцов не заслоняют,а показывают главное.,,...о покаянии, которое есть дверь единственная ко всему доброму. Надо добиваться иметь всегдашнее покаянное настроение, а от него рождается страх Божий и смирение, а от страха Божия и смирения возникает любовь к Богу. Последующее не может быть без предыдущих. Без покаяния и смирения все суетно и есть прелесть.''(игумен Никон Воробьев) Замечательные слова.В этом главная суть духовной жизни.И что-то доказывать ещё не вижу смысла.
игорь ковалев 3 октября 2019, 10:17
Андрей Юрьевич,,Иисус Христос призывает: "Возлюби". Да,но вначале Он призывает ,,Покайтесь'' ,,Ужасная жестокость, холодность и нелюбовь к себе – отвержение и пренебрежение покаяния. Жестокий к себе не может не быть жестоким и к ближним. Умилосердившийся к себе приятием покаяния, вместе делается милостивым и к ближним. Из этого видна вся важность ошибки: отнять у сердца столь необходимое и заповеданное ему Самим Богом, первостепенное чувство покаяния, и усиливаться раскрыть в сердце те чувствования (любовь к Богу…), которые сами собою должны явиться в нем по очищении покаянием, но совершенно в ином характере.''(св.Игнатий Брянчанинов) Начинать надо с правильной любви к себе-с покаяния.
игорь ковалев 2 октября 2019, 18:00
Сергей Н.,,Ее надо умертвить" Это прям как суровая школа йоги или даже шиваизма...Бррр. Упаси, Господи от такого.''. Это христианство!!!,,Не подумай, возлюбленнейший брат, чтоб заповедь любви к ближнему была так близка к нашему падшему сердцу: заповедь – духовна, а нашим сердцем овладели плоть и кровь; заповедь – новая, а сердце наше – ветхое. Естественная любовь наша повреждена падением; ее нужно умертвить – повелевает это Христос – и почерпнуть из Евангелия святую любовь к ближнему, любовь во Христе.''(св.Игнатий Брянчанинов)Изучайте писания св.Отцов,без этого не возможно понимание духовных вопросов и Евангелия.
Сергей Н. 1 октября 2019, 19:31
"Вы может имеете ввиду естественную любовь,которая есть у всех.Ее надо умертвить" Это прям как суровая школа йоги или даже шиваизма. Умертвить любовь к матери, жене (мужу), дочери(сыну) даже к любимым братьям нашим меньшим собакам или кошкам. Бррр. Упаси, Господи от такого.
игорь ковалев 1 октября 2019, 16:15
Сергей Н.30 сентября 2019,"Старец Паисий и я, стоящий вверх ногами" - на мой взгляд отличный фильм!'' На вкус и цвет - товарища нет. Под веселую музыку ,,старец''ходит по округе и делает чудеса.Это цирк?Снято дёшево,актеры играют плохо.По духовной жизни:притча о судьбах Божиих.Сравните с реальным ответом Бога на помыслы Антония Великого-,,Внимай себе и не подвергай исследованию судьбы Божии, потому что это – душевредно.” А пожелание послушника показать ему видение или ангела,что строго запрещено св.Отцами,чего стоит.Поэтому,если в воде есть даже немного грязи зачем мне её отцеживать и пить.Пойду пить из чистого источника.
игорь ковалев 1 октября 2019, 14:13
НН30 сентября ,,Этот фильм-"На безрыбии и рак рыба".'' Точно замечено.Лучше патерик почитать или документальный фильм о святых посмотреть Там всё правда и диссонанса не будет. Андрей Юрьевич30 сентября В духовной жизни всё взаимосвязано и идёт по порядку.По мере очищения от страстей и приобретения смирения даётся любовь.Не наоборот.Вы может имеете ввиду естественную любовь,которая есть у всех.Ее надо умертвить и приобрести евангельскую любовь,во Христе.О фильме.,,На вкус и цвет-товарища нет''Получилась сборная солянка из патериков,притч и высказываний святых.А высказывание послушника-,,Господи дай мне видение или ангела''-строго воспрещается св.Отцами.Лучше патерик почитать или док. фильм
НН 1 октября 2019, 10:14
Владимир Анатольевич:/Вместо того, чтобы искупить свой смертный грех предательства на фронте, он скрывается в монастыре. После войны таких предателей разыскивали органы госбезопасности/.- Ну так уж сразу и предателей. Так нельзя говорить! Вы на что хотите посягнуть? Если бы о.Анатолия нашли в монастыре(а сам он власти сдаваться не пошёл, понимал, что трусил и что ему бы было за его поступок)- то судили бы его по законам того времени - за убийство. Но мы-то знаем, что на самом деле - за веру в Бога. Если бы он отсидел за убийство, как положено, то не было бы такого надрывного покаяния ВСЮ жизнь. Это сильный художественный приём, особенно для ценителей неправдоподобия. И приём сработал.
