О войне и победе

Из непридуманного

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

Загрузить увеличенное изображение. 500 x 580 px. Размер файла 294702 b.

9 мая в шестьдесят шестой раз наша страна будет праздновать великий и святой День Победы. Мы привыкли считать годы от Рождества Христова, и это естественно. Однако, в средние века в жизни христианского мира существовали параллельные хронологии — от сотворения мира, от Александра Македонского и даже … от Диоклетиана. Правда, называлась эта хронология — эра мучеников. Для нашей страны, параллельно основному летоисчислению от Рождества Христова, я предложил ввести еще две параллельные хронологии. От крещения Руси. И от Великой Победы.

Почему? Потому что если первое рождение Руси было ее крещение, то второе — Победа. Победа в Великой Отечественной войне явилась спасением русского народа (и иных народов исторической России) от физического истребления. Но также и знамением духовного возрождения России.

К сожалению, находятся недалекие, корыстные и сластолюбивые люди, которые публично заявляют: «Плохо, что нас немцы не завоевали. Тогда бы мы сейчас баварское пиво пили». Слушая таких смердяковых, поражаешься не только их подлости, но и глупости. Да, пили бы они... лагерные помои. Воду, зараженную человеческими испражнениями, как это было в Ясеноваце, страшном концлагере, где хорваты, пособники немцев, уничтожили полмиллиона сербов. Если бы не стали лагерной пылью. Вспоминает протоиерей Евгений Ефимов, настоятель храма св. благ. князя Александра Невского в годы войны находившийся в оккупации в Псковской области. «Узнали мы с мамой, что неподалеку от нас — концлагерь с нашими военнопленными. Набрали продуктов — из последнего, отварили картошки, взяли хлеба и повезли им на саночках. Дело было зимой. Приходим. У проволоки столпились военнопленные, раздетые, разутые. Истощенные — на людей не похожи. Тени. Тянут истощенные руки через проволоку. «Хлебца. Хлебца дай». И на всех не хватило... До сих пор помню, хоть почти семьдесят лет прошло».

Первый проректор Санкт-Петербургской Академии, заслуженный профессор Академии   протоиерей Василий Стойков, бывший в оккупациии в Кировоградской области вспоминал, как на его глазах власовец застрелил десятилетнего мальчика, так, ни за что, как на площади немцы публично вешали партизан.

Вспоминает Александра Васильевна Аксенова, библиотекарь Санкт-Петербургской духовной академии: «Маленькой девочкой я оказалась в немецкой оккупации, в Ленингрдской области, в деревне под Кингисеппом. Из немецкого тыла, совершенно непостижимым образом удалось выбраться в блокадный Ленинград. Видела я и Блокаду. Могу сказать, что в блокадном Ленинграде было легче. Пока были немцы, летом-осенью сорок первого было еще ничего. Но когда их сменили осенью венгры, стало совсем невыносимо. Начался настоящий голод. Зимой 1941-42 года от голода слегла и умерла ее бабушка, полная сил семидесятилетняя женщина. Перед смертью она просила одного — кусочек хлеба. И вот вышла я, пошла по деревне, стучу в окна «Бабушка умирает, дайте хлебца для бабушки». А мне говорят: «У нас самих нет. Ступай с Богом». В одном единственном доме ей подали. Но и этот кусочек она до бабушки не донесла, его вырвали из рук голодные беженки: «Нам самим есть хочется». Вспоминает Анна Федоровна С., жительница деревни Чаща Гатчинского района Ленинградской области: «При немцах нас не кормили. Давали хлеб только тем, кто на них работал. Остальные, кто не мог, или для кого работы не было — живите как хотите. Выживали, как могли. Ходили за сотню километров в Псковскую область — косить траву, или менять вещи. Голодали страшно. Но самое страшное началось, когда немцы стали отступать зимой 1944 г. Прошли по деревне и сказали: «Собирайтесь, выходите». Кто не хотел или не мог идти, тех пристреливали. Деревню сожгли. Шли пешком, некоторые не выдерживали, падали. И оставались в снегу. А когда добрались до Латвии, то тогда раздали нас латышам. Батраками».

Кажется понятно, что нас ждало после победы немцев? Известны человеконенавистнические планы Гитлера оставить на европейской части России лишь 30 миллионов, остальных же переселить за Урал, либо истребить. Для оставшихся предполагался минимум жизненных благ, минимум образования - всего четыре класса для всех.

Вот какая планировалась религиозная жизнь для будущих покоренных жителей восточного пространства. Вот что говорил Гитлер на совещании 11 апреля 1942 года: «Необходимо запретить устройство единых церквей для сколько-нибудь значительных русских территорий. Нашим интересам соответствовало бы такое положение, при котором каждая деревня имела бы собственную секту, где развивались бы свои особые представления о Боге. Даже если в этом случае в отдельных деревнях возникнут шаманские культы, подобные негритянским или американо-индийским, мы могли бы это только приветствовать, ибо это увеличило бы количество факторов, дробящих русское пространство на мелкие единицы».

