Нужен ли Богу храм?

Размышления на праздник освящения храма Воскресения Христова в Иерусалиме

Православный придел храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Фото: А. Поспелов / Православие.Ru Православный придел храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Фото: А. Поспелов / Православие.Ru
    

Есть одна очень важная мысль, которая часто звучит в полемике православных с протестантами. «Зачем вы строите такие огромные храмы, тратите столько денег и средств на устройство места поклонения Богу, Который ясно сказал: “Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу… Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине” (Ин.4:21, 23–24). Неужели вы думаете, что Богу нужны эти храмы, пышные облачения, дорогие убранства?» — с нескрываемым удовлетворением спрашивают нас. Но именно последняя мысль должна нас ободрить. Значит, люди, которые с нами говорят, не далеки от Православия, значит, мы сможем понять друг друга, потому что на этом и основывается православное отношение к храму: он Богу не нужен!..

Евангелие невозможно понять, если подходить к нему лишь с точки зрения Божественной логики. Христос пришел не для того, чтобы сказать нам, что нужно Богу. Бог — Вседовольный, Он ни в чем не нуждается. Спаситель открыл нам истину о том, что нужно человеку! Это очень важная мысль. Она пронизывает все Евангелие. Иначе невозможно объяснить, почему Всемогущий Бог исцеляет слепого не одним повелением, не словом только, но употребляет для этого столько ненужных веществ и непонятных действий: «Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим» (Ин. 9:6,7). Непонятно, почему Господь, одним словом Создавший Вселенную, «не может» сразу же исцелить слепого, но несколько раз возлагает на него руки и употребляет другие действия: «взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что? Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья. Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно» (Мк. 8:23–25). Оказывается, в Евангелии мы видим Бога, Который приходит к нам, слушает нас и понимает наши немощи, Который разговаривает с человеком на понятном для него языке пространства и времени: насыщает хлебом голодных (Мф. 14:17–21), прикасается к глазам слепых (Мф. 20:34), телам прокаженных (Лк. 5:13), одрам мертвых (Лк. 7:14), хотя и все может совершить одним словом, мыслию. И эта евангельская правда о Создателе, это непонятное для нас Его умаление поражают, повергая в недоумение: зачем это все нужно Ему?..

Однако Евангелие открывает нам не только правду о Боге. Спаситель пришел для того, чтобы принести людям и правду о них самих. И правда эта лишена напрасных иллюзий: мы немощны и не можем одной лишь силой воли оторваться от реалий действительности, не можем не принимать во внимание того, что видим вокруг себя: «И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня» (Мф. 14:29–30)…

Конечно же, храм не нужен Богу, не нужно Ему ни великолепное убранство, ни облачения, ни торжественность Богослужения. Однако это только часть правды. Есть и другая. И она также оправдана в Евангелии, как и первая. Мы – создания пространства и времени, а значит наши сердечные чувства, наше благоговение, благодарность не могут ограничиваться только душевными движениями. Бог вложил в нас удивительную связь телесного и душевного. Поэтому всякое расположение сердца естественно имеет и материальную форму выражения. И это правда Божественная, в которой сокрыта воля Создателя.

А еще первая заповедь Христовой лестницы добродетелей говорит: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:3). А что такое «нищета духовная»? Это смирение, то есть честность перед собою. И вот эта евангельская честность побуждает нас признаться перед собою в том, что в обыденной жизни мы нечасто вспоминаем о Боге, не можем думать о небесном, когда вокруг безумно суетится мир. Даже уединенно созерцая красоту природы, мы скорее эстетически наслаждаемся, нежели благодарим Создателя. А значит, нам нужно конкретное время, конкретное пространство, «отвоеванное у греха и суеты», которое поможет наконец оторваться от мыслей о земном. Нам нужен образ, который обратит к возвышенному наш взгляд, нужно благоухание, которое отвлечет от мирских привязанностей наше обоняние, необходимо действие, которое оторвет от мыслей о будничных делах и планах наше воображение, нужно пение, которое поможет умиротворить душу от шумов безумного мира… Это и есть то смирение, с которого начинается путь к Богу, путь в храм. В этом признании нет противоречия Евангелию. Наоборот, только так и можно в нашей жизни оправдать смысл пришествия Спасителя в образе простого палестинского Плотника и распятия безумным бессильным созданием своего Всемогущего Создателя!