Андрей Юрьевич30 сентября 2019, 23:01
Игорь Ковалев:".Кто из св.Отцов предлагает бросить покаяние и устремиться к любви?" Чрезмерное потребление цитат, на мой взгляд, заслоняет главное. Бог есть Любовь. Иисус Христос призывает: "Возлюби". Никакая аскеза не может полностью "очистить душу" от грехов. Живой человек всегда остаётся грешным и "недостойным". Но от этого Любовь Бога к нам не становится меньше. Для человека строгость аскезы не даёт никаких "гарантий" обретения Дара Божественной Любви. Жаль, что Игорю Ковалеву не понравился художественный фильм о Паисии. Мне кажется, прототип главного героя - святой Паисий Святогорец. Не по имени, по Духу Любви и икономии, которую он проповедовал. Без Любви, будет ли Покаяние?
НН30 сентября 2019, 19:36
Светлана Ф., На мои(и не только мои) очень конкретные вопросы ответить нельзя потому,что фильм с православной точки зрения очень поверхностный.Сравнение о.Анатолия с пр.Серафимом Саровским совсем не корректное. Покаяние-дар Божий,а вот раскаяние в содеенных грехах каждому христианину,живущему правильной духовной жизнью,длолжно быть знакомо. Хоть один раз в жизни. И Вы будете помнить это состояние всегда,хоть можете больше никогда до него не дотянуться. Этот фильм-"На безрыбии и рак рыба". Христианин может сравнить, как молиться он и КАК надо молиться, как молился Мамонов! Это - да! Фильм заслуживает внимания потому, что обращает внимание многих разных людей на религиозную сторону жизни.
игорь ковалев30 сентября 2019, 18:45
Светлана Ф.30 сентября,,Вы можете сказать в чем каялся прп. Серафим Саровский, стоя на камне, а остальные старцы...?'' ,,Давид, Авраам, Иов, все святые считали себя червями, землей, хуже демонов. Почему? Потому, что приблизились к Божественному Свету, в котором и увидели свою грязь и ничтожество...Все люди “удобопоползновенны” на всякий грех, а особенно на мелкие, не менее вредные, чем грубые. Усмотреть и побороть все никто не может своей силой. Только сознание своей немощи, нищеты, греховности, неоплатной задолженности пред Богом, а отсюда непрестанный плач сердечный (сердце сокрушенно, от которого делается и смиренно), который имели все угодники Божии...(игумен Никон Воробьев)
Сергей Н.30 сентября 2019, 15:39
игорь ковалев29 сентября 2019, 23:45 "Старец Паисий и я, стоящий вверх ногами" - на мой взгляд отличный фильм! Просто снят он в жанре псевдодокументалистики, она не всем идёт.
Евгения30 сентября 2019, 14:13
Мне кажется, что это лучший фильм о покаянии. Пока ничего лучшего не видела. Петр Мамонов в главной роли - просто в точку. Так прожил роль.
игорь ковалев30 сентября 2019, 13:37
НН29 сентября ,,о.Анатолий не верил,что Господь его простил,т.е не верил Богу.''С одной стороны помнить и сокрушаться о сделанных грехах надо(пример Силуан Афонский),а с другой стороны,после раскаяния и исповеди человек чувствует,что Бог его простил.Т.е.сделанные грехи сильно не мучают.Также он должен был ,,стяжать мирный дух,,,кротость,смирение, чистоту от страстей,если Бог дал ему прозорливость,чудотворения.Фильм снимали люди не воцерковленные(режиссер,сценарист),не разбирающиеся в духовной жизни.Кпк они себе представляли святого,так и сняли,поэтому не правдоподобно.
Светлана Ф.30 сентября 2019, 12:39
НН, вы подняли такой вопрос, что, мне кажется, невозможно на него ответить. Тем более, что перед нами всё же художественный фильм. Вы можете сказать в чем каялся прп. Серафим Саровский, стоя на камне, а остальные старцы, что лили слёзы о своих грехах? Тогда встаёт вопрос другой, если святые так каялись, то что с нами, т.е. со мной, например. Знаю ли я что такое покаяние? И вот тут становится не до вопросов к другим.
