Возможна ли «рок-проповедь» Православия?

"Диакон
Диакон Андрей Кураев
Основным вопросом, вызвавшим оживленную дискуссию в ходе работы секции «Церковь и молодежная субкультура» на XIV Международных Рождественских чтениях, был вопрос о возможности использования в миссионерских целях субкультуры, не вызовет ли ее использование обратного движения молодежи от Церкви? Дискуссия свелась к обсуждению возможности проповеди духовенства на рок-концертах, к чему такая проповедь приводит сейчас и может привести в дальнейшем? Вопрос действительно актуальный, так как в Церкви есть духовенство, которое занимается проповедью на рок концертах (диакон Андрей Кураев и игумен Сергий (Рыбко)), а отношение к такому виду проповеди очень неоднозначное. Кто-то считает, что эта проповедь ведется на одном языке с молодежью и поможет молодому поколению задуматься о Боге, а кто-то уверен, что для Церкви такой вид проповеди неприемлем. Высказывались мнения и «за», и  «против», равнодушных в этом вопросе не было.

Спор шел о том, как ритмы влияют на человека. Правда, на эту тему пока не проведено ни одного серьезного научного медицинского  исследования. Эксперименты проводились на мышах, и выяснилось, что ритмичные и аритмичные системы влияют на них по-разному. Было отмечено, что влияние музыкальных ритмов на человека в разные периоды вызывает разную реакцию, а также различные реакции возникают на знакомые и незнакомые ритмы, поэтому пока свести все в единую систему нельзя. Один из участников, Истомин Игорь Александрович, профессор РАМ им. Гнесиных, отметил, что ритм способен организовывать людей. Бурлацкие рабочие припевы помогали бурлакам тянуть баркас.

"Мэрлин
Мэрлин Мэнсон

Значим вопрос о сатанизме в текстах рок-музыки. Книги, которые доказывают, что в текстах рок-песен используются определенные лингвистические конструкции, лежат на прилавках православных книжных магазинов. Первым человеком, который заговорил о сатанинских текстах, был аббат Роженбаль, он утверждал, что, если проиграть ряд песен известных рок-групп задом наперед, можно услышать сатанинские тексты. О. Андрей Кураев заметил, что музыку задом наперед никто не слушает, да и в принципе компетенцию аббата Роженбаля в этом вопросе можно поставить под сомнение. Если прокрутить музыку в обратном порядке, «сатанинские тексты» можно якобы усмотреть в музыкальных произведениях групп «AC7DC», «BLACK SABBATH», «Революция №9», у исполнителей Мэрлина Мэнсона и Оззи Осборна и др. Однако отвергать использование в рок-музыке оккультных ритмов нельзя – они действительно существуют, и это пришло из темной «христианской» музыки Gospel. Экстаз, который возникал при прослушивании песен, заимствован из харизматических служб пятидесятников. Нельзя утверждать, что вся рок-музыка содержит в себе сатанинские тексты, но «творчество» и поведение некоторых рок-певцов не вызывает сомнения в том, что они прибегают к сатанизму в своих песнях и выступлениях.

В докладе Станислава Бартенева, руководителя рок-группы, говорилось, что ритм есть везде и даже в церковных песнопениях и в общем без ритма музыка становится неинтересной, и что все хорошо в меру.

"Иерей
Иерей Максим Первозванский
Священник Максим Первозванский выступил с докладом, посвященным работе с молодежью. Он высказал теорию в отношении разделения музыки: «Есть небесная музыка, которую человек слышал в раю, есть музыка тварная, есть музыка, которой пользуются темные силы». В отношении проповеди священника на рок-концертах, о. Максим привел пример из древней традиции проведения русской свадьбы: «священник приглашался на брачный пир, но после начала танцев священник должен удалиться». Церковь не принимала участия в увеселениях и танцах, даже не высказывала одобрение или благословение их через свое присутствие, но открыто не осуждала их.

В современной практике мы видим и факт, что греческие монахи организовали рок-группу. Здесь можно столкнуться с двоякой проблемой: 1. православные видят в этом несоответствие монашескому делу; 2. люди маловоцерковленные видят в этом одобрение и даже некую поддержку рока в глазах Церкви (хотя предстоятель Элладской церкви не одобрил это «явление» и распорядился прекратить концертную деятельность группы). Отец Максим привел пример: «Еще несколько лет тому назад в школах пытались начать преподавать уроки полового воспитания. Аргумент был такой: дети и так узнают об этом в подворотнях, так пусть лучше они об этом узнают в школе под контролем взрослых, на что можно возразить: дети узнают об этом в подворотне и знают, что это «подворотня»! ». Так и в этом случае: молодежь слушает рок-музыку – но она не должна видеть в этом одобрение Церкви.

