Только что в наших школах досрочно завершился учебный год. Нежданно-негаданно последняя четверть прошла в дистанционной форме.
Еще в марте наши дети утром шли в школу с рюкзачками и сменками. Еще в марте на родительских собраниях обсуждали поездки в Оружейные палаты и Звенигороды. Еще в марте мы беспокоились о физкультурной форме, в очередной раз потерянной. И вот, вдруг:
- логины и пароли от уроков по литературе;
- черные окошки и искаженные физиономии на мониторе во время урока физики;
- электронный журнал с утра виснет;
- Я-Класс не открывается;
- выполненный тест по биологии оказывается выполненным на 0%;
- по физкультуре… по физкультуре тоже тест;
- …тест ребенок выполнил, а прикрепить не может
И над всей этой картиной «безобразования в онлайне» – дамоклов меч: кто не пришлет ответы на тест по географии до 12:45, получит «два».
Надо же было такому случиться: еще в прошлом году половина наших детей учились вне школы, на семейной форме обучения. А в этом году четверо из наших школьников учились очно (еще один школьник – на очно-заочной форме обучения). И поэтому последние два месяца в нашей семье на дистанционке оказались пятеро детей. И еще совсем немного, но все же мне пришлось столкнуться с этим zoom-образованием и как преподавателю…
Дистанционное обучение – оно разное, и дети все разные, и семьи у нас разные
И вот это все наконец позади. И уже можно выдохнуть. Делать серьезные выводы рановато, но какие-то итоги уже обозначаются. Хотя сразу стоит сделать важную оговорку: в разных регионах, и даже в разных школах одного региона, дистанционное обучение было организовано несколько по-разному. И получается, что и дистанционное обучение – оно разное, и дети все разные, и семьи у нас разные, и выводы, соответственно, вряд ли могут быть универсальными.
И все же: что это было?
Существующие формы обучения зафиксированы в статье 17 действующего Закона об Образовании РФ:
Ст. 17. 2. «Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме».
Очная – это «как обычно».
В заочных формах школа предлагает учащемуся индивидуальный курс и индивидуальный график сдачи программы, дети приходят в школу, но обычно не бывают на уроках.
Очно-заочная означает, что дети учатся в школе «как обычно», но некоторые предметы осваивают в индивидуальном режиме, либо этот индивидуальный режим сочетается с очным обучением. Очень интересная форма, между прочим.
Но сейчас важно отметить, что ни одна из этих форм не подходит под формат «дистанционной».
Очная – понятно, почему. Заочная тоже не подходит, так как в дистанционной форме не было никаких индивидуальных планов и графиков. Дистанционное обучение – попытка именно очное обучение перевести в онлайн-режим. Попытка сделать все как в школе, но – в домашнем компьютере. И поэтому родителям было предложено подписать согласие на обучение их детей именно в дистанционной, а не в заочной форме – потому что эта форма действительно не заочная.
Дистанционное обучение – попытка именно очное обучение перевести в онлайн-режим
Но все это – формы школьного обучения, когда «за обучение отвечает школа». Закон же и реальная жизнь говорит и о существовании других форм образования, когда «за обучение отвечают родители или сам ученик»:
Ст. 17. 3. «Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность».
Обе эти формы также не подходят под формат «дистанционного обучения». На этих двух формах все – выбор программ, выбор учебных пособий, устроение образовательного процесса, контроль за текущей успеваемостью – все, кроме итоговой аттестации, всецело и исключительно в ведении родителей или, соответственно, самих учащихся. На дистанционке все перечисленное целиком и полностью находится «в ведении школы. И поэтому неправомерно и некорректно уподоблять дистанционное и семейное обучение: это принципиально разные формы обучения, с принципиально разной организацией учебного процесса.
Итак, мы видим: до сих пор дистанционная форма обучения не предполагалась законодательством нашей страны. И да – ни одна из «законных» форм не подходит под дистанционную.
Чем все-таки характеризуется дистанционная форма обучения – такая, с которой в этом году пришлось столкнуться многим из нас?
Дистанционное обучение – это обучение «в организации», просто организация перешла из оффлайна в онлайн.
Родители, семья, в отличие от семейной формы обучения, не являются ни учителями, ни организаторами образовательного процесса. В обычной жизни родители обеспечивают явку детей в школу и помогают им выполнить домашнее задание. И здесь, по большому счету, родители – те, кто должен обеспечить явку в «онлайн школу» (подключить все системы и программы, отследить пароли, усадить ребенка вовремя за компьютер на видеоурок, вовремя отправить выполненные работы) и те, кто помогает с домашними заданиями (задания все так же задаются учителем, а не родителями, и родители все так же просто объясняют детям то, что ребенок не смог освоить в школе).