Господь принес человечеству правду о наших немощах и болезнях, Он явил нам и правду о Боге, Который разговаривает с человеком на доступном для него языке внешних действий и образов, посредством вещественных предметов. Это и есть Евангельская правда, которую логически понять невозможно, однако нельзя от нее убежать, не отказавшись от связи с Живым Богом. Поэтому не стоит подменять ее удобным самообольщением о том, что Бог у нас в душе, ибо Апостолы говорили о другом, они проповедовали «Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1Кор. 1:23)…

Да, скажем мы твердо, храм Богу не нужен, однако он необходим человеку, которого так любит Создатель! И в этом удивительном противоречии мы ясно видим Христову правду о человеке и его общении с Богом, познаем сокровенный евангельский смысл: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Роман Савчук

26 сентября 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Почему люди не ходят в храм? Почему люди не ходят в храм?
Мнения священнослужителей
Почему люди не ходят в храм? Почему люди не ходят в храм?
Мнения священнослужителей
Тысячи людей, готовых прийти в храм за крещенской водой или же выстоять на морозе многочасовую очередь к привезенной святыне, сделали новую «передышку» от посещения храма.
Чтобы сердце жило в храме Чтобы сердце жило в храме
Игум. Нектарий (Морозов)
Чтобы сердце жило в храме Чтобы сердце жило в храме
Игумен Нектарий (Морозов)
Здесь — Царство Божие на земле. Его свет, его отблеск, его предчувствие... И поэтому блажен тот, для кого храм, дом Божий, стал и его домом. Ему будет там хорошо.
Храм Храм
Протоиерей Андрей Ткачев
В тех культурах, где места христианского поклонения строятся так, как концертные залы, «собака зарыта» не в эстетических предпочтениях и не в архитектурном вкусе. Это видимые проявления евхаристического кризиса и отступления от благодати в область религиозных фантазий. И легализация телесного растления, то есть толерантное отношение к разорению храма Божия – тела человеческого, возникло там, где храмы приняли вид концертных залов.
Комментарии
Марианна10 октября 2015, 15:04
Да, есть такие слова "Бог ее в рукотворных храмах живет" Но есть и слова Самого Христа: "клянущийся храмом клянется им и ЖИВУЩИМ в нем" (Мф, 23:21). И еще есть слова: "Господи! возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей" (Пс, 25:8). Так что не только для человека, но и для Бога пребывать в храме, а более того, считать его Своим домом, это естественно.
ЕВА 6 октября 2014, 22:21
Сам Господь Бог дал людям ещё в Ветхом Завете через пророка Моисея указания ,каким должен быть храм для Богослужений!Церковное православное Богослужение совершается священнослужителями преимущественно в храмах!А главное,через Богослужение православные христиане входят в таинственное общение с Богом,через совершение таинства Св.Причащения,получая от Бога благодатные силы для праведной жизни!Вне храма это невозможно совершать!
Михайлов И28 сентября 2014, 18:04
Милая Татьяна, в Храме Божьем надо не прихожан нюхать, а с Богом общаться. Тогда всякие контрасты перестанут резать глаз, и никакого смущения не возникнет.
Читательница (Подмосковье)28 сентября 2014, 10:49
Вчера была на праздничной Литургии в Елоховском соборе. Еще раз убедилась, что храмы нужны. То, что храм Божий должен быть в душе, – никто не оспаривает.
А как быть тем, кто храм в душе еще не построил? Куда пойти им, чтобы согреть свою душу, чтобы почувствовать Благодать, чтобы услышать слово Божие? Если б не было такого благолепия в Соборе, если б не пел так проникновенно хор, думаю, я не получила бы той Благодати, которая греет душу и сейчас. Храмы нужны всем – и тем, кто только начинает свой путь к Богу, и тем, кто уже не мыслит своей жизни без Него.
Татьяна27 сентября 2014, 12:47
Да, великое смущение для многих и многих являет собой контраст между великолепием православных храмов и людей в них и вокруг:в основном бедно одетых, часто не очень хорошо пахнущих (в основном по причине немощи старческой большинство-то прихожан люди немолодые), но ничего нет правдивее и красивее этого контраста: великолепие алтаря, храма вокруг него и наших скромных, бедных одежд и жилищ, а более того, контраста Божиего великолепия, сияющего теплым золотом и черного монашеского одеяния. Так и должно быть.
Ольга 27 сентября 2014, 06:02
Думаю что люди строят храмы для себя, для малых детей, женщин, особенно это важно для тех кто первый раз решил обратиться к Богу, у кого совсем нет опыта как направить свой ум к Богу, для этого нужны образа Святых, поучения священников, как нужно направить и определить свой уклад жизни, а это должно происходить в красивом, светлом месте, благоукрашеном и благоустроенном. В храме такие учения воспринимаются по-другому, с особым доверием.
Сергий27 сентября 2014, 01:15
Роман. Нужен ли Богу Храм? Это можно узнать из Писания. Бог.... не в рукотворенных храмах живёт. Деяния 17.24 25. В другом месте сказано ...И сами как живые камни устрояйте из себя дом духовный ...1 Петра 2.5. Из этого следует что Храм нужен но не того устроения то есть духовный. Иисус Христос Господь пришел на землю для того чтобы искупить грешного человека ....И не с кровью козлов и тельцов но со Своею Кровию однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление. Евреям 9.12.

