Нравятся мне люди, которые не боятся стареть. Это умницы и это воины. Без подтяжек, без липосакций, зато с мыслью в глазах, с внуками, с конкретным делом в руках. Такие, быть может, и умирать не побоятся. Хотя смерть – непрошенная дама и капризная и напугать способна кого хочешь. Но все равно, если человек встречает старость без истерик, значит, есть нечто за душой у человека.
Фото: Геннадий Михеев |
Нравятся люди, могущие удивить, не мечущие все козыри на стол в первые пять минут знакомства. Думаешь: прост человек и до крайности обычен. Даже не интересно. А он вдруг со временем открывает все новые и новые грани характера, и видно, что много у него этих граней. Просто он не выпячивает все сразу и не красуется без толку.
Фото: Геннадий Михеев |
Еще нравятся те, кто в разговорах не хвалит себя и не жалуется. Значит, не самовлюблен человек. А если даже увлечется и расскажет о себе больше, чем обычно, то стыдится и старается разговор в другое русло перевести. Тот, кто про себя «любимого» без конца языком не треплет, тот слушать умеет. Умеет слушать, потому что знает: на свете кроме него еще другие люди есть. И другие люди ему при случае с удовольствием душу свою изливают, потому что чувствуют: он не посмеется и не расскажет другим то, что услышал.
Нравятся мне те, кто свою норму в спиртном знает. Под стол не падает, в свинью не превращается и другим не дает, приключений «под градусом» не ищет. Такой человек с компаниями переборчив и с кем попало пить не станет. Очень нравятся мне такие люди.
Еще нравятся те, кто много книг прочел не потому, что ученая степень требует, а потому, что душа книгу любит, невзирая на, может быть, самую простую профессию.
Если эти люди мне нравятся, значит, они есть. Не может же нравиться мне или другому человеку то, чего нет в природе. Такие люди есть, это так же точно, как то, что Бог свят! Но их не очень много, потому что то, чего очень много, всегда теряет в цене и перестает удивлять. Если бы золото было по цене камня, то никто бы из него украшений не делал и денежным эквивалентом не считал.
Люди, которые мне нравятся, есть, хотя их могло бы быть и больше. Мир должен стоять на чем-то, так вот он, возможно, на них и стоит. Мне нравятся тещи, о которых с любовью говорят зятья. Такое тоже бывает. Бывают погребения, на которых зятья рыдают об усопшей теще больше, чем родные дочери. Не фантазирую, но говорю, что видел. Редко, но видел. Еще видел начальников, по которым на похоронах убивались сотни подчиненных. Убивались так, будто отца родного хоронили, и понимал я в это время что-то, что еще слов не нашло, чтоб высказаться.
Герой России майор Сергей Солнечников, ценой своей жизни спасший солдата |
Очень нравятся мне те, кто любит и хвалит не только своих (семью, народ etc.), но готов учиться даже у врага и хвалит всех, кто объективно того заслуживает. Такой человек даже на войне убитому врагу скорее честь отдаст, чем на могилу ему помочится, и за это благородство Бог именно такому человеку победу даст.
Есть еще много таких черт, которые непременно бы понравились, если бы мы их замечать умели. Но добро прячется, добро в тишине живет и в second-hand-е одевается. Может и не обязательно в second-hand-е. Это я так – к слову, ради иллюстрации скромности. Подлинное добро, как шедевр в картинной галерее, тряпочкой от солнечного света завешивают, поскольку и картины, и подлинное добро от прямых лучей портятся.
Мне кажется, что если детям дать тему сочинения «Какие люди мне нравятся», то они напишут или заезженные фразы о теоретическом добре, или откровенную чушь про звездную шелуху. Сочинение на эту тему хорошо бы задать взрослым. Они бы по необходимости стали размышлять над нравственной проблематикой, выкапывать из глубин подсознания какой-то личный опыт, анализировать его, стали бы думать сердцем и царапать заскорузлой рукой на бумаге страшно некрасивые буквы (писать-то отвыкли). Это был бы великий опыт. Как бы его внедрить? Как бы заставить людей отказаться от той мысли, что разговоры о нравственности приличны только в школе с желторотиками, а во взрослой жизни, мол, никто уже не только в нравственность не верит, но даже говорить о ней отказывается.
Это – жуткая ошибка. Взрослому человеку нужно говорить и думать на нравственные темы постоянно, поскольку взрослая жизнь целиком состоит из решения нравственных задач различной сложности.
