Всем миром

Все сейчас обсуждают проект закона о профилактике семейно-бытового насилия, рассуждают о том, принимать его или не принимать, а если принимать, то в каком виде.

И в этой связи хочется поговорить об исключительной и, кажется, еще не до конца осознанной нами важности духовно-нравственного воспитания, причем в государственном масштабе. Почему именно о государстве идет речь? Потому что государство несет ответственность за общий духовно-нравственный строй жизни народа и во многом участвует в его формировании всей мощью своей законодательно-исполнительной власти. И если при попустительстве государства в обществе широко пропагандируется «свобода от праведности», умаляется любовь, сеется смута, уничтожается способность ясно осознавать, что именно есть добро, а что есть зло, если происходят дегенеративные изменения в массовом сознании, то никакие «профильные» законы не помогут нам водворить добрый порядок, мир и согласие – ни в стране, ни в семейной жизни, ни в душе отдельного человека.

При отсутствии всесторонней государственной политики сдерживания греха и (не побоюсь этого слова) насаждения, развития культуры «возделывания сердца» в обществе неизменно будет побеждать «массовая» одержимость страстями. И тогда «улучшение» законодательной базы будет создавать только видимость серьезной работы – на потеху бесам, в руках которых мы будем выступать лишь жалкими игрушками.

Как это и происходит отчасти уже сейчас. Когда перестаем понимать, что не признаком благоразумия, а торжеством абсурда выглядят рамки металлоискателей на школьных проходных… не плодотворной полемикой, а балаганной потехой звучат разноголосые вопли «правдоискателей» в бесконечных ток-шоу… когда точно в насмешку добрые и нравственные фильмы прерываются самой бесстыдной и хищной рекламой… когда лучшее время на телеканалах отдано растлителям умов только потому, что они приносят наибольшую прибыль… когда мы перестаем понимать и осознавать, что давно живем в чуждом, навязанном нам формате и внутри него пытаемся что-то доброе, как нам кажется, созидать и строить. Но это бесполезно, как бесполезно полоскать белье в оскверненной зловонными стоками реке.

Всё сказанное имеет прямое отношение и к теме семейно-бытового насилия. Новый закон не решит проблему по существу, а только запутает ситуацию еще больше, создаст новые риски и поводы для лукавого и хищного самоуправства мироправителей «тьмы века сего». Тем более что закон говорит о профилактике, то есть о предупреждении. А для этого надо разобраться в причинах такого сложного явления, как бытовое насилие.

Причина бытового насилия проста: крайнее развитие страстей в людях. И законами это не искореняется

А основная причина проста – крайнее развитие страстей в людях. В данном случае страсти гнева и ярости, часто в сочетании со страстями пьянства и наркомании, лености, сластолюбия (когда человек ищет легкой и сытой жизни, а если это не складывается – озлобляется). Но в любом случае не бывает домашнего, семейного насилия без проявления названных нами страстей. И если говорить о действенной профилактике домашнего насилия да и о борьбе с этим горьким явлением, то полезно нам обратиться к сокровищнице святоотеческой мудрости. А именно к учению о страстях человеческих и о борьбе с ними. Вся сила педагогического искусства в государственном масштабе должна быть у нас направлена на то, чтобы привить ребенку ясное понимание: всё по-настоящему доброе приобретается с усилием и трудом. Какая простая мысль! – но мы перестали уже замечать, что эту мысль из нашего народного самосознания почти вытравили. Мы должны с детства объяснять человеку, что он не избежит в своей жизни влияния греха и обязательно тот или иной грех будет пытаться влиять на него с особенной силой, потому что через грех действуют на человека разрушительные, бесовские силы. Действуют в соответствии с природным устроением, наследственностью и наклонностями каждого. И если человек уже с малолетства осознаёт неизбежность этих влияний, осознаёт неизбежность борьбы и мужественно вступает в эту борьбу, то можно с уверенностью сказать, что, с помощью Божией, вероятность сдерживания страстей по мере взросления человека возрастает многократно. Трудно переоценить пользу от приобретения подобных знаний и навыков в масштабах всего Отечества! Потому что нормальная, здоровая культура семейных отношений зиждется на умении сдерживать свои страсти ради общего блага.

Начинаешь говорить о духовном воспитании – и тут же поднимается крик об угрозе клерикализма!

Беда в том, что у нас всё еще зачастую относятся к этому учению – о страстях и о борьбе с ними – как к проявлению средневекового мракобесия, а когда заходит речь о необходимости духовного осмысления основ нравственности – поднимается крик об угрозе клерикализма. Зато когда происходят очередные чудовищные и необъяснимые с точки зрения здравого смысла и логики преступления – радетели «здравого смысла» только пожимают недоуменно плечами и предлагают принимать новые законы и усиливать репрессивные меры, не понимая, что все эти действия не касаются самой сути проблемы и не решают ее.

