Оценка состояния души при паранормальной деятельности в свете учения святых отцов Церкви

Продолжение, начало см. здесь>>

"Мученик
Мученик Исидор изгоняет беса

"В Нем была жизнь и жизнь была свет человеков.
И свет во тьме светит и тьма не объяла его".
(Ин. 1,4)

"И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям
умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, - тогда отвечайте:
не должен ли народ обращаться к своему Богу ?
Спрашивают ли мертвых о живых?
(Ис. 8, 19)

Иеромонах Серафим (Роуз) пишет о шведском мистике Эммануиле Сведенборге следующее: "Сведенборг с детства практиковал одну форму медитации, включающей расслабление и сильное сосредоточение. Со временем он начал видеть во время медитации пламя... Это подготовило его к общению с миром духов... Наконец, духи стали являться к нему в состоянии бодрствования. Он был открыт общению с воздушным царством падших духов". ("Душа после смерти", С.88-91.)

Архиепископ Феофан (Полтавский) пишет, исходя из святоотеческого учения: "Не всякая радость есть радость Божия, есть радость и в прелести бесовской происходящая. Она-то и вводит неопытных в заблуждение".

Эти слова архиепископа Феофана имеет смысл соотнести, например, с такими высказываниями медиумов:

"Я лично верю, что в нас заключены мощные стремления радости, которые могут быть высвобождены путем медитации, наводняя личность небывалой радостью, которая исходит неизвестно откуда ...";

"Это состояние превыше всего - видения, слышания, прикосновения, обоняния и вкушения - превыше всякого думания и чувствования. Это состояние непроявленного, абсолютного, чистого сознания Сущего и есть наивысшее состояние жизни ... Когда человек развил в себе способность переводить это состояние на уровень сознания на перманентном основании, про него говорят, что он достиг космического сознания, цели всех, кто медитирует..." (взято из книги иеромонаха Серафима Роуза "Святое православие: XX век". - С.128,138.)

Подобных высказываний у них много.

Однако, иеромонах Серафим (Роуз) обращает внимание, говоря про разные медиумические учения, что "внетелесные состояния" реальны и их нельзя отбросить, как "галлюцинации", однако ясно и то, что это опыт не духовный; попытки интерпретировать его как духовный опыт только служат увеличению духовной неразберихи у современного человека. ("Душа после смерти", глава "Выход из тела в оккультной литературе").

Очень бы хотелось, конечно, постичь внутреннюю суть подобных состояний сознания, понять, что это такое, чтобы лучше уяснить пользу или вред их[1]. Что здесь могло бы помочь?

Физиология изучает принципы работы мозга. Психология описывает феномены и свойства психики человека, не ставя своей целью выявление внутренней сути психических состояний и тем более их смысла. Неужели у нас остается только одна возможность оценить паранормальное состояние - на собственном опыте, входя в него тем или другим путем?!

Однако, это абсолютно неприменимо, известны многочисленные свидетельства, что паранормальное состояние далеко небезопасно для человека. Любому понятно, что попытка на собственном опыте войти во внутренний мир, например, наркомана - верный путь к собственной гибели, а отнюдь не к оценке этого состояния. Опытные медики раньше проводили на себе эксперименты, изучая действие психотропных препаратов и наркотиков, однако под строгим контролем других врачей, любой здравый человек, знающий о крайне быстром развитии наркотического привыкания и зависимости, несомненно воздержится от подобных опытов на себе.

Как же быть? Если с помощью разных наук и исходя из собственного опыта мы не можем узнать сути паранормального состояния, как же тогда представить его себе и понять его смысл?

 

СВЯТЫЕ ОТЦЫ О РАЗНЫХ ДУХОВНЫХ СОСТОЯНИЯХ

"Путь нечестивых вводит их в заблуждение..."
(Притч. 12,26)

"Будут преуспевать... вводя в заблуждение и заблуждаясь."
(2 Тим. 3,13)

"И добрый признак для нас, что мы стоим на сем пути, ведущем в жизнь Божественную, состоит в том, что нашей молитве сопутствуют скорби и внешние и внутренние, и отсюда мы испытываем тесноту - и справа и слева, и не ищем высоких духовных состояний, а взыскуем единое на потребу - покаяние". о. Иоанн (Журавский)

К большой неожиданности современных ученых выясняется, что духовные состояния очень глубоко анализируются святыми подвижниками православной Церкви. Их-то опыт и знания, судя по всему, и могут оказать неоценимую помощь в постижении истинной сути оккультно-паранормальных состояний. Идя сложным подвижническим путем к подлинным вершинам духовной жизни, святые отцы преодолевали многие опасные и неверные духовные состояния.

Крайне важно при этом, что со святыми отцами Сам Господь Бог, Царица Небесная, таинства Святой Церкви. "Грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает". (Ин. 9,31). Мерилом же того, что эти состояния оцениваются ими действительно верно и правильно, может служить их святость, устанавливаемая уже после их смерти Церковью, в которой живет Дух Святый. Он через контроль над соборным сознанием Церкви помогает окончательно установить истину, отвергая всякие заблуждения и отсеивая их со временем.

В трудах святых наставников христианского подвижничества, просвещенных и наученных Духом Святым, удается найти не только подробное описание разных духовных состояний и трезвый анализ их, но и внимательный разбор опасностей и возможных ошибок на духовном пути, гибельных для состояния души. Обратимся же к опыту святых отцов, к так называемому Священному Преданию Церкви, чтобы правильно оценить духовное состояние медиумов.

Вначале обратим внимание на некоторые общеизвестные факты из жизни святых, которые исцеляли людей, поскольку медиумы первейшим доводом в пользу своей деятельности ставят ослабление болезненных симптомов у людей.

Особое благодатное состояние святых, когда их посещает благодать Божия, - абсолютно непохоже на то, что наблюдается у медиумов во время паранормального состояния. Святые во время действия в них благодати (например, апостолы во время сошествия на них Святаго Духа, святые евангелисты, преподобный Серафим Саровский в беседе с Мотовиловым и т.д.), в отличие от медиумов в паранормальном состоянии, ведут себя по-обычному, пишут, разговаривают, у них нет никаких впечатляющих демонических движений, потустороннего взгляда, слащавого выражения лица и проч. С ними Сам Бог, Его благодать, Его свет.

А исцеления, совершаемые ими, совсем не то, чем похваляются медиумы. "Истинные исцеления, совершаемые по вере в Господа Иисуса Христа в Православной Его Церкви, в первую очередь связаны с покаянием и исцелением души. Своим благодатным изменением они простираются не только на временную жизнь, но - что главное - на жизнь вечную...

Исцеления медиумов - всегда эфемерны, непрочны, а вред, наносимый ими человеку на всю жизнь, несравним с кратковременным физическим облегчением", - пишет архимандрит Тихон (Шевкунов) в статье "Не участвуйте в делах тьмы".(С.125 и С.105) Истинное целительство и прозорливость - это удел святых и праведников, они даруются тем православным подвижникам, которые десятилетиями подвизались в подвигах смирения, воздержания, поста и молитвы, это дары Святаго Духа, только воля Божия определяет их получение.

