Православный календарьПравославный календарь
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.

«Распускают слухи, что за переход в православие я предлагаю людям деньги»

Суровые будни единственного местного священника Русской Церкви в Индии

    

В Индии отец Климент Нехамаийя стал практически первопроходцем: до него православие там считали какой-то экзотической разновидностью католицизма. Этот протестант первым рискнул поехать в незнакомую северную страну, чтобы спустя десятилетия вернуться на родину православным священником.

Наша семья приняла христианство лет сто назад. Мы принадлежали к Шотландской епископальной церкви, то есть были англиканами. Мой старший брат Поликарп был в этой Церкви епископом-миссионером, а дядя — митрополитом. Я тоже готовился поступать в англиканскую семинарию, но неожиданно все изменилось.

О православии я впервые услышал от брата, когда он учился в семинарии. «Фундаменталистская, восточная, консервативная» — этих слов преподавателя оказалось достаточно, чтобы его заинтересовать. Он решил копнуть глубже: начал читать святых отцов, изучать историю древней Церкви. И, уже став священником англиканской церкви, окончательно понял, что в ее вероучении нет связи с Церковью Христа. Поначалу все члены семьи, включая меня, спорили с ним, отстаивая протестантские догмы, но чем больше мы его слушали и пытались сами докопаться до сути, тем больше с ним соглашались.

В Индии нет возможности купить богословские книги, молитвословы или иконы. Чаще всего по большим праздникам отец Климент раздает бумажные иконы прихожанам в качестве подарка. В Индии нет возможности купить богословские книги, молитвословы или иконы. Чаще всего по большим праздникам отец Климент раздает бумажные иконы прихожанам в качестве подарка.     

Наконец вся наша семья решила принять православие. Поскольку поблизости не было ни одного православного священника, нам пришлось писать письма сначала в Гонконгскую митрополию, потом в Константинопольский Патриархат, потом в Московский Патриархат и, в конце концов, в Русскую Православную Церковь Заграницей. Но никто несколько лет не отвечал. Шло время, мой брат стал англиканским епископом. Мы уже решили: «Значит, православие не для нас». И тут вдруг пришел ответ от… митрополита Илариона (Капрала), первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей. Он с согласия архиепископа Марка (Головкова) направил к нам священника Московского Патриархата, который провел несколько бесед, чтобы удостовериться, отдаем ли мы себе отчет в том, что делаем, и через миропомазание принял нас в Православие.

Мне было 23 года. В день миропомазания я оказался в другом городе — смалодушничал. Но когда священник уже собирался уезжать, решился.

Честно говоря, уверенность в том, что православие — истинно, пришла ко мне не сразу. Я много читал — спасибо Интернету (в Индии же православных книг нет!) — и общался с братом. Но больше всего тронуло мое сердце даже не погружение в наследие святых отцов, а история: я увидел глубинную связь Церкви первых веков с современным православием. И понял: больше мне никаких доказательств не нужно.

Литургии в парке проходят «по-походному». На траву стелются ковры, в качестве иконостаса ставятся два пластиковых стула: на одном – икона Спасителя, на другом – Богородицы. Верующие сидят на земле, а встают только во время общих молитв. На фото: исповедь во время рождественской Литургии. Литургии в парке проходят «по-походному». На траву стелются ковры, в качестве иконостаса ставятся два пластиковых стула: на одном – икона Спасителя, на другом – Богородицы. Верующие сидят на земле, а встают только во время общих молитв. На фото: исповедь во время рождественской Литургии.     

В Евангелии от Иоанна Господь говорит: Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня (Ин 6:44). Мы узнали о православии в маленьком городке в центре Индии не потому, что мы очень умные, а потому что у Бога есть Свой план для каждого. И это не я с Ним встретился — Он Сам, как любящий Отец, пришел встретиться со мной. А я… Да кто я такой, чтобы самому найти истину?

Как я не поступил в семинарию

В школе я мечтал быть англиканским пастырем. Моим родителям все говорили: «Ваш сын просто святой — в храм ходит! А там ведь молодежи не увидишь». Но папа был против того, чтобы я получал высшее духовное образование. Он твердил: «Сначала закончи светское, а потом уже решай, чем хочешь заниматься».