Владимир Анатольевич30 сентября 2019, 12:23
Ответ НН 29 сентября 2019, 20:40. По сценарию герой фильма не исповедывался и не причащался. Я не понимаю восторгов по поводу этого фильма. Во время войны матрос расстреливает своего командира. Вместо того, чтобы искупить свой смертный грех предательства на фронте, он скрывается в монастыре. После войны таких предателей разыскивали органы госбезопасности.
ольга30 сентября 2019, 04:56
Мой самый любимый фильм.Много раз его смотрела Теперь часто смотрю видио где рассказывает актер Павел Лунгин.Слава Богу за ВСЕ!!!
игорь ковалев29 сентября 2019, 23:45
Андрей Юрьевич,,..главное в духовной жизни - любовь. А грехи подождут.'' «Любовь есть соуз»(совокупность)«совершенства» (Кол. 3, 14). Должно достигнуть совершенства во всех добродетелях, чтобы вступить в совершенство всех совершенств, в слияние их, в любовь.''(св.Игнатий Брянчанинов),,Нет способа возбудиться в душе божественной любви,... если душа не победила страстей.''(св.Исаак Сирин) Без покаяния,смирения,плача о грехах не возможно очиститься от страстей и соответственно приобрести любовь.Невозможно детям появится раньше родителей. Другого пути нет. А фильм,который советуете-художественный,т.е.вымысел,т.е.ложь.А кто отец лжи?Да и снят отвратительно,в отличии от ,,Острова''
Виталий29 сентября 2019, 21:58
Потрясающий фильм. Как в любом шедевре здесь каждый находит что-то своё. При этом не теряется высочайшая общая духовность фильма.
НН29 сентября 2019, 20:40
Дорогие братья и сестры,ответьте мне,пожалуйста,на вопросы: 1.Исповедовался ли о.Анатолий в грехе убийства(как он думал) священнику на исповеди? 2.Причащался ли он Святых Христовых Таин? Мне не понятно. 3. Вводил ли он в соблазн насельникоов монастыря и так ли уж был не прав о.Иов? Если исповедовался и священник читал над ним разрешительную молитву и допускал до Причастия-то тогда о.Анатолий не верил,что Господь его простил,т.е не верил Богу. А если не исповедовался и не причащался-то он не жил полной христианской жизнью. Но монаху в монастыре так нельзя. На мой взгляд,неправоподобно,но художественно сильно. Уголь лично мне не интересен. А природа-да,жаль,что в Кеми декорации разрушились.
Евгений29 сентября 2019, 15:40
ЮЛИЯ писала...Дело в том, что в фильме у отца Анатолия дары Духа Святого: прозорливость, дар пророчества и дар изгнания бесов. Для того, чтобы сберечь душу от самомнения и не впасть в гордость помогают такие грязные и тяжёлые физические работы, как уборка навоза, работа с углём, чистка канализации. Всё это очень смиряет душу человека. И, мне кажется, отец Анатолий понимал, что эта грязная и тяжёлая работа ему ОЧЕНЬ НУЖНА. Поэтому сопротивлялся указаниям настоятеля монастыря........Так же и мне кажется, что это точно подмечено вами!Не задумывался даже об этом,что именно в этой работе его, может скрываться важная духовная мысль.