"Игумен
Игумен Сергий (Рыбко)

Игумен Сергий (Рыбко) выступил с докладом «Музыка в миссионерской деятельности». Отец Сергий давно занимается работой с молодежью и иногда проповедует на рок-концертах и в клубах, а также организовал клуб, в котором собирается молодежь и проходят выступления молодых рок-групп. Отец Сергий отметил, что в его клубе не продают спиртное – кроме пива (!). Там же он проводит с ними беседы о Боге и Церкви. Надо заметить, сам отец Сергий, по его словам, иногда на рок-концерте чувствует себя как среди дикарей. Он считает, что «рок-музыканты» не сатанисты, а нормальные люди, многие из которых верующие. В отношении влияния рок-музыки на подсознание, он сказал: «Любое искусство имеет влияние на подсознание человека».

На форуме было высказано еще одно интересное мнение, что рок-музыка – ступень к богопознанию. Многие из присутствующих были с этим не согласны. Так, Истомин Игорь Александрович сказал: «Церковные песнопения формируют в человеке тихое, молитвенное отношение к Богу, а через динамики и усилители такая молитва становится требованием!» (реплика вызвала аплодисменты). В отношении того, возможен ли приход человека к Богу через рок-музыку, Игорь Александрович сказал: «Человек может прийти к Богу вопреки рок-музыке!».

По вопросу взаимоотношения православной культуры и молодежной субкультуры высказался Кремень Владимир Иосифович, сотрудник Гостелерадио: «Заигрывание православия с субкультурой не идет на пользу, и молодежь способна начать не уважать Церковь. Существует опасность, что Церковь станет «мирской». Теряется некая граница, и мы рискуем тем, что «Православие может стать одной из форм религии», а в целом сближение православной и субкультуры – путь в тупик».

Однако диакон Андрей Кураев в своем выступлении подчеркнул: «Никто не собирается приносить рок-музыку в храм, но в церковном дворике можно и нужно вести эксперименты, важно также признавать право на ошибку». «Эксперименты» и «право на ошибку» — это хорошо, но уместно ли проводить этот эксперимент с целым поколением? Такой «эксперимент» может отвратить или воспитать неправильное отношение к вере. С нашей точки зрения, права на ошибку в данном вопросе нет, так как ставка очень высока. В отношении того, что это может привести в церковный дворик наркотики и аморальное поведение, отец Андрей заметил, что готов стать «изолятором», который не пропустит все это. Может ли один человек сдержать такой напор? Конечно, если посредством такой проповеди, человек будет приходить к Богу осознанно, он сам откажется от наркотиков, но если люди войдут в «церковный дворик» «за компанию», неосознанно, может произойти катастрофа.

Многие из присутствующих на форуме высказали свое негативное отношение к рок-проповеди Православия. Многие могут задаться вопросом: «А нельзя ли проповедовать молодежи как-то иначе?». В качестве альтернативного варианта проповеди современной молодежи священник Андрей Близнюк рассказал о своих миссионерских поездках, он объездил Россию от Подмосковья до Соловков, от Пермской области до Якутии и Алтая.

"Иерей
Иерей Андрей Близнюк
Отец Андрей сказал, в современной практике можно столкнуться с таким событием, что рок-группа исполняет церковные песнопения, и он предоставил присутствующим послушать это творчество. На суд слушателям был предоставлен тропарь Рождества Христова «в современной рок-обработке» (радует то, что на вопрос «Вам понравилось?» никто в зале не ответил утвердительно). Как человек, много работающий с молодежью, отец Андрей отметил, что современной молодежи не нравится, когда священнослужители начинают  «косить» под них, употребляя современный молодежный сленг, пытаясь таким образом быть к ней ближе. В своих миссионерских поездках отец Андрей активно использует современные компьютерные технологии, которые позволяют через фотографии и видеоролики показать мощь и величие Православия. Благодаря такому фото- и видеоматериалу, людям становится проще объяснить церковные таинства, устройство храма, жизнь православного христианина. Священник показал небольшие видеоролики о своих миссионерских поездках, из которых видно, что такой метод проповеди действительно возымел свое действие. Молодежь на таких миссионерских встречах начинала задавать вопросы о Боге, о вере и смысле жизни (могут ли такие вопросы возникнуть у человека на рок-концерте?). Самое главное, в процессе такой миссионерской работы не происходит смешения двух культур – православной и молодежной. У ребят есть возможность увидеть подлинную чистую православную культуру без призмы рок-культуры, которая впоследствии могла бы воспитать в них неправильное восприятие веры. Можно ли на рок-концертах сеять семена веры так, как это делает, например Тимур Ведерников, солист группы «Гроссмейстер», говоря: «Лучшим проповедником на рок-концерте может быть только сам рок-музыкант»?