Известно еще, что некоторые из святых на протяжении многих лет крайне мало спали. Но спали они мало вовсе не потому, что входили в состояние, похожее на паранормальное. Экстрасенсы и медиумы весьма ненадолго и с колоссальным трудом входят в паранормальное состояние, после чего им требуется долгое восстановление и отдых. Святые же спали мало изо дня в день годами и десятилетиями! Они не искали и не входили ни в какие "особые состояния сознания". Их крайне малый сон - чудо, совершаемое силою Бога, Его благодатью, которая превыше законов естества, преодолевает их. Надо понимать и то, что далеко не всем подает Господь Бог такое. "Грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает" (Ин. 9,31).

Очень важно положение, многократно подчеркиваемое святыми отцами Церкви (смотри, например, "Добротолюбие" или "Отечник" святителя Игнатия Брянчанинова), о том, что перед возникновением истинно благодатного состояния духа у подвижника не бывает никакой специальной подготовки (того, что у медиумов называется "вхождением в состояние").

Они говорят, что Господь, если посещает человека, посещает всегда внезапно, неожиданно, никогда не вследствие каких-то особых усилий подвижника, направленных на получение благодати! "Бог гордым противится, смиренным дает благодать"(Иак. 4,6). И речи быть не может при этом о том, чтобы сосредоточивать свое внимание на блестящих предметах и полностью расслабляться, входить в особый настрой с помощью музыки или ритма, принимать различные позы, искать каких-то ощущений. Подвижники духа стремятся совсем к другому - к покаянию, к сокрушению сердца, к плачу о своей греховности и ничтожности, которые все больше и больше открываются им по мере их подлинного духовного роста.

"Святость есть начало будущей жизни вечной. Все святые – пишет схиигумен Савва в своей книге "Семена сатаны и любовь Христова", - достигали святости не иначе, как путем долгой и трудной борьбы со всеми земными пристрастиями, путем обуздания своей плоти постом, трудами, молитвами и другими подвигами благочестия. Святыми мыслями, желаниями, чувствами и стремлениями они прикреплялись к Богу и духом сливались с Ним воедино". (С.164.)

А про духовные состояния медиумов, про их оккультную мистику, архимандрит Рафаил Карелин в своей книге "Христианство и модернизм" справедливо замечает, что она "имеет ярко выраженный эгоистический и эгоцентрический характер. Она ищет наслаждений, удовлетворения страстей и прежде всего гордыни, а также - опьянения демоническими ощущениями, которые человек может принимать за духовные состояния. Эта мистика насыщена грехом и страстями..." (С. 448).

"Блаженна душа, которая сознала себя вполне недостойной Бога, которая осудила себя как окаянную и грешную! Она на пути спасения; в ней нет самообольщения. Напротив того, кто считает себя готовым к принятию благодати, кто считает себя достойным Бога, ожидает и просит Его таинственного пришествия, говорит, что он готов принять, услышать и увидеть Господа, тот обманывает себя, тот льстит себе; тот достиг высокого утеса гордости, с которого падение в мрачную пропасть пагубы.

Туда ниспадают все возгордившиеся над Богом, дерзающие бесстыдно признавать себя достойными Бога, и из этого самомнения и самообольщения говорить Богу: "глаголи, Господи, яко слышит раб Твой".

(Святитель Игнатий Брянчанинов "Как избежать заблуждений в духовной жизни (о прелести)".- С.92)

Святитель Игнатий (Брянчанинов), ссылаясь на опыт многих святых подвижников Церкви, рассматривает и показывает, что подобные моменты (подготовка, ожидание, особый настрой и прочее, которые непременно есть у экстрасенсов, в йоге, в школах медитации и в оккультизме) - очень характерны для так называемой "прелести", неправильного и ошибочного духовного состояния. В основе этого неверного и опасного состояния лежит гордость человека, неоправданная вера в свою собственную необычайность и достоинство. Имеется довольно обширная

православная литература об этом пагубном состоянии духовного заблуждения. "Прелестью Святые Отцы называют самообольщение, соединенное с обольщением, производимым бесами", - пишет в "Отечнике" святитель Игнатий (Брянчанинов). А иеромонах Серафим (Роуз) заметил, что практически каждый монах-подвижник в своей духовной жизни сталкивается с состоянием "прелести" и должен преодолеть его. ("Святое Православие: XX век"; глава "Духовное заблуждение".)

Вот прямые слова святителя Игнатия (Брянчанинова) о состоянии прелести:

"Если в тебе кроется ожидание благодати, - остерегись: ты в опасном положении! Такое ожидание свидетельствует о скрытном удостоении себя, а удостоение свидетельствует о таящемся самомнении, в котором гордость. За гордостью удобно последует, удобно прилепляется прелесть. Прелесть есть уклонение от Истины и содействующего Истине Святаго Духа, уклонение ко лжи и содействующим лжи духам отверженным. Прелесть существует уже в самомнении, существует в удостоении себя, в самом ожидании благодати... От ложных понятий рождаются ложные ощущения. Из ложных понятий и ощущений составляется самообольщение. К действию самообольщения присоединяется обольстительное действие демонов. Демоны первенствуют и начальствуют в области лжи. Произвольно подчинившийся демонам поступает под насильственное влияние их. Такое состояние - состояние прелести". (Том второй. - С.321).

"Состояние самообольщения служит основанием бесовской прелести: падший ангел в ложном понятии христианина находит пристанище, к этому понятию прививает свое обольщение, а посредством обольщения подчиняет человека своей власти, ввергает его в так называемую бесовскую прелесть". (Святитель Игнатий Брянчанинов "Как избежать заблуждений в духовной жизни (о прелести)".- С. 45) И еще: "Произвольное повиновение демонам, хотя бы оно совершилось по их приглашению и настоянию, лишает человека духовной свободы, соделывает его орудием их. Великое бедствие - поработиться демонам и сделаться орудием их!" (Святитель Игнатий Брянчанинов "Отечник". - С.467)

Богомудрые отцы Церкви советуют подвижникам, чтобы не попасть в такое состояние прелести, искать всегда не каких-то духовных ощущений и не прихода благодати, а совсем другого: покаяния, плача о своей греховности, о своем несовершенстве и недостоинстве, при крайне смиренном о себе сознании, когда человек искренно считает себя хуже всех. Только в этом случае и может прийти к человеку благодать Божия. Они всячески предостерегают от этого опасного состояния прелести, которое чревато самыми печальными последствиями: повреждение ума, отчаяние и даже самоубийство.

Во время же оккультных поисков особого состояния сознания, если обратить на это внимание, медиум никак не контролирует себя с целью избежать ошибки и заблуждения, он всецело отдается расслаблению и сосредоточению внимания, напряженному поиску "духовных" ощущений. У оккультистов, что поразительно, нет никаких критериев оценки правильности своего духовного состояния! Нет и еще одного: достодолжного знания о злых невидимых силах.

А это очень важно, чтобы, занимаясь аскетическими и духовными упражнениями, ослабляя в себе действие телесного начала, подвижник все время был крайне внимателен, не доверял во всем себе, не оставлял самоконтроля и не поддавался всевозможным искушениям или видениям. Спасению души и духовному восхождению человека к Богу активно противятся демоны, сознательно пытаясь уловить его во многие опасные ловушки, в том числе и в разные псевдодуховные состояния. Поэтому путь монахов и подвижников всегда оценивался как совершенно особый духовный подвиг, требующий крайней внимательности, осторожности и всегдашнего трезвения.