игорь ковалев29 сентября 2019, 13:50
Андрей Юрьевич28 сентября ,,Остаюсь на стороне тех святых отцов, у которых главное в духовной жизни - любовь. А грехи подождут.'' ,,...любовь, которая есть совокупность совершенства.''(Апостол Павел),,Ввержением во тьму кромешную означается ниспадение ума и сердца в заблуждение и самообольщение...приходит в это состояние принявший ложное направление, устремившийся прямо из состояния греховности, и еще в этом состоянии, к любви, которая совершает соединение человека с Богом, но человека, уже предочищенного покаянием.(св.Игнатий Брянчанинов) Любовь-дар Божий,который даётся чистым сердцем и смиренным с Благодатью.Кто из св.Отцов предлагает бросить покаяние и устремиться к любви?Это прелесть
Петр29 сентября 2019, 01:37
Не монастырь - проходной двор какой-то, люди к нему едут... Все прошли через или по углю, через котельную. Только две женщины ... Просящая благословения на аборт и дочь Тихона не прикасались к углю, даже не стояли на нем
игорь ковалев28 сентября 2019, 20:01
Андрей Юрьевич26 сентября 2019,,,Почему мы примериваем на себя только монастырскую аскезу? Монашество бывает и радостным.'' ,,Однако если человек не понимает аскетической жизни Отцов, не интересуется ею, то это означает, что он мертв и вообще ничего не понимает в духовной жизни,.''(игумен Никон Воробьев) Св. Отцы о духовной радости:,,Как мирская радость бывает смешана с печалью, так от слез по Боге вырастает постоянная и неувядающая радость.(Иоанн Златоуст)«В слезах таинственно живет утешение, и в плаче – радость.''(Игнатий Брянчанинов) ,,Размышляя о свойстве умиления, изумляюсь тому, каким образом плач и так называемая печаль заключают в себе радость и веселие,''(Иоанн Лествичник)
Андрей Юрьевич28 сентября 2019, 19:28
Игорь Ковалев: "главное в духовной жизни-считать себя ,,великим грешником''...это надо понимать и чувствовать на себе". Если кому-то надо, то конечно, кто же запретит? У каждого свой Ангел-хранитель. Остаюсь на стороне тех святых отцов, у которых главное в духовной жизни - любовь. А грехи подождут. Без любви с ними все равно не справиться. Фильм " Старец Паисий и я, стоящий вверх ногами" как раз об этом.
Наталья28 сентября 2019, 18:56
Спасибо за напоминание об этом замечательном фильме.Еще раз пересмотрела. Можно поставить его в один ряд с таким фильмом ,как "Андрей Рублев". Напоминание о Боге, о смерти, о молитве, о труде... Спасайтесь братья!.. Время близко.
Виктор28 сентября 2019, 15:04
Фильме не только о покаянии. Фильм о Промысле Божием. Взорванная врагом баржа стала источником тепла для монастыря, а монастырь - и конкретно, о. Анатолий, работающий в котельной, - источником тепла для мира, представители которого едут в этот остров благодати среди моря безбожия. Отец Анатолий, конечно, не самовольно работает на котельной, его туда определил настоятель, видимо, предшествующий, знающий грех о. Анатолия.
р.Б.Виктор28 сентября 2019, 13:53
Фильм создавался, я думаю, по промыслу Божию. Видел интервью с П.Лунгиным вскоре после выхода картины, разговаривал с отцом одного из участников съемочной группы - то, как фильм снимался, само по себе чудо.И по срокам, и по сценарию. А какая тонкая грань, какая сбалансированность для разных людей! Чего стоит сцена с одержимой дочкой Тихона?! Моя жена с ними не сталкивалась, слава Богу(!), так она сказала - немного переигрывает артистка, а я смотрел и думал: красиво, но чуть-чуть легковесно, в жизни гораздо страшнее... А с баржой с углем, которую Анатолий разгрузил-таки к финалу - это вообще потрясающе!
игорь ковалев28 сентября 2019, 13:22
Андрей Юрьевич26 сентября 2019,,,Актуален ли духовный опыт великого грешника для никогда никого не убивавших мирян? Не думаю.'' Это главное в духовной жизни-считать себя ,,великим грешником'',а других оправдывать.,,Велико будет то, когда ты сочтёшь себя хуже всей твари".(Сисой Великий) ,,Самая истина смирения считать себя хуже всякой твари. Если будешь считать себя человеком грешнейшим и последнейшим,будешь иметь покой.''(Варсонофий Великий) Да и кто может сказать,что он выше и твёрже в вере,чем царь Давид,который совершил прелюбодеяние и убийство.Или апостола Петра,который отрекся от Христа.Велико падение человечества.Надо это понимать и чувствовать на себе.
Алексей28 сентября 2019, 12:31
В кино можно и нужно проповедовать, вот кусочек из "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви" и в ней есть место кино...а мы все грешные Культурные традиции помогают сохранению и умножению духовного наследия в стремительно меняющемся мире. Это относится к разным видам творчества: литературе, изобразительному искусству, музыке, архитектуре, театру, кино. Для проповеди о Христе пригодны любые творческие стили, если намерение художника является искренне благочестивым и если он хранит верность Господу.
Татьяна Колесникова28 сентября 2019, 07:34
Очень понравился фильм . Так глубоко показана суть человеческая . Но уголь ... Что-то я не додумала,не увидела . Срочно надо пересмотреть. Спасибо .