Очень хорошо человеконенавистническую программу немецких фашистов определил святитель Николай Велимирович «А всем нам известна их философская теория насчет пространства и освоения его: чтобы продвинуться и захватить… сады, виноградники, огороды, поля, луга, леса, реки, горы и так далее. Но вы, сербы, вместе с Богом воскликните в ужасе: "Как же это вы сделаете, если там живут тысячи и тысячи людей, братьев ваших, которые признают Того же Единого Творца и Отца - своего и вашего? Как?!" "Легко сделаем - отвечают они. - Совсем легко. Людей мы огнем повыжигаем, а их леса, поля и виноградники себе заберем. Людей покосим, а их капусту себе оставим, чтобы росла для нас. Людей повылавливаем, поснимаем с них одежду, а их голыми потопим в воде. Людей уничтожим, как гусениц, а их добро и золото заберем себе. Людей потравим ядовитыми газами, а их зерно, вино и елей оставим себе. Людей изгоним в пустыню, пусть вымирают там от голода, а сами сядем за их столы, будем есть пить и веселиться"».

Однако, победа в Великой Отечественной Войне была не только физическим спасением народа, но и возрождением его духа. Вспомним, что война началась 22 июня - в день Всех Святых, в земле Российской просиявших, и смысл этой мистической даты лучше всего выразил местоблюститель митрополит Сергий в своем знаменитом обращении: «Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Крала шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени пред неправдой, голым насилием принудить его пожертвовать благом и целостью родины, кровными заветами любви к своему отечеству... Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге пред Родиной и верой и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы - православные, родные им по плоти и вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом... Вспомним святых вождей русского народа, например Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших души свои за народ и родину.... Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей родины. Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг...».

Некоторые публицисты имеют дерзость утверждать, что «победа задавила ростки покаяния». Немногие еще живущие верующие старшего поколения, заставшие войну и послевоенные годы, могут засвидетельствовать, что это - неправда. Не только во время войны, но и после нее храмы были переполнены, люди стремились на исповедь и к причастию, и таких были не тысячи, а сотни тысяч, пожалуй - миллионы. Вот что говорил о.Кирилл (Павлов): «Я шел с Евангелием и не боялся. Никогда. Такое было воодушевление! Просто Господь был со мною рядом, и я ничего не боялся. Дошел до Австрии. Господь помогал и утешал...» Вот он описывает: «...в один воскресный день я пошел в Тамбов. Там только что открыли единственный храм. Собор весь был голый, одни стены... Народу - битком. Я был в военной форме, в шинели. Священник, отец Иоанн, который стал впоследствии епископом Иннокентием Калининским, такую проникновенную проповедь произнес, что все, сколько было в храме народа, - навзрыд плакали. Это был сплошной вопль...»

Вот какое было покаяние, вот как реально а не мнимо жила Православная Россия во время Великой Отечественной войны. На передовой, как вспоминает замечательный петербургский художник, иконописец, глубоко верующий человек, ветеран войны Сергей Николаевич Спицын, солдаты более старших возрастов резко осекали молодых, если с их уст невзначай срывалось богохульство: «Хочешь в живых остаться — Бога не хули». Многие молились перед боем. Поражает находка следопытов отряда «Ингрия»: была найдены останки советского воина, рядом - снайперская винтовка с многочисленными зарубками и Новый Завет. Беззвестный снайпер жил как о. Кирилл Павлов — шел с Евангелием и не боялся.

Если говорить о плодах покаяния, известных нам из слов Иоанна Предтечи (у кого две одежды - отдай одну), то нравственная высота русского человека проявлялась в таких удивительных поступках, как отдача русскими сиротами и вдовами зачастую последнего хлеба военнопленным немцам. Вспоминает моя мама заслуженный врач Василик Галина Георгиевна, как ее одноклассница после войны отдала свою пайку пленному немцу, который под конвоем шел на работу — восстанавливать разрушенные дома Ленинграда. А отец этой девочки погиб на войне...

Временами поражает великодушие русского человека. Вспоминает Сергей Николаевич Спицын. Уже в Румынии они взяли в плен взвод немцев. Из молодых один солдат, прибывший недавно из тыла, стал размахивать автоматом: «Я их, гадов, сейчас всех перестреляю». Его отвели в сторону и объяснили коротко и ясно: «Ты с наше повоюй, тогда и ори». Пленных благополучно доставили в тыл. Хотя всего за несколько дней до этого, немцы, прорывавшиеся из окружения, вырезали сонными с десяток наших солдат, застав их врасплох.

