Есть одна очень важная мысль, которая часто звучит в полемике православных с протестантами. «Зачем вы строите такие огромные храмы, тратите столько денег и средств на устройство места поклонения Богу, Который ясно сказал: “Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу… Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине” (Ин.4:21, 23–24). Неужели вы думаете, что Богу нужны эти храмы, пышные облачения, дорогие убранства?» — с нескрываемым удовлетворением спрашивают нас. Но именно последняя мысль должна нас ободрить. Значит, люди, которые с нами говорят, не далеки от Православия, значит, мы сможем понять друг друга, потому что на этом и основывается православное отношение к храму: он Богу не нужен!..
Евангелие невозможно понять, если подходить к нему лишь с точки зрения Божественной логики. Христос пришел не для того, чтобы сказать нам, что нужно Богу. Бог — Вседовольный, Он ни в чем не нуждается. Спаситель открыл нам истину о том, что нужно человеку! Это очень важная мысль. Она пронизывает все Евангелие. Иначе невозможно объяснить, почему Всемогущий Бог исцеляет слепого не одним повелением, не словом только, но употребляет для этого столько ненужных веществ и непонятных действий: «Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим» (Ин. 9:6,7). Непонятно, почему Господь, одним словом Создавший Вселенную, «не может» сразу же исцелить слепого, но несколько раз возлагает на него руки и употребляет другие действия: «взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что? Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья. Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно» (Мк. 8:23–25). Оказывается, в Евангелии мы видим Бога, Который приходит к нам, слушает нас и понимает наши немощи, Который разговаривает с человеком на понятном для него языке пространства и времени: насыщает хлебом голодных (Мф. 14:17–21), прикасается к глазам слепых (Мф. 20:34), телам прокаженных (Лк. 5:13), одрам мертвых (Лк. 7:14), хотя и все может совершить одним словом, мыслию. И эта евангельская правда о Создателе, это непонятное для нас Его умаление поражают, повергая в недоумение: зачем это все нужно Ему?..
Однако Евангелие открывает нам не только правду о Боге. Спаситель пришел для того, чтобы принести людям и правду о них самих. И правда эта лишена напрасных иллюзий: мы немощны и не можем одной лишь силой воли оторваться от реалий действительности, не можем не принимать во внимание того, что видим вокруг себя: «И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня» (Мф. 14:29–30)…
Конечно же, храм не нужен Богу, не нужно Ему ни великолепное убранство, ни облачения, ни торжественность Богослужения. Однако это только часть правды. Есть и другая. И она также оправдана в Евангелии, как и первая. Мы – создания пространства и времени, а значит наши сердечные чувства, наше благоговение, благодарность не могут ограничиваться только душевными движениями. Бог вложил в нас удивительную связь телесного и душевного. Поэтому всякое расположение сердца естественно имеет и материальную форму выражения. И это правда Божественная, в которой сокрыта воля Создателя.
А еще первая заповедь Христовой лестницы добродетелей говорит: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:3). А что такое «нищета духовная»? Это смирение, то есть честность перед собою. И вот эта евангельская честность побуждает нас признаться перед собою в том, что в обыденной жизни мы нечасто вспоминаем о Боге, не можем думать о небесном, когда вокруг безумно суетится мир. Даже уединенно созерцая красоту природы, мы скорее эстетически наслаждаемся, нежели благодарим Создателя. А значит, нам нужно конкретное время, конкретное пространство, «отвоеванное у греха и суеты», которое поможет наконец оторваться от мыслей о земном. Нам нужен образ, который обратит к возвышенному наш взгляд, нужно благоухание, которое отвлечет от мирских привязанностей наше обоняние, необходимо действие, которое оторвет от мыслей о будничных делах и планах наше воображение, нужно пение, которое поможет умиротворить душу от шумов безумного мира… Это и есть то смирение, с которого начинается путь к Богу, путь в храм. В этом признании нет противоречия Евангелию. Наоборот, только так и можно в нашей жизни оправдать смысл пришествия Спасителя в образе простого палестинского Плотника и распятия безумным бессильным созданием своего Всемогущего Создателя!
Господь принес человечеству правду о наших немощах и болезнях, Он явил нам и правду о Боге, Который разговаривает с человеком на доступном для него языке внешних действий и образов, посредством вещественных предметов. Это и есть Евангельская правда, которую логически понять невозможно, однако нельзя от нее убежать, не отказавшись от связи с Живым Богом. Поэтому не стоит подменять ее удобным самообольщением о том, что Бог у нас в душе, ибо Апостолы говорили о другом, они проповедовали «Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1Кор. 1:23)…
Да, скажем мы твердо, храм Богу не нужен, однако он необходим человеку, которого так любит Создатель! И в этом удивительном противоречии мы ясно видим Христову правду о человеке и его общении с Богом, познаем сокровенный евангельский смысл: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).
А как быть тем, кто храм в душе еще не построил? Куда пойти им, чтобы согреть свою душу, чтобы почувствовать Благодать, чтобы услышать слово Божие? Если б не было такого благолепия в Соборе, если б не пел так проникновенно хор, думаю, я не получила бы той Благодати, которая греет душу и сейчас. Храмы нужны всем – и тем, кто только начинает свой путь к Богу, и тем, кто уже не мыслит своей жизни без Него.
примите это как великий дар Творца,
ибо десница Господа касается того,
кто строит храмы и многие грехи простит тому Господь»
/Святой преподобный Серафим Саровский.
Издревле, православные храмы, устремленные золотом изящных куполов в небесную синеву, олицетворяя собой чистоту и силу человеческой души, всегда были не только символом веры, но и истинным украшением городов на Руси, наполняя их густым переливом церковного звона, даря надежду и укрепляя дух, радуя и успокаивая сердце.
Источник: http://www.hram-serafima.ru/
Вы напомнили мне, грешному, о Боге! причем вне Храма!
Для меня это очень важно – во время службы немощь, к сожалению, слишком часто «перешибает внимание к службе»… Дома тише, сосредоточиться легче… Как показал и сегодняшний опыт… Нужным оказался лишь «возмущающий фактор»… Ваша статья…
А если кратко: /Для любого! человека, времени и места.
Основание - слова Господа: Приходящего ко мне не изгоню вон.
«СЕЙЧАС ГОСПОДЬ ЗДЕСЬ, РЯДОМ,С УМИЛЕНИЕМ СМОТРИТ НА НАС, ИЩУЩИХ ЕГО, И ВО ВСЕМ ГОТОВ ПОМОЧЬ НАМ – ТОЛЬКО РУКУ ПРОТЯНИ»:
ПОМЯНИ МЕНЯ,ГОСПОДИ,ВО ЦАРСТВИИ ТВОЕМ…
БОЖЕ, МИЛОСТИВ БУДИ МНЕ, ГРЕШНОМУ.
Пока писал - несколько раз вспоминал о Боге... Благодарю!
*
~В 3-6-9-12 часов – вспоминать о Боге и «про себя» из сердца обращаться к Нему «Мытаревой», «Разбойничьей» /и «Господней»/ молитвами.
*
Насчет Храма – мне кажется,у него многофункциональное значение – но одно точно, храмовая служба не должна мешать памяти Божией! И себя измотаешь, и к Господу не приблизишься… Тут просто необходимо разумное сочетание храмового и внехрамового воспоминания о Боге. И о грехе... Нет? Ошибаюсь? 26.9.14 Сантехник.
Украшает роспись храмы,
Своды, словно небосвод.
Господа, старушки, дамы,
Здесь вы в Рай найдете вход.
Красота, что творил зодчий,
И художника творенье —
Будут светом среди ночи,
Будут вам служить спасеньем.
Здесь, укрывшись от тревоги,
Избежав земных забот,
Вы узнаете о Боге...
Вот такой у храма плод!
Вопрос интересный...
Но он легко раскрывается другим вопросом - нужна ли взрослым родителям детская кроватка, если у них есть ребенок. Ответ - нужна!
Так и мы теперь дети Божии (это не о неверующих которым нужны стадионы, рестораны и ночные клубы) - "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3:16). А раз мы дети Божии, то Богу для нас - Храм нужен!
Храм!.. Поставлен на века, поставлен прочно
И словом Божиим в молитве освящен.
Здесь чисто все, все непорочно,
Здесь я и ты Крещением крещен.
Здесь множество святых на стенах,
Здесь лик святых — иконастас.
Здесь на иконах преподобные мужи и жены,
Здесь просвещают житием пророки нас.
Здесь служит нам Христос Спаситель,
Здесь Тело, Кровь Свои преподает.
Здесь отстает от нас змей-искуситель,
Здесь за проступки нас прощенье ждет.
Здесь нас Писанием апостол назидает,
Здесь Словом просветит святой евангелист.
Здесь кается душа, но не страдает...
Здесь Бог ее с Собой соединит.
Здесь собираются из всех домов, селений,
Здесь собираются враги едино и друзья...
Здесь не ведут дороги в Рим со всей вселенной —
Здесь все дороги со вселенной ведут в Рай.