Какие люди мне нравятся

Нравятся мне люди, которые не боятся стареть. Это умницы и это воины. Без подтяжек, без липосакций, зато с мыслью в глазах, с внуками, с конкретным делом в руках. Такие, быть может, и умирать не побоятся. Хотя смерть – непрошенная дама и капризная и напугать способна кого хочешь. Но все равно, если человек встречает старость без истерик, значит, есть нечто за душой у человека.

Фото: Геннадий Михеев
Фото: Геннадий Михеев
Еще нравятся люди, вокруг которых чисто. Чисто в доме, чисто на прилегающей к дому территории, чисто на рабочем месте. Дал Господь Бог под начальство и ответственность каждого человека небольшой кусочек земли, и нужно на нем навести и поддерживать порядок. Если видишь свинарник вокруг, значит, у людей внутри такой же свинарник. Грязь в мозгах и смрад в глубинах сердца неизбежно проявятся через кучи пустых бутылок вокруг, горы фантиков, лужи разлитых напитков и надписи на заборах. Поддержание порядка на маленьком кусочке земли есть манифестация стремления к внутренней чистоте или даже проявление этой уже имеющейся внутренней чистоты, пусть и относительной.

Нравятся люди, могущие удивить, не мечущие все козыри на стол в первые пять минут знакомства. Думаешь: прост человек и до крайности обычен. Даже не интересно. А он вдруг со временем открывает все новые и новые грани характера, и видно, что много у него этих граней. Просто он не выпячивает все сразу и не красуется без толку.

Фото: Геннадий Михеев
Фото: Геннадий Михеев
Хороши те, кто делает что-либо своими руками и не только не боится всякой работы, но и любит ее. Работяги обычно – молчуны. Основательный человек не любит тратить силы в разговорах. Он знает, что ничто так не опустошает и не обессиливает душу, как бесплодная и беспредметная болтовня. «Либо разговоры разговаривать, либо дело делать», – так он думает, и нравится мне он из-за этого.

Еще нравятся те, кто в разговорах не хвалит себя и не жалуется. Значит, не самовлюблен человек. А если даже увлечется и расскажет о себе больше, чем обычно, то стыдится и старается разговор в другое русло перевести. Тот, кто про себя «любимого» без конца языком не треплет, тот слушать умеет. Умеет слушать, потому что знает: на свете кроме него еще другие люди есть. И другие люди ему при случае с удовольствием душу свою изливают, потому что чувствуют: он не посмеется и не расскажет другим то, что услышал.

Нравятся мне те, кто свою норму в спиртном знает. Под стол не падает, в свинью не превращается и другим не дает, приключений «под градусом» не ищет. Такой человек с компаниями переборчив и с кем попало пить не станет. Очень нравятся мне такие люди.

Еще нравятся те, кто много книг прочел не потому, что ученая степень требует, а потому, что душа книгу любит, невзирая на, может быть, самую простую профессию.

Если эти люди мне нравятся, значит, они есть. Не может же нравиться мне или другому человеку то, чего нет в природе. Такие люди есть, это так же точно, как то, что Бог свят! Но их не очень много, потому что то, чего очень много, всегда теряет в цене и перестает удивлять. Если бы золото было по цене камня, то никто бы из него украшений не делал и денежным эквивалентом не считал.

Люди, которые мне нравятся, есть, хотя их могло бы быть и больше. Мир должен стоять на чем-то, так вот он, возможно, на них и стоит. Мне нравятся тещи, о которых с любовью говорят зятья. Такое тоже бывает. Бывают погребения, на которых зятья рыдают об усопшей теще больше, чем родные дочери. Не фантазирую, но говорю, что видел. Редко, но видел. Еще видел начальников, по которым на похоронах убивались сотни подчиненных. Убивались так, будто отца родного хоронили, и понимал я в это время что-то, что еще слов не нашло, чтоб высказаться.

Герой России майор Сергей Солнечников, ценой своей жизни спасший солдата
Герой России майор Сергей Солнечников, ценой своей жизни спасший солдата
Случалось видеть очень умные и проницательные глаза под офицерской фуражкой или под рабочей кепкой. Но бывали и бараньи глаза под профессорской лысиной. Чин и звание в вопросах душевных качеств никакой роли не играют. Думаю, все согласятся.

Очень нравятся мне те, кто любит и хвалит не только своих (семью, народ etc.), но готов учиться даже у врага и хвалит всех, кто объективно того заслуживает. Такой человек даже на войне убитому врагу скорее честь отдаст, чем на могилу ему помочится, и за это благородство Бог именно такому человеку победу даст.

Есть еще много таких черт, которые непременно бы понравились, если бы мы их замечать умели. Но добро прячется, добро в тишине живет и в second-hand-е одевается. Может и не обязательно в second-hand-е. Это я так – к слову, ради иллюстрации скромности. Подлинное добро, как шедевр в картинной галерее, тряпочкой от солнечного света завешивают, поскольку и картины, и подлинное добро от прямых лучей портятся.

Мне кажется, что если детям дать тему сочинения «Какие люди мне нравятся», то они напишут или заезженные фразы о теоретическом добре, или откровенную чушь про звездную шелуху. Сочинение на эту тему хорошо бы задать взрослым. Они бы по необходимости стали размышлять над нравственной проблематикой, выкапывать из глубин подсознания какой-то личный опыт, анализировать его, стали бы думать сердцем и царапать заскорузлой рукой на бумаге страшно некрасивые буквы (писать-то отвыкли). Это был бы великий опыт. Как бы его внедрить? Как бы заставить людей отказаться от той мысли, что разговоры о нравственности приличны только в школе с желторотиками, а во взрослой жизни, мол, никто уже не только в нравственность не верит, но даже говорить о ней отказывается.

Это – жуткая ошибка. Взрослому человеку нужно говорить и думать на нравственные темы постоянно, поскольку взрослая жизнь целиком состоит из решения нравственных задач различной сложности.

Честное слово, так бы и задал я всем взрослым сочинение на тему «Какие нравственные качества я ценю больше всего». Или «От отсутствия каких нравственных качеств страдают я и моя семья?» Потом устроил бы всенародное обсуждение, награждение победителей, новый этап конкурса с иной темой по тому же профилю. У СМИ появился бы серьезный проект, заполняющий эфир и от проведения которого не стыдно. Поверьте, это не было бы бесполезным занятием. Вы когда-нибудь письма из тюрьмы читали? Да ведь это почти в полном объеме – сочинения на нравственную тематику, написанные с опозданием. Были бы они написаны в свое время, не пришлось бы по прошествии многих лет упражняться в каллиграфии и рассуждении о том, как нужно жить, из-за колючей проволоки.