Не забудем, когда нас кто-то так или иначе уверяет в своих "духовных" сверхвозможностях или предлагает научиться творить разные "чудеса" над собою и над другими, что настоящие угодники Божии, святые, которые исцеляли и тело и душу, могли прозревать грядущие события, творили чудеса силой Бога, - все они проходили до этого многолетний (обычно десятки лет) подвиг поста, молитвы, воздержания, послушания, покаяния и глубочайшего смирения, укрепляясь при этом таинствами Церкви. Вспомним и то, что святые всячески избегали славы и денег, всегда указывали, что исцеляют никак не они, а Господь Иисус Христос, Его сила. "Даром получили, даром давайте" (Мф. 10,8).

Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: "Лжеименный разум есть образ мыслей и суждений, усвоившихся уму, по падении человека... Все сведения доставляются ему чувствами телесными, которые повреждены падением. Когда невидимое чувственными очами соделается для него доступным каким-либо средством, например, магнетизмом, то этим он умножает только свои заблуждения, укрепляет свое омрачение и самообольщение, как пребывающий во лжи, как стяжавающий одни превратные познания. Последователи его находятся в непрестанном несогласии между собой, противоречат один другому и сами себе... Оставим мудрость мира сего, оставим упование на нее, и приступим с верою и смирением к Божией мудрости и силе, к святой Истине - Христу, Который пришел в мир, да спасется Им мир. Он Свет, котораго тьма не объемлет и не приемлет. Тот только способен Его принять, кто возлюбил правду. "Всяк делаяй злая ненавидит Света. Не веруяй в Онь уже осужден есть. Сей есть суд, яко Свет прииде в мир, и возлюбиша человецы паче тьму, неже Свет: беша бо их дела зла" (Иоанн, 3,18-20.) (Том второй. - С.146-147.)

Подобно тому, как ребенку интересно играть с огнем и при этом ему не очень понятны возможные последствия игры с пламенем, - так и вступающие в мир оккультной и магической деятельностью, начиная входить в контакты с падшими духами, не до конца понимают, в руках какой опаснейшей и безжалостной злой демонической силы они становятся игрушкой, какой ценой получают необычные ощущения и радость, в прелести бесовской происходящие. Ценой всех этих "удовольствий" может стать вечная погибель самого дорогого, что имеет человек: собственной бессмертной души. Речь здесь не о тех, которые сознательно, ради своего превосходства и ради духовной власти над людьми, ради денежных и других интересов идут на сделку с дьяволом.


ОБ УЧАСТИИ ДЕМОНОВ В ПАРАНОРМАЛЬНЫХ ОПЫТАХ

"Берегитесь, чтобы вас не ввели заблуждение"
(Лк. 21,8)

"Не ускоряйте смерти заблуждениями вашей жизни"
(Притч. 1,12)

Как же все-таки медиумы и "целители" воздействуют на некоторых людей, тех, которые дали им свое согласие, подчинили им свою волю? Вряд ли только то, что они могут вводить себя в некое необычное состояние, может позволить им влиять на других людей. Что же воздействует на пациента в этих сеансах?

Это станет более ясным, если опять-таки принять во внимание реальное существование и воздействие на людей нематериальных невидимых сил, злых духов (демонов). Именно они принимают активнейшее участие в подобных сеансах. Они, во-первых, помогают самому медиуму войти в особое состояние сознания, воздействуя на его душу и даже входя в общение с ним. Они же способствуют и кратковременному эфемерному облегчению состояния больного. Лукавые духи стремятся ввести в обольщение одновременно обоих своих реципиентов: медиума-экстрасенса и его пациента. Интересно, что слово "medium" может быть переведено как "посредник". Между кем и кем является медиум посредником? Ответ однозначен: между людьми и демонической силой!

В случае же такой паранормальной деятельности, в которой участвует только один человек, например при разных видах медитации, бесовские силы незаметно и тонко обольщают медитирующего сатанинскими гордыми помыслами о его якобы непревзойденных возможностях и необычайных способностях, о его превосходстве над другими людьми, радуя его этим и рисуя в его душе самые невероятные мечты и фантазии о его славе и великом будущем. Или же, отступив на какое-то время от человека, "дают" ему на краткое время покой, который современный измученный человек, погруженный в чехарду суеты, забот, страстей и переживаний, воспринимает как состояние счастья, нирваны. Однако псевдопокой и радость в это время не от Бога, они кратковременны и обманчивы, происходят в прелести бесовской, многих вводящей в заблуждение. И хуже всего, что за это придется расплачиваться.

В чем состоит самообольщение? В смешном и нелепом обожествлении себя, своих возможностей и своих ощущений в этом псевдодуховном состоянии, в иллюзии того, что ты "гигант духа", можешь мобилизовывать свои ресурсы, помогать страждущему человечеству и все такое прочее. Как такие мысли могут вдохновлять и греть! Самое же грустное и печальное то, что прельщенный человек обычно абсолютно не понимает, что он находится в прелести, в опасном состоянии обольщения, всецело увлеченный мыслями о своем мнимом превосходстве, о своих "уникальных способностях" и исключительности, он просто не верит другим, не слышит их.

Великий дар у человека от Бога свободная воля, она играет важнейшее значение в его жизни! Ее можно никому и ничему не подчинять, и получить множество ран на жизненном пути. Можно, отчаявшись, расслабиться, поплыть по течению, начать подчиняться демоническим людям и их играм и оказаться в абсолютно нелепых и страшных ситуациях, погубляя свою душу для вечной жизни. И можно, когда откроются духовные очи, увидеть свою собственную греховность, несовершенство и ничтожество, покаяться, и начать сознательно подчинять свою волю всеблагой воле Бога, Который Путь, Истина и Жизнь для человеков. И только Господь Бог - истинный Пастырь Добрый, Который полагает даже жизнь Свою за овец, за нас. Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей". (Ин. 10,27)

И еще раз хотелось бы вернуться к тому моменту, что в некоторых школах и учениях (трансцендентальная медитация и проч.) предлагается очень быстрое научение вхождению в паранормальное состояние - всего за несколько сеансов. Это один из самых печальных случаев обмана современных людей. От человека не требуется никаких волевых усилий и изнурительных упражнений, нужно только одно: окажи внимание, прояви хоть на секунду интерес и дай свое согласие попробовать, поучаствовать. И поклонись, положи "в подарок" вон перед той фотографией или перед портретом яблоко, платок или что-нибудь еще (это жертвенное приношение "учителю" или "божеству", о чем пожелавший поучаствовать, как правило, даже и не подозревает). Давшему согласие все это сделать дальше кардинально помогает бес, которому так или иначе поклонились.

Это то самое добровольное согласие, которое когда-то всеми способами выуживал Мефистофель у Фауста: поклонись мне, а потом получишь от меня нечто такое!... В Библии же сказано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. (Мф. 4,11). В наши же дни, в какой-то ошалело-ускоренно-рыночной ситуации во всем, в том числе и с медитациями, экстрасенсами, колдовством и магией (когда нет и секунды на размышление перед сотнями этикеток, а купить вроде чего-нибудь надо), - все до примитивности печальней и хуже. Зазевавшуюся душу покупают в две минуты за грош!