Никто из выступавших не переменил своих позиций в ходе дискуссий, но многие присутствующие услышали аргументы «за» и «против» проповеди священнослужителей на рок-концертах, увидели действенную альтернативу и сделали каждый для себя свой вывод.

Многие из наших читателей не бывали никогда на рок-концертах, а те которые и посещали подобные мероприятия редко могли услышать на них слово православного миссионера, т.к. о.Андрей Кураев и о.Сергий (Рыбко) – это, пожалуй все, кто занимается подобным  видом проповеди в нашей стране. Предлагаем вниманию читателей проповедь, произнесенную о.Андреем на одном из рок-концертов.

С Рождеством вас, люди! Человек тем отличается от животного, что животное просто живет, а человеку нужен повод к жизни. Как нужны поводы к тому, чтобы задействовать какую-то группу мышц, так нужны поводы душе, чтобы оживить себя, проявить. Душа — это то, что болит у человека, когда все тело здорово. Не сердечная мышца болит, не левый желудочек, а душа. Болит — и своей болью доказывает, что она есть. Пока у человека не заболела почка — он и не знает, где она у него находится. Пока у человека не заболела душа — он и не подозревает о ее существовании. Пока не напрягаясь живешь вполсилы и плывешь по течению, как все, не замечаешь ни силы течения, ни своей души. Но однажды сердце ожигает мысль: «Зачем я тут? Что такое человек? Что такое моя жизнь? Просто тире между двумя датами на могильном памятнике? А человек — просто покойник в отпуске? Меня не было целую вечность и потом не будет тоже вечность. И вот из этой тьмы меня отпустили на побывку. В этом ли смысл моей жизни? Это ли «все, что останется после меня»?». И тогда понимаешь: моя биография не сводится к истории моего тела, то есть в конце концов к истории моей болезни — от первого зуба до последнего инфаркта. И тогда понимаешь, что самое главное знакомство, которое может произойти в твоей жизни — это не знакомство со знаменитостью, а знакомство со своей душой: ты, оказывается, есть. Ты, моя душа, и ты, мое тело — не одно и то же. И у тебя, моя душа, есть свои поводы к радости и свои поводы к боли. Русский рок в своих лучших песнях — это болевые уколы в совесть. Это борьба за право думать, за право быть одиноким, за право выпадать из толпы и из попсы. Когда все вокруг тонет в беспросветном оптимизме, когда официальная пропаганда обещает построить коммунизм или хотя бы догнать Португалию по числу кондиционеров на душу населения — русский рок встряхивает и говорит: «А ты знаешь, Небо становится ближе». Это и есть Рождество: Небо соединилось с землей, с тобой. Христос мог хоть тысячу раз рождаться в Вифлееме, но нет тебе в том никакой пользы, если Он хотя бы раз не родился в твоей душе. Рождество — это ответ на вопрос Данте: «Я поднял глаза к Небу. Чтобы увидеть — видят ли меня». Это главный вопрос в жизни человека: «Нужен ли я, любим ли я или я просто космическая плесень?». Рождество — это первый шаг к главной тайне христианства: все религии мира говорят о том, какие жертвы люди должны приносить своим богам, и только Евангелие говорит о том, какую жертву Бог принес людям. Христос пришел к вам! С Рождеством вас, люди!

Не даем никаких оценок. Судить вам, уважаемые читатели, насколько может быть действенной или вообще приемлемой подобная форма проповеди Православия.

Свои отзывы с указанием темы: "Рок-проповедь" присылайте по эл. адресу: editor@pravoslavie.ru

 

 Студенты Сретенской семинарии:
Битбунов Георгий
Слесаренко Александр
Чистяков Кирилл

23 февраля 2006 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×