Как священник и человек, общающийся с людьми разного возраста и разного социального положения, могу сказать, что проблема домашнего насилия присутствует издавна, но особенно она обострилась в последние десятилетия. Горько и тяжело слышать истории о том, как годами мужики, вечно пьяные, разнузданные, не знающие над собой ни власти, ни силы, творят бесчинства в семьях, унижая женщин и сея в душах детей семена страха, которые потом прорастают и приносят свои плоды. Всё это есть, увы. Но, при размышлении о путях преодоления этой беды думается, что главная проблема – это наша духовная, нравственная разобщенность, когда нет того самого «единства духа в союзе мира» (Еф. 4: 3), о котором говорит апостол, когда рядом с нами могут твориться страшные вещи, а мы живем как бы отдельно, в собственном замкнутом мире.

Думается, у человека, который испытывает проблемы в отношениях с близкими, в первую очередь должна быть возможность поделиться своей проблемой, выговориться, причем быть уверенным, что, во-первых, о его проблеме не узнают посторонние и, во-вторых, что он встретит в лице слушающего человека не только сострадающего и доброго, но и способного помочь дельным советом друга. Вот такие «кризисные центры» нужны несомненно, и Православная Церковь, конечно, могла бы внести в их создание свою лепту. Но вот на что хочется обратить внимание в этой связи. Православная Церковь по факту – это не группа «церковников», а все крещенные в Православии люди. А таковых у нас в стране, по разным оценкам, около 80% всего населения. А если это так, то задача людей, скажем так, церковных в первую очередь заключается в том, чтобы всех этих людей вовлекать в благотворительную, созидательную, а по факту – именно христианскую, православную общинную жизнь. И в этом смысле главной – или по крайней мере важнейшей – проблемой является возрождение общинной жизни в самом широком смысле этого слова.

Чтобы семья существовала не «сама по себе», в некоей глухой самоизоляции, как это часто случается в наше время, а органично была включена в общинную жизнь и община в известной степени регулировала отношения внутри семьи. Это важно, то есть именно то, чтобы не посторонние какие-то люди по казенной разнарядке приходили извне и вторгались в жизнь семьи, пусть даже с «благими намерениями», а именно община помогала решать те или иные проблемы.

Необходимо возрождение общинной жизни – чтобы семья не существовала «сама по себе», в изоляции

Не знаю, как возможно в наше время организовать такую общинную жизнь, но сама такая организация видится традиционной и разумной формой регулирования внутрисемейных отношений. В прошлом мы находим примеры подобного регулирования даже и в советской «коллективной» действительности, а ранее – в казацких станицах, да и в сельских общинах, где существовал так называемый сход, то есть совет наиболее уважаемых представителей общины, разрешавших те или иные текущие проблемы, в том числе и вопросы бытового насилия.

Но если мы говорим о необходимости духовного, нравственного преображения общества, то для этого мало одних частных усилий «снизу», равно как и законов, принимаемых «сверху», но внутри парадигмы растления. Для этого важно принятие на государственном уровне действенных мер по сдерживанию потоков глупости, грязи, корысти и ненависти – льющихся в души людей. Да, такая политика противоречит интересам либеральной идеологии, но зато она соответствует интересам выживания нации. А вопрос стоит именно так! И можно с уверенностью сказать, что если мы и дальше будем продолжать строить свою жизнь по лекалам «свободной жизни», то в ближайшие десятилетия окончательно и безвозвратно утратим свою духовную, нравственную и культурную самобытность и идентичность. Важно переосмысление на государственном уровне самой стратегии развития общества. Важно приложение действительно духовных, нравственных усилий, с тем чтобы мы – каждый в отдельности и все вместе как народ – по заповедям Христа учились быть человечнее, внимательнее друг ко другу. И воспитанию во всех отношениях здесь должна быть отведена не вспомогательная, а первостепенная роль.

Может быть, тогда, преодолевая вековую и привычную нашу инертность и косность, мы действительно начнем меняться. И простые люди начнут солидаризироваться, объединяться, создавать общественные организации, с тем чтобы «на местах» вникать в проблемы жизни людей, помогать им решать эти проблемы вдумчиво, внимательно, всесторонне, осмотрительно и с любовью. И законы должны быть только подспорьем в этой деятельности, они должны приниматься при непосредственном участии людей, занятых в сфере народной взаимопомощи, параллельно и совместно с развитием этой деятельности, исходя из ее интересов.