Что же касается даты фактического окончания войны — 6 мая, то о ней замечательно сказал Святейший Патриарх Кирилл: «Победа в Великой Отечественной войне была бы невозможна без особого покровительства Божия... Именно в этот день (святого Георгия Победоносца) завершилась Вторая мировая война. Сам факт совпадения этих событий был знамением, потому что то, что произошло в те страшные годы, во многом являет нам тайну Божественного милосердия». Напомним, что это был день Пасхи Христовой — победы жизни над смертью, любви над ненавистью, правды над ложью.

И таких символических дат в истории войны было множество. Напомню хотя бы некоторые, связанные с обороной Ленинграда — судьбой нынешнего Санкт-Петербурга. Начало блокады Ленинграда,  8 сентября - это День Сретения Владимирской иконы Божией Матери - память об избавлении России от страшного нашествия Тимура в 1395 году. А 27 января - это День святой равноапостольной Нины и День отдания Крещения. Это глубоко символично, потому что для Санкт-Петербурга Блокада явилась Крещением огнем, голодом и кровью, временем мученического испытания.

То, что Блокада началась в День иконы Владимирской Божией Матери, в высшей степени значимо. Пресвятая Богородица, начиная с 1917 года, невидимо управляет Россией и ведет её к вере и покаянию через различные беды и испытания. О Блокаде написаны горы книг. Это и документальная литература и художественные произведения. В последнее время появились книги, которые освещают её и с духовной точки зрения, в частности, сборник «Испытание» с рассказами прихожан Князь-Владимирского Собора о Блокаде. И вот как раз на судьбе отдельно взятого собора, Князь-Владимирского, видно, каков был всенародный подвиг, каково было народное страдание и какова была милость Божия в эти страшные годы.

Вот один эпизод: протоиерей Владимир Дубровицкий, уже пожилой человек, с расстроенным здоровьем, каждый день за 5 километров в лютый холод, больной и изможденный от голода ходил на службу. Его дочь, актриса Мариинского театра, умоляла его остаться дома. А он в ответ: «Не имею права, доченька, не идти. Должен я идти утешать и ободрять народ Божий». В соборе не было отопления, были выбиты стекла, и всё равно служба шла каждый день, не прекращаясь даже во время бомбежек, только выставляли наблюдателей на крыше. А то, что немцы не щадили церквей, показывает один малоизвестный факт: один из страшных прицельных налетов на Князь-Владимирский собор был 4 апреля 1942 года в Великую субботу, когда верующие пришли святить «пасхальные куличи» - простые кусочки хлеба. Немцы, шедшие под знаком креста, не пощадили русских христиан. И если бы не советские самолеты с красными звездами на крыльях, если бы не зенитки, от собора бы ничего не осталось.

В Блокаду Церковь была со своим народом, в самых страшных его испытаниях. Вспоминает Лидия Константиновна Александрова-Чукова: «Мой отец Константин, младший, седьмой ребенок в семье, родился в 1929 г. в Ленинграде.

В Стандартном поселке семья разместилась в двух собственных домах, стоявших через дорогу и имела два огорода, благодаря которым, с Божией помощью, и пережила блокаду. В 1943 году, в связи с тем, что деревянные дома поселка стали разбираться на дрова для города, семья была переселена в поселок Шувалово, где стояли войска МПВО.

К концу зимы 1942 года во дворе церкви в Шувалово, где настоятельствовал прот. Александр Мошинский, а регентом был мой дед, как рассказывал отец, все пространство от ворот до озера было занято горой трупов умерших горожан, которые туда отвозили родственники или соседи, да так и оставляли. Так К.М.Федорову досталась горькая участь отпевать своего зятя А.Н.Чукова, тело которого его сыновья привезли из города с Боровой улицы на саночках. В 1977 году К.М.Федоров был похоронен в его могилу. Отец с начала войны, помимо учебы в школе, промышлял сапожным мастерством. Он совсем неплохо подшил валенки о. Александру, за что получил в награду целое богатство - полкило русского топленого масла. 13- летний отец в блокаду сделал не менее шести гробов из нестуганых досок сарая для умерших родственников и соседей.

Во время войны будущий Патриарх митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий, который не имел личного транспорта, старался служить во всех трех действовавших в военном городе соборах и церквах. Однажды, в 1942 году митрополит Алексий служил в Спасо - Парголовской церкви. С ним были диакон Павел Маслов и его сын иподиакон Олег, который поставил Костю Федорова держать посох митрополита.