Итак, всенародный труд по написанию сочинения на нравственную тему можно считать открытым. Я свое уже написал.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Майор Сергей Солнечников погиб, спасая солдат Майор Сергей Солнечников погиб, спасая солдат Майор Сергей Солнечников погиб, спасая солдат Комбат-батяня... 
Майор Сергей Солнечников погиб, спасая солдат

Ирина Антонова
Командир батальона связи майор Сергей Солнечников геройский погиб, накрыв собой гранату при случайном взрыве на учебно-тренировочном комплексе в Амурской области. «Если бы рвануло – голов поотлетало бы немало, – сказал солдат-срочник Иван, служащий в этом батальоне. – Многим комбат жизнь спас. Мы ему теперь обязаны. Таких офицеров в нашей армии – по пальцам одной руки сосчитать».
Слово на память Александра Дятлова Слово на память Александра Дятлова
Протоиерей Димитрий Смирнов
Когда 14 лет назад мы начинали в России противостоять вселенскому злу, которое уничтожает наш народ – это миллионы убитых во чреве детей, то Александр, обладая колоссальным ресурсом и души, и ума, и знаний, совершенно бескорыстно подключился к этому делу. Обычно врачи кичатся тем, что спасли тысячи жизней, а вот благодаря человеку, лежащему перед нами, живы сейчас и даже имеют свои семьи сотни тысяч человек...
25 лет на сельском приходе. Ч.2. Брейтово 25 лет на сельском приходе. Ч.2. Брейтово
Прот. Анатолий Денисов
25 лет на сельском приходе. Ч.2. Брейтово 25 лет на сельском приходе
Часть 2. Брейтово
Протоиерей Анатолий Денисов
Однажды отец Павел (Груздев) здорово меня отругал: «Ты никогда не дели людей – это Бог будет делить, а ты ко всем одинаково относись, верующий он или неверующий. Какое ты имеешь право, а? Это – человек. Ты его люби, какой он есть!»
Доброта должна быть… профессиональной Доброта должна быть… профессиональной
Дмитрий Соколов-Митрич
Сама по себе доброта еще не говорит о человеке ничего хорошего. Добрые люди творят зло ничуть не реже, чем злые. Доброта — это лишь признак, который характеризует намерения человека, а сфера намерений и сфера действия очень часто существуют параллельно друг другу.
Комментарии
Раба Божия Тамара14 декабря 2016, 10:21
Мне очень нравится отец Андрей.Я при первой же возможности стараюсь слушать или смотреть, как он проповедует или рассказывает.Иногда даже завидуешь тем москвичам, которые могут ходить на его службы,видеть и слышать его голос в живую.Отец Андрей,Вы появились у нас в России как Божий свет и сколько людей Вы спасаете! Долгих лет Вам жизни.
Алексей 1 сентября 2016, 22:59
Здравствуйте, отец Андрей. С интересом читаю Ваши статьи, которые заставляют размышлять. Но вот здесь что-то не сошлось у меня. Что-то насторожило. А вот что. Вам нравятся в статье лишь определённые люди с определенными качествами. Это хорошие люди. Они не могут не нравится. Боюсь, что я, например, не впишусь в Ваше "нравится". Грешен, слаб, есть над чем работать и работать. Но рамки то Вы уже задали. Может простому мирянину и можно иметь точку зрения критичную к людям, да к тому же и публично её представлять. А как же лицо духовное? Оно взяло и поделило людей вот так вот. Что же теперь остальным делать, таким как я? Автоматически можно написать следующую статью с названием "какие люди мне не нравятся". Это как-то подспудно вытекает из текста. Но будет ли это соответствовать заветам о любви к людям, в том числе и к тем, кто не так хорош, как здесь изложено?
Валентина 1 апреля 2016, 17:15
Отец Андрей, после Ваших статей чувствуешь себя умнее, мудрее.
Как будто только сейчас и поняла что-то очень важное в жизни, о чём всегда знала,
но в наше суетное, циничное время уже казалось не таким ценным.
Александр14 марта 2016, 12:37
Да, все именно так. Все мы согласимся с этим. Правильный человек на правильном пути. Ему легче прийти к Богу.А что же делать с заблудшими? В этом и есть наша задача, не судить человека, а помочь найти истину, смысл жизни, да постараться поставить на путь праведный. Даже и в помыслах своих. Праведен не тот кто живет только праведной жизнью, а тот кто помог ближнему приобрести её, хотя порой это только Господу под силу. Так что обратим взор и милость свою на заблудших овец, какими и мы с вами являемся. Да прибудет с нами Господь наш.
Татьяна14 сентября 2015, 23:04
Здравствуйте! Мне нравятся люди которые имеют силы сказать Нет плохому, даже если все вокруг За. Мне нравятся люди обходящие резкие углы, не для соглашательства, а для того, чтоб как-то с другой стороны неправому человеку дать видеть где он не прав и дать возможность задуматься. Как же только этому научиться, граням этим, где промолчать, а где сказать? Нравятся люди которые умеют словом помочь. Но люди помогающие делом, помогающие еще и чужим для них людям мне очень по душе. Я очень не люблю когда люди элементарно не воспитаны,мне не по душе мужчины относящиеся к женщинам наравне как к приятелю (ну не знаю, не по душе мне это), люди отказывающиеся понимать, что вокруг все живое и тоже чувствует и нуждается в части благ этого мира и в добре - не по душе мне. Не люблю обманщиков и юлящих. Да будет мир со всеми вами!
Людмила Берникова 7 августа 2015, 12:27
Р. S. Что интересно, бабушки наши никогда «учительски» специально не наставляли нас, «что такое хорошо и что такое плохо», «ты туда не ходи, ты сюда ходи», – учителем для нас была сама их нелёгкая судьба и жизнь в бесконечной работе-заботе; они не сюсюкали с нами; не баловали, были строгими, требовательными, иногда даже очень, но любовь их к нам – настоящая, искренняя – чувствовалась, ощущалась всегда, и ты до сих пор в этой любви, как в броне.
Людмила Берникова 7 августа 2015, 12:26
Но есть старость другая, и мне везло в жизни именно на таких стариков – по-настоящему мудрых, не озлобившихся, сохранивших огромную любовь к жизни и к людям и не растерявших замечательного чувства юмора. Такими были обе мои бабушки и неродная по крови, но ставшая очень родной прабабушка, такими были очень и очень многие мои «возрастные» знакомые, с которыми сводила и до сих пор сводит меня жизнь. Сколько выпало на их долю – страшно представить! Хочу признаться в нежной любви и просто-таки глубочайшем уважении к старикам именно этого поколения – пережившим постреволюцию, коллективизацию, голод, войну, разруху, драконовские пятилетки и все последующие перекосы и перегибы нашей истории и не потерявшим самого главного в себе, оставшимся до конца своих дней Людьми с большой буквы. История жизни каждого из них достойна отдельной книги. Уверена, такого поколения, таких стариков в нашей истории больше не будет: руки их – натруженные и никогда не знавшие отдыха, душа – не по паспорту молода, в глазах – искреннее добро и свет, лица их – лики, с них можно иконы писать… Дай вам Бог – ушедшим – Царство небесное, ныне здравствующим – достойной и счастливой жизни в семье, где вас любят, берегут и ценят.