мнение26 сентября 2014, 16:35
Кому-то все неймется, мечтает раскачать Мир Православный, угрызает то с одной стороны, то с другой, а результат - ноль. Надо верить Богу и уповать на него во всех добрых делах, Его Воля возведение Храмов БОЖИИХ ДЛЯ ЕГО детей заблудших и несовершенных, очень сильно плененных язычеством. Более 2000 лет назад, Иисус Христос принес на землю обновленную правду Книги Жизни - Евангелие Нового Завета, тем самым отменив Ветхий Завет, это случилось на Сретение Господне. Симеон Богоприимец сказал: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко (Ветхий Завет), по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля". Современный же человек не особенно утруждает себя разобраться со всем, что относится к Главному в жизни; как странно... у людей нет времени на Того, Кто дал им это время.
Андрей26 сентября 2014, 16:09
«Если на вашу долю выпала честь строить Дом Божий,
примите это как великий дар Творца,
ибо десница Господа касается того,
кто строит храмы и многие грехи простит тому Господь»
/Святой преподобный Серафим Саровский.
Издревле, православные храмы, устремленные золотом изящных куполов в небесную синеву, олицетворяя собой чистоту и силу человеческой души, всегда были не только символом веры, но и истинным украшением городов на Руси, наполняя их густым переливом церковного звона, даря надежду и укрепляя дух, радуя и успокаивая сердце.