Так отец стал посошником, а затем иподиаконом и старшим иподиаконом, и практически телохранителем митрополита Алексия. В блокаду трамваи не ходили, и до Никольского собора отец добирался пешком или в кузове военной попутной машины. Ему было тогда 13 лет. Отец с сестрой, моей тетей Галиной Константиновной, носили овощи с огорода Владыке митрополиту. Резиденция митрополита состояла из кабинета и кухни на хорах собора, перегороженных занавеской. Дьякон П.Маслов, Олег и Костя Федоров часто ночевали на хорах собора за клиросом, а отца, как самого маленького, Владыка иногда укладывал спать на свой диван в кабинете, накрывая своим подрясником, подбитым мехом колонка с красивыми кисточками. Сам Владыка при этом ложился спать в ванной, накрытой досками. Сестра митрополита, жившая с ним, А.В.Погожева, спала в кухне. В войну Никольский собор не отапливался. Митрополит баловал отца: однажды - большой железной банкой тушонки, другой раз - копченой колбасой. Другая моя тетка, Н.К.Бабицкая, во время войны начала петь в хоре Никольского собора, а всего ее певческий стаж составил более 50 лет. Впоследствии она в течение 15 лет служила секретарем митрополита Никодима (Ротова).

Однажды, когда наша семья жила уже в Шувалово, то есть, после 1943 года, Владыка митрополит обедал после службы у Федоровых, а затем отец провожал его на трамвае, которые к тому времени уже пустили. В трамвае Владыка отказался сесть, хотя были свободные места, и всю дорогу стоял. Анна Владимировна всегда беспокоилась за брата и очень благодарила Костю за то, что он его проводил до собора».

С Блокадой связано много чудес великих и малых. Во-первых, чудом было уже то, что немцы остановились в пригородах Ленинграда. Но это чудо куплено реками солдатской крови. Степан Сергеевич Семенцов, ветеран войск НКВД, рассказывал нам о том, как их - курсантов, выпускников 1941 года, - выдвинули на оборону Ленинграда после прорыва Лужского рубежа. Немцев они сдерживали в течение нескольких дней. Из 2000 выпускников осталось 50 человек. Эти пятьдесят оставшихся затем бросили под Стрельну. Они составили знаменитый Стрельнинский десант, из которого в живых осталось 18 человек. А вот другой эпизод: защита Невского пятачка. Рассказывает Сергей Николаевич Спицын. Зарыться в землю было некуда - всюду трупы. На этот плацдарм уходили полные лодки, а возвращались один-два раненых. Это было неизмеримое, великое страдание и армии и народа. Здесь, как никогда, народ и армия были едины. Ольга Бертгольц написала великое стихотворение:

Мне скажут - Армия... Я вспомню день - зимой,
январский день сорок второго года.
Моя подруга шла с детьми домой -
они несли с реки в бутылках воду.
Их путь был страшен,
хоть и недалек.
И подошел к ним человек в шинели,
взглянул -
и вынул хлебный свой паек,
трехсотграммовый, весь обледенелый,
и разломил, и детям дал чужим,
и постоял, пока они поели.
И мать рукою серою, как дым,
дотронулась до рукава шинели.
Дотронулась, не посветлев в лице...
Не видал мир движенья благодарней!
Мы знали все о жизни наших армий,
стоявших с нами в городе, в кольце.

Таких случаев было множество. Рассказывает ныне здравствующий протоиерей отец Виктор Голубев, настоятель храма «Кулич и Пасха» в Санкт-Петербурге. Он был во время Блокады 12-13-летним мальчишкой. Во время артобстрела его ранили. Матери сказали: «Ваш сын убит. Идите в морг.» А оказалось, что он ранен, его увезли в госпиталь. Кровь для переливания ему дали солдаты, сами изможденные и голодные они отдали ему кровь. И таких случаев потрясающего самопожертвования, удивительной любви к ближнему можно насчитать сотни.

Мамин дядя Евгений Васильевич Баканов работал в организации «ЭПРОН» по подъему кораблей и остался в блокадном Ленинграде, не стал эвакуироваться, несмотря на то, что был инвалидом. Из блокадного города он слал страшные письма своей сестре, моей бабушке, Тамаре Васильевне Бакановой: «Ты не представляешь, что здесь творится, я чувствую, как ледяная рука смерти берет меня за горло». И тем не менее, свой паек отдавал соседским детям. Он их спас, а сам умер от голода и цинги. Нам, живущим в раздолье и изобилии, не понять, что двигало этими людьми. Сотрудники Ленинградского института растениеводства умирали от голода рядом с коллекциями семян, но не трогали их, зная какую ценность они представляют для страны и для всего мира. Они сохранили эти коллекции ценой собственной жизни. Потрясает один из блокадных рассказов о почтальоне, который нес довольно тяжелый пакет, передачу от летчика. Пакет разорвался, и оттуда выпала плитка шоколада. Человек видел это и, сам умирая от голода, донес пакет до адресата. Это была мать с маленькой девочкой. А почтальон уже не дошел до отделения, упал в обморок и умер от голода. Через много лет, спасенная женщина нашла его родственников, чтобы поблагодарить, нашла то отделение связи и так узнала правду о его кончине.