Попробуем посмотреть с разных сторон на эту новую форму. Конечно, стоит сразу оговориться: у каждого плюса бывает свой минус, у каждого минуса может быть и плюс. И многие моменты дистанционного обучения характеризуют любой «выход за пределы очного обучения», или, наоборот, просто описывают проблемы и особенности существующей системы среднего образования в нашей стране. Но все же – будем говорить именно о дистанционном обучении. И пусть первыми в голову приходят минусы – для начала попробуем найти какие-то положительные стороны.
Первый плюс: высвобождение времени
Дистанционное обучение – это видеоконференции в строго определенное время, индивидуальные занятия в музыкальной школе по видеосвязи, строгие deadlines, катастрофа с «зависанием» программ и образовательных порталов.
Но дистанционное обучение избавляет от огромного количества бесконечных передвижений по маршруту дом – школа – музыкальная школа – художественная школа – курсы английского – самбо – дом. Высвободились целые часы жизни и для мамы-извозчика, и для самих детей.
Также по ряду причин на дистанционном обучении оказалось сильно меньше собственно уроков. Так, очень условно: обычно в школе 5 уроков русского языка в неделю, на уроке дети выполняют по 4–5 упражнений, и на дом задают по одному-два упражнения. А на дистанционке – только 3 видеоурока по полчаса каждый, и в общей сложности за неделю дети выполняют всего по 5–6 упражнений. То есть количество «чистого» времени на каждый предмет значительно сократилось, а значит, свободного времени в жизни прибавилось.
Можно свободнее планировать свой день в соответствии с нашими ценностями. Чаще быть вместе
У этого «плюса» есть и «минус», но об этом – позже. Пока о плюсах. И плюс здесь в том, что можно свободнее планировать свой день в соответствии с нашими ценностями. Чаще быть вместе. Молиться вместе. На Страстной седмице, на Пасху в этом году пришлось служить дома – и таким образом в каком-то смысле бывать на службе даже чаще, глубже и внимательнее, чем в обычные годы. Высвобожденное время позволяет делать то, на что обычно реально нет времени: начинать день с чтения Евангелия, а в эти, все еще пасхальные, дни – с чтения Деяний апостольских. На «переменках» гулять, работать в огороде, наконец-то заниматься с папой гимнастикой, играть с братьями и сестрами – но это плюсы, конечно, в том случае, когда семья живет в своем доме и когда в семье не один-единственный ребенок. Наконец-то вместе обедать, и спокойно обедать (время между видеоуроками, онлайн-олимпиадами и прочими цифровыми прелестями вполне можно выкроить). И еще старшеклассники, которые в обычной жизни едва успевают поесть и засыпают с учебниками в руках, наконец-то смогли включиться в домашние дела: почистить картошку, помыть полы, испечь хлеб, посидеть с малышами, пока мама статьи пишет…
Второй плюс: включение родителей в образовательный процесс
Многие и многие родители активно и полноценно включены в образование своих детей, что бы мы под этим ни понимали. Но в том случае, если родители «просто сдавали детей в школу», дистанционное обучение «заставило» их внимательнее и серьезнее отнестись к обучению своих детей. Мы были вынуждены открывать учебники – даже тогда, когда не хотели этого. Мы пытались объяснить что-то своим детям – даже те из нас, кто не собирался когда-нибудь в жизни заниматься подобными вещами.
Дистанционное обучение предоставило уникальную возможность – побывать на школьном уроке
И, конечно, для подавляющего большинства родителей именно дистанционное обучение предоставило совершенно уникальную возможность – побывать на школьном уроке. Мы услышали, как детям объясняют задачи по алгебре, как рассказывают о литературе, как интерпретируют историю. И пусть это далеко не настоящий урок, но все же – урок. Мировоззрение, отношение к предмету, подход к той или иной проблеме – все это мы могли увидеть, наблюдая за ходом онлайн-уроков. И это многим родителям позволило лучше узнать учителей – и как предметников, и как воспитателей. И вообще, помогло задуматься о содержании и значимости школьного обучения. Понять, насколько трудно учителям с нашими детьми. Иногда увидеть что-то принципиально неприемлемое. Или, наоборот, увидеть, насколько многие учителя – интересные, эрудированные, яркие личности, и как нашим детям повезло учиться у таких людей.
Третий плюс: отсутствие общения с одноклассниками
Да, в некоторых ситуациях это самое и есть основной минус, ведь многие из нас отдают детей в школу именно для того, чтобы «дети находились в коллективе». Но в некоторых случаях общение с одноклассниками оказывается не только проблемой, но и настоящей бедой для ребенка. Не только в страшной ситуации буллинга. Просто – «Мама, напиши физруку, что я заболела… э… мальчики стягивают с меня штаны и смеются…». Не будем тут останавливаться – проблемы известные. С другой стороны, когда с одноклассниками хорошие отношения, и когда класс дружный – то такая ситуация тоже бывает проблемой. Потому что эта «дружба» может по-настоящему мешать ребенку учиться.