Многие люди нашего времени, не имея часто серьезных знаний о духовном мире, о добре и силах зла, не верят и не понимают, что есть реальные бесплотные невидимые ангельские силы, в том числе и злые ангелы (демоны). Хотя знают при этом, что невидимое в мире точно есть: например, магнитные и электрические поля или радиоволны, которые пронизывают все вокруг. Нас долго отучали от Бога, от духовной жизни, от истинных знаний о невидимом мире.

К тому же человеку нашего суетного времени весьма часто тяжко и скучно, хочется развлечься, тянет на новенькое, на удовольствия. Все надоедает, приедается, почему бы и не испытать заодно какое-то необычное паранормальное состояние, попробовать повоздействовать на других. А тут еще сулят как в сказке: "снятие напряжений", "раскрытие скрытых возможностей"! Не успеваем или не хотим задуматься о возможных последствиях и о реальной цене за все это. А вот и методика, где не только задумываться и трудиться, но и времени много тратить не надо, - через несколько дней ты уже "сможешь работать в духовной сфере". Никаких усилий, никаких трудов! Два в одном, все о’кей! Душа человека, безрассудно поддавшись на это и поразившись потом каким-нибудь необычным "духовным" ощущением, теряет критический самоконтроль. Где уж тут ей понять, что она идет в тяжкий каторжный плен темных сил! "Произвольно подчинившийся демонам поступает под насильственное влияние их". (Святитель Игнатий (Брянчанинов). – Том второй. - С.321).

Расплата же, которая потребуется за участие в оккультно-магических играх, - та же, что и во все времена: гибель для вечной жизни с Богом души того, кто продает и отдает душу свою дьяволу, кто не остановится вовремя, не одумается, не покается перед Богом и не снимет свой грех в Церкви.

Прошлое двадцатое столетие - век секуляризации, век массового отхода людей от Бога и от Церкви. Люди перестали молиться, изучать законы Божии, делать истинное добро в соответствии с волей Божией, спасаться. В душе и жизни многих людей образовалась просто зияющая пустота, которую потребовалось чем-то заполнять. "Свято место пусто не бывает!" Чем же эта пустота была заполнена? На смену подвигам благочестия, молитвы и воздержания, как мы знаем, пришли разнообразнейшие развлечения и всевозможное оккультно-медиумическое общение с невидимым миром падших духов. Цель этого шумного и широкого пути - перестать думать человеку о своем спасении, не искать Бога и воли Божией о себе, забыть Его заповеди, перестать бояться ада и вечных мук после смерти.

Иеромонах Серафим (Роуз) в книге "Душа после смерти" убедительно показывает, что позиция оккультизма в вопросе о смерти препятствует не больше не меньше, как спасению людей. Пишет, что широко распространенная среди христиан-протестантов поверхностная идея о том, что не надо ничего бояться после смерти - идет от оккультной идеи: "вечных мук там нет, смерти бояться не следует". (Глава "Смысл современных посмертных опытов").

Цитируя слова известного медиума XX века Артура Форда и многих других, он показывает, что основная миссия медиумов именно эта - отучить людей бояться ада и рая после смерти, и, кроме того, отучить их бояться контактов с демонами; слова "демон" и "падшие духи" - подменяются термином "астральная плоскость". "Бесстрашие протестантов, как и оккультистов, перед лицом смерти - это прямое следствие неосведомленности о том, что их ожидает в будущей жизни и что можно сделать сейчас, чтобы приготовиться к ней". И приводит такие известные слова святителя Игнатия (Брянчанинова): "Изгнанники рая! Не для увеселений, не для торжеств, не для играний мы находимся на земле, но для того, чтобы верою, покаянием и крестом убить убившую нас смерть и возвратить себе утраченный рай".

И наконец пишет: "Весь христианский посмертный опыт подтверждает существование Неба, ада и суда, необходимость покаяния, подвига и страха вечной гибели души, а современные посмертные опыты, подобно опытам шаманов, языческих посвященных и медиумов, говорят о том, что в "потустороннем мире" существует "курорт" с приятными впечатлениями, где нет суда...". (С. 135-148).


ПАРАНОРМАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИВОДИТ ЧЕЛОВЕКА К ОБЩЕНИЮ С ДЕМОНАМИ

"Шутки с темной силой плохи, цена их внимания - жизнь человека и гибель души".

"Кодирование - это один из современных видов волхвования, и его последствия - это бесовское обдержание человека. Вот где горе-то наше... Мы не знаем нашего Православия и попадаемся на лесть вражию".

"А вы еще попали в дьявольские сети, прикоснувшись к системе Иванова. Много бед принесли людям эти целители, не в Бога богатеющие".

"Ваше обращение к экстрасенсу Вы оцениваете легкомысленно. Ведь бес беса не изгонит, но станут они вдвое сильнее".
(Из писем архимандрита Иоанна Крестьянкина)

Иеромонах Серафим (Роуз) в книге "Душа после смерти" пишет: "Мы можем определить понятие "оккультный" (буквально означает - "то, что спрятано"), как относящееся к любому запрещенному Божиим откровением общению людей с невидимыми духами и силами (см. Левит 19,31 и др.). Этого общения могут искать сами люди (на спиритических сеансах), или же оно может провоцироваться падшими духами (когда они спонтанно являются людям). Противоположностью термина "оккультный" является термин "духовный" ("религиозный"), который относится к разрешенным Богом контактам с Богом и Его ангелами и святыми: молитве со стороны человека и благодатным явлениям Бога, ангелов и святых"(C.136).

Он подробно разбирает, что "важнейшая цель оккультистов (теософы, спириты) - используя определенные медиумические методы, войти в контакт с бесплотными духами, войти в область их существования и "путешествовать" среди них. Они действительно вступают в контакт с падшими духами - демонами. Выходят из тела в царство духов: в астральную плоскость (теософы и большинство оккультистов), в плоскость Бордо (Тибетская "Книга мертвых"), мир духов (Сведенборг и спириты), Место 2 (Монро) и т.д. На православном языке - в поднебесное воздушное пространство, где обитают падшие духи, которые усердно стараются обмануть людей, чтобы привести их к погибели". ("Душа после смерти". Глава "Выход из тела в оккультной литературе").

Обращение за помощью к "целителям" и астрологам, к людям, занимающимся "снятием порчи и сглаза", кодированием, колдовством, лозоходством, гаданием, белой и черной магией, знахарством, психотерапией, аутотренингом, дианетикой и т.п. - страшно тем, что, так или иначе, постепенно или сразу, это приводит человека к запрещенному общению с отверженными падшими духами, делая его повинным в смертном грехе общения с духами злобы и обольщения (демонами, бесами).

У святителя Игнатия (Брянчанинова) есть такие важные разъяснения относительно общения человека с духами.