Что спасало людей? Спасало умение любить и жертвенность. Те, кто так жили, чаще всего спасались. Те же, кто зацикливались на себе и стремились выжить любой ценой, чаще умирали. Спасало людей и умение терпеть. Рассказывает блокадница Лидия Сергеевна С.: «Что нас спасало? Я думаю наше вековое умение терпеть. Как можно было объяснить ребенку, что надо растягивать хлеб, а не есть его сразу, но мне удавалось это сделать. Мы понимали, что это надо претерпеть».

Немногие оставшиеся свидетели той эпохи говорят о великой, подлинно пасхальной радости в день Победы. Вспоминает Александра Васильевна Аксенова:
«В ночь с 8 на 9 мая 1945 года на улице стали стрелять, палить в небо из ракетниц. Все высыпали на улицы «Победа! Подписана капитуляция Германии!». Совершенно незнакомые люди обнимались, целовались, плакали. Одна старушка увидела молодого солдатика, бросилась к нему на шею, заплакала и сказала: «Милый, дорогой мой, победа! Ты останешься жив, тебя же не убьют!» Как после этого можно говорить о каком-то победобесии, как может повернуться язык для этого?

Про Благовещение говорится так: «Неизреченным Божиим смотрением Благовещение почти всегда находится внутри Великого поста». Я бы сказал так: неизреченным Божиим смотрением праздник Победы всегда находится внутри Пасхи. Потому что это действительно пасхальное торжество: «Смертию смерть поправ». Миллионы наших солдат, миллионы страдальцев в оккупации и концлагерях своею смертию попрали ту смерть, которую несли нам фашистские нечестивцы, люди, притворявшиеся христианами, но Христова духа не имевшие. На пряжках своих ремней они несли слова «С нами Бог», но творили дела безбожные, антихристианские. По форме советская армия может и была армией атеистического государства, но по духу и смыслу того, что она делала, она была армией Христовой. По форме немецкая армия была христианкой, по духу - армией богоборческой. Этот действительно Христов победительный дух, - дух Победы смерти над смертью, и привел нас к Победе. Это тайна Божьего промысла, тайна Божьего человеколюбия, как сказал Святейший Патриарх Кирилл.

Великая Отечественная война - это не борьба идеологий или социальных строев, это борьба за веру и правду. Победа в Великой Отечественной войне явилась следствием великой милости Божией и страдальческого крестного подвига русского народа и Русской Православной Церкви.

Советские солдаты отдавали жизни за спасение русского народа и всего мира от физического уничтожения и духовного рабства, в конечном счете - за спасение Православия. Удивительное самоотвержение, великодушие, беспримерный подвиг, который явил наш народ в период Великой Отечественной войны, и есть вклад Русской Православной Церкви в Победу над богоборческой, чудовищной по своей жестокости силой германского фашизма.

Вклад Церкви огромен, он не поддается количественной оценке, его не выразишь числом священнослужителей, так или иначе участвовавших в войне, или количеством самолетов и танков, построенных на церковные деньги, или даже количеством людей, посетивших церковные службы. Но именно молитва Церкви привлекла милость Божию к Русскому народу, которая, по словам архимандрита Кирилла Павлова, даровала мужество и силу русскому воинству, мудрость и умение его полководцам.

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в день Победы служится не только панихида, но и благодарственный молебен за избавление России. Сохраним же это чувство благодарения Богу, благодарности и усопшим и живым нашим защитникам и труженикам. И молитвенно вспомним слова из Великого Славословия, произнесенным Патриархом Алексием Ι в День Победы: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение».