Честное слово, так бы и задал я всем взрослым сочинение на тему «Какие нравственные качества я ценю больше всего». Или «От отсутствия каких нравственных качеств страдают я и моя семья?» Потом устроил бы всенародное обсуждение, награждение победителей, новый этап конкурса с иной темой по тому же профилю. У СМИ появился бы серьезный проект, заполняющий эфир и от проведения которого не стыдно. Поверьте, это не было бы бесполезным занятием. Вы когда-нибудь письма из тюрьмы читали? Да ведь это почти в полном объеме – сочинения на нравственную тематику, написанные с опозданием. Были бы они написаны в свое время, не пришлось бы по прошествии многих лет упражняться в каллиграфии и рассуждении о том, как нужно жить, из-за колючей проволоки.
Итак, всенародный труд по написанию сочинения на нравственную тему можно считать открытым. Я свое уже написал.
Как будто только сейчас и поняла что-то очень важное в жизни, о чём всегда знала,
но в наше суетное, циничное время уже казалось не таким ценным.
Едучи недавно с работы, стала свидетельницей такой сцены. Женщина лет тридцати пяти, хорошо одетая, в глазах – лёгкое ко всему окружающему презрение, и девочка лет пятнадцати, в глазах пока – неподдельный интерес к миру, очень живо и зло обсуждали свою пожилую родственницу, маму одной и бабушку другой, – все её «неправильности», «косяки», что она редко делает так и что чаще всего, к недовольству с ней живущих, делает не так… Заболела душа и заныло сердце за эту неизвестную мне женщину, которую у всех на глазах вот так вот лихо «обогрели, обобрали» – осудили, обсудили, высмеяли и разложили на составные части. Во-первых, потому, что высмеивать и зло осуждать своих родных, а тем более прилюдно, – табу для любого нормального человека, а во-вторых, так и хотелось сказать: «Мамо, шо ж вы делаете, вы ж только что сами себе вырыли яму: неуважение к своим родителям есть «наперёд посеянное несчастье» – такое же неуважение к вам в старости, ведь вряд ли ко времени вашей пенсии изобретут эликсир молодости – никого не минует чаша сия…»
Почему-то неуважение к старости и старикам сплошь и рядом наблюдается только у нас в стране – это чисто наше, новоприобретённое российское. Яснее ясного, старики разные. Есть злые, одинокие, больные, уставшие от людей и от жизни, и с такими не нужно ни вступать в конфликт, ни спорить, ни доказывать им что-либо – нужно просто уступить им, промолчать, понять и принять их такими, какие они есть.
Те люди, которые за добро не просят ничего взамен.
Вот такие люди мне нравятся !
Прости Господи меня грешницу ! Аминь.
Когда восстаешь из мрака (Это я про себя. Слава Богу, вылез из ямы), обнаруживаешь сколько вокруг тебя добрых, порядочных людей, в чем нас постоянно хотят разубедить те же СМИ и не только.
Слава Богу за всё!
Особенно нравиться насчет порядка. Считается, что внешний порядок и чистота признак порядка и стройности мыслей (кто бы спорил?!), но самое замечательное, что если вдруг у вас начинаются сложности в жизни,сумбур в голове, на работе и т.д.- начните с уборки в доме, оказывается и обратная связь есть. Самое лучшее сложить вещи в шкафу (проверено - работает, и в голове проясняется и структурируется). Только вот самое главное: с просьбой к НЕМУ и его БОЖЬЕЙ помощью.
Спаси Господи,нас грешных.
P.S. Мне нравится Господь наш Иисус Христос и все Его святые.
Мне нравятся старики с ясными глазами, к концу жизни ставшие по настоящему добрыми и мудрыми, неожиданно превратившиеся в противоположность себе самим в молодости - когда их заносило и трепало ветрами жизни. Они похожи на дуб, выросший в свой рост. И нам надо успеть поговорить со своими стариками.
Мне нравятся экскурсоводы и библиотекари, хранящие чужие сокровища как свои, чтобы подарить их нам, историки и писатели, ищущие смысл своей и нашей жизни. Не будем судить их строго за ошибки, спасибо им за то, что не дают забыться и заснуть.
Мне нравятся неравнодушные. Да поможет им Бог.
Ответ на статью
Мне нравятся люди, ищущие и открывающие во мне то хорошее, что есть, или, если ничего не находят, показывают мне, каким можно быть, не нарушая при этом моего суверенитета, не вторгаясь в мой внутренний мир, но мягко показывая ошибки. Безусловно хорошо настроенные ко мне. Непредвзято, вернее предвзято считающие меня и всех человеком добрым.
