9 марта филолог, профессор Александр Ужанков, в рамках курса «Духовные основы русской литературы», прочитал лекцию на тему «Повесть “Капитанская дочка” как духовное завещание А.С. Пушкина и вершина его творчества». Действие драмы разворачивается в России в период правления императрицы Екатерины II и связано с восстанием Емельяна Пугачёва.
В начале лекции Александр Ужанков сказал, что проведет сравнительный анализ «Капитанской дочки» и романа «Евгений Онегин»:
«Как нужно читать Пушкина? Необходимо обращать внимание на мелочи и детали. Всегда сравнивать и проводить параллели с другими произведениями. В данном случае с “Евгением Онегиным”».
Профессор отметил, что сюжеты произведений крайне схожи между собой:
«Пушкин, который придумывал и раздаривал сюжеты всем налево и направо (например, Гоголю, который тоже заимствовал один из них), вдруг использует для своей повести практически тот же сюжет, что использовал в “Евгении Онегине”».
Александр Ужанков отметил, что Пушкин писал эту повесть более трех лет. В ранние годы это было совершенно на него не похоже. Такие рассказы, как «Капитанская дочка», - по объему чуть больше ста страниц - он писал за две-три недели. «Капитанской дочкой» Пушкин подвел итог всему своему творческому пути. В 30 лет Пушкин уже не соглашался с героем из романа «Евгений Онегин», он пересмотрел произведение и написал «Капитанскую дочку».
«Капитанскую дочку» часто называют духовным завещанием Пушкина. Александр Ужанков объяснил этот так:
«Можно сказать, что в этом романе Пушкин выступает против Пушкина. Сначала - тот, кто написал “Евгения Онегина”, потом - тот, кто написал “Капитанскую дочку”. Пушкин начинал этот роман как атеист, а закончил его - как глубоко верующий человек».
«Александр Пушкин “Капитанскую дочку” пишет как патериковый рассказ - сжато и лаконично. В один абзац он помещает описание надвигающегося бурана. Например, Толстой потратил бы на это 16 страниц. Своей краткостью Пушкин хочет принудить читателя самому додумать и представить картинку описываемого. А Толстой не доверял читателю и писал со всеми деталями - “мало ли что...”».
О чем это произведение? Оно всё пронизано любовью. Все кого-то любят. Есть только один человек, который никого не любит - Швабрин. «Он в Бога не верует, и душегуб», - говорила Василиса Егоровна.
Александр Ужанков предложил с другого ракурса посмотреть на это произведение:
«Главная тема здесь - милосердие. Когда Гринев первый раз повстречал Пугачёва, он проявил к нему милосердие, а во вторую их встречу уже Пугачёв проявил милосердие по отношению к Гриневу. Третья встреча - это проявление милосердия их обоих по отношению к Маше Мироновой. Но милосердие - это любовь. Значит эта повесть - о любви».
В заключение Александр Ужанков отметил, что на протяжении всей повести Пушкин пытался показать проявление промысла Божия в жизни человека: три раза Петруша проявлял свою волю по гордыне - всё это оборачивалось против него. И с момента встречи с Пугачёвым происходит изменение в его жизни - в повести появляется промысел Божий. «Предав себя воле Божией, Петруша засыпает».
Следующая лекция курса «Духовные основы русской литературы» пройдет 16 марта в Актовом зале Сретенской семинарии. Она будет посвящена теме: «Духовная нищета “маленького человека” в повести Н.В. Гоголя “Шинель”».
Лекция
(продолжительность: 1:51:38)