Диакон Владимир Василик

9 мая 2011 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий
Комментарии
ЕЛЕНА28 октября 2013, 18:53
Слава Богу.что есть люди.способные писать такие душеспасительные статьи!Задумайтесь.православные.остановитесь в своём поклонении деньгам и др.тленному!СПАСАЙТЕ ДУШИ.неужели нужна война для очищения?
ирина 7 мая 2013, 02:06
Вставайте, люди русские! И сейчас война - страшная: видимая и для многих невидимая... Мы, русские, до скончания века должны быть истинными воинами Христовыми! Только Вера Православная и спасет нас! Любите Отечество свое, его истерзанный и славный народ,чтите Святых и памятуйте о Тех, кто живота своего не пощадил и головы сложил за нас...ВЕЧНАЯ ИМ ПАМЯТЬ!
Максим12 апреля 2013, 18:22
мне эта проповедь очень понравилась и думаю,что если бы войну действительно выиграла германия,было бы очень худо
Зинаида28 ноября 2012, 12:22
Спаси Вас Бог, отец Владимир!
Вера Алексеевна23 ноября 2012, 03:49
Низким поклоном благодарю отца диакона Владимира за эту статью-проповедь, статью-отповедь.
Тем циникам, мечтающим "о баварском пиве" - скажу так: посмотрите фильмы современных немецких документалистов,ринувшихся сейчас в Россию брезгливо снимать погибающие деревни, разрушающиеся города, ржавую технику, расстроенный быт, пьяных людей, бездомных детей...И холодно константировать упадок нашей страны. Эти фильмы неустанно показывает немецкое телевидение. И в этих же фильмах камеры жадно показывают просторы чистейших вод Байкала, мощные, в два обхвата, стволы кедров, лесные богатства... Они нас опять захватывают... кино-камерами. А мечтают о большем. И помогают им те, кто сожалеет об отсутствии пива баварского.
Спаси и сохрани народ наш,Господи, дай силы выстоять и в эту лихую годину. Матушка Пресвятая Богородица, Царица Небесная защити страну нашу бедную ото всех недругов, внутренних и внешних.Собери нас под Свой омофор, вразуми, настави, направи,сохрани и восстави!
Нина 8 ноября 2011, 07:51
Благодарю Бога, что я родилась в России. Горжусь своими предками. Нам есть кому подражать, есть с кого брать пример... Огромное спасибо автору статьи.
р.Б.Анатолий24 мая 2011, 12:18
Не дочитал, плачу....
Елена23 мая 2011, 16:21
Читала перед этим публикации о "пересмотре празднования Дня Победы". До глубины души было больно читать мнение С. Чапнина. Обидно за моих родителей, перенесших тяготы войны, прошедших полями сражений и испытавших ужас блокады! Спаси Господи, отец Владимир! Ваша статья как лекарство. Мои близкие были верующими людьми, и в страшные годы им помогла выжить вера! День Победы для нашей семьи - великий священный праздник! Надеюсь. таким он останется и для моей маленькой дочери. В этот день мы идем в храм и на Пискаревское кладбище. И для меня неразделимы молитва и возложение цветов к Вечному огню, монументу Матери Родины и на могилу моего дяди,отдавшего жизнь за наш город и покоящегося на Пискаревском кладбище. Подвиг каждого из участников ВОВ неразделим с молитвенным подвигом великого нашего земляка преподобного Серафима Вырицкого, молившегося на камне о даровании победы нашему народу в страшной войне. Возблагодарим Бога и не забудем подвиг народа!
Игорь22 мая 2011, 21:16
Спаси Вас Господи. Замечательная статья. Сейчас снова идет война, теперь за души людей. И снова мы как в 41-м отступаем. Хватит ли сил выстоять?
Вячеслав21 мая 2011, 13:55
«ВОВ была наказанием за грех богоотступничества». Патр. Кирилл

В статье не отражено главного, того, что Война, равно как и Революция, попущены Богом за безбожие отцов, кот., к сожалению, только укоренилось в поступках детей и, к еще большему сожалению, нашло свое оправдание в Победе, кот. естественно от Бога, но в глазах большинства – даже до сих пор – произошла благодаря именно режиму.

Не благодаря, а вопреки… То, что «товарищ коммунист» абсолютно солидарен с «отцом дьяконом», свидетельствует лишь об их непонимании этого важного момента и том, что даже без не упоминая персоналий данный текст, по сути, посвящен оправданию режима.

Что касается «тисков и застенков», то в ближайшие дни будут много писать про Бутовский полигон. Почитайте, может быть, глаза на что-нибудь откроются…
Владимир18 мая 2011, 20:57
К тому же, следуя логике автора, можно договориться до того, что главным защитником Православия был Сталин, который этими солдатами руководил. Более того, не Бог… в конечном счете спасает людей, а люди Бога?!!

А вот это уже натяжка.
Речь идет НЕ о мистическом теле Христовом.
О Церкви небесной и торжествующей в частности
А о Православии, как образе жизни конкретного народа.
Который нуждается в защите и сбережении.
Безусловно, Бог спасает людей и народы.
Через конкретных людей.
Солдат например.
Или генералов.
Или даже генералиссимусов.
Пусть временами против их воли.
У Вас история России какая-то бесплотная получается.
Владимир18 мая 2011, 20:52
Сергею

До какого же еще безумия может довести «совковая» страсть «целовать свой «святорусский» локоть»?

Да, это уже на уровне беснования. Чужебесия, так сказать.
Как будто читаешь католика Печерина:
"Как сладостно отчизну ненавидеть
И жадно ждать ее уничтоженья".