Однажды отец сильно заболел. Пришел священник — помолиться за него — и говорит мне: «Я слышал, ты очень хочешь стать священником?» «Да», — отвечаю. А он: «Хочешь поступить в семинарию? Давай, я позвоню и все устрою». Оказывается, ректор англиканской семинарии был его другом. Все решилось за несколько минут!

Трапезы после служб – тоже часть катехизаторской миссии. По задумке отца Климента, люди неверующие, которых он всегда приглашает на трапезу, в это же время смогут, пусть и немного, узнать о Христе: послушать разговоры паствы со священником Трапезы после служб – тоже часть катехизаторской миссии. По задумке отца Климента, люди неверующие, которых он всегда приглашает на трапезу, в это же время смогут, пусть и немного, узнать о Христе: послушать разговоры паствы со священником     

Когда он ушел, папе стало хуже, и его повезли в больницу. Но по дороге он успел сказал маме: «Передай Клименту, чтобы он этого не делал». Только об этих его словах я узнал не скоро: в больнице отец умер. Его смерть в тот самый день, когда исполнилась моя заветная мечта, меня потрясла. Это трагическое совпадение я расценил как знак: Бог не хочет, чтобы я шел по этому пути.

Я продолжил учиться, закончил бакалавриат по специальности «микробиология», поступил в магистратуру. Время учебы в институте совпало с моментом принятия православия. Но, хотя православный священник тоже предлагал брату, а потом и мне поступить в семинарию, я был категорически против.

В дни больших праздников устраиваются крестные ходы. Мужчины берут с собой самодельные барабаны, а однажды на крышу небольшого прогулочного автомобиля поставили громкоговоритель: женщины и мужчины пели в микрофон праздничные песнопения. В дни больших праздников устраиваются крестные ходы. Мужчины берут с собой самодельные барабаны, а однажды на крышу небольшого прогулочного автомобиля поставили громкоговоритель: женщины и мужчины пели в микрофон праздничные песнопения.     

Тот день, который кардинальным образом перевернул мою жизнь, я хорошо помню. Был выходной, я лежал на диване и слушал песнь Богородицы. Настроение у меня было отличное — хотелось просто отдыхать и ни о чем не думать. И вдруг как будто извне в ушах прозвучало: «Иди в семинарию». Откуда пришла эта мысль? У меня словно глаза открылись на то, чему я должен посвятить жизнь. И никаких сомнений, что это призвание, у меня не было. Я бросил первый курс магистратуры и в 2014 году прилетел в Россию, в Санкт-Петербургскую духовную академию.

Учеба в Хогвартсе

Когда люди узнавали, что я из Индии, мне говорили: «О, там танцы, Болливуд!» И, завидя меня, начинали в шутку напевать песню «Джими-Джими», которая у многих ассоциируется с Индией. Или, как бабушка Зоя —работала такая когда то у нас в академии, — восклицали: «Знаю, знаю — Радж Капур!» (так звали знаменитого индийского режиссера и актера, которого помнит старшее поколение).

Фото: А. Петров Фото: А. Петров     

Мои представления о России тоже были весьма приблизительны. Хотя я знал, что Санкт-Петербург — северная столица, а значит, будет холодно. Но что меня поразило — это то, что повсюду церкви. У нас в Индии мечети, индуистские храмы — и ни одного православного. А здесь иду по улицам — там церковь, и там, и там…

В России я оказался впервые, но сразу почувствовал, что вернулся домой. А семинария — это же настоящий Хогвартс из книг про Гарри Поттера! Большие лестницы, большие аудитории, все в черных подрясниках, в руках книги… Русского я совсем не знал. Но полтора года курсов при академии сделали свое дело: сейчас я и говорю, и понимаю вполне прилично.

На первой в моей жизни литургии в православном храме я онемел от восторга: большой иконостас, хор, дьякон… В западных церквях я привык к тишине, а здесь смог прочувствовать силу торжественных, мощных песнопений.