В некоторых случаях общение с одноклассниками оказывается настоящей бедой для ребенка
А еще многие из нас вынуждены водить детей в такие школы, где основной контингент учащихся далек от желаемого культурного уровня. Когда вообще ни о какой культуре говорить не приходится. Когда общение с ровесниками – это не радужное «мы все вместе у костра песни поем», а жизнь внутри компьютерных игр, матерщина. Просто абсолютно чуждая нам система ценностей. Когда вершина желаний – айфон последнего поколения. Это курение с пятого класса, алкоголь, наркотики, блуд в самых разных видах, культ блуда…
Иногда родители не понимают, как спасти своего ребенка от этой самой «социализации»… И вот – нечаянно на помощь пришло дистанционное обучение. Пусть ненадолго, но поставило на «паузу» это общение. По крайней мере дети не были вынуждены общаться друг с другом по 8 часов в сутки.
И да, это снова плюс любого внешкольного обучения. И да, этот плюс – и минус тоже, здесь вопрос – как компенсировать этот минус, и вообще – что такое социализация, когда и в каком возрасте ребенок действительно нуждается в общении со сверстниками, и что такое сверстники... Замечу – вопрос непростой, и я сама бы не стала перечисленные проблемы решать с помощью перевода детей на дистанционное обучение, и это вообще – не о том, что я сама выбираю для своих детей. Сейчас мы просто пытаемся посмотреть на тему с разных сторон.
Четвертый плюс: доступность образования
Дистанционное обучение позволяет передавать объем информации сразу огромному количеству учащихся. Если это специально подготовленная запись, сделанная профессионалами, то эта одна запись может использоваться множество раз. Можно снова и снова проматывать эту запись, ставить на паузу… Судя по простоте и дешевизне подобного способа «обучения», можно предположить, что в ближайшем будущем по крайней мере одна из форм образования будет такой: ученику выдадут курс видео-уроков и блок онлайн-тестов, по которым можно будет отслеживать степень освоения материала. Уже сейчас дети, которые учатся вне школ, вовсю пользуются именно такими видеозаписями. И даже в школах в последние годы учителя, вместо того чтобы самим объяснять тему, включали видеоуроки из Интернета. Ведь в этих видео уже подготовлены все наглядные материалы, выверено каждое слово.
Дистанционная форма решает проблему обучения тех деток, которых обычно переводят на «домашнее обучение» (по состоянию здоровья, когда ребенок не может приходить в школу физически), проблему обучения в малокомплектных школах и т.п. Нет, на мой взгляд – не решает полностью, и об этом обо всем поговорим в «минусах». Но все же этот момент можно рассматривать с положительной стороны.
Дистанционная форма решает проблему обучения тех деток, которых обычно переводят на «домашнее обучение»
Впрочем, что бы мы сейчас ни говорили, как бы ни проклинали дистанционное обучение, – это уже часть нашей жизни. Сейчас все больше и больше дистанционных форм обучения…чему угодно. И это – невероятные возможности для многих из нас, и мы их ценим и пользуемся ими вовсю. Онлайн можно научиться вязать и ваять, делать мебель и изучать историю… Многие и многие вузы запускают целые курсы в онлайн-формате. И это – тоже уникальная возможность, достижение цифровой цивилизации. Если в «живом» виде послушать лекцию могут полсотни студентов, то в таком дистанционном – миллионы людей, каждый из нас может слушать выдающихся лекторов, блестящих специалистов ведущих вузов страны. Да что там страны – всего мира!
Впрочем, это будет не совсем тот курс, что в «живом виде». И иногда – совсем не тот. Очное образование, очи в очи, отличается от «обучающей машины» принципиально. Но чем именно отличается? Об этом – в отдельной статье, в которой поговорим о минусах и проблемах дистанционного обучения, в которой попробуем сделать какие-то выводы.
Потому что ничто не может заменить внятного живого общения учителя с детьми с постоянной "обратной связью" во время урока, и выполнения заданий.
Вспоминая с ужасом этот эксперимент с дистантом, мы не вспоминаем слезы бессилия перед тестом, странно составленным системой с ещё более странными ответами, которые не изменить, не вспоминаем, как самим приходилось объяснять материал до 1 ночи. А вспоминаем, как Марина Сергеевна смыла "результаты")
"По плану, одобренному лично Си Цзиньпином, Китай до 2025 года инвестирует около $1.4 трлн в развертывание сетей 5G, установку камер и сенсоров и разработку искусственного интеллекта, который будет использоваться в беспилотных автомобилях, на автоматизированных заводах и для массового наблюдения за людьми. Кроме того, намечены строительство дата-центов, прокладка линий высокого напряжения и высокоскоростных железнодорожных магистралей".