Дмитрий28 сентября 2019, 00:38
Главный герой фильма 34 года день за днём, с помощью тачки перевозит уголь из затопленной немцами в годы войны баржи, для монастырский котельной. Это, одна из главных метафор фильма-шедевра. Отец Анатолий умирает, когда запасы угля на барже закончились, искупление совершилось. "Нет такого греха, которого бы Бог не мог простить" - цитата из фильма.
игорь ковалев27 сентября 2019, 16:11
Андрей Юрьевич,,,Актуален ли духовный опыт великого грешника для никогда никого не убивавших мирян? Не думаю.'' .Святые Отцы чистым умом,исполненные Благодати, всё за нас продумали.Нужно только исполнять заповеди Евангелия и советы св.Отцов.А они говорят:,,Велико считать себя хуже всякой твари'', ,,Рукою смирения отвергай приходящую радость'',,Если в подвижнике нет искреннего сердечного чувства греховности и сокрушен ного сердца, то такой подвижник обязательно находится впрелести',Кто не сознает себя грешным, тот сбился с правого пути, удалился в болото тщеславия и прелести.'' И как раз от сердечного плача появляются умиление и кротость,с которыми приходит и духовная радость.
игорь ковалев27 сентября 2019, 11:16
Зачем теме угля придавать какое-то значение?Суть ведь в том,что эта работа тяжёлая,грязная,что помогает смирению и уединённая,что благоприятно для молитвы.С таким же успехом можно и в коровнике навоз убирать и т.д. А вообще в просмотре художественных фильмов для души в основном вред.Актеры играют-лгут,лицемерят,передают страсти,а мы это впитываеи.В данном фильме страстный,гордый человек играет смиренного,очистившегося от страстей,святого.А кто у нас отец лжи?
Андрей27 сентября 2019, 10:17
А еще цвет судна, на котором прибыл на остров Тихон с дочерью, -- красный, как символ омывающей всякий грех человеческий Крови Иисуса Христа, как прощение "убийцы". Еще подумалось при одном из просмотров: вот где-то должен был погибнуть подводник, чтобы через исцеление души его жены обрел мир с самим собой неизвестный ему монах. Неисповедимы пути Господни. Но всё, что Он делает, делает исключительно ради нашего блага. Слава Ему за всё!
Петр27 сентября 2019, 04:48
Все, уголь, баржа, плеск волны и весла, слово персонажа, снежинка , все в том числе мельчайшие подробности в фильме несут глубинный смысл. Чай, кашель, А САХАР!!! МОЛИТВЫ!!! Какую силу в себе несет первый Псалом. Радости в достатке, а СВЕТЛОГО много не бывает.Смотрите все еще и еще и я пересмотрю еще не раз. Веры, Надежды, Любви.
Анна26 сентября 2019, 22:33
Кочегаром главный герой оставался, потому что себя все время корил
Юлия26 сентября 2019, 21:51
Михаил писал: "Разве в монастыре считается добродетелью самоволие? И как понимать слова святых отцов о том, что послушание выше молитвы?" Дело в том, что в фильме у отца Анатолия дары Духа Святого: прозорливость, дар пророчества и дар изгнания бесов. Для того, чтобы сберечь душу от самомнения и не впасть в гордость помогают такие грязные и тяжёлые физические работы, как уборка навоза, работа с углём, чистка канализации. Всё это очень смиряет душу человека. И, мне кажется, отец Анатолий понимал, что эта грязная и тяжёлая работа ему ОЧЕНЬ НУЖНА. Поэтому сопротивлялся указаниям настоятеля монастыря.
НН26 сентября 2019, 20:49
Михаил, Вы правы. Но не надо так строго. Конечно, для монахов и не неофитов там очень много вопросов, но всё же это не "производственно-документальный" фильм, а художественный. Моя одноклассница пошла в мединститут после просмотра фильма про врачей, где делают сложную операцию на сердце. Её тётя-врач говорила, что там столько неправдоподобия, что пациент раз 5 умер бы на операционном столе. Не все профессионалы могут спокойно смотреть фильмы, где есть сцены как-бы продфеятельности - так много там "погрешностей". Но художественная сила такова, что чем-то "цепляет". Как мою одноклассницу. И если после просмотра фильма хоть несколько человек осознанно придут в какой-то ВУЗ или храм- это хорошо.