Фото: А. Петров Фото: А. Петров     

Я не понимал, где нахожусь — на небе или на земле. Мне было страшно, но это был возвышающий страх, я до сих про его чувствую, когда совершаю литургию.

В день рукоположения я плакал. Это было в 2018 году. Я помню все до мелочей. И диаконскую, и иерейскую хиротонию совершал архиепископ Амвросий (Ермаков), тогда еще ректор СПбДА. Диаконом я был всего один день: владыку переводили в Москву, и нужно было торопиться.

В тот день я не мог себя сдержать: столько лет мы в Индии жили без православного священника, без причастия! Мы собирались по воскресеньям, служили мирским чином обедницу, но ведь это не то... В момент рукоположения я вспомнил, сколько мы писали писем, как долго ждали ответа, как молились. Я понимал, что недостоин служить и Он благословляет меня не для меня самого, а для тех, кто столько лет просили дать им священника. Осознавал все это и плакал, плакал.

    

Конечно, если бы я был просто частным лицом, то хотел бы остаться в России, в Санкт-Петербурге, потому что здесь мой духовный дом. Но как священник — не могу. В России ведь батюшек много, а в Индии их вообще нет. Мое же призвание — быть священником именно в Индии, ради этого я преодолел сотни километров.

Катехизация по-индийски

В Индии у нас храма нет. Каждый раз мы служим в разных местах: сегодня — у меня дома, завтра — у кого-то из прихожан. Иногда на улице, иногда — в парке. Часть своей комнаты я переоборудовал в небольшую домовую церковь. Она крошечная, но она нам нужна — чтобы люди почувствовали, что такое православный храм. И когда кто-то хочет узнать о православии, я беседую с ним не где-то в парке, а приглашаю в храм. Там он видит иконы, свечи, понимает, что попал в совершенно новый для себя мир, и задает еще больше вопросов.

На некоторых фотографиях лица прихожан скрыты. Дело в том, что исповедовать православие в индуистской стране довольно опасно: семья и родственники могут не просто запретить одному из членов семьи посещать службы, но и поставить под угрозу его жизнь. На некоторых фотографиях лица прихожан скрыты. Дело в том, что исповедовать православие в индуистской стране довольно опасно: семья и родственники могут не просто запретить одному из членов семьи посещать службы, но и поставить под угрозу его жизнь.     

До и после службы у нас поют народные песни: люди не должны отворачиваться от православия из страха, что им навязывают что-то извне, что вместе с верой придется перенять и чуждую культуру. Пусть чувствуют себя в Церкви Христовой как дома, не отрываясь от корней.

В нашей общине в Чандрапуре, где я живу, около двухсот пятидесяти человек. В Мумбае — еще человек пятнадцать. Из разных регионов Индии приходят просьбы о переходе в православие — иногда от мирян, иногда от священства, иногда от целых протестантских общин: число православных медленно, но верно растет. Но общины рассеяны в разных регионах, и я не могу разорваться. Пришлось поставить на каждый приход старосту: они помогают пастве, проповедуют, готовят к крещению. Ну и я приезжаю, как только удается.

Обычно в домовую церковь о. Климента в Чандрапуре приходят только жители города, около 30 человек. Массовые богослужения проходят в арендованном у Маланкарской Церкви храме и в парке под открытом небом, где собирается от 60 до 100 верующих. Обычно в домовую церковь о. Климента в Чандрапуре приходят только жители города, около 30 человек. Массовые богослужения проходят в арендованном у Маланкарской Церкви храме и в парке под открытом небом, где собирается от 60 до 100 верующих.     

Я никогда не пытался «украсть» у кого-нибудь паству. Иногда провожу открытые беседы — что-то вроде конференций — и приглашаю всех интересующихся. С помощью Библии и видео-презентаций рассказываю людям о Боге, но ни на кого не давлю и не принуждаю. Про меня распускают слухи, что за переход в православие я предлагаю людям деньги, но их у меня на самом деле нет, даже на нужды общины не хватает! Просто многие, когда узнают о православной вере, говорят: «Если бы я раньше об этом узнал, я бы никогда не остался протестантом или католиком».