Источник: http://www.hram-serafima.ru/
Сантехник26 сентября 2014, 12:28
Ув. Автор! Лежу в койке, мысли где-то летают «вольной птицей»… И вдруг Ваша статья! – и тут же мысль-чувство: - «Вот, Он здесь, рядом…». БЛАГОДАРЮ!
Вы напомнили мне, грешному, о Боге! причем вне Храма!
Для меня это очень важно – во время службы немощь, к сожалению, слишком часто «перешибает внимание к службе»… Дома тише, сосредоточиться легче… Как показал и сегодняшний опыт… Нужным оказался лишь «возмущающий фактор»… Ваша статья…
А если кратко: /Для любого! человека, времени и места.
Основание - слова Господа: Приходящего ко мне не изгоню вон.
«СЕЙЧАС ГОСПОДЬ ЗДЕСЬ, РЯДОМ,С УМИЛЕНИЕМ СМОТРИТ НА НАС, ИЩУЩИХ ЕГО, И ВО ВСЕМ ГОТОВ ПОМОЧЬ НАМ – ТОЛЬКО РУКУ ПРОТЯНИ»:
ПОМЯНИ МЕНЯ,ГОСПОДИ,ВО ЦАРСТВИИ ТВОЕМ…
БОЖЕ, МИЛОСТИВ БУДИ МНЕ, ГРЕШНОМУ.
Пока писал - несколько раз вспоминал о Боге... Благодарю!
*
~В 3-6-9-12 часов – вспоминать о Боге и «про себя» из сердца обращаться к Нему «Мытаревой», «Разбойничьей» /и «Господней»/ молитвами.
*
Насчет Храма – мне кажется,у него многофункциональное значение – но одно точно, храмовая служба не должна мешать памяти Божией! И себя измотаешь, и к Господу не приблизишься… Тут просто необходимо разумное сочетание храмового и внехрамового воспоминания о Боге. И о грехе... Нет? Ошибаюсь? 26.9.14 Сантехник.

Игумен Гурий Покровский26 сентября 2014, 11:51
ПЛОД ХРАМА

Украшает роспись храмы,
Своды, словно небосвод.
Господа, старушки, дамы,
Здесь вы в Рай найдете вход.
Красота, что творил зодчий,
И художника творенье —
Будут светом среди ночи,
Будут вам служить спасеньем.
Здесь, укрывшись от тревоги,
Избежав земных забот,
Вы узнаете о Боге...
Вот такой у храма плод!
Татьяна26 сентября 2014, 11:29
Спасибо, но в этом вопросе есть и другая его часть: храм нужен, благовоние нужно, пение необходимо, а вот как объяснить себе и людям зачем в маленьком городишке, где полуработает одно предприятие, храм со стоимостью иконостаса 150 000 долларов США? И на этот иконостас деньги собирают миром, богатых благотворителей нет, а служащие батюшки заняты вопросами хозяйствования и зарабатыванием денег на стройку храма не одно десятилетие, так что во внеслужебное время батюшку в храме не найти, да и общины нету. И это не только у нас, вы сами знаете.
Игумен Гурий Покровский26 сентября 2014, 11:19
НУЖЕН ЛИ БОГУ ХРАМ?
Вопрос интересный...
Но он легко раскрывается другим вопросом - нужна ли взрослым родителям детская кроватка, если у них есть ребенок. Ответ - нужна!
Так и мы теперь дети Божии (это не о неверующих которым нужны стадионы, рестораны и ночные клубы) - "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3:16). А раз мы дети Божии, то Богу для нас - Храм нужен!
Игумен Гурий Покровский26 сентября 2014, 11:07
ХРАМ БОЖИЙ

Храм!.. Поставлен на века, поставлен прочно
И словом Божиим в молитве освящен.
Здесь чисто все, все непорочно,
Здесь я и ты Крещением крещен.
Здесь множество святых на стенах,
Здесь лик святых — иконастас.
Здесь на иконах преподобные мужи и жены,
Здесь просвещают житием пророки нас.
Здесь служит нам Христос Спаситель,
Здесь Тело, Кровь Свои преподает.
Здесь отстает от нас змей-искуситель,
Здесь за проступки нас прощенье ждет.
Здесь нас Писанием апостол назидает,
Здесь Словом просветит святой евангелист.
Здесь кается душа, но не страдает...
Здесь Бог ее с Собой соединит.
Здесь собираются из всех домов, селений,
Здесь собираются враги едино и друзья...
Здесь не ведут дороги в Рим со всей вселенной —
Здесь все дороги со вселенной ведут в Рай.
Светлана26 сентября 2014, 11:04
Роман, спасибо Вам за прекрасные статьи.
Людмила26 сентября 2014, 10:37
Да,часто слышу от верующих других конфессий,что Богу храмы не нужны.Теперь есть ответ.Спасибо.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×