Алексей26 сентября 2019, 19:27
Здравствуйте! Лежал в больнице с тяжелым отравлением алкоголем (побывал на том свете), когда выписался и сам смог доходить до остановки, поехал в Богоявленский собор г. Томска, походил на огласительные беседы и принял Святое Крещение и где то в это же время первый раз посмотрел фильм "Остров". Сказать что конкретно мне нравится в этом фильме я затрудняюсь, все! Через этот фильм в том числе Господь наставил меня на путь, где есть Он и Он есть путь, истина и жизнь. Слава Богу за все! Спаси Господи всех, кто работал над этим светлым фильмом!
Анатолий26 сентября 2019, 16:54
"Остров" это фильм-молитва за наши грехи, чистилище наших душ.
Константин26 сентября 2019, 15:11
Заметьте, как мало снимается фильмов на духовные темы. А ведь никто не мешает режиссёрам со средствами изобразить жизни святых. Странно это. Ведь здесь кладезь тем и историй.
Михаил26 сентября 2019, 15:07
Неоднократно просматривал фильм, берёт за душу. Фильм, действительно, замечательны. Вот только смущают высказывание автора статьи: «...предлагает герою уйти из котельной, в которую уже назначен послушник. И что же? Отец Анатолий протестует, просит, уговаривает оставить его на этом послушании – и остается. Ему надо быть здесь, надо! Он понимает свою работу именно на этом месте и не отступится от нее до своей кончины». Разве в монастыре считается добродетелью самоволие? И как понимать слова святых отцов о том, что послушание выше молитвы?
Евгения26 сентября 2019, 13:49
Петр, спасибо Вам за ценное замечание о барже угля! Вспомнила, где прячется Анатолий: в угольной горе! Можно сказать, что с этого и начинается развитие темы угля. Благодарю еще раз!
Алина26 сентября 2019, 12:55
"Только не думайте, что в фильме нет света". Да кто ж такое мог подумать?! Фильм весь из света и состоит. Покаяние - это свет! Самый любимый фильм...
Андрей Юрьевич26 сентября 2019, 12:41
Великий фильм! Спасибо, что напомнили. Вот только хотелось бы уточнить метафору про уголь. Стоит ли переносить тему "средства выжигания, обличения дурного" на души всех христиан? Главный герой "Острова" всю жизнь каялся в убийстве и предательстве. Хоть и совершил он смертные грехи, как выяснится, только в своих мыслях, но до последнего вздоха считал себя презренным замаранным углем. Актуален ли духовный опыт великого грешника для никогда никого не убивавших мирян? Не думаю. Почему мы примериваем на себя только монастырскую аскезу? Монашество бывает и радостным. Посмотрите фильм " Старец Паисий и я, стоящий вверх ногами"
Астафьев Андрей26 сентября 2019, 12:13
Интересная трактовка мизансцены фильма. Стоит еще добавить, с чего начинается фильм, и с чего начинается главный грех отца Анатолия - он и Тихон пытаются схорониться от гитлеровцев в куче угля. И именно эта куча становится для каждого из них точкой отсчета дальнейшей жизни. Для одного - военный подвиг, для другого - подвиг подвижника Божьего.
Петр26 сентября 2019, 11:22
Спаси Господи. Первый просмотр фильма ПЕРЕВЕРНУЛ мое сознание. Фильм пересмотрен , ну раз 200, более. Каждый просмотр открывает новые грани и тому кто только пришел к вере и опытному, и тем кто не верит. Уголь, уголь. Уголь с баржи на которой все случилось и баржи остатки, и угля на улице осталось совсем мало. Низкий поклон всем кто создал этот фильм.
Наталия26 сентября 2019, 11:11
Очень часто пересматриваю фильм,уже много лет.Замечательный!Нахожу в нем успокоение.Спасибо создателям и актерам фильма.
Марина, Киев26 сентября 2019, 11:10
Как раз недавно пересмотрела. Кладезь, а не фильм. Низкий поклон всем, кто был причастен к его созданию. Божие дело сотворили. Иноверцы отзывы пишут восхищенные чистотой фильма, трогающую душу. Спасибо за чудесную статью!
Маргарита26 сентября 2019, 01:18
Раз пять или больше я смотрела этот фильм- один из любимых. И каждый раз новое находила для себя. Это шедевр кинематографа, это тот фильм, который даёт современному человеку, занятому всем чем угодно, но не своей душой, шанс остановиться и посмотреть на себя, на свои грехи и задуматься. Очень люблю этот фильм. Ещё фильмы режиссёра Н.Достоля тоже люблю. Мало, мало такого кино, умного кино, дающего человеку задуматься, оглянуться, остановиться и вспомнить о Боге. Спасибо Павлу Лунгину за его творчество.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×