Людмила Берникова 7 августа 2015, 12:23
Люблю наших стариков...
Едучи недавно с работы, стала свидетельницей такой сцены. Женщина лет тридцати пяти, хорошо одетая, в глазах – лёгкое ко всему окружающему презрение, и девочка лет пятнадцати, в глазах пока – неподдельный интерес к миру, очень живо и зло обсуждали свою пожилую родственницу, маму одной и бабушку другой, – все её «неправильности», «косяки», что она редко делает так и что чаще всего, к недовольству с ней живущих, делает не так… Заболела душа и заныло сердце за эту неизвестную мне женщину, которую у всех на глазах вот так вот лихо «обогрели, обобрали» – осудили, обсудили, высмеяли и разложили на составные части. Во-первых, потому, что высмеивать и зло осуждать своих родных, а тем более прилюдно, – табу для любого нормального человека, а во-вторых, так и хотелось сказать: «Мамо, шо ж вы делаете, вы ж только что сами себе вырыли яму: неуважение к своим родителям есть «наперёд посеянное несчастье» – такое же неуважение к вам в старости, ведь вряд ли ко времени вашей пенсии изобретут эликсир молодости – никого не минует чаша сия…»

Почему-то неуважение к старости и старикам сплошь и рядом наблюдается только у нас в стране – это чисто наше, новоприобретённое российское. Яснее ясного, старики разные. Есть злые, одинокие, больные, уставшие от людей и от жизни, и с такими не нужно ни вступать в конфликт, ни спорить, ни доказывать им что-либо – нужно просто уступить им, промолчать, понять и принять их такими, какие они есть.

татьяна Лебедева15 июля 2015, 00:04
Мне нравятся люди немногословные, сдержанные, с умными глазами,умеющими сострадать ближнему.Люди которые тянутся к знаниям всю свою жизнь,глубокие,размышляющие,умеющие вести диалог и обладающие чувством юмора.А еще нравятся простые, добрые старики, со светлым взглядом и чистой душой.
Татьяна15 августа 2014, 20:12
Отец Андрей. Очень люблю Ваши передачи,если не на работе,всегда смотрю и слушаю.Вот так, не отходила бы ни куда, все слушала бы и слушала.Как нужны нам Ваши беседы!
Раба Божья Ольга.30 мая 2014, 20:19
Мне нравятся люди добрые, отзывчивые, честные, не лицемерные ! Нравятся мне люди готовые с радостью всегда прийти на помощь, люди с которыми можно пообщаться и на веселые темы, и на серьезные. Те, с кем можно было поговорить о Боге !
Те люди, которые за добро не просят ничего взамен.
Вот такие люди мне нравятся !
Прости Господи меня грешницу ! Аминь.
Вера22 мая 2014, 02:28
Спасибо за статью!Нравятся мне люди,которые поступают по совести,которые справедливы к себе и окружающим.Ещё мне нравятся люди с добрым сердцем и чистой душой,прозрачной,как ручеёк.
Юрий13 апреля 2014, 19:48
Замечательно и спасибо, о. Андрей!
Когда восстаешь из мрака (Это я про себя. Слава Богу, вылез из ямы), обнаруживаешь сколько вокруг тебя добрых, порядочных людей, в чем нас постоянно хотят разубедить те же СМИ и не только.
Слава Богу за всё!
р.Б. Елена Харьков11 апреля 2014, 20:35
Благодарю за статью о.Андрея, спаси Господи.
Особенно нравиться насчет порядка. Считается, что внешний порядок и чистота признак порядка и стройности мыслей (кто бы спорил?!), но самое замечательное, что если вдруг у вас начинаются сложности в жизни,сумбур в голове, на работе и т.д.- начните с уборки в доме, оказывается и обратная связь есть. Самое лучшее сложить вещи в шкафу (проверено - работает, и в голове проясняется и структурируется). Только вот самое главное: с просьбой к НЕМУ и его БОЖЬЕЙ помощью.
Спаси Господи,нас грешных.
Даниил11 апреля 2014, 20:09
Мне нравятся люди идущие истину. Тех которые не хотят лгать. Настоящие и нелицемерные. Умеющие выслушать. Любящие не только на словах. Вообще, я думаю,человек прекрасен, как образ Божий. Всё в нём великолепно. Жаль только, что мы падаем и теряем эту красоту. Но Господь исцеляет! Слава Богу милостивому и Спасителю нашему!
Болтун16 декабря 2013, 23:46
Способные промолчать когда хочется врезать словом. Способные в ответ на самые горькие и обидные слова скрепя сердце промолчать.

P.S. Мне нравится Господь наш Иисус Христос и все Его святые.
Константин12 декабря 2013, 23:31
Мне нравятся учителя. Настоящие. Которые любят то, чему учат, и тех, кого учат. Которые раздают себя другим, постоянно. Которые ждут с замиранием сердца своих учеников, выискивают в аудитории горящие глаза, стараются не выдать своей сентиментальности и ранимости. Таких учителей мало, но они есть. Пусть у каждого из нас будут такие.

Мне нравятся старики с ясными глазами, к концу жизни ставшие по настоящему добрыми и мудрыми, неожиданно превратившиеся в противоположность себе самим в молодости - когда их заносило и трепало ветрами жизни. Они похожи на дуб, выросший в свой рост. И нам надо успеть поговорить со своими стариками.

Мне нравятся экскурсоводы и библиотекари, хранящие чужие сокровища как свои, чтобы подарить их нам, историки и писатели, ищущие смысл своей и нашей жизни. Не будем судить их строго за ошибки, спасибо им за то, что не дают забыться и заснуть.

Мне нравятся неравнодушные. Да поможет им Бог.
Николай Ляпунов 9 декабря 2013, 20:53

Ответ на статью

Мне нравятся люди, ищущие и открывающие во мне то хорошее, что есть, или, если ничего не находят, показывают мне, каким можно быть, не нарушая при этом моего суверенитета, не вторгаясь в мой внутренний мир, но мягко показывая ошибки. Безусловно хорошо настроенные ко мне. Непредвзято, вернее предвзято считающие меня и всех человеком добрым.
Не осуждающие никого, скромные, не хвалящиеся.
Говорящие на языке 19 века.

Не нравятся такие, как я:

Говорящие о себе, выносящие необоснованные суждения, особенно обо мне, дающие настойчивые и непрошенные советы.
Екатерина27 мая 2013, 14:45
Вопрос только в том, что без тюрьмы, о которой Вы упоминаете, у тех людей, возможно, и не было бы никаких покаянных писем. И не могли они писать до тюрьмы (заблаговременно и предусмотрительно), потому что это именно тюрьма их перемолола. Страдание необходимо для этого.
виолетта29 ноября 2012, 13:40
СПАСИБО
Наташа19 сентября 2012, 19:12
2. Говорила мне: давай разговаривать только о духовном. Как-то говорит: принесла я домой яблок, а ни кто не ест, ни дети ни внуки. Сказала им: это яблоки от Деда Мороза. И сразу начали есть. Главное говорит надо по доброму. Она такая добрая была, что всегда делилась тем чем могла. После рабочего дня расходимся, а она дает или кусочек сладкой булочки или конфету, которые она очень любила или половину грозди винограда. Поделиться это было для нее свято. Жила она заботами о детях, родных и всех кто оказывался рядом.
Несмотря на занятость успевала по храмам съездить, в монастырь съездить с зятем.
Когда ее не стало, она трагически погибла, ее сбил поезд, то всех это сильно шокировало. Всем казалось - она будет рядом всегда. Всегда мы будем с ней разговаривать и получать ее заботу о нас до самой старости нашей. А вышло всего лишь два года мы были вместе. Прихожане от утраты говорили, что им в храме теперь все не так. Очень многие плакали. А некоторые задумались о своей жизни и постарались ее изменить.
Наташа19 сентября 2012, 19:11
1. У нас в соборе работала одна церковница, исправно работала: мыла полы, за свечками следила, в трапезной когда поваров нет сама сварганит кашу какую-нибудь, всем спешила на помощь. Скорость ее в работе была потрясающая. Редкое сочетание трудолюбия и смиреннолюбивого характера. Для всех ее появление в нашем храме стало большим событием и для прихожан и для работников церкви. Она была примером любви и доброжелательности к людям, а самое главное любви к Богу... Она в любой день старалась на службе постоять на коленях и помолиться долго, в укромном уголке где-нибудь в конце храма. И все чувствовали в ней ЖИВУЮ душу. Она к людям подход имела. Если проблема возникала и надо было ее решить, то говорила: надо с той-то переговорить, но только по хорошему, что бы не обиделась.
Рассказывала о своей истории, откуда родом, о родне, рассказывала о хороших людях пламенно верующих, с которыми когда-то была знакома, вообще о всех говорила только в хороших тонах и ни разу обид каких ни на кого, осуждений тем более ни в коем случае.
Дарья20 июля 2012, 02:48
О. Андрей! А мне нравятся люди, способные так глубоко копать в понимании жизни. Таких людей сейчас очень мало. Вы явно один из них!
Храни Вас Господь!
Алексей13 июля 2012, 18:11
Вы, о. Андрей, вероятно, уже охватили те качества, о которых я сказал бы...
И всё-таки. Однажды инвалид по зрнию (слепой) сказал мне:
"Мне легче - я инвалид. Тебе труднее - ты не ивалид".
Это мне в поддержку. Так он меня пожалел.
А что не нравится?
То, что чаще всего встречается: чёрствость сердечная и
непробиваемая глупость, которая себя всячески утверждает.
Алексей12 июля 2012, 22:44
На работе у нас была уборщица. Простая тётечка лет 60-ти, добрая и приветливая. Убирала у директоров, менеджеров... Жила и живёт в небольшой квартирке (если не комнатке) на окраине, по вечерам читает книги или составляет кроссворды. Уж не знаю, верующая, или нет. Честно говоря, только ради неё на ту работу и ходил. Ради того, чтобы просто минут десять в день поговорить с Человеком.
Maria10 июля 2012, 15:57
Spasibo za statiu ,siela chitala i pochti na kajdoe xoroshee kachestvo opisannoe zdes srazu viela svoi negativ i stalo stidno .. vot siju v inete chitaiu a u menia doma ne ubrano,vo dvore besporiadok, na rabote toj bardak uje zamechania delaiut..a na dushe i govorit nechego..i s detstva bila takoi kak vi pishie :мечущие все козыри на стол в первые пять минут знакомства i выпячивает все сразу и красуется без толку..i ne ponimala pochemu teriala druzei...s takimi liudmi kak vi opisivaete tiximi i prostimi mne bilo skuchno i ia bejala k drugim ..vot ..i tolko sovsem ne davno nachala ponimat istinnie tsennosti jal poteriannogo vremeni i istrebit iz sebia eti sorniaki budet ox kak ne prosto ,ved ia ix s takim staraniem nasajdala v sebia ..eshe raz spasibo
Хамид10 июля 2012, 13:52
Да, и еще эти нравственные люди должны иметь власть. А то те, кто имеют власть и деньги, погрязли в пороках, лжи и лицемерии и скатились до предательства.А через них и весь народ страдает. Даже Иосиф Сталин был лучше большинства нынешних государственных чиновников. По делам нужно судить о людях.
Татьяна 9 июля 2012, 12:38
Всегда ищу стать о. Андрея. Они всегда живые, вот такие, как эта - о простых людях, которые каждую минуту живут, думают, двигаются и меняют нашу жизнь, каждый выполняет свою роль. Он и сам такой.
Ирина И. 8 июля 2012, 14:51
Спасибо большое за статью-размышление. Храни, Вас, Господи!
Елена М 8 июля 2012, 09:10
2012-07-07
12:31р.Б.Фотиния:
"Ирине и Елене.
Вы путаете два понятия "нравится человек" и "любить человека". " Фотиния, а Вы когда-нибудь встречали человека любящего того, кто ему не нравится? По-моему, такое явление называется лицемерием. Можно любить, например, собственного сына , полного пороков и при этом говорить, что его качества, несоответствующие христианским заповедям, вам не нравятся, но это совсем другое -это материанская любовь, всепрощающая. На такую, всепрощающую, способен разве что Христос, и то, никто не отменял суда Божиего за грехи наши.Через принятие или неприятие человеческих качеств, пропуская их через призму христианских заповедей, мы только и можем двигаться в правильном направлении. Думаю, что именно это являлось целью написания данной статьи протоиереем Андреем.
Людмила 8 июля 2012, 04:51
Отец Андрей! В очередной раз думаю, как так может совпасть, то о чем вы пишете и то о чем часто думаешь? Душа не любого тянется к простоте и чистоте. Смотришь на бабулечку - она вся в морщинах и с трещинами на руках, а она такая родная и близкая, прям расцеловать ее хочется. А когда видишь стареющих дам, после операций для омоложения - одно отвращение. И задаешь вопрос - зачем все им это? Эти подтяжки в могилу заберут? Когда видишь сельчан торгующих на рынке и получающих гроши за свой честный труд, испытываешь такое уважение к ним, что хочется все деньги отдать за ту свеклу или мороковь. И абсолютная противоположнось к тем, кто вырядившись в самые дорогие наряды, считают, что им пренадлежит весь мир и они уверены в завтрашнем дне. И если было бы больше простых и скромных людей, не боящихся смерти, наверное и зло сократилось в разы. А это душевная скромнось и простота только Богом даны, как награда за веру в него.
р.Б.Фотиния 7 июля 2012, 12:31
Ирине и Елене.
Вы путаете два понятия "нравится человек" и "любить человека". Чем мне лично дорого общение с о.Андреем?
Он в своих проповедях или литературных беседах очень искренен и действительно любит любого человека. А главное, что учит этому нас как пастырь мудрый, терпеливый и добрый.
Господи, спаси и сохрани о.Андрея.
Простите меня, неразумную.
Андрей 6 июля 2012, 12:42
Спасибо отец Андрей за статью.
Мне нравится мой батюшка из нашего храма.
Нравится тем, что безотказно приходит на помощь в разных ситуациях, разным людям.
Чужую боль воспринимает как свою, и чужие проблемы решает как свои.
Настоятель распорядится служить в его выходной - служит без ропота, хоть и с ног валится от многих треб: квартиру освятить, бабушку на дому исповедать, пособоровать, причастить. А концы-то не близкие!
Если у прихожан проблемы, с помощью других прихожан или самостоятельно, всегда поможет или подскажет.
И хотя он младше меня по возрасту, все равно, называю его: - "Батюшка"!
Храни Господь и Церковь, и Патриарха, и Вас - Батюшек наших, любящих и видящих Бога в нас, грешных и черствых сердцем!
Иулиания 6 июля 2012, 12:39
Замечательная статья! Спасибо автору.
А вот смирение, о котором рассуждают выше, не предпологает принятие грязи и бардака, как вне, так и в душе. И вовсе не бытие определяет сознание, а наоборот, ибо сознание - отражение души. А если над душой не работает человек - вот вам и плачевный результат.
Екатерина 6 июля 2012, 12:15
Я очень тянусь к порядочным людям. По моему это слово включает в себя все достоинства человека. Нет ни предательства, ни лжи, ни сплетен. А вот больно ли он занимается уборкой "кусочка земли" как-то не интересно. С таким человеком можно разговаривать не перебивая друг друга. Мнения не совпадают? Ну чтож, можно обсудить разногласия.
За статью спасибо, заставила задуматься.
Екатерина 6 июля 2012, 12:14
Я очень тянусь к порядочным людям. По моему это слово включает в себя все достоинства человека. Нет ни предательства, ни лжи, ни сплетен. А вот больно ли он занимается уборкой "кусочка земли" как-то не интересно. С таким человеком можно разговаривать не перебивая друг друга. Мнения не совпадают? Ну чтож, можно обсудить разногласия.
За статью спасибо, заставила задуматься.
Наталья Богоявленская 6 июля 2012, 10:04
"Нравиться" и "любить" -- не одно и то же. Мне, например, многое не нравится в моей дочери, но это не мешает мне любить её больше всех людей на свете. Так что статья отца Андрея вовсе не противоречит заповеди "возлюби ближнего". Наоборот, она заставляет обратить взор на себя, задать себе вопросы: а я спокойно отношусь к своей старости? а у меня чисто в доме, на рабочем месте, в душе? способна ли я слушать других, не выпячивая при этом свою персону? И так далее... И, к сожалению, очень часто ответы получаются отрицательными. А так хочется быть (стать) человеком, который понравился бы отцу Андрею. Вот и стремишься к самосовершенствованию.
По-моему, эта статья -- своего рода шпаргалка при решении очень сложной задачи по исполнению Евангельских заповедей.
Светлана 6 июля 2012, 01:07
Честно говоря, не пойму: а что в том такого, что постоянный автор Православия.ру, он же священник и неутомимый проповедник, пишет о том, какие люди ему нравятся. И почему так задевает за живое, когда он говооит о том, что нравятся ему люди трезвые, по делу немногословные,вокруг которых чисто,не пытающиеся на свои 60-ти, 70-ти и прочие -летние юбилеи втиснуться в мини-юбки или их мужские эквиваленты? Мне они тоже нравятся. И это, к сожалению, не значит, что я во всем такая. Но тогда тем более нельзя запретить ими хотя бы любоваться.
Ближний не обязан быть чистым и знать меру в спиртном, это правда. Но есть такой критерий: а кого бы мне хотелось видеть другом моего еще не совсем разумного чада, какому наставнику я могла бы его доверить? Жаль, что таких действительно до обидного мало.
Спасибо за статью!
Вера 6 июля 2012, 00:46
Ирине (от 4 июля 2012,16:15).
Ирина, вы почитайте "Мои посмертные приключения" Юлии Вознесенской. Это не жития святых, но ни в чем не противоречат житиям. Бог любит всех одинаково, но не все попадают в Рай... И даже в Раю не все приближены к Престолу Божьему... Есть и окраины Рая. А для скольких из нас ад уготован? Но Бог любит всех одинаково.