Священник Димитрий Шишкин

27 декабря 2019 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Сергей30 декабря 2019, 22:41
Все грехи СССР были заложены уже в императорской России. Причина - надежда на людей, на человеческую и техническую силу, убивающая страх Божий. Из-за этого пал и первый Рим, и второй... Воспитанные в духе человекоугодия люди стали уничтожать религию, как только получили такой приказ. В своё время аналогичные действия проводились по приказу Екатерины Второй. Нужно чётко это понимать и не наступать на старые грабли. Везде, где на первом месте воля человека (а не страх Божий), на первом месте дьявол.
Денис30 декабря 2019, 06:29
"Как священник и человек, общающийся с людьми разного возраста и разного социального положения, могу сказать, что проблема домашнего насилия присутствует издавна, но особенно она обострилась в последние десятилетия". - последние десятилетия Россия является капиталистической страной. Вот и гибнет народ. "Ибо корень всех зол есть сребролюбие"... (1Тим.6.10.).
И.В.28 декабря 2019, 14:09
Игорь М., ну вот зачем вы опять сюда политику приплетаете и свой любимый СССР. Речь то вроде совсем о другом. Но если уж вы решили затронуть эту тему, то да, большевики открыто поставили своей целью искоренение православия. Будете с этим спорить? Большевики прививали народу манеру глумиться над верой предков, да и над памятью предков тоже: танцплощадки на месте кладбищ, оскверненные храмы, костры из икон, отхожие места в алтарях... И да, СССР - первая в мире страна легализовавшая детоубийство, т.е. аборты. Будете спорить?
Игорь М.28 декабря 2019, 09:20
Опять большевики? А до них в России было царство нравственности и духовности? Почитаем русских классиков, проникнемся? Или может за границей существовало идеальное общество, ради которого мы дважды за один век сломали свою страну и свой образ жизни? Почитаем зарубежных классиков - там та же картина, что и у русских. А может элита Российской империи не была заражена всеми этими пороками? Отнюдь - там тоже сплошь коррупция, участие в анти-христианских тайных обществах и т.п. В этой связи у меня простой вопрос: тот потерянный рай, который мы должны пытаться восстановить -- он вообще существовал когда-то на Руси? Нео-язычники говорят, что существовал.Но вряд ли это то, что нужно православным.
Тамара 27 декабря 2019, 22:23
Помоги Господи, батюшка Димитрий, верно Вы всё сказали.. Храни всех Господь. Семья-это святое.. Нечего лезть со своими грязными руками внутрь.. Духовность надо возрождать в семьях, общины церковные надо крепить, тогда и толк будет..
Пётр27 декабря 2019, 22:07
Закон о домашнем насилии к собственно борьбе с насилием НЕ ИМЕЕТ ни какого отношения! Почитайте его. Там об это говорится в самом начале. Для борьбы с физическим насилием он, что называется, изначально не заточен. Зато вводится такое понятие как "психологическое насилие" (это,например, когда родители препятствуют просмотру ребёнком порнографии в интернете, тем самым навязывая свои нормы морали, т.е. осуществляя "психологическое насилие"). Вводится понятие "экономическое насилие" (например вы решили в воспитательных мерах лишить сына-подростка карманных денег - вы осуществляете экономическое насилие, подподаете под действие закона). Это просто инструмент разрушения традиционной семьи.
Галина 27 декабря 2019, 18:03
Сколько людей , столько и мнений . Но есть факты , а они вещь упрямая . Намедни по НТВ в чрезвычайных происшествиях показали , как мать отрывает ребёнка от отца , с которым тот проживал . Белым днём , здоровые лбы при исполнении , жёстко уложили на асфальт папу , на глазах у сына и окружающих . Мальчик в истерике кричал о помощи , мама силком волокла его к машине и запихивала туда сопротивлявшегося ребён Вопрос к поборникам закона . К какому виду насилию относится этот кошмар , и кто защитит отца , униженного и оскорбленного на глазах своего сына . Может уже пора принять закон о защите отцов ? Все знают , что погода в доме зависит от женщины . А мы теперь можем делать всё , что хотим , так ?
Антон27 декабря 2019, 10:45
Всё правильно. Каждая цивилизация, каждая культура создана на той или иной религиозной основе, определяющей её "лица необщее выражение". Русская цивилизация, русская культура построена на твёрдом основании православной веры. Если убрать этот фундамент, всё величественное здание русской цивилизации рухнет. Большевики в своё время попытались уничтожить этот фундамент, и выстроить какую-то новую необыкновенную цивилизацию на песке безбожия. Простояла эта постройка недолго. И если мы сейчас не укрепим полуразрушенный фундамент нашего общего дома, он неизбежно рухнет. Только православная вера и Православная Церковь позволят выжить нашей стране.
Евгения27 декабря 2019, 10:38
Закон о профилактике домашнего насилия нужен. Предлагаю аналогию со статьёй в УК о краже. Статья есть, а воровство не изжито. И что? Статья излишняя? Нет! Во-первых, некоторые не воруют только потому, что боятся. Во-вторых, она нужна в назидательном плане: чтобы все видели, что общественно опасное деяние наказуемо. А насилие тоже общественно опасно. // И как пожилой человек говорю: по разным причинам - в т.ч. в связи с повышением уровня образованности населения - насилия стало меньше. // Вообще хорошо бы подробно поговорить о бриллианте из сокровищницы народной мудрости - повести Валентина Распутина "Василий и Василиса".
Сергей27 декабря 2019, 08:21
Довольно противоречивая статья. О причинах и абсурдности закона по противодействии насилию сказано справедливо. Но вот чтобы государство закладывало фундамент нравственности, даже не духовности- это утопия, либо возврат к диктатуре, как в авторитарных исламских республиках или недавнем нашем прошлом. Начинать всегда приходится с себя.
Елена27 декабря 2019, 07:40
Золотые слова! Только вот в задачи правительства это не входит. Да и редкий священник озабочен созданием общины на приходе.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×