Старомосковское название этого величественного храма было дано для отличия от старинной Вознесенской церкви по соседству, на Большой Никитской улице, построенной раньше и имеющей гораздо меньший масштаб. Обе церкви – как две эпохи истории России, как два лица: допетровской и петровской Москвы. Одна была построена, когда Москва была еще русским престольным градом, вторая – в эпоху столичного Петербурга.
Храм "Малое Вознесение" построил царь Федор Иоаннович, сын Ивана Грозного, в память о дне своего венчания на русский престол – оно состоялось в праздник Вознесения Господня в 1584 году. В тот же год и сам храм стал впервые известен в истории. Он был выстроен по царскому повелению как приходской для слободы переселенцев из Новгорода и Великого Устюга, переведенных в Москву еще Иваном Грозным – отчего один из храмовых приделов освящен во имя св. Прокопия Устюжского. А затем Вознесенская церковь на время стала домовым храмом патриарха Филарета, который, вернувшись из плена, вскоре построил себе другое утешение в тех же местах – церковь Феодора Студита у Никитских ворот, дожившую до наших дней (см. нашу публикацию от 24 ноября 2002 г.)
Первоначально Вознесенский храм был деревянным, а каменный появился уже в середине XVII столетия и был сильно перестроен во второй половине XVIII века. В нем обрели покой представители многих родовитых русских фамилий – Собакины, Сверчковы, Таракановы. Здесь же был похоронен и сын русского поэта Александра Сумарокова.
Разумеется, что старомосковское имя "Малое Вознесение" церковь получила после того, как поблизости был построен грандиозный Вознесенский храм у Никитских ворот. Обычно его возведение связывают с именем матери Петра I, царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной. Однако известно, что царица построила новую каменную Вознесенскую церковь на месте старой деревянной, основанной здесь точно при первом Романове и впервые упоминавшейся еще в 1619 году. Спустя ровно десять лет, в 1629 году, деревянная церковь сгорела, были попытки восстановить ее, но исполнила это только царица Наталья Кирилловна в 1680-х годах. Двор царицы находился тогда на месте нынешнего Столового переулка, и тот отрезок Большой Никитской назывался потому Царицынской улицей. Напротив своего двора царица и приказала построить на свои средства каменную шатровую церковь во имя Вознесения Господня.
Через сто лет, во времена правления Екатерины Великой, рядом с этой церковью расположился двор фаворита императрицы, светлейшего князя Г.А. Потемкина-Таврического, а неподалеку стоял Преображенский полк, находившийся под его командованием. Потемкин решил перестроить Вознесенский храм и превратить его в собор Преображенского полка. Для работы был тогда приглашен архитектор Василий Баженов, в ту пору возводивший дворец Пашкова на Моховой. Так получилось, что в крайне долголетнем строительстве этого храма приняли участие самые знаменитые русские архитекторы.
С самого начала строительство храма сопровождали почти мистические трудности. Сразу же выяснилось, что фундамент нарышкинской церкви был уже непрочен, и надо строить новое здание храма – величественное и просторное. Тогда Потемкин решил действительно возвести новый храм и даже отдал под него собственный двор, но увидеть свое детище ему не удалось – он умер в 1791 году. А через несколько лет скончался и сам Баженов, к тому времени уже отозванный в Петербург.
По завещанию Потемкина его душеприказчики продолжили возведение московского храма и спроектировать его поручили Матвею Казакову. Но строительство прервала Отечественная война 1812 года, и в том же году Казаков умер. Только в 1827 году за строительство Вознесенского храма принялся архитектор Ф. Шестаков, предложивший его новый проект, который и был в основном осуществлен. В работах участвовал также Осип Бове, пытавшийся придать новому храму вид наподобие величественного собора Преображенского полка в Петербурге.
Только в 1831 году была разобрана старая нарышкинская церковь, и началось возведение исполинского храма в стиле московского классицизма. Оно растянулось опять намного лет, и когда в 1848 году умер архитектор Шестаков, работы заканчивали другие мастера, имевшие опыт в церковном зодчестве. В их числе историки и искусствоведы называют имена Афанасия Григорьева, уже построившего к тому времени Словущенскую церковь на Ваганьковском кладбище, и Евграфа Тюрина, подарившего Москве Елоховский собор и Татьянинскую церковь Московского университета на Моховой.
