Концепция первая: «Сам с усам»
Концепция вторая: «Развивалки»
А что, если попробовать приобщить ребенка к какому-нибудь большому делу, поручив ему настоящее задание, как у взрослых? Не век же ему быть занятым игрушками да «развивалками» – имитировать взрослую деятельность по-дилетантски.
Когда скромный учитель музыки, сын владельца фабрики по производству скрипок Шиничи Сузуки после Второй мировой войны взялся заниматься с маленькими детьми и начал изготавливать для них миниатюрные, словно бы сказочные, скрипочки, никто не предполагал, что это окажется не просто чудачеством или забавным номером из репертуара парка развлечений. Таково было начало широчайшего движения в педагогике в масштабах целого мира.
Десятилетие спустя обучение классическому исполнительству с младенчества являлось уже своего рода визитной карточкой Страны восходящего солнца. В 1955 году на праздничном концерте в Токио громадный ансамбль из учеников Сузуки в составе 1200 музыкантов в возрасте до пяти лет исполнил на маленьких скрипках серьезную композицию. Это стало подтверждением, что воспитание музыкой универсально подходит для многих детей. Музыкально-педагогическая технология впервые оказалась поставлена на поток.
Масару Ибука, последователь Ш. Сузуки, потом написал книгу «После трех уже поздно», которую знают по всему миру и считают одним из значительных педагогических сочинений второй половины ХХ века.
Согласитесь, совсем другое дело, когда ребенка растят как маленького профи. В системе Сузуки воспитание рассматривалось в контексте становления человека культуры, классической музыкальной традиции. Но это может быть не только музыка, подойдет и другая стезя, на которой, ориентируясь на лучшие образцы, ребенка поэтапно, в соответствии с возрастными возможностями учат достигать определенного и профессионально оцениваемого результата.
Умение малышей осваивать взрослые навыки Сузуки объяснял присущим им подражательным инстинктом. К примеру, мы видим в цирке номер семьи акробатов, где вместе с родителями и старшими детьми выступают десятилетние, семилетние, а в некоторых случаях даже пятилетки. Как этого удалось достичь? Ребенок рос в цирке, наблюдал отца и мать, старших братьев и сестер в процессе оттачивания программы и на выступлениях. Это был его мир, его жизнь, и ему естественным образом захотелось подражать своим близким. Приобщение к цирковому искусству совершалось на очень глубоком уровне, и это предопределило успех и выбор на последующую жизнь.
Династийность в различных областях возникает благодаря этому. В детстве Майя Плисецкая росла рядом с подмостками Большого театра, и Сергей Капица проникся интересом к науке, сидя на коленях у отца – знаменитого физика Петра Капицы. Род Бахов дал миру более 50 известных музыкантов и композиторов. В XIX веке в семьях философов, людей науки, инженеров и общественных деятелей было принято воспитывать детей по методу Витте; знаменитый Песталоцци просил Карла Витте написать педагогический дневник и заметки о раннем развитии, начиная с пяти лет. Прославленный тренер по фигурному катанию Татьяна Тарасова с ранних лет помнит обстановку ледового стадиона, где сборную СССР – чемпионов мира, Европы и Олимпийских игр – тренировал ее отец Анатолий Тарасов. Заниматься хоккеем по понятным причинам девочка не могла, зато стала фигуристкой. Она добивалась замечательных успехов, но травма в возрасте 19 лет оборвала ее карьеру спортсменки. После этого неиссякаемая энергия ее направилась в русло тренерского дела.
Немалую роль в развитии детей играет фактор благоприятного социального и профессионального окружения. Ирен Жолио-Кюри подробно описывает, как ее отец Пьер получал домашнее образование и воспитание, которым занимался дед Эжен Кюри. Сама же она обучалась в импровизированном классе, который ее мать, Мария Кюри, устроила со своими друзьями для десятка их детей. Физику в нем преподавала Мария Кюри, химию – Жан Перрен, естествознание – Г. Мутон, математику – Поль Ланжевен, мадам Перрен учила французскому и истории, мадам Шавани, жена профессора из Коллеж де Франс, – английскому и немецкому, скульптор Магру – рисованию и лепке.