И все же показательное самопризнание.
Ненависть к советскому периоду русской истории доводит человека до ненависти к Святой Руси.
Которая никуда не делась.
Владимир18 мая 2011, 18:36
Аргументация Вячеслава - смешна. Может и за 1812 год Бога благодарить не надо? И не надо говорить, что это - православное торжество? Ведь в русских войсках воевали и мусульмане, и буддисты. Зачем же всю славу за 1812 год отдавать православным и служить благодарственный молебен о избавлении от двунадесяти языков? Вам современный плюрализм глаза застит. И часть Вы склонны принять за целое.
Видно, что для вас Победа - чужой праздник. И Вы в ней не видите то, что увидел свят.Патриарх Кирилл - "тайну промысла Божия и тайну Божественного милосердия".
Кто шел под знаком креста? Вы будете отрицать, что у немцев на пряжках была цитата из Исаии? "Gott ist mit uns" - с нами Бог (Ис. 7, 14). И будете отрицать. что у них было военное духовенство, капелланы?
По поводу добрых немцев - еще смешнее. Побывали бы Вы в их тисках.В их застенках. Поголодали бы. В блокадном Ленинграде. Или в оккупации. Да, среди них были добрые люди. Среди наших были негодяи. Ну и что? Это ОБЩЕЙ картины
не изменяет. И немцев нисколько не извиняет
Владимир18 мая 2011, 18:31
Сергею, Вячеславу и прочим "антисталинистам".

В статье нет ни единого доброго слова о Сталине. Он вообще не упомянут. И, тем не менее, "антисталинисты" зашевелились.
Им невыносимо слышать хоть одно доброе слово о той эпохе.
О русском народе, жившем в то страшное время.
"О настоящей нашей славе,
О страшном подвиге твоем".
Метят в Сталина, а стреляют в Россию. Вместе с Солженицыновским героем готовы свалить атомную бомбу на весь русский народ, лишь бы с ним сжечь и Отца народов.

А вообще - печально. Вся эта антисталинская истерия - только на руку олигархам. Почитайте хоть вот это
http://ruskline.ru/news_rl/2011/05/18/cel_destalinizacii_oklevetat_ograbit_unizit_i_raskolot_nash_narod/
А разговоры по поводу "укрепления безбожного режима" в результате Победы - диссиденство. Традиция желать своему правительству поражения. У Солженицына например.
"Благословенны поражения" - Архипелаг Гулаг. Чистой воды смердяковщина. "Вот если бы умная нация завоевала глупую".
Отсюда и верующие и добрые немцы.

Андрей17 мая 2011, 16:39
Вот даже читая эту статью по прошествии 8 дней после празднования 66-й годовщины Великой Победы над фашистами, глаза наливаются слезами за тот подвиг и мужество, и терпение русского народа, которое дано было ему вытерпеть и перенести на своих плечах, во время войны. И правильно сказано СЛАВА НАРОДУ ПОБЕДИТЕЛЮ! Народу, который выстоял и выстоит если надо будет, потому что мы православные и верим в Истинного Бога Иисуса Христа! А вера в Бога дает нам силы жить и побеждать. Вечная память всем погибшим в Великой Отечественной войне и низкий поклон ветеранам. Спаси Господи диакона Владимира за хорошую статью.
павел13 мая 2011, 15:58
Господи, благослови диакона Владимира и всех православных христиан, любящих Правду и Здравый Смысл!
Всех с праздником Победы!
Сергей13 мая 2011, 01:37
«К 1 мая 1937 года имя Бога навсегда будет забыто на территории СССР» - эти слова принадлежат И. В. Сталину, правителю страны, человеку, который честно продолжал дело своего предшественника, объявившего Бога, ни мало, ни много, своим личным врагом. Зовут его, ну, конечно же, В. И. Ленин! … И вот когда православный христианин, служитель церкви, анализируя события истории этой самой страны, этой единственной в человеческой цивилизации богоборческой империи – СССР, уподобляет их Пасхе Христовой, возникает чувство, что находишься в сумасшедшем доме. До какого же еще безумия может довести «совковая» страсть «целовать свой «святорусский» локоть»?
marija12 мая 2011, 11:30
МЕРТВЫЕ НЕ ВОЗВРАТЯТСЯ 1941 - 1945
И души мёртвых не умирают,
Нам часто сообщение дают.
И связь с родными не теряют
Фронтовики на небесах псалмы поют.
Не возвратятся мертвые с войны -
Им уготовлена отныне жизнь иная!
Все отдали за счастье для страны -
И вот теперь, она в руках людей живая!
«Отныне, им не стыдно за себя...
Жизнь отдали за самое святое!
И за Отечество российское ушли -
Так свято берегли бесценное родное!
И сохранили край возлюбленной красы
И цветенье удивительной Отчизны!
И сад, и двор, и белые цветы,
Цветущие для умиления души»!
А, черный вихрь влетел в страну
И наглухо укрыл родное солнышко.
Летели бомбы – как град с небес
И жутким голосом бабьё заголосило.


Сергей11 мая 2011, 11:47
Статья от сердца написана у кого разум помрачен к сожалению не способен вместить того что эта война сплошь символична и является величайшим уроком всему человечеству.
Евгения10 мая 2011, 15:56
Спасибо за статью.
Всегда полезно вспомнить истории военных дней. Таких историй миллионы, но каждая ценна по своему и особенно дорога тем, с кем (или с чьими родственниками) она произошла.
С нашей победой!
Коммунист10 мая 2011, 13:17
Как приятно было читать статью, где нет чёрной лжи о Советском Союзе и советских людях.
Господи! неужели после 20 лет безумства наш народ начинает приходить в себя?
Огромное спасибо автору.
С праздником, товарищи!
ника [офицер запаса]10 мая 2011, 00:13
Иисусе помоги! Плач души приими и свободи землю русскую родную, не серебряную, не золотую, простую - с явором над водою, ту, что зовем родною.
|Сегодня она в беде, да ещё в какой, без пуль и атак внутри захвачена всякой нечестью.|

И в год 66 победы над фашизмом с радостию вторю словам патриарха Алексия от 9 мая 1945 года...
"Да исправится же молитва наша, яко кадило пред Господом.
Да пройдет небеса.Да принесена будет святыми молитвенниками за землю Русскую к Престолу Господню.
Бог мира да продолжит благословения Свои на родную землю нашу и да споспешествует вождям и правителям нашим мирным оружием государственной мудрости и правды побеждать всё,
что враждебно миру и благу великого Отечества нашего"
Рита 9 мая 2011, 22:11
Спасибо большое, отец Владимир, за замечательную статью.
Олег 9 мая 2011, 21:12
До сих пор в голове не укладывается, Германия, такая страна маленькая, а столько бед и смерти принесла! Боже,
вечная память погибшим и покрой нас Своею благодатью!
Вячеслав 9 мая 2011, 17:27
Странная статья 2. Что это за утверждение, будто все «советские солдаты отдавали жизни… в конечном счете – за спасение Православия». Но почему не ислама или иудаизма, разве их не искореняли наряду с любой другой религией в СССР, или среди советских воинов не было мусульман или евреев?

Что на этот счет должны сказать ветераны из числа азербайджанцев, таджиков, татар? Получается, что война это событие, которое объединяет людей, а некоторые публикации, ведут к их разделению. Выходит, что некоторые статьи хуже войны…

К тому же, следуя логике автора, можно договориться до того, что главным защитником Православия был Сталин, который этими солдатами руководил. Более того, не Бог… в конечном счете спасает людей, а люди Бога?!!

Как ни странно, для того, чтобы разобраться в исторических событиях, оценить подвиг людей и действие Божественного промысла, иногда лучше обращаться к публикациям светских людей (http://news.mail.ru/society/5857177/?frommail=1), которые дают куда как более цельную картину произошедшего, не отягчены интересами корпоративной полемики и не пытаются подогнать вопросы под готовые, в целом, верные, но излишне идеологизированные ответы.
Вячеслав 9 мая 2011, 17:25
Странная статья 1. Что это попытка увековечить опыт знакомых людей и дань памяти народному подвигу или использование и того, и другого ради продолжения своей полемики с «безымянными» оппонентами?

Быть может все это стоит разделить, равно как, отказаться и от других странных обобщений?

Кто это из немцев шел под знаком креста? Гитлер, который заявлял о том, что «ничто не удержит меня от того, чтобы искоренить христианство в Германии, истребить его полностью вплоть до мельчайших корешков», или немецкие генералы, которые, заботясь о безопасности собственных войск, пытались открытием храмов привлечь на свою сторону население?

При этом, несмотря на давление безбожной пропаганды, неужели среди немцев не оставалось верующих людей, которые жертвовали собой ради религиозных идеалов, или в годы войны не было проявлений жестокости со стороны советских солдат, которые нельзя оправдать даже абсолютно извращенными идеалами социализма? И, наоборот…

Непонятно, зачем автору потребовалось отрицать то, что одним из результатов нравственного подвига отдельных людей и победы всего народа, который тысячу лет жил и развивался в рамках христианской традиции, стало безмерное укрепление абсолютно безбожного режима, всячески искоренявшего Православия посредством атеистической идеологии, которая покаяния, как религиозного обращения к Богу действительно не предполагала.
Леван 9 мая 2011, 14:36
Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение!

Светлая память павшим в Великую Отечественную Войну ради спасительной Победы и жизни будущих поколений.
Дмитрий 9 мая 2011, 12:43
Слава Богу Всевышнему!Вечная память воинам и народу погибшим ради жизни.Спаси нас Господи!
Гость 9 мая 2011, 09:54
Спаси Вас Христос, отец Владимир!

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

×