Все сейчас обсуждают проект закона о профилактике семейно-бытового насилия, рассуждают о том, принимать его или не принимать, а если принимать, то в каком виде.
И в этой связи хочется поговорить об исключительной и, кажется, еще не до конца осознанной нами важности духовно-нравственного воспитания, причем в государственном масштабе. Почему именно о государстве идет речь? Потому что государство несет ответственность за общий духовно-нравственный строй жизни народа и во многом участвует в его формировании всей мощью своей законодательно-исполнительной власти. И если при попустительстве государства в обществе широко пропагандируется «свобода от праведности», умаляется любовь, сеется смута, уничтожается способность ясно осознавать, что именно есть добро, а что есть зло, если происходят дегенеративные изменения в массовом сознании, то никакие «профильные» законы не помогут нам водворить добрый порядок, мир и согласие – ни в стране, ни в семейной жизни, ни в душе отдельного человека.
При отсутствии всесторонней государственной политики сдерживания греха и (не побоюсь этого слова) насаждения, развития культуры «возделывания сердца» в обществе неизменно будет побеждать «массовая» одержимость страстями. И тогда «улучшение» законодательной базы будет создавать только видимость серьезной работы – на потеху бесам, в руках которых мы будем выступать лишь жалкими игрушками.
Как это и происходит отчасти уже сейчас. Когда перестаем понимать, что не признаком благоразумия, а торжеством абсурда выглядят рамки металлоискателей на школьных проходных… не плодотворной полемикой, а балаганной потехой звучат разноголосые вопли «правдоискателей» в бесконечных ток-шоу… когда точно в насмешку добрые и нравственные фильмы прерываются самой бесстыдной и хищной рекламой… когда лучшее время на телеканалах отдано растлителям умов только потому, что они приносят наибольшую прибыль… когда мы перестаем понимать и осознавать, что давно живем в чуждом, навязанном нам формате и внутри него пытаемся что-то доброе, как нам кажется, созидать и строить. Но это бесполезно, как бесполезно полоскать белье в оскверненной зловонными стоками реке.
Всё сказанное имеет прямое отношение и к теме семейно-бытового насилия. Новый закон не решит проблему по существу, а только запутает ситуацию еще больше, создаст новые риски и поводы для лукавого и хищного самоуправства мироправителей «тьмы века сего». Тем более что закон говорит о профилактике, то есть о предупреждении. А для этого надо разобраться в причинах такого сложного явления, как бытовое насилие.
Причина бытового насилия проста: крайнее развитие страстей в людях. И законами это не искореняется
А основная причина проста – крайнее развитие страстей в людях. В данном случае страсти гнева и ярости, часто в сочетании со страстями пьянства и наркомании, лености, сластолюбия (когда человек ищет легкой и сытой жизни, а если это не складывается – озлобляется). Но в любом случае не бывает домашнего, семейного насилия без проявления названных нами страстей. И если говорить о действенной профилактике домашнего насилия да и о борьбе с этим горьким явлением, то полезно нам обратиться к сокровищнице святоотеческой мудрости. А именно к учению о страстях человеческих и о борьбе с ними. Вся сила педагогического искусства в государственном масштабе должна быть у нас направлена на то, чтобы привить ребенку ясное понимание: всё по-настоящему доброе приобретается с усилием и трудом. Какая простая мысль! – но мы перестали уже замечать, что эту мысль из нашего народного самосознания почти вытравили. Мы должны с детства объяснять человеку, что он не избежит в своей жизни влияния греха и обязательно тот или иной грех будет пытаться влиять на него с особенной силой, потому что через грех действуют на человека разрушительные, бесовские силы. Действуют в соответствии с природным устроением, наследственностью и наклонностями каждого. И если человек уже с малолетства осознаёт неизбежность этих влияний, осознаёт неизбежность борьбы и мужественно вступает в эту борьбу, то можно с уверенностью сказать, что, с помощью Божией, вероятность сдерживания страстей по мере взросления человека возрастает многократно. Трудно переоценить пользу от приобретения подобных знаний и навыков в масштабах всего Отечества! Потому что нормальная, здоровая культура семейных отношений зиждется на умении сдерживать свои страсти ради общего блага.
Начинаешь говорить о духовном воспитании – и тут же поднимается крик об угрозе клерикализма!
Беда в том, что у нас всё еще зачастую относятся к этому учению – о страстях и о борьбе с ними – как к проявлению средневекового мракобесия, а когда заходит речь о необходимости духовного осмысления основ нравственности – поднимается крик об угрозе клерикализма. Зато когда происходят очередные чудовищные и необъяснимые с точки зрения здравого смысла и логики преступления – радетели «здравого смысла» только пожимают недоуменно плечами и предлагают принимать новые законы и усиливать репрессивные меры, не понимая, что все эти действия не касаются самой сути проблемы и не решают ее.