В музыкально-педагогической практике японцев Шиничи Сузуки, Масару Ибука и др. поражало то, что дети ими брались из самых обычных семей. От родителей требовалась только решимость следовать по пути, который указывал наставник. Интерес учителя к ребенку был неподдельным, а пример его действовал зажигательно. Для маленьких учеников уроки музыки становились событием всей их жизни.
Масару Ибука подчеркивал: воспитанник – дитя окружения, и центральную роль в развитии способностей играет среда
При этом Масару Ибука постоянно напоминал о том, что воспитанник – это дитя окружения и центральную роль в развитии способностей маленького человека играет среда. Семья ученика в соответствии с этим перестраивала свою жизнь. Большое значение придавалось погружению в музыкальную тематику, постоянному слушанию музыки, вовлеченности родителей, бабушек и дедушек, налаживанию связей в семье через приглашение ребенка к взрослым делам и работе по дому. Поощрялось общение с другими детьми-музыкантами, что поддерживало и углубляло интерес к исполнительству. Наоборот, ограничивался объем посторонних впечатлений, просмотр телевидения и контакт с теми, кто не был связан с обучением и выражал иные взгляды.
Руководствуясь этими принципами, за 30 лет педагогической работы Шиничи Сузуки обучил понимать, любить и исполнять классическую музыку более 200 тысяч детей! Лишь 5% из них (что, впрочем, немало) стали впоследствии профессиональными музыкантами, для прочих знакомство с музыкой было фактором общего развития, помогло стать лучше, добрее, воспитать характер и раскрыть способности.
Сузуки считал музыку уникальным педагогическим средством, которое идеально подходит для целей формирования личности. Классическое исполнительство учит восприимчивости, дисциплине, настойчивости. Результат в нем достигается путем многократного повторения. Все вместе – ученик, родители, родственники, педагог – подчинялись некоторым разумным условиям. Вместе с тем подобный подход имеет мало общего с авторитарным воспитанием. Не похож он и на бихевиоризм, который рассчитывает лепить человека системой положительных и отрицательных подкреплений, кнута и пряника. Отношение к детям в системе Сузуки оставалось весьма уважительным. Сузуки настаивал, чтобы родители были бережны и избегали не только насилия, но даже и резких замечаний. По его мнению, лучше было промолчать, нежели критиковать. Если ребенок не справлялся, ему говорили: «Можно сделать это лучше. Попробуй еще раз».
Если ребенок не справлялся, его не критиковали, говорили: «Можно сделать это лучше. Попробуй еще раз»
Целью педагогики «маленьких профи» не является также установление возрастных рекордов и механическое, бездумное заучивание. Взрослый делится с воспитанниками тем, чем обладает сам и что составляет предмет его воодушевления. Он стремится сделать детство более содержательным и – как следствие – более счастливым.
Сузуки считал, что нет смысла много рассуждать об одаренности детей и уповать на нее. «Характер первичен, способности вторичны», – гласило правило Сузуки. Талантливый, но избалованный либо бессистемно воспитываемый ребенок отстает и растрачивает золото врожденных способностей, тогда как усердный середнячок, будучи правильно, на систематической основе поддержан старшими, собирает свой дар по крупицам.
Главнейшей задачей было воспитание в ученике «благородного сердца» – высоких моральных качеств
Во всём этом прослеживаются черты и личностно-ориентированной, и развивающей педагогики. В то же самое время не упускаются ценности и этика. Главнейшей задачей, по Сузуки, было воспитание в ученике «благородного сердца» – высоких моральных качеств. На месте музыки, как мы уже упоминали, способны находиться другие занятия: от балета и спорта до науки и техники.
Благодаря этому педагогике удается обрести свой широкий горизонт, стать более возвышенной. Вместе с тем профессиональные критерии уберегают от отвлеченного мечтательства и делают занятия более конкретными и выверенными. На место детоцентризма встает делоцентризм. Когда юный скрипач исполняет произведение Вивальди или Бетховена, мы замираем, так как движение его пальцев и вселенская гармония, настоящее и прошлое соединяются вместе. Когда юный борец или шахматист побеждает на своем первом соревновании, они переживают это как момент приобщения к миру большого спорта и к его истории, полной замечательных страниц. Концепция «маленьких профи» прекрасно подходит семьям верующих православных, поскольку включает в себя нравственный компонент и учит ценить красоту и гармонию Божиего мира. Родитель в ней получает ключ к построению всего семейного воспитания.
(Окончание следует.)