Бывает, конечно, человек хочет стать православным из чисто мирских побуждений. Однажды приходит мужчина и заявляет: «Хочу стать монахом». Спрашиваю, все ли он знает о православии. «Да, — говорит, — я читал, со всем согласен и теперь хочу уйти в монастырь. Отправьте меня в Россию». Тут мы с братом что-то заподозрили и решили его проверить. «Хорошо, — отвечаем, — мы поговорим, приходи через неделю». Конечно, ни с кем мы не связывались. Через неделю он опять приходит, и брат говорит: «Слушай, в русских монастырях мест вообще нет. Нашли единственное место — в Африке. Хочешь?» Он пообещал дать ответ в следующий раз. Больше мы его не видели.

Отец Климент окормляет 7 православных общин по всей Индии. Общее число верующих из коренных индийцев – около 300 человек. Отец Климент окормляет 7 православных общин по всей Индии. Общее число верующих из коренных индийцев – около 300 человек.     

С теми, кто исповедует индуизм, намного труднее, чем с католиками или протестантами. Они совершенно по-иному видят мир. Для них самое непонятное в Евангелии — это воскресение Христово. Как это возможно? Ведь тело после смерти надо сжигать. Или Страшный суд и будущее всеобщее воскресение — для них это невероятно: сколько поколений, сколько народа! На небе же места не хватит! Понятие реинкарнации или перерождения им намного ближе.

Они просят не слов, а чуда

А в целом у нас в Индии люди всегда следуют за чудесами. Философия и богословие их не убеждают. Они говорят: «У вас хорошие проповеди, у них тоже хорошие. Какая разница? Покажите нам веру на деле». Чаще всего, когда возникают проблемы со здоровьем, они начинают ходить «по богам» — то в индуистский храм, то в мечеть, то в костёл. Под конец вспоминают, что когда-то были на чаепитии у православных — мы их устраиваем после каждой литургии — и что-то там слышали о Христе. Тогда они приходят к нам и просят молитв. А мы и этому рады, потому что у нас появляется возможность поговорить. Мы никогда не обещаем, что они сразу получат исцеление или решение своей проблемы. Мы объясняем, что на все воля Божья, но обещаем за них молиться. И чудесным образом часто они получают просимое.

Сейчас, благодаря помощи православных из России, у индийской миссии появилась группа «Дело апостола Фомы» в социальной сети «Вконтакте» и страничка в инстаграме. Сейчас, благодаря помощи православных из России, у индийской миссии появилась группа «Дело апостола Фомы» в социальной сети «Вконтакте» и страничка в инстаграме.     

Потом приходят благодарить. Они думают, раз их боги не помогли, значит Христос — самый сильный Бог. Начинают ходить на службы, слушают проповеди, рассказы других православных об их опыте — все это помогает им разобраться. И они постепенно понимают, что Христос не высший и сильнейший из богов, а единственный Бог, хотя это очень трудно принять индусам, которые росли в мире многобожия.

Я рад, что служу в Индии, потому что это служение восходит к первым векам нашей эры. Здесь проповедовал один из учеников Христа, апостол Фома — родоначальник и покровитель индийской православной миссии. Он создал здесь целую общину, крестил множество людей, но в V веке истинная вера «растворилась» в ереси, и православие на этой земле возрождается только сейчас. И мы чувствуем себя преемниками апостола Фомы, чью помощь и покровительство ощущаем каждый день.

При оформлении публикации использовались фотографии, взятые из социальных сетей миссии.

Климент Нехамайя
Подготовила Анастасия Спирина

Источник: Фома.Ru

25 марта 2020 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 131 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
«Призвание» — так называется проект журнала «Фома» о тех, кто однажды услышал призыв Бога к священству, о людях, чья жизнь когда-то навсегда превратилась в служение.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
рБ Марина25 марта 2020, 18:57
СПАСИ ГОСПОДИ ОТЕЦ КЛИМЕНТ АНАСТАСИЯ ЗА СТАТЬЮ!!!ПОМОЩИ БОЖИЕЙ ВАМ В СЛУЖЕНИИ И В ТРУДАХ!!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×