Как священник и человек, общающийся с людьми разного возраста и разного социального положения, могу сказать, что проблема домашнего насилия присутствует издавна, но особенно она обострилась в последние десятилетия. Горько и тяжело слышать истории о том, как годами мужики, вечно пьяные, разнузданные, не знающие над собой ни власти, ни силы, творят бесчинства в семьях, унижая женщин и сея в душах детей семена страха, которые потом прорастают и приносят свои плоды. Всё это есть, увы. Но, при размышлении о путях преодоления этой беды думается, что главная проблема – это наша духовная, нравственная разобщенность, когда нет того самого «единства духа в союзе мира» (Еф. 4: 3), о котором говорит апостол, когда рядом с нами могут твориться страшные вещи, а мы живем как бы отдельно, в собственном замкнутом мире.
Думается, у человека, который испытывает проблемы в отношениях с близкими, в первую очередь должна быть возможность поделиться своей проблемой, выговориться, причем быть уверенным, что, во-первых, о его проблеме не узнают посторонние и, во-вторых, что он встретит в лице слушающего человека не только сострадающего и доброго, но и способного помочь дельным советом друга. Вот такие «кризисные центры» нужны несомненно, и Православная Церковь, конечно, могла бы внести в их создание свою лепту. Но вот на что хочется обратить внимание в этой связи. Православная Церковь по факту – это не группа «церковников», а все крещенные в Православии люди. А таковых у нас в стране, по разным оценкам, около 80% всего населения. А если это так, то задача людей, скажем так, церковных в первую очередь заключается в том, чтобы всех этих людей вовлекать в благотворительную, созидательную, а по факту – именно христианскую, православную общинную жизнь. И в этом смысле главной – или по крайней мере важнейшей – проблемой является возрождение общинной жизни в самом широком смысле этого слова.
Чтобы семья существовала не «сама по себе», в некоей глухой самоизоляции, как это часто случается в наше время, а органично была включена в общинную жизнь и община в известной степени регулировала отношения внутри семьи. Это важно, то есть именно то, чтобы не посторонние какие-то люди по казенной разнарядке приходили извне и вторгались в жизнь семьи, пусть даже с «благими намерениями», а именно община помогала решать те или иные проблемы.
Необходимо возрождение общинной жизни – чтобы семья не существовала «сама по себе», в изоляции
Не знаю, как возможно в наше время организовать такую общинную жизнь, но сама такая организация видится традиционной и разумной формой регулирования внутрисемейных отношений. В прошлом мы находим примеры подобного регулирования даже и в советской «коллективной» действительности, а ранее – в казацких станицах, да и в сельских общинах, где существовал так называемый сход, то есть совет наиболее уважаемых представителей общины, разрешавших те или иные текущие проблемы, в том числе и вопросы бытового насилия.
Но если мы говорим о необходимости духовного, нравственного преображения общества, то для этого мало одних частных усилий «снизу», равно как и законов, принимаемых «сверху», но внутри парадигмы растления. Для этого важно принятие на государственном уровне действенных мер по сдерживанию потоков глупости, грязи, корысти и ненависти – льющихся в души людей. Да, такая политика противоречит интересам либеральной идеологии, но зато она соответствует интересам выживания нации. А вопрос стоит именно так! И можно с уверенностью сказать, что если мы и дальше будем продолжать строить свою жизнь по лекалам «свободной жизни», то в ближайшие десятилетия окончательно и безвозвратно утратим свою духовную, нравственную и культурную самобытность и идентичность. Важно переосмысление на государственном уровне самой стратегии развития общества. Важно приложение действительно духовных, нравственных усилий, с тем чтобы мы – каждый в отдельности и все вместе как народ – по заповедям Христа учились быть человечнее, внимательнее друг ко другу. И воспитанию во всех отношениях здесь должна быть отведена не вспомогательная, а первостепенная роль.
Может быть, тогда, преодолевая вековую и привычную нашу инертность и косность, мы действительно начнем меняться. И простые люди начнут солидаризироваться, объединяться, создавать общественные организации, с тем чтобы «на местах» вникать в проблемы жизни людей, помогать им решать эти проблемы вдумчиво, внимательно, всесторонне, осмотрительно и с любовью. И законы должны быть только подспорьем в этой деятельности, они должны приниматься при непосредственном участии людей, занятых в сфере народной взаимопомощи, параллельно и совместно с развитием этой деятельности, исходя из ее интересов.