Отец Андрей, ваши проповеди актуальны всегда. Сердечная вам благодапность.
Ольга Десуненко 6 июля 2012, 00:28
Спасибо, дорогой наш "сеятель мысли" и катализатор чувств. Есть такое понятие в искусстве, зовется катарсисом, когда человек соприкасаясь с художественным миром искусства испытывает очищение. Нечто подобное ощущаю я очень часто, когда Вы свое об общем в Истине сеете))) Спаси Господи, батюшка Вас и все Ваше.
Евгений 6 июля 2012, 00:21
Встретил на днях свою первую учительницу! Так, случайно, мимо проходил, сел на лавочку возле неё, назвал её по имени и отчеству как в первом классе, а у неё слёзы на глазах. Вот! Поговорили немного, так стандартные вопросы, классические ответы - всё о жизни. Но сколько в этих 10 минутах теплоты, нежности, простой человеческой радости без всякого занудства, я целый день проходил под впечатлением. А можно было и мимо пройти, и целый день прожить, да что там день – годы, и ничего не замечать кроме своего собственного носа ( это я о себе). Поэтому мне нравятся такие люди как Андрей Ткачев, которые могут много замечать, пишут хорошие статьи и делятся своими мыслями с другими. Спаси Господи о.Андрей!
астафоркин 5 июля 2012, 20:21
Когда мы встречаемся с одноклассниками, нас 20 человек, то вспоминаем нашу покойную учительницу Людмилу Васильевну. Все мы очень разные люди соглашаемся, что стали людьми благодаря ее стараниям. Она нас воспитывала в советское время на примерах героев Василя Быкова. Поэтому мне кажется, что «рукописи не горят» на самом деле. Думаю, что все метафизические силы борятся в душе художника за влияние над ним. Если бы автору взбрела в голову сумасбродная мысль сжечь рукопись, то либо камин потух, либо метеорит пробил бы крышу и упал на голову «умника». Думаю, русская литература и существует для того, чтобы блудный сын мог вернуться к отцу. Есть ли в нашей Церкви понимание этого?


астафоркин 5 июля 2012, 20:20
Я как-то спросил о русской монахине, сестре Евгении, из греческого монастыря под Монреалем. Мы там были в 2009. В разговоре я назвал ее девочкой, а меня поправили, что раз она монахиня, то уже не девочка. А может ли монахом или монахиней стать человек, который не успел определить свой пол? Как я понимаю, путь настоящего христианина труден и тернист. Много званных, но мало избранных. На этом пути много ступенек, которые невозможно пропустить. Мне даже кажется, что чтобы встать на следующую ступеньку, нужно на свою ступеньку поставить ученика и только тогда ты сам сможешь подняться выше.

Возвращаясь к новозеландскому «герою», хочется знать, понимает ли он, что попал в рабство, что предал всех своих предков, кто погибли в войнах за Православие и Россию, где он родился. Осознает ли, что борьба за независимость намного сложнее, чем война и может продлиться в течение многих поколений (300 лет ига)? Борьбу будут вести фактически безоружные наши дети, внуки и их потомки против превосходящих сил. И самое главное, может ли такой человек раскаяться, стать русским и потом православным? И как это может произойти в чужой стране, а также с теми, кто остался в оккупированной стране?


астафоркин 5 июля 2012, 20:18
В первую мировую войну наши потери были 900 тысяч. Дальше народ не захотел воевать. Из-за этого за пять минут до победы мы войну проиграли. Но на этом война для нас не закончилась. Она была отложена на 24 года, и за новую победу пришлось заплатить 27-ю миллионами жизней.