"Чем влекутся человеки к вступлению в открытое общение с духами? Легкомысленные и незнающие деятельного христианства увлекаются любопытством, незнанием, неверием, не понимая, что, вступив в такое общение, они могут нанести себе величайший вред; люди, предавшиеся греховности и отступившие от Бога, вступают в это общение по самым порочным побуждениям и для самых порочных целей". (Слово о чувственном и о духовном видении духов.- Том третий. - С. 14)

"Общее правило для всех, никак не увлекаться явлениями из мира духов, - признавать всякое такое явление тяжким искушением для себя. Ангелы являются одним святым человекам, и одни святые способны, будучи просвещаемы Божественною благодатию, различать святых Ангелов от диаволов. Диаволы, являясь человекам, наиболее облекаются в вид святых ангелов, окружают себя всевозможною благовидностию, чтоб тем удобнее обольстить, обмануть и погубить неопытных, самомнительных, глупо-любопытных. Великое бедствие - вступить в общение с демонами, принять в себя впечатления от них, - даже подчиниться одному влиянию их, которое, будучи привлечено собственным произволением человека, имеет особенное действие." (Отечник, составленный святителем Игнатием (Брянчаниновым). - С.25)

Он пишет, что отверженные ангелы (падшие духи, демоны) "стараются сообразоваться с обстоятельствами, с образом мыслей человека, с его наклонностями, с впечатлениями, им полученными. Некоторым подвижникам они представляют груды золота и серебра, также и прочие предметы роскоши и земного великолепия, с целью найти отголосок мечте в душевной страсти корыстолюбия и любоимания, если она таится в душе...

Иных покушались ввести в заблуждение гласами и прорицаниями, как бы божественными. Иным они являлись в виде отсутствующих родственников и знакомых; иным являлись в каком-либо виде, свойственном человекам, уговаривая видящих, чтоб они не сомневались в них, не подумали, что они - отверженные духи, стараясь уверить, что они человеческие души, которых участь еще не решена, и которые по этой причине блуждают по земле, не обретши себе пристанища; при этом они сочиняют какую-нибудь интересную сказку, способную возбудить любопытство легкомысленных и привлечь их доверенность ко лжи, представив ее чистейшею и святою правдою. Последний способ обольщения особливо употребляется духами в наше время. Блуждающим душам верят и те, которые не верят существованию злых духов. Злым духам это-то и надо: тати[2] и убийцы тогда именно могут совершать и предпринимать все злодеяния, когда те, против которых направлена их злоба, даже не верят их существованию". (Том третий. - С.50-51)

"К открытой борьбе с бесами способны весьма немногие, даже из иноков, способны из них те, которые стяжали о духах подробное познание в невидимой брани с ними, обучили сердечные чувства различению добра от зла при посредстве духовного ощущения, которых подвиг осенен Божественною благодатию. Единственный правильный вход в мир духов - христианское подвижничество. Единственный правильный вход к чувственному видению духов - христианское преуспеяние и совершенство. Вводит в это видение тех, которые должны взойти в него, Сам Бог. Вторгающийся в чувственное видение духов самопроизвольно, поступает неправильно, незаконно, в противность воле Божией: невозможно такому избежать обмана и следующих за обманом самообольщения и повреждения. Самое намерение его имеет своим началом обман и самообольщение". (Том третий. - С.53)

"Видящий чувственно духов, легко может быть обманут в свое повреждение и погибель. Если же он, при видении духов, окажет доверенность к ним, или легковерие, то он непременно будет обманут, непременно будет увлечен, непременно будет запечатлен непонятною для неопытных печатию обольщения, печатию страшного повреждения в своем духе, причем часто теряется возможность исправления и спасения. Со многими, с весьма многими это случалось. Случилось это не только с язычниками, которых жрецы были по большей части в открытом общении с демонами; случилось это не только со многими христианами, незнающими тайн христианства, и по какому-нибудь обстоятельству вступившими в общение с духами: случилось это с многими подвижниками и иноками, нестяжавшими духовного видения духов и увидевшими их чувственно.

Одним только христианским подвижничеством доставляется правильный, законный вход в мир духов. Все прочие средства незаконны, и должны быть отвергнуты, как непотребные и пагубные. Истинного Христова подвижника вводит в видение Сам Бог. Когда руководит Бог, тогда отделяются призраки истины, в которые облекается ложь от истины... Злые духи связываются в своих действиях по отношению к подвижнику Христову властию и премудростию руководящего им Бога, и, несмотря на то, что дышат особеннейшею злобою на служителя Божия, они не могут причинить ему того зла, какое бы желали. Наносимые ими напасти содействуют его преуспеянию." (Том третий. - С.24-25)

"Кто видит духов и находится в чувственном общении с ними? Волхвы, отрекшиеся от Бога и признавшие Богом сатану; люди, предавшиеся страстям и, для удовлетворения их, прибегшие к волхвам, при посредстве их вступившие в явное общение с падшими духами, что совершается под непременным условием отречения от Христа; люди, истощенные пьянством и развратною жизнью; подвижники, впавшие в самомнение и гордость; весьма немногие способны к нему по естественному сложению; весьма немногим являются духи по поводу какого-либо особенного обстоятельства в жизни. В последних двух случаях человек не подлежит порицанию, но должен приложить все тщание, чтобы выйти из этого положения, как весьма опасного. В наше время многие позволяют себе входить в общение с падшими духами посредством магнетизма, причем падшие духи обыкновенно являются в виде светлых ангелов, обольщают и обманывают различными интересными сказками, перемешивая правду со лжею, - всегда причиняют крайнее душевное и даже умственное разстройство. Употребление магнетизма есть отрасль волхвования. При нем нет явного отречения от Бога, но несомненно имеется отречение прикрытое, так как в настоящее время вообще диавол очень прикрывает свои сети, более заботясь об уничтожении существенного, нежели наружного. Оставив без всякого внимания постановления Божии, не справясь тщательно, угодно ли Богу, сообразно ли воле Божией предпринимаемое, легкомысленный испытатель таинственного слепо вверяется действию магнитизма, без всякой предосторожности вступает в общение с духами, верит им и вверяется, действует под их руководством и по их наставлениям. Что это, как не отступление от Бога?" (Святитель Игнатий (Брянчанинов). - Том третий. - С.19)


СРЕДСТВА СПАСЕНИЯ И ДУХОВНОЙ ЗАЩИТЫ

"Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде,тот вор и разбойник;
а входящий дверью есть пастырь овцам...
Кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет... Я есмь пастырь добрый."
(Ин. 10, 1-11)

"О, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды!
перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?"
(Деян. 13, 8-10, слова Апостола Павла к Елиме волхву)

Хотелось бы напомнить, что существуют средства особой духовной помощи тем людям, которые осознали, что увлекшись тем или иным псевдодуховным учением или паранормальной практикой, они попали в беду. Эти средства спасения людей уже два тысячелетия используются страждущим человечеством. Наиболее полно они сохранились в Православной Церкви:

 - крест,

 - молитвы к Богу,

 - святая вода,

 - чудотворные иконы,

 - Таинство покаяния,

 - Таинство крещения (в котором происходит соединение человека с Богом и отречение от злых сил),

 - Таинство миропомазания (оно совершается после крещения, защищает человека от действия демонических сил).

И другие церковные святыни и таинства.

Наверное, самое трудное в этих случаях - убедить ошибающегося,

что он заблуждается, что он в ложном состоянии, в духовном обольщении,

что это надо исправить. Не зря в Священном Писании говорится об особой

награде тому, кто поможет обратиться заблудшему человеку: "Братие, аще

кто в вас заблудит от пути истины, и обратит кто его, да весть, яко

обративый грешника от заблуждения пути его, спасет душу от смерти и

покрыет множество грехов." (Иаков 5, 19) Не лишним будет сказать и то,

что когда хотят помочь уже почти погибшим, просят заступничества у

Божией Матери. Ее иногда так и называют: "Взыскание погибших"[3].