Не осуждающие никого, скромные, не хвалящиеся.
Говорящие на языке 19 века.
Не нравятся такие, как я:
Говорящие о себе, выносящие необоснованные суждения, особенно обо мне, дающие настойчивые и непрошенные советы.
Несмотря на занятость успевала по храмам съездить, в монастырь съездить с зятем.
Когда ее не стало, она трагически погибла, ее сбил поезд, то всех это сильно шокировало. Всем казалось - она будет рядом всегда. Всегда мы будем с ней разговаривать и получать ее заботу о нас до самой старости нашей. А вышло всего лишь два года мы были вместе. Прихожане от утраты говорили, что им в храме теперь все не так. Очень многие плакали. А некоторые задумались о своей жизни и постарались ее изменить.
Рассказывала о своей истории, откуда родом, о родне, рассказывала о хороших людях пламенно верующих, с которыми когда-то была знакома, вообще о всех говорила только в хороших тонах и ни разу обид каких ни на кого, осуждений тем более ни в коем случае.
Храни Вас Господь!
И всё-таки. Однажды инвалид по зрнию (слепой) сказал мне:
"Мне легче - я инвалид. Тебе труднее - ты не ивалид".
Это мне в поддержку. Так он меня пожалел.
А что не нравится?
То, что чаще всего встречается: чёрствость сердечная и
непробиваемая глупость, которая себя всячески утверждает.
12:31р.Б.Фотиния:
"Ирине и Елене.
Вы путаете два понятия "нравится человек" и "любить человека". " Фотиния, а Вы когда-нибудь встречали человека любящего того, кто ему не нравится? По-моему, такое явление называется лицемерием. Можно любить, например, собственного сына , полного пороков и при этом говорить, что его качества, несоответствующие христианским заповедям, вам не нравятся, но это совсем другое -это материанская любовь, всепрощающая. На такую, всепрощающую, способен разве что Христос, и то, никто не отменял суда Божиего за грехи наши.Через принятие или неприятие человеческих качеств, пропуская их через призму христианских заповедей, мы только и можем двигаться в правильном направлении. Думаю, что именно это являлось целью написания данной статьи протоиереем Андреем.
Вы путаете два понятия "нравится человек" и "любить человека". Чем мне лично дорого общение с о.Андреем?
Он в своих проповедях или литературных беседах очень искренен и действительно любит любого человека. А главное, что учит этому нас как пастырь мудрый, терпеливый и добрый.
Господи, спаси и сохрани о.Андрея.
Простите меня, неразумную.
Мне нравится мой батюшка из нашего храма.
Нравится тем, что безотказно приходит на помощь в разных ситуациях, разным людям.
Чужую боль воспринимает как свою, и чужие проблемы решает как свои.
Настоятель распорядится служить в его выходной - служит без ропота, хоть и с ног валится от многих треб: квартиру освятить, бабушку на дому исповедать, пособоровать, причастить. А концы-то не близкие!
Если у прихожан проблемы, с помощью других прихожан или самостоятельно, всегда поможет или подскажет.
И хотя он младше меня по возрасту, все равно, называю его: - "Батюшка"!
Храни Господь и Церковь, и Патриарха, и Вас - Батюшек наших, любящих и видящих Бога в нас, грешных и черствых сердцем!
А вот смирение, о котором рассуждают выше, не предпологает принятие грязи и бардака, как вне, так и в душе. И вовсе не бытие определяет сознание, а наоборот, ибо сознание - отражение души. А если над душой не работает человек - вот вам и плачевный результат.
За статью спасибо, заставила задуматься.
За статью спасибо, заставила задуматься.
По-моему, эта статья -- своего рода шпаргалка при решении очень сложной задачи по исполнению Евангельских заповедей.
Ближний не обязан быть чистым и знать меру в спиртном, это правда. Но есть такой критерий: а кого бы мне хотелось видеть другом моего еще не совсем разумного чада, какому наставнику я могла бы его доверить? Жаль, что таких действительно до обидного мало.
Спасибо за статью!
Ирина, вы почитайте "Мои посмертные приключения" Юлии Вознесенской. Это не жития святых, но ни в чем не противоречат житиям. Бог любит всех одинаково, но не все попадают в Рай... И даже в Раю не все приближены к Престолу Божьему... Есть и окраины Рая. А для скольких из нас ад уготован? Но Бог любит всех одинаково.
Отец Андрей, ваши проповеди актуальны всегда. Сердечная вам благодапность.
Возвращаясь к новозеландскому «герою», хочется знать, понимает ли он, что попал в рабство, что предал всех своих предков, кто погибли в войнах за Православие и Россию, где он родился. Осознает ли, что борьба за независимость намного сложнее, чем война и может продлиться в течение многих поколений (300 лет ига)? Борьбу будут вести фактически безоружные наши дети, внуки и их потомки против превосходящих сил. И самое главное, может ли такой человек раскаяться, стать русским и потом православным? И как это может произойти в чужой стране, а также с теми, кто остался в оккупированной стране?
Один наш бывший соотечественник из Новой Зеландии пишет о себе так. Работает в правительстве. На всем приходится экономить. Обед берет в баночке. Легче тем, у кого семья. Власти запрещают привозить жен из-за границы, а новозеландские женщины смотрят на него, как московские на дворника-гастарбайтера. Кто теперь этот человек?
В языческие времена люди делились на свободных и рабов. Свободные были готовы умереть за свою свободу, а рабов было не жалко. Христианство отменило рабство и реабилитировало физический труд. Во все времена люди знали, если они не пойдут защищать свою страну, их или убьют, или возьмут в рабство, что намного хуже. Достоевский писал, что если русский человек не православный, то он - дрянь. А как быть с тем, кто русским родился, но с помощью социальной инжинерии перестал им быть? Кто эти люди? Думаю, дрянь в квадрате. Может ли такой стать православным?
Огромное спасибо за статью! Все настолько понятно и доступно. Вы всегда поднимаете очень важные вопросы, которые заставляют задуматься. К сожалению, вы правы: очень редко встречаешь людей за которыми хотелось бы пойти, как говорят, на край земли или, как у Высоцкого, в горы. Слава Богу, у меня мама такая. Интересное замечание про болтовню. Иной раз разговорюсь в споре и невозможно остановиться, а потом скверно себя чувствую, думаю, не надо было того-этого говорить. И про чистоту Вы абсолютно правы: дом должен быть чист. Моя мама и бабушка приучили меня, например, мыть два раза в год окна в доме. Когда у меня в доме чистые окна и на душе как-то чище делается. Иногда порой беспорядок на рабочем столе: так так-же и в душе. Частенько, конечно, лень-матушка наведывается (к сожалению).
Огромное спасибо за статью. Дай, Бог, Вам здоровья!
С уважением,
Елена К.
Ирина-оппонентам. Извините, Ирина, но, если Вы после прочтения стольких, обращенных к Вам, комментариев задаете подобные вопросы и высказываете именно такое свое мнение по поводу статьи, то давать Вам еще какие-то советы и что-то объяснять - это просто пустая трата времени.Остается лишь уповать на, что Вы когда-то повзрослеете (умственно) и сами поймете как Вы ошибались.
Евангелие - Иисус Христос:
А Я говорю вам: "Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих и гонящих вас...
Странные ощущения вызывает у меня вопрос, ибо когда я его себе задаю (нравится или нет) то явственно чувствую СЕБЯ мерилом для другого человека.
А как же тогда быть: Бог нелицеприятен! Не этому ли мы должны учиться? Ведь лицеприятие - это суждение по внешнему виду человека. Противоположность этому - смиренное мудрование о себе самом, как о великом грешнике. Оценивать - это дело Бога зрящего сердца.
Серафим Саровский всех приходящих к нему встречал словами: " Радость моя!" Кто бы ни был приходивший к нему." Ему кто-то нравился особо?
Да, согласен с вами отец Андрей: в этом мире НА ВИДУ, в СМИ нет объектов для нравственного подражания, зато есть Евангелие, Жития св.отцов. И ещё есть фильм "Остров", по отзывам многих он способствует покаянию. А в целом вы затронули огромную и болезненную тему: размывание русской православной культуры псевдокультурными полуфабрикатами...
Слава Богу за всё!!!
С огромным уважением к автору и его неустанному миссионерскому труду
А статья написана в своеобразной манере о.Андрея, прямо, просто и очень доходчиво! Спасибо, батюшка, за урок!
Люблю таких людей.
Присоединяюсь. И подписываюсь под вашим сочинением. Пусть оно будет и моим.
С уважением, Александр Владимирович Арутюнян.
С благодарностью!
А те, кому сама постановка вопроса - "Какие люди мне нравятся" - не пришлась по душе, не умеют быть искренними даже сами с собой (слово лицемеры, пожалуй, опущу). Когда в незнакомом городе нам надо спросить дорогу, мы не подойдём к первому попавшемуся. Мы выберем из толпы того, кто нам ПОНРАВИТСЯ, внушит доверие по тем или иным признакам. Это не значит, что всех остальных в толпе мы презираем и за людей не считаем, нет. Просто кто-то нравится, а кто-то оставляет равнодушным.
"Возлюби ближнего своего как самого себя" вовсе не исключает, что кто-то из ближних нравится больше, а кто-то меньше. Наоборот, усугубляет.
И, если принять во внимание христианский "постулат" о том, что Источник добродетели - Бог (памятуя слова Иисуса Христа о том, что никто не благ, только один Бог), то вполне объяснимо "за что" человек симпатизирует другому, порой неосознанно, и тянется к нему. За проявление в первом Образа Божия, столь родного и близкого каждой душе, по причине ее "духовной генетики": творение тянется к Творцу, как чадо - к отцу. Как ни странно звучит для современного человека, но выходит, что мы любим Бога друг в друге ... Тут и противоречия заповедям нет, и проясняется, почему человек не может любя Бога ненавидеть брата-человека.
Еще выходит, что тема, поднятая о.Андреем, вскрыла для меня ошибку человеческих отношений, построенных на страсти или общем пороке. Вот это, при написании "сочинения" и есть предмет исповеди.
А вот какова любовь, по которой женятся или в монастырь идут?.. Ответьте, кто знает?
Поэтому в принципе наверное будет более душеполезным подойти к тому кто нам не нравиться и спросить:
-"Почему ты боишься стареть?", а тот ответить: "А кто защитит моих детей и похоронит мать?";
-"Почему ты такой чистоплотный?", а тот ответить: "Ну так я же не свинья вроде моего соседа алкаша";
-"Почему ты такой всегда удивительный?", а тот ответит: "Да ладно тебе в самом деле, пойдем лучше в мандир мантры попоем";
-...
К сожалению форма не всегда соответствует содержанию, или не правда, что Иисус Христос пришел прежде за немощными.
Из моего личного опыта: мне нравился судья с умными и проницательными глазами, но во время вынесения обвинительного приговора, когда даже сутяжная сторона застыла с открытым ртом в удивления от мотивации - он так прокомментировал свое решение: "Хотя и нет этому доказательства, но МНЕ так кажется".
Я вот еще подумала, что в своем сочинении важно писать именно какие нравятся, а не от противного, какие не нравятся, а то конечно сочинение станет неполезным :)
О том же неоднократно говорил и Владимир Семенович:
Красивых любят чаще и прилежней,
Веселых любят меньше, но быстрей, -
И молчаливых любят, только реже,
Зато уж если любят, то сильней.
Помысел говорит мне, что эта ваша инициатива привела бы людей к неосознанному и сознательному лицемерию перед всем міром.
А тема: «От отсутствия каких нравственных качеств страдают я и моя семья? и как это разрешить» - обсуждается вообще с духовником, чтением Евангелия, жития св. отцов!
Протоиерей Андрей, начали вы вначале очень хорошо и есть дельные замечания, но концовка ваша похожа на чувственную экзальтацию, чем на проповедь благочестия.
Простите за критику.
А Вы попробуйте чуть шире посмотреть на трактовку "мне нравятся люди", не как люди нравятся, а как нравятся качества людей. Ведь в конечном итоге речь идет не столько о людях, сколько о человеческих качествах: аккуратность, хозяйственность, скромность порядочность и т. д.
Статья в самую точку. Прямо так и пробирает, и закисать не дает, побуждает вставать и идти вперед. Ну в этом наш батюшка Андрей силен. Спасибо, отче!
Для Елены Романовой:
"Интересно, а где в Библии говорится о том, чтобы делить людей на тех, "кто нравится", а "кто не нравится"? Евангельская заповедь призывает возлюбить ближнего твоего, как самого себя. При этом ближний не обязан быть чистым, знать меру в спиртном и т.д. и т.п.
При все уважении к сану священника."
Глагол "Нравится" означает приходиться по вкусу; доставлять удовольствие и радость своим существованием или качествами.
А любить мы можем и должны всех. Значение этого чувства не имеет пределов!!!
А любить, конечно надо учиться любить, всех. Ведь даже в самых плохих, есть что-то очень хорошее.
При все уважении к сану священника.
Спасибо, протоиерей Андрей!