Один наш бывший соотечественник из Новой Зеландии пишет о себе так. Работает в правительстве. На всем приходится экономить. Обед берет в баночке. Легче тем, у кого семья. Власти запрещают привозить жен из-за границы, а новозеландские женщины смотрят на него, как московские на дворника-гастарбайтера. Кто теперь этот человек?

В языческие времена люди делились на свободных и рабов. Свободные были готовы умереть за свою свободу, а рабов было не жалко. Христианство отменило рабство и реабилитировало физический труд. Во все времена люди знали, если они не пойдут защищать свою страну, их или убьют, или возьмут в рабство, что намного хуже. Достоевский писал, что если русский человек не православный, то он - дрянь. А как быть с тем, кто русским родился, но с помощью социальной инжинерии перестал им быть? Кто эти люди? Думаю, дрянь в квадрате. Может ли такой стать православным?

Елена К 5 июля 2012, 18:30
Уважаемый о. Андрей,
Огромное спасибо за статью! Все настолько понятно и доступно. Вы всегда поднимаете очень важные вопросы, которые заставляют задуматься. К сожалению, вы правы: очень редко встречаешь людей за которыми хотелось бы пойти, как говорят, на край земли или, как у Высоцкого, в горы. Слава Богу, у меня мама такая. Интересное замечание про болтовню. Иной раз разговорюсь в споре и невозможно остановиться, а потом скверно себя чувствую, думаю, не надо было того-этого говорить. И про чистоту Вы абсолютно правы: дом должен быть чист. Моя мама и бабушка приучили меня, например, мыть два раза в год окна в доме. Когда у меня в доме чистые окна и на душе как-то чище делается. Иногда порой беспорядок на рабочем столе: так так-же и в душе. Частенько, конечно, лень-матушка наведывается (к сожалению).
Огромное спасибо за статью. Дай, Бог, Вам здоровья!
С уважением,
Елена К.
Наталия 5 июля 2012, 18:15
Спасибо за то, что статья заставляет задуматья прежде всего о себе. Спасибо за фотографию Сергея Солнечникова, да упокоит Господь его душу с праведниками. Бог в помощь всем. Любите друг друга.
Наталия 5 июля 2012, 16:02
О.Андрей, в очередной раз с удовольствием прочитала Вашу статью. А Вы знаете-я с почти таким же вопросом ("кто достоин настоящего уважения в жизни")пришла к вере...Сажусь писать ответ на Вашу тему:)
сириус 5 июля 2012, 14:08
А мне нравятся 'белые вороны' нашего времени - люди верные.Верность сегодня воспринимается как некий атавизм, ушедшие в лету,и поэтому люди хранящие верность друг другу воспринимаются окружающими как чудики века 21-го.Общество на ура приняло этот постулат-людям скоро из унитазов будут внушать мысль о пользе измен,даже психологов подключили для доказательства невозможности верности-дескать один участок мозга отвечает за любовь,а другой за секс-вот так - наука на службе лукавого.В статье речь идёт о личностной симпатии.При чём здесь Христова заповедь о любви к врагам? Если я люблю своих близких,то это не значит,что я точно такой любовью должен любить соседей.Это уже совершенно другое понятие,хоть и одним словом обозначенное.Любовь к родителям,детям,жене не может быть тождественна любви к людям в целом.
Елена 5 июля 2012, 13:57
Спасибо о.Андрей за Вашу светлую и радостную статью. Мне нравятся такие люди как Вы - любящие Бога.
Татьяна. 5 июля 2012, 12:53
Очень хорошая статья. Мне ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛАСЬ. Спасибо о. Андрей. Храни Вас БОГ.
Елена М 5 июля 2012, 11:37
Ирина:
Ирина-оппонентам. Извините, Ирина, но, если Вы после прочтения стольких, обращенных к Вам, комментариев задаете подобные вопросы и высказываете именно такое свое мнение по поводу статьи, то давать Вам еще какие-то советы и что-то объяснять - это просто пустая трата времени.Остается лишь уповать на, что Вы когда-то повзрослеете (умственно) и сами поймете как Вы ошибались.
Сергий 5 июля 2012, 11:26
Какие люди мне нравятся? - Протоиерей Андрей Ткачёв.
Евангелие - Иисус Христос:
А Я говорю вам: "Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих и гонящих вас...
Странные ощущения вызывает у меня вопрос, ибо когда я его себе задаю (нравится или нет) то явственно чувствую СЕБЯ мерилом для другого человека.
А как же тогда быть: Бог нелицеприятен! Не этому ли мы должны учиться? Ведь лицеприятие - это суждение по внешнему виду человека. Противоположность этому - смиренное мудрование о себе самом, как о великом грешнике. Оценивать - это дело Бога зрящего сердца.
Серафим Саровский всех приходящих к нему встречал словами: " Радость моя!" Кто бы ни был приходивший к нему." Ему кто-то нравился особо?
Да, согласен с вами отец Андрей: в этом мире НА ВИДУ, в СМИ нет объектов для нравственного подражания, зато есть Евангелие, Жития св.отцов. И ещё есть фильм "Остров", по отзывам многих он способствует покаянию. А в целом вы затронули огромную и болезненную тему: размывание русской православной культуры псевдокультурными полуфабрикатами...

Александр 5 июля 2012, 10:28
Спаси, Господи!
р.б. Александр 5 июля 2012, 09:38
Вменяемые нравятся, разумные и вменяемые - можно предположить, что и всякие делающие гадости тоже вполне себе вменяемы, но вменяемый и разумный не будет делать гадости по своей собственной воле, а если и делает такое, то по попущению Господа, дабы не превозносился. Спасибо за статью протоирею Андрею и комментаторам.
Слава Богу за всё!!!
Екатерина 5 июля 2012, 09:31
Ирине: Ирина Вы всетаки не совсем правильно поняли статью о.Андрея. Я живу на первом этаже, 9-ти этажного дома. Каждую весну в течени 20-ти с лишним лет, мы несколько человек стараемся завести клумбу под окнами рядом с подъездом, но не получается.Детки точутся, выгуливают собачек, верхние этажи объедки,окурки, пачки из под сигарет, предметы интима, простите что подробно. Эти люди мне не нраятся, но это не значит, что я им желаю зла или их осуждаю или с ним ругаюсь, нет. Вам они понравились бы?
Людмила 5 июля 2012, 08:46
Отец Андрей,спасибо за науку!!! Люблю ваши статьи,они поучительные. Все ПРОСТО, о людях ПРОСТЫХ,сам вы отец Андрей ПРОСТОЙ человек...и я буду равняться на таких ПРОСТЫХ людей.Помоги Господи, грешнице Людмиле, стать хорошим человеком,избавиться от гордости и тщеславия, чтобы у моего смертного одра, ПРОСТЫЕ люди, помянули меня добрым словом.Аминь.
Ирина 5 июля 2012, 02:32
Ирина-оппонентам: Простите, может быть, я действительно не совсем правильно все поняла. Но статья ведь называется:"Какие люди мне нравятся", а не:"Какие качества в людях мне нравятся". А если речь идет о качествах, тогда вообще непонятно, к чему тут огород городить и писать такие длинные статьи. Святые отцы давно ответили на этот вопрос: смирение - вот то качество, которое наиболее приближает нас к Богу. На этот свой комментарий предсказуемо ожидаю множество упреков в собственной своей гордыне, на что заранее отвечаю: не стесняйтесь, пишите все, что думаете, буду только благодарна.
Ирина 5 июля 2012, 02:12
Братья и сестры, давайте воздержимся от обвинений о.Андрея в "нехристианских" высказываниях по поводу "нравится - не нравится", якобы нарушающих заповедь Господа о любви к ближнему. Во-первых, нигде в статье не написано, что автору кто-то не нравится. Во-вторых, ее содержание больше символично, чем реалистично - это проповедь, а не мемуары. В-третьих, речь идет о вполне понятном человеческом предпочтении общения с сформировавшимися личностями, а не с людьми, остановившимися на пути своего нравственного развития где-то на уровне животного мира, инстинктов и банального потребительства. Хотя, по долгу пастырского служения, о. Андрей общается с разными людьми и, без сомнения, способен продемонстрировать на практике, что такое христианская любовь и сострадание. Имею честь знать его лично, поэтому отвечаю за свои слова. Статья - призыв всем нам подумать о том, чтобы начать менять мир с себя, расти нравственно и духовно, чтобы стать личностью, а не одним из "пиплов", которые только "хавают" (прошу прощения за сомнительный жаргон).