"Не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую". (1 Кор. 10,21)

"Твердое основание Божие стоит, имея печать сию: да отступит от неправды всякий,исповедующий имя Господа" (2 Тим. 2,19)

"Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским". (1 Тим. 4,1)

"И не раскаялись они в убийствах своих,ни в чародействах своих, ни в блудодеяниях своих, ни в воровстве своем" (Апокалипсис 9, 21)

Разные восточные, йогические и оккультные учения, школы медитации и прочие активно практикуют необычное состояние сознания, которое действительно может возникать у человека! В науке это особое состояние сознания принято обозначать как паранормальное. Через него человек подготавливается к общению с миром падших духов.

При внимательном рассмотрении паранормального состояния с биологической и медицинской точки зрения можно увидеть, что оно нефизиологично, противоестественно и весьма опасно, как само по себе, так и в своих последствиях. В первую же очередь опасно увлекаться поисками паранормальных состояний людям, перенесшим когда-то травму мозга, сотрясение и людям с ослабленной психикой. Им легче войти в подобное состояние сознания, чем другим, но через какой-то период времени это неминуемо обернется для них расшатыванием нормальной работы головного мозга и расстройствами психики.

С духовной же точки зрения состояние человека, занимающегося паранормальной деятельностью, близко к тому ошибочному духовному состоянию, которое именуется в святоотеческой литературе как "прелесть". Это печальное, очень опасное и трудно врачующееся состояние духовного заблуждения. Святые отцы называют "прелестью" самообольщение человека, соединенное с обольщением, производимым бесами. В основе этого состояния лежит, как правило, гордость человека, вера в свою исключительность или даже святость, желание наставлять других и руководить ими. Это состояние является серьезным препятствием для правильного духовного общения человека с Богом, грозит ему повреждением чувств и рассудка.

Состояние прелести в духовном плане заразно: оно может передаваться другим людям! Всем известно, что грипп, холера, чума - заразные заболевания, имеющие совершенно определенную материальную причину. А состояние "духовной прелести" - заразное духовное заболевание. Это не образное выражение, а реальность, хорошо известная священникам (если врачи разбираются в медицинских болезнях, то священники - в духовных). Вследствие этого доверчивые и легкомысленные люди, даже просто общаясь с медиумами, экстрасенсами, йогами и оккультистами, посещая их собрания, "школы" и "тренинги", ничего не подозревая, могут незаметно для себя оказаться в таком духовном состоянии. Тем более это касается тех людей, которые дают свое согласие на лечение и на подчинение своей воли "целителям", экстрасенсам, колдунам и другим.

Поиски особых паранормальных состояний сознания, которые теперь уже на научном уровне удается наблюдать, анализировать и оценивать, - весьма опасны для человека и не имеют никаких верных критериев контроля. Они лишний раз напоминают слова Спасителя: "Без Меня не можете делать ничего". (Ин. 15,5)

Научные данные не только не противоречат, но весомо подтверждают святоотеческое понимание этого вопроса, раскрывая с медицинской и физиологической точки зрения опасность паранормальных состояний.

Нельзя просто так легкомысленно пускаться на поиски духовных ощущений, состояний и видений. Святые отцы Церкви единодушно говорят о том, что духовный путь (его иногда называют "мистический путь") нельзя совершать без постоянного и правильного призывания Имени Иисуса Христа. Это особое искусство "трезвения", "умного делания" – требует крайней внимательности и осторожности, должно совершаться под руководством опытного духовного наставника. Тысячи монахов-подвижников прошли по этому пути и предупреждают, что на нем есть множество опаснейших и абсолютно непредполагаемых ситуаций и состояний, которые невозможно преодолеть, не ознакомившись с ними по святоотеческой литературе, не живя жизнью Церкви и не владея искусством духовной брани.

"Последствия разных форм медиумизма, когда человек втягивается в "мистическую наркоманию": психические и эмоциональные расстройства, жесточайшая депрессия, и наконец, самоубийства и злодеяния, совершенные под влиянием демонических сил. Но самая большая опасность - вечная погибель души, если человек не оставит общения с духом злобы и не покается". (Архимандрит Тихон (Шевкунов). - С.105).

В заключение же приведем прямые слова Самого Господа Бога о том, как следует человеку относиться к подобной практике:

"Не должен находиться у тебя прорицатель, гадатель, ворожея, обаятель, вызывающий духов, волшебники и вопрошающий мертвых, ибо мерзок пред Господом Богом всякий, делающий это." (Второзаконие 18, 10-12)

"Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о которых он говорил тебе, и скажет притом: "пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им," - то не слушай слов пророка сего или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего от всего сердца вашего и от всей души вашей". (Второзаконие 13,1)

Это наиважнейший фаустовский вопрос нашего времени, от которого человеку невозможно уйти, каждый должен его решить для себя: следует ли ему идти за теми людьми, которые, находясь в духовном заблуждении и обольщении, заигрывают со смертоносными силами зла, вводя и других в общение с демонами, делая их беспомощными игрушками в руках злой бесовской силы и погубляя их души для вечной жизни с Богом.

ЛИТЕРАТУРА

Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета.- Издание Московской Патриархии. -Москва.-1988.

 

Святоотеческая, богословская и духовная литература

Отечник, составленный святителем Игнатием (Брянчаниновым). - Санкт-Петербург,1891.- Репринт: Москва,1992.

Святитель Игнатий Брянчанинов. Как избежать заблуждений в духовной жизни (о прелести).-Свято-Успенская Почаевская Лавра.-2003.

Творения святителя Игнатия Брянчанинова в 7 томах.- Москва. - Изд-во Донского мон-ря.-1993.

Святитель Феофан Полтавский Новый затворник. Творения. - Санкт-Петербург.-1997.

Архимандрит Рафаил. Христианство и модернизм.-Москва.-1999.

Архимандрит Тихон (Шевкунов). Не участвуйте в делах тьмы.- В кн: Сретенский календарь-сборник.- Москва.-2000.-С.102-128.

Схиигумен Савва. Семена сатаны и любовь Христова (О главных христианских добродетелях и гордости).- Москва.-1999.

Иеромонах Анатолий (Берестов). Число зверя. На пороге третьего тысячелетия. -Москва.- 1996.

Иеромонах Анатолий (Берестов), С.В. Крапивин. Нейрофизиологические проблемы медитации и экстрасенсорики.// Православная Тверь.-1996.-N.9-11.

Иеромонах Серафим (Роуз). Душа после смерти (современные "посмертные" опыты в свете учения православной Церкви).-Москва.-1991.

Иеромонах Серафим (Роуз). Православие и религия будущего.-Москва.-1991.

Иеромонах Серафим (Роуз). Святое Православие: XX век. - Москва. - Изд-во Донского мон-ря.-1992.

Иллюстрированная история религий (в двух томах).-Издание второе, Спасо-Преображенского Валаамского монастыря.- Москва.-1992.

Орехов Дм. Русские святые XX столетия.-Санкт-Петербург.- Изд. дом "Невский проспект".-2000.

Отец Иоанн (Журавский). Тайна Царствия Божия.- Санкт-Петербург.-1996.

Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина).-Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь.-2000.

 

Научная литература

 

Анохин П.К. Сложные явления человеческой психики и их научное объяснение.// В сб. "Успехи современной науки и религия".-Москва.-1961.-С.137-151.

Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности.-Изд-во МГУ.-1989.

Крапивин С.В., Богданов Н.Н., Воронин К.Э. Нейрофизиологический анализ коррекции ноотропными средствами нарушений биоэлектрической активности мозга животных при хроническом введении этанола.//Бюлл. экспер. биол. и мед.-1988.-N.7.-С.52-56.

 Крапивин С.В., Романова В.Е., Воронина Т.А., Лукьянова Л.Д.

Электрофизиологическое исследование мозга крыс с разной чувствительностью к кислородной недостаточности в условиях острой

гипоксии.//Физиологический журнал им. И.М.Сеченова.-1991.-Т.77.-N.7.-С.1-6.

Крапивин С.В., Хафизьянова Р.Х. Влияние некоторых транквилизирующих средств на биоэлектрическую активность мозга крыс.//

Бюлл.экспер. биол. и мед.-1992.-N.6.-С.567-621.

Крапивин С.В., Шаповалов С.В., Романова В.Е. и др. Изучение влияния периодической адаптации к гипоксии на состояние ЦНС крыс с различной резистентностью к кислородной недостаточности.// Журнал Высшей Нервной Деятельности.-1992.-N.1-Т.42.- С.164-168.

Крапивин С.В. Нейрофизиологические механизмы действия ноотропных препаратов(обзор литературы).// Журнал Невропатологии и психиатрии им.С.С.Корсакова.-1993.-N.4.-С.104-107.

Крапивин С.В., Сопыев Д.А. Влияние препаратов с ноотропной активностью при их длительном применении на биоэлектрическую

активность мозга крыс.// Экспериментальная и Клиническая Фармакология.-1993.-N.1. - С.6-9.

Крапивин С.В., Малицкая Е.А.,Мазуркевич З.Б., Цуккарзи Э.Э.

Количественное фармако-ЭЭГ исследование нейролептиков.// Международная

Конференция "Современные методы биологической терапии психических заболеваний".-Москва,1-4 февраля 1994 г.-С.38.

Крапивин С.В.,Морозов И.С.. Нейрофизиологический анализ действия психостимулирующих средств (обзор литературы). // Экспериментальная и Клиническая Фармакология.-1994.-Т.57.-N.5.-С.66-72.

Крапивин С.В.,Воронина Т.А. Сравнительный количественный фармако-ЭЭГ анализ действия психостимулирующих средств.// Вестник Российской Академии Медицинских Наук. -1995.- N.6.- С.7-16.

Крапивин С.В. Сравнительный нейрофизиологический анализ разных патологических состояний головного мозга.// Материалы I Международной медико-биологической конференции "Механизмы морфофункциональной адаптации и коррекции коронарной патологии".-1995.-Кишинев.-С.100.

Крапивин С.В., Сергеева С.А., Морозов И.С. Сравнительный анализ действия адапромина, мидантана и бромантана на биоэлектрическую активность мозга крыс. // Бюлл. эксп. биол. и мед.-1998.-Т.125.-N.2.-С.175-179.

Крапивин С.В., Малышев А.Ю., Харитонов А.В. и др.

Нейрофизиологический анализ действия антигипоксантов в сравнение с психотропными средствами. // Вестник Российской

АМН.-2002.-N.8.-С.32-37.

Крапивин С.В., Харитонов А.В., Воронина Т.А. Нарушения работы головного мозга при разных видах патологии ЦНС и при боли. // Вестник Российской АМН.-2004.

Лебедева Н.Н.,Добронравова И.С. Организация ритмов ЭЭГ человека при особых состояниях сознания. - Ж. Высш.нервн.деят.-1990.- 40.- N.5.-С.951-962.

Мизун Ю.Г., Мизун Ю.В. Бог, душа, бессмертие.- Научно-практический центр "Экология и здоровье"._ 1992.- С.103-104.

Петрова В.Е., Лучкова Т.И., Кузнецова Г.Д. Межполушарная асимметрия головного мозга кролика в состоянии животного гипноза.-

Ж.Высш. Нервн. Деят. им.И.П. Павлова.-1992.-Т.42,N.1.-С.129-136.

Русинова Е.В.,Рощина Г.Я. Взаимоотношения электрической активности сенсомоторной коры и гиппокампа при "животном гипнозе" у

кроликов.-Ж.Высш.Нервн.Деят. им.И.П.

Павлова.-2000.-Т.50.-N.4.-С.600-607.

Санин Е. Чудеса без чудес.- Москва, 1993.-С.23.

Селицкий Г.В., Карлов В.А., Свидерская Н.Е. Биоэлектрическая активность коры головного мозга у больных с вторично-генерализованной формой эпилепсии в гипнозе. - Ж.Невропат. и психиат.- 1991.- 91.- N.6.- С.3-8.

Barry J.J.,Atzman O.,Morell M.J. Discriminating between epileptic and nonepileptic events: the utility of hypnotic seizure induction.// Epilepsia.-2000.-V.41.-N.1.-P.81-84.

Brady B.,Stevens L. Binaural-beat induced theta EEG activity and hypnotic susceptibility.// Am.J.Clin.Hypn.-2000.-V.43.-N.1.-P.53-69.

Bryant R.A.,Somerville E. Hypnotic induction of an epileptic seizure: a brief communication.//

Int.J.Clin.Exp.Hypn.-1995.-V.43.-N.3.-P.274-283.

Corby J.C.,Roth W.T.,Zarcone V.P.,Kopell B.S. Physiological correlates of the practice of Tantric Yoga meditation.//

Arch.Gen.Psychiatry.-1978.-V.35.-N.5.-P.571-577.

Delmonte M.M. Electrocortical activity and related phenomena associated with meditation practice: a literature review.//

Int.J.Neurosci.-1984.-V.24.-N.3-4.-P.217-231.

Dillbeck M.C.,Bronson E.C. Short-term longitudinal effects of the transcedental meditation technique on EEG power and coherence.//

Int.J.Neurosci.-1981.-V.14.-N.3-4.-P.147-151.

Dunn B.R.,Hartigan J.A.,Mikulas W.L. Concentration and mindfulness meditations: unique forms of consiousness? //Appl.Psychophysiol.Biofeedback.-1999.-V.24.-N.3.-P.147-165.

Farrow J.T.,Hebert J.R. Breath suspension during the transcedental meditation technique.// Pcychosom.Med.-1982.-V.44.-N.2.-P.133-153.

Fried R. Relaxation with biofeedback-assisted guided imagery: the importance of breathing rate as an index of hypoarousal.// Biofeedback Self Regul.-1987-V.12.-N.4.-P.273-279.

Gaylord C.,Orme-Johnson D.,Travis F. The effects of the transcedental meditation technique and progressive muscle relaxation on EEG coherence, stress reactivity, and mental health in black adults.// Int.J.Neurosci.-1989.-V.46.-N.1-2.-P.77-86.

Graffin N.F.,Ray W.J.,Lundy R. EEG concomitants of hypnosis and hypnotic susceptibility.// J.Abnorm.Psychol.-1995.-V.104.-N.1.-P.123-131.

Gruzelier J., Hancock J., Maggs R. EEG topography during word versus face recognition memory in high and low susceptibles in baseline and hypnosis. - Int. J. Psychophysiol.- 1991.- 11 N. 1 .- P.36.