Многострадальное строительство Вознесенского храма, наконец, завершилось в 1848 году. Имя Потемкина осталось не забыто в легендах, окружавших историю церкви "Большое Вознесение". Здесь, по старинному преданию, хранились брачные венцы, в которых Екатерина Великая венчалась с князем Потемкиным, – правда, не в этом храме, но венцы были переданы именно сюда. А вот иконы с этого бракосочетания оказались в домовой церкви Рождества Богородицы при дворце князя Голицына на Волхонке, 14 (см. нашу публикацию от 21 сентября 2002 г.) Легенда гласит, что сама императрица Екатерина подарила их хозяевам дома, в котором в 1770-х годах для нее был устроен временный дворец. По мистическому совпадению именно в той церкви на Волхонке сначала намеревался венчаться Пушкин со своей Натали. Вероятно, в домовом храме оплата была меньше, да и внимание большого света к этой свадьбе и "нищему" Пушкину было бы не столь пристальным – ведь даже фрак он одолжил у друга. Однако святитель Филарет, митрополит Московский, настоял, чтобы венчание совершилось в приходе невесты, в храме Вознесения у Никитских ворот. Историки полагают, что в то время венчаться в домовых церквях, как в обыкновенных приходских, людям, не имевшим к ним никакого отношения, просто запрещалось.
И 18 февраля 1831 года в притворе недостроенного Вознесенского храма Пушкин венчался с Натальей Гончаровой, жившей неподалеку на Большой Никитской улице. Венчание, как известно, сопровождали таинственные знамения. Перед свадьбой Пушкин, крайне стесненный в деньгах, не стал шить нового фрака и женился во фраке своего ближайшего друга Павла Нащокина. По некоторым свидетельствам, именно в нем поэт и был похоронен. Во время бракосочетания внезапный сильный порыв ветра, сквозившего из всех щелей здания, задул у жениха венчальную свечу, потом Пушкин уронил крест с аналоя, случайно задев его, и когда молодожены обменивались кольцами, одно из них упало на пол. Пушкин был смертельно бледен – во всем этом он, как и многие другие свидетели происшедшего, видел недоброе предзнаменование. Из храма молодые отправились на Арбат – в первую московскую квартиру Пушкина, где их ждали друзья с иконами и поздравлениями.
"Большое Вознесение" осталось в московской памяти связанным не только с именем Пушкина. Всю свою историю именно он всегда был излюбленным храмом московской интеллигенции. В 1863 году в нем отпевали великого М.С. Щепкина, а 13 ноября 1917 года – юнкеров, погибших во время самого ожесточенного в Москве боя у Никитских ворот, и по преданию, здесь же, около храма, захороненных. В 1920 году здесь венчалась дочь Федора Шаляпина, и певец сам читал под сводами храма "Апостола". 5 апреля 1922 года в Вербное воскресенье Святейших Патриарх Тихон совершил в этом храме свое последнее богослужение – за два дня до смерти. В 1923 году в нем отпевали архидиакона Константина Розова, а в марте 1928 года – первую народную артистку Советской республики Марию Ермолову: служба длилась почти весь день, и только поздним вечером гроб перенесли в Малый театр для прощания.
Существует предположение, что в 1919 году в храм Большого Вознесения были переданы иконы университетской домовой церкви св. мученицы Татианы на Моховой, закрытой и превращенной в клуб. Эти иконы, по всей видимости, разделили судьбу икон самого Вознесенского храма – они были вместе сожжены после его закрытия.
"Большое Вознесение" закрыли в 1931 году. Память о Пушкине спасла его от сноса, но он жестоко пострадал в советское время: не только сожгли его иконы, но и уничтожили весь интерьер. Была снесена и величественная колокольня. На ее месте разбили сквер и поставили памятник писателю А.Н. Толстому, жившего последние годы своей жизни прямо напротив храма, в доме на Спиридоновке.
Само здание храма долго использовали под хозяйственные нужды и различные учреждения – были в нем и склад тары, и высоковольтная лаборатория Института им. Кржижановского. А уже в наше недавнее время, в 1987 году, появился проект превратить его в концертный зал, учитывая великолепную храмовую акустику. Но в итоге "Большое Вознесение" все-таки вернули Православной Церкви. В сентябре 1990 году состоялся первый Крестный ход в этот храм во главе со Святейшим Патриархом Алексием II из кремлевского Успенского собора.
Выдающаяся история "Большого Вознесения" сразу же продолжилась – в 1992 году Святейший Патриарх Алексий II совершил в нем панихиду по русской поэтессе Марине Цветаевой, трагически окончившей свою жизнь в Елабуге 31 августа 1941 года. А в июне 1999 года здесь поминали А.С. Пушкина во время московских торжеств, посвященных 200-летию со дня рождения поэта.
И в тот же юбилейный год красоты и московского благолепия на площади Никитских ворот приумножилось – прямо перед храмом был установлен великолепный фонтан с изящной беседкой-ротондой и скульптурой "Александр и Натали". Старомосковская традиция сочетается в нем с оригинальной идеей – это единственный в Москве фонтан с чистой питьевой водой, где прохожие могут не только полюбоваться на воду и прохладиться в ее брызгах, но и утолить жажду.
В старой Москве было немало и других замечательных Вознесенских храмов, не только связанных с выдающимися событиями русской истории, но и овеянных интереснейшими легендами. Главный из них, разумеется, знаменитый шатровый храм Вознесения в селе Коломенском, которое со времен Ивана Калиты было великокняжеской, а потом и царской подмосковной вотчиной. До сих пор историки спорят о причине и о времени возведения здесь Вознесенского храма. Одни считают, что он был построен около 1529 года Василием III в молитве о даровании ему наследника – этот великий князь более двадцати лет не имел потомства. Другие полагают, что Василий III построил этот храм в 1530 году, напротив, в благодарность за рождение у него сына, будущего царя Ивана Грозного, и что строил его не кто иной, как сам Петрок Малый – итальянский архитектор, возводивший в Москве стену Китай-города и Успенскую звонницу в Кремле. Третьи вообще относят построение Вознесенского храма ко времени правления Ивана Грозного.
Как известно, именно в этом храме 2 марта 1917 года, в день отречения российского императора Николая II, была чудесно обретена Державная икона Божией Матери. Перед тем в феврале крестьянке Евдокии Андриановой приснился сон, в котором таинственный голос повелел ей "взять в селе Коломенском большую черную икону, сделать ее красной и дать верующим для молитв". Богобоязненная крестьянка начала усердно молиться, чтобы ей разъяснили Божественную Волю, и вскоре она увидела во сне белую церковь, в которой величественно восседала Женщина. В ней Андрианова узнала Пресвятую Богородицу, хотя и не видела Ее Лика. Она решила рассказать об этом священнику и отправилась в коломенскую Вознесенскую церковь, которую, как оказалось, она и видела во сне. В церковном подвале была обнаружена огромная икона, почерневшая от многолетней пыли. Когда ее осторожно промыли, то открылось изображение Божией Матери как Царицы Небесной, величественно восседающей на царском троне в красной царственной порфире с короной на Главе. В Руках у Нее были знаки государственной власти в России – скипетр и держава, а на коленях сидел величественный благословляющий Младенец Христос. В этой иконе увидели Божественное знамение – в день отречения русского императора Божия Матерь принимала власть над Россией в Свои Руки.
И еще одну старомосковскую Вознесенскую церковь на Гороховом поле в Басманной слободе история окружила замечательной легендой. Будто бы в старину здесь действительно было гороховое поле, и шли однажды по нему муж и жена. Внезапно муж, увидав пучок гороховых стеблей, валяющийся на земле, громко рассмеялся. Жена спросила его, что случилось, и он рассказал ей, как много лет назад на этой пустом, безлюдном поле он убил человека. Свидетелей злодеяния не было, и умиравший скрюченными пальцами вырвал из земли пучок гороха и призвал в свидетели его – "он-де расскажет, кто убил меня". Вот и засмеялся убийца – как же пучок гороха может быть свидетелем? Но очень скоро муж оказался за решеткой – на него немедленно донесла собственная жена. А затем по странному совпадению на этом месте появилась и церковь Вознесения, выстроенная в 1790–1793 гг. самим Матвеем Казаковым для местного землевладельца, знаменитого екатерининского вельможи графа А.Г. Разумовского – тогда же он построил для него и роскошный дворец поблизости. После революции эту усадьбу занимал Институт физкультуры, а изумительной красоты Вознесенская церковь ныне вновь действует.