Год назад состоялась премьера фильма «Варавва» (по роману Марии Корелли; режиссер Евгений Емелин, в ролях – Павел Крайнов (Варавва), Залим Мирзоев (Мельхиор), Константин Самоуков (Пилат), Сергей Санаев (Петр), Регина Хакимова (сестра Иуды Юдифь), Альберт Филозов (Иосиф Аримафейский), Светлана Агафошина (Магдалина), Сергей Листунов (римский воин Максимус)). Актуальные тенденции в искусстве таковы, что интерес современных кинематографистов к евангельской теме просто пугает – невольно ожидаешь очередного кощунственного перформанса.
Интерес кинематографистов к евангельской теме просто пугает – невольно ожидаешь очередного кощунственного перформанса
Тем приятнее ошибиться. Фильм Евгения Емелина – евангельская история, рассказанная с огромной любовью и благоговением. Проникнутая этой любовью. По словам режиссера, основное содержание фильма – в том, что
«…произошла встреча с Ним, и теперь ничего уже не будет по-прежнему… Я хотел сказать зрителям, что всё меняется и наполняется смыслом, когда человек обретает веру».
Главный герой фильма – вор и убийца Варавва, помилованный Пилатом по требованию толпы – таких слов не говорит, он парень простой и нерефлексирующий, но он меняется. В начале фильма – настоящий дикарь, бешеный, гордый, необузданный, раб своих страстей, – уверовав, он становится кротким. На протяжении фильма он много раз обнаруживает свирепость своей натуры, гневливость, грубость: дерзит своему благодетелю Мельхиору; отвергает свидетельство Магдалины на том основании, что она женщина; упрекает апостолов в малодушии (положим, это правда, но он-то что за судья?). Но явление Христа преображает этого дикаря настолько, что при повторном аресте (по ложному обвинению в похищении тела Иисуса) он не сопротивляется, а лишь спокойно спрашивает, в чем его обвиняют. И так же спокойно, даже смиренно отвечает римским солдатам: «Какова бы ни была моя участь, я готов ее принять». А потом говорит жестокому тюремщику: «Я не совершал на сей раз никакого преступления, но меня, убийцу, несправедливо освободили вместо Иисуса, Который был праведником, поэтому будет правильно, если теперь меня несправедливо казнят». – «За эти слова я не стану отравлять последние часы твоей жизни», – простодушно отвечает тот.
Большая и несомненная удача фильма – волхв Мельхиор (Залим Мирзоев). Блестящая актерская работа! Я наслаждалась каждой минутой присутствия этого персонажа в кадре (актер-мусульманин для работы над ролью испросил благословение православного священника). Мельхиор – настоящий образ мудреца. С мудростью в наше время дело обстоит из рук вон плохо, поскольку взрослые люди не желают быть взрослыми, хотят оставаться «вечно пьяными, вечно молодыми», и в результате не только пропускают все самое интересное в собственной жизни, но и младшему поколению не дают поддержки и любящего присутствия, которое должен обеспечивать опытный взрослый человек. И психологи всячески поддерживают детские поведенческие паттерны: учат не соблюдать договоренностей, избегать ответственности, не выполнять взятых на себя обязательств. Какая уж тут мудрость, когда нашего современника легко представить себе в виде трехлетнего малыша, со злобно-истеричными рыданиями катающегося по полу в супермаркете.
Мельхиор – настоящий образ мудреца
Мельхиор, один из трех царей-волхвов, после Поклонения отрекся от своего царства и остался наблюдать за жизнью Сына Божьего. Встреча с Богомладенцем изменила его: он потерял вкус к роскоши, к власти; отдал все это за возможность быть свидетелем земной жизни Христа, как купец из притчи отдал все свое достояние за одну драгоценную жемчужину (ср. Мф . 13, 45–46). Его диалог с Вараввой об истине, которую не нужно винить за то, что она для тебя непостижима, – один из ключевых моментов фильма.
Другой сильнейший эпизод – сцена, когда Пилат (Константин Самоуков) смотрит на Иисуса, стоящего перед ним на лифостротоне, спиной к толпе. Бесконечно долгая пауза, в течение которой лицо Пилата – надменное, непроницаемое лицо римского патриция – неуловимо меняется. Меняются его интонации, голос: теряет повелительность, звучит растерянно. Он понял, Кто перед ним, и потрясен до глубины души – настолько, что пришедший просить тело праведный Иосиф Аримафейский (последняя роль Альберта Филозова) находит его больным. Диалог Христа и Пилата в фильме усечен, но это не царапает: мы видим встречу человека и Бога, это за пределами слов.
Диалог Христа и Пилата в фильме усечен, но мы видим встречу человека и Бога, это за пределами слов
Лица Иисуса мы так и не увидим. И это тоже правильно: минус-прием (отсутствие ожидаемого) – воздействует подчас сильнее, чем пресловутая рифма «розы», исправно следующая за «морозами». Да и кто из современных российских актеров дерзнет сыграть Христа? Не карикатурного булгаковского персонажа, а подлинного Христа, Спасителя, совершенного Бога и совершенного Человека, Второе Лицо Святой Троицы?.. Мы видим лишь золотой свет, озаряющий того из персонажей фильма, кто удостоился встречи. Для раскаявшейся грешницы Юдифь этот свет становится знаком прощения и примирения с Богом. Для римских воинов – потрясением, после которого немыслимо солгать (эти еще недавно нерассуждающие, слепо покорные приказам «универсальные солдаты» бесстрашно свидетельствуют о том, что случилось в ночь Воскресения). Для вора и убийцы Вараввы (Павел Крайнов) – ответом на терзающие его многомятежную, страстную душу вопросы. Да, да, ответ на вопросы о смысле бытия, о предназначении человека, о смысле страданий – не «что», а «Кто». Он – Иисус Христос, Сын Божий, наш Господь и Спаситель.
Ответ на вопросы о смысле бытия, о смысле страданий – не «что», а «Кто»
Минусы тоже есть. Исторические неточности (Иосиф-Плотник, по преданию, не дожил до Голгофы; и падать на труп Иуды сестре никто бы не позволил: это оскверняет – именно поэтому, из-за боязни оскверниться, иудейский священник-левит и не помог ограбленному разбойниками: кровь!.. нельзя будет подойти к жертвеннику!..). Да и вообще, разговоров об Иуде и мельтешения в кадре его злокозненной сестры Юдифь (Регина Хакимова) могло быть и поменьше. Хотя то, как надменная красавица мнит поклонников своими рабами и в итоге сама оказывается марионеткой в их игре, – очень верно: женская власть, основанная на мужских страстях, – иллюзорна и губит женщину.
Но все эти недочеты – ничто по сравнению с катарсисом, который переживает зритель, и с выводом, к которому приходит в конце. Вот этот вывод: критерий того, состоялась ли в нашей жизни главная Встреча, встреча со Христом, – то, насколько мы изменились к лучшему. Мера изменения нашей жизни, наших поступков – вот доказательство того, что мы христиане.