Jevning R.,Wallace R.K.,Beidebach M. The physiology of meditation: a review. A wakeful hypometabolic integrated response.// Neurosci.Biobehav.Rev.-1992.-V.16.-N.3.-P.415-424.

Kamei T.,Toriumi Y.,Kimura H. et al. Decrease in serum cortisol during yoga exercise is correlated with alfa wave activity.// Percept.

Mot.Skills.-2000.-V.90.-N.3 Pt1.-P.1027-1032.

Khare K.C.,Nigam S.K. A study of electroencephalogram in meditators.// Indyan J.Physiol.Pharmacol.-2000.-V.44.-N.2.-P.173-178.

Kuyk J.,Jacobs L.D.,Aldencamp A.P. et al. Pseudo-epileptic seizures: hypnosis as a diagnostic tool.// Seizure.-1996.-V.2.-N.2.-P.123-128.

Lasare I. Brain mapping with simultaneous thermography in progressive relaxation and in altered state of consiousness. - Int. J. Psychophysiol. - 1991.- 11 N. 1.- P.51-52.

Lerner M. Recent medical research on yoga and states of concentration.// Acta

Psiquiatr.Psicol.Am.Lat.-1975.-V.21.-N.1.-P.56-63.

Low H.C.,Kjaier T.W.,Friberg L. et al. A 150-H20 PET study of meditation and the resting state of normal consiousness.// Hum.Brain

Mapp.-1999.-V.7.-N.2.-P.98-105.

Mason L.I.,Alexander C.N.,Travis F.T. et al. Electrophysiological correlates of higher states of consiousness during sleep in long-term

practitioners of the Transcedental Meditation program.// Sleep.-1997.-V.20.-N.2.-P.102-110.

McDonough B.C., Warren Ch.A., Don Norman S. EEG analysis of a fortuitous event observed during the PSI testing of a selected subject. - J. Parapsychol.- 1989.- 53.- N.3.- P.181-201.

Meszaros I., Revesz Zs. Hemispheric EEG activity and hypnosis.- Int. J. Psychophysiol.- 1991.- 11.-N.1.- P.56-57.

Meszaros I.,Szabo C. Correlation of EEG asymmetry and hypnotic susceptibility.//Acta Physiol.Hung.-1999.-V.86.-N.3-4.-P.259-263.

Montgomery D.D.,Dwyer K.V., Kelly S.M. Relationship between QEEG relative power and hypnotic susceptibility.//

Am.J.Clin.Hypn.-2000.-V.43.-N.1.-P.71-75.

Morse D.R.,Martin J.S.,Furst M.L.,Dubin L.L. A physiological and subjective evaluation of meditation, hypnosis and relaxation.// Psychosom.Med.-1977.-V.39.-N.5.-P.304-324.

Oliveros J.C.,Selman A.M.,Ortiz T.,Arrigain S. Silva’s Method of mental control and changes in the EEG alpha rythm.// Actas Luso Esp.Neurol.Psiquiatr.Cienc Afines.-1994.-V.22.-N.6.-P.290-291.

Orme-Jonson D.,Dillbeck M.C.,Wallace R.K.Landrith G.S.

Intersubject EEG coherence: consiousness a field ?// Int.J.Neurosci.-1982.-V.16.-N.3-4.-P.203-209.

Pan W.,Zhang L.,Xia Y. The difference in EEG theta waves between concentrative and non-concentrative qigong states - a power spectrum

and topographic mapping study.// J.Tradit.Chin.Med.-1994.-V.14.-N.3.-P.212-218.

Persinger M.A. Seizure suggestibility may not be an exclusive differential indicator between psychogenic and partial complex seizures: the presence of a third factor.// Seizure.-1994.-V.3.-N.3-P.215-219.

Ray W.J. EEG concomitants of hypnotic susceptibility.// Int.J.Clin.Exp.Hypn.-1997.-V.45.-N.3.-P.301-313.

Sabourin M.E.,Cutcomb S.D., Crawford H.J., Pribram K. EEG correlates of hypnotic susceptibility and hypnotic trance : spectral analysis and coherence. - Int. J Psychophysiol.- 1990.- 10.-N.2.- P.125-142.

Stigsby B.,Rodenberg J.C.,Moth H.B. Electroencephalographic findings during mantra meditation (transcedental meditation). A controlled, quantitative study of experienced meditators.// Electroencephalogr.Clin.Neurophysiol.-1981-V.51.-N.4.-P.434-442.

Travis F., Orme-Johnson D.W. Field model of consciousness : EEG coherence changes as indicators of field effects. - Neuroscience.- 1989.- 49.- N.3-4.- P. 203-211.

Travis F., Orme-Johnson D.W. EEG coherence and power during yogic flying. - Int. J. Neurosci..-1990.- 54.-N.1.- P.1-12.

Travis F., Pearson C. Pure consciousness: distinct phenomenological and physiological correlates of "consiousness itself".// Int.J.Neurosci.-1999.-V.100.-N.1-4.-P.77-89.

Travis F.,Wallace R.K. Autonomic and EEG pattern during eyes-closed rest and transcedental meditation (TM) practice: the basis

for a neural model of TM practice.// Consious.Cogn.-1999.-V.8.-N.3.-P.302-318.

Warrenburg S.,Pagano R.R.,Woods M.,Hlastala M. A comparison of somatic relaxation and EEG activity in classical progressive

relaxation and transcedental meditation.-1980.-V.3.-N.1.-P.73-93.

Xu S.H. Physiological reactions associated with qigong therapy.// Chin.Med.J.-1994.-V.107.-N.3.-P.230-233.



[1] Следует заметить, что в наше время паранормальные состояния практикуются не только медиумами, экстрасенсами или в восточных учениях. Весьма серьезную опасность представляет его использование в тоталитарных и подобных сектах. Там есть необходимость неослабно контролировать членов организации, подавляя их волю и подкармливая необычными ощущениями, выдавая их за духовные. И паранормальное состояние сознания явилось там просто "неоценимой находкой", с его помощью происходит настоящее порабощение людей, которые привыкают к нему как к наркотику.

[2] Воры (церк-слав).

[3] О медиумах же оптинский старец Нектарий говорил следующее: "У них появляется страшная гордыня и чисто сатанинская озлобленность... По мере того, как невдумывающийся человек все больше и больше опускается в бездну своих падений, все больше и больше запутывается в сложных изворотах и лабиринтах духа тьмы, от него начинает отходить Господь. Его преследуют неудачи. У него расшатывается благосостояние. Если бы он был еще неповрежденный сатаною, он бы прибег за помощью к Богу, к святым Божиим угодникам, к Царице Небесной, к Святой Апостольской Церкви, к священнослужителям, и они помогли бы ему своими святыми молитвами, а он со своими скорбями идет к тем же духам - к бесам, и последние еще больше запутывают его, еще больше втягивают его в засасывающую тину греха и проклятия... Наконец, когда дойдет несчастная человеческая душа до самой последней степени своего с помощью сатаны самозапутывания, он или теряет рассудок, делается человеком невменяемым в самом точном смысле этого слова, или же кончает с собою". (Цит. по книге Дм.Орехова "Русские святые XX столетия)

Иеромонах Анатолий (Берестов), Сергей Крапивин

24 сентября 2004 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×