С огромным уважением к автору и его неустанному миссионерскому труду
Галина 5 июля 2012, 00:37
А мне не хочется ни спорить ни добавлять что-то к сказаному о.Андреем.Просто хочется поблагодарить Бога за возможность читать статьи о.Андрея - они согревают душу и оставляют в ней тёплый,тёплый след. Спаси Господи О.Анрея !
Татьяна 5 июля 2012, 00:11
Замечательная статья! И нет ничего шокирующего в такой постановке вопроса. Нравится кто-то или нет. Это ведь для нас установки, что нам нравится в других - такими и самим стараться быть. Это как заповеди. Господь ими ведь тоже обозначил что Ему в людях "нравится". Вот почитала я про этих людей и самой такой же захотелось быть!
А статья написана в своеобразной манере о.Андрея, прямо, просто и очень доходчиво! Спасибо, батюшка, за урок!
Евгений 4 июля 2012, 23:58
Мне вот другие девушки тоже нравятся, но люблю то я все равно жену.
Валерия 4 июля 2012, 23:35
Батюшка, большое спасибо за статью!!! Очень понравилась (как и все остальные ваши статьи)
Алена 4 июля 2012, 23:10
Спаси Господи! О.Андрей, после Ваших очерков так хорошо и так чисто становится!
Александр Владимирович 4 июля 2012, 23:04
Не могу не присоединиться, отец Андрей. Могу лишь добавить, что нравятся еще люди умеющие пошутить, даже в серьезных обстоятельствах. Люблю терпкую, соленую, незлую шутку таких людей, которая не в бровь, а в глаз. Такие обычно и к себе с юмором относятся...
Люблю таких людей.
Присоединяюсь. И подписываюсь под вашим сочинением. Пусть оно будет и моим.
С уважением, Александр Владимирович Арутюнян.
Лена 4 июля 2012, 22:58
Мне тоже понравилось...я просто думаю, что нас призывают задуматься над своими действиями, чтобы стали лучше...Поэтому я обеими руками за такие вещи)))А пороки нужно убирать....
С благодарностью!
Марина 4 июля 2012, 22:18
Спасибо за хорошую идею.
А те, кому сама постановка вопроса - "Какие люди мне нравятся" - не пришлась по душе, не умеют быть искренними даже сами с собой (слово лицемеры, пожалуй, опущу). Когда в незнакомом городе нам надо спросить дорогу, мы не подойдём к первому попавшемуся. Мы выберем из толпы того, кто нам ПОНРАВИТСЯ, внушит доверие по тем или иным признакам. Это не значит, что всех остальных в толпе мы презираем и за людей не считаем, нет. Просто кто-то нравится, а кто-то оставляет равнодушным.
"Возлюби ближнего своего как самого себя" вовсе не исключает, что кто-то из ближних нравится больше, а кто-то меньше. Наоборот, усугубляет.
Алексей 4 июля 2012, 21:47
Ирине: вы сами-то поняли то, что написали. Если мне что-то нравится, значит оно мне приятно, вот и все, и ровным счетом ничего более. Это что, грешно? По Вашей логике высокие нравственные качества должны мне быть одинаково приятны наравне с проявлениями невежества, хамства, жадности и т.п. Не вяжется, не правда ли? У о.Андрея хорошие статьи, проблемы обозначает ярко, точно, язык изложения понятен и прост. Иногда встречаются хлесткие выражения, что в этом страшного..не сопли же распускать! Молодец, одним словом.
Николай Георгиевич 4 июля 2012, 21:41
Мир всем!Что-то видимо некоторые читатели не поняли в статье,автор не дает оценку людям и не делит их на плохих и хороших,а излагает свои мысли,как и всякий человек,выражая симпатии к определенным людским характерам.По крайней мере я так воспринял этот материал,направленный на то,чтобы читатели задумывались какими должны быть,чтобы общество очистилось от всякой скверны.Спаси Господи,отец Андрей,я всегда стараюсь прочитать Ваши публикации,от них действительно теплеет на душе.
Людмила 4 июля 2012, 21:27
Хорошо.что можно общаться в нете,по всем параметрам я бы очень не понравилась о.Андрею.Но думаю,в этом для нас обоих нет проблемы.Статья скорее о том,что полезно нам грешным хоть иногда смотреть на себя со стороны и, признав свои плохие человеческие качества,стараться их исправить.Даже самый лучший друг не очень приятен,когда хорошо"набравшись" приходит в 12 ночи "пообщаться",или самая любимая мама,звоня каждый день,"развивает" темы(чаще одни и те же) по часу,а то и длиннее.Примеров много.Но и поучиться нам есть у кого,хотя бы у св.Амвросия Оптинского:"Никого не обижать,никому не досаждать...И всем мое почтение."С почтением Людмила.
Ирина (другая) 4 июля 2012, 21:24
Мне кажется, что все, что описал здесь О.Андрей - проявления добродетели в людях.
И, если принять во внимание христианский "постулат" о том, что Источник добродетели - Бог (памятуя слова Иисуса Христа о том, что никто не благ, только один Бог), то вполне объяснимо "за что" человек симпатизирует другому, порой неосознанно, и тянется к нему. За проявление в первом Образа Божия, столь родного и близкого каждой душе, по причине ее "духовной генетики": творение тянется к Творцу, как чадо - к отцу. Как ни странно звучит для современного человека, но выходит, что мы любим Бога друг в друге ... Тут и противоречия заповедям нет, и проясняется, почему человек не может любя Бога ненавидеть брата-человека.
Еще выходит, что тема, поднятая о.Андреем, вскрыла для меня ошибку человеческих отношений, построенных на страсти или общем пороке. Вот это, при написании "сочинения" и есть предмет исповеди.
А вот какова любовь, по которой женятся или в монастырь идут?.. Ответьте, кто знает?
Елена М 4 июля 2012, 21:00
Ирине.Когда человек начинает задумываться о том, что ему нравится в других,а что не нравится,следующая мысль, которая обязательно должна прийти к нему в голову, это: а насколько я сам соответствую тем критериям, которые мне хотелось бы видеть в других и что я должен сделать сам, чтобы начать соответствовать данному образуНикто не спорит с тем,что окончательный суд каждого из нас за Господом Богом.Но для чего-то он же дал нам заповеди и мозги, чтобы понять смысл этих заповедей?То, что даже Христос нравился далеко не всем не говорит о том, что так и должно было быть,это как раз только лишний раз говорито несовершенстве нашего мира,о греховности многих,но это не говорит о том, мы не имеем права давать оценку тем, кто не живет по заповедям.Что значит: "не наше это дело"?Это-таки дело каждого из нас, мы несем ответственность и не только за себя, но и за своих детей, за каждого человека с которым встречаемся по жизни. Если мы всю ответственность будем сбрасывать на то,что,мол,Бог сам разберется,то ничего хорошего нас в будущем не ждет. Нет необходимости быть человекоугодником, чтобы Вас любили все, нужно просто соответствовать желанному образу.
Геннадий 4 июля 2012, 20:54
Меня терзают смутные сомнения. что если человек добросовестно сядет за сочинение на тему: «Какие нравственные качества я ценю больше всего», то он не спеша напишет все хорошее, что думает сам о себе. Также очевидно, что его недоброжелатель, прочитав это сочинение, скажет вроде того: "надо же, вот ведь все же знает - что такое хорошо и что плохо, а редиска редиской".
Поэтому в принципе наверное будет более душеполезным подойти к тому кто нам не нравиться и спросить:
-"Почему ты боишься стареть?", а тот ответить: "А кто защитит моих детей и похоронит мать?";
-"Почему ты такой чистоплотный?", а тот ответить: "Ну так я же не свинья вроде моего соседа алкаша";
-"Почему ты такой всегда удивительный?", а тот ответит: "Да ладно тебе в самом деле, пойдем лучше в мандир мантры попоем";
-...
К сожалению форма не всегда соответствует содержанию, или не правда, что Иисус Христос пришел прежде за немощными.
Из моего личного опыта: мне нравился судья с умными и проницательными глазами, но во время вынесения обвинительного приговора, когда даже сутяжная сторона застыла с открытым ртом в удивления от мотивации - он так прокомментировал свое решение: "Хотя и нет этому доказательства, но МНЕ так кажется".
Наталия 4 июля 2012, 20:48
Ирине: Но ведь речь идет не столько о людях, сколько о качествах. То есть не "кто" нравится, а "какие" нравятся. Еще тему можно задать в форме "каким я хочу быть (или хотел бы)?"
Я вот еще подумала, что в своем сочинении важно писать именно какие нравятся, а не от противного, какие не нравятся, а то конечно сочинение станет неполезным :)
Елена М 4 июля 2012, 20:24
Елена Романова:"При этом ближний не обязан быть чистым, знать меру в спиртном и т.д. и т.п." Елена, а разве исполнение заповедей Божиих не говорит об их обязательности, если Вы, действительно считаете себя христианкой? Например, чревоугодие - это не требование иметь меру в том же спиртном? И так далее и тому подобное, как Вы сами пишете. Познакомьтесь с житием святых, которые при жизни хоть и были уважаемыми людьми, но никто их еще святыми не считал.Эти люди были не только проповедниками православия, христианства, но и брали на себя право наказывать нечестивцев, которые жили не по заповедям Божиим. И пока они были и делали это и был хоть какой-то порядок, нравственность, а как только начали появляться такие как Вы, утрирующие и превращающие в полный абсурд такие выдержки как "возлюби ближнего как самого себя" не удосуживая ни себя, ни других следовать заповедям Божиим, нравственность начала превращаться в безнравственность, любое действо Вами стало возводиться в право человека на всё, чего ему хотелось бы, независимо от того морально ли оно, нравственно или безравственно.Это путь вникуда.
Лариса 4 июля 2012, 19:10
А мне нравятся добрые и скромные.И батюшка в этой статье рассуждает как лицо душевное,а не духовное.И имеет на это право,так как просто является человеком.И вообще,обвиняя священника в том,что он имеет свои душевные привязанности,тут же его и осуждаем.Люди,будьте проще и добрее!
Валентин 4 июля 2012, 18:38
Батюшка Андрей, говоря о любви-нелюбви к людям, думается мне, говорит-то о своем приятии-неприятии явлений как таковых. А в нашем мире носителями добра-зла выступаем мы, человеки. Так что, речь о нас (и защитникам Библии надо поостыть).
О том же неоднократно говорил и Владимир Семенович:

Красивых любят чаще и прилежней,
Веселых любят меньше, но быстрей, -
И молчаливых любят, только реже,
Зато уж если любят, то сильней.
Людмила 4 июля 2012, 18:30
А я считаю что автор под "нравятся" имеет виду не то что только это люди хороши, а то что к такому поведению надо тянуться...
Сергий 4 июля 2012, 18:20
...Потом устроил бы всенародное обсуждение, награждение победителей, новый этап конкурса с иной темой по тому же профилю. У СМИ появился бы серьезный проект, заполняющий эфир и от проведения которого не стыдно.
Помысел говорит мне, что эта ваша инициатива привела бы людей к неосознанному и сознательному лицемерию перед всем міром.
А тема: «От отсутствия каких нравственных качеств страдают я и моя семья? и как это разрешить» - обсуждается вообще с духовником, чтением Евангелия, жития св. отцов!
Протоиерей Андрей, начали вы вначале очень хорошо и есть дельные замечания, но концовка ваша похожа на чувственную экзальтацию, чем на проповедь благочестия.
Простите за критику.
Алексей 4 июля 2012, 18:14
Ирина и Елена Романова не набрасывайтесь вы так на священника . Как будто он не знает заповедь (любить ближняго своего..)и , что у Бога все равны. Тут главная мысль текста про нравственность . Ну, а мы люди , у нас уж так устроено в нашей природе - что мы какому либо человеку проявляем симпатию и к какому нет.Я не говорю что к тому которому мы не проявляем симпатию - мы его значит осуждаем , унижаем и тд.Никак.Вот мне например не нравится мой начальник по работе , не нравится он мне не из того что не красивый , вредный и тд , а как директор и по некоторым делам.Но я к нему отношусь как ко всем и даже поминаю его о здравии , но в душе к нему какая то предостроженность.
Наталия 4 июля 2012, 17:52
Братья и сестры, не цепляйтесь к словам. Послушайте мудрого человека и не спешите умничать и хвалиться знанием Писания.
Наталия 4 июля 2012, 17:50
Елене Романовой.
А Вы попробуйте чуть шире посмотреть на трактовку "мне нравятся люди", не как люди нравятся, а как нравятся качества людей. Ведь в конечном итоге речь идет не столько о людях, сколько о человеческих качествах: аккуратность, хозяйственность, скромность порядочность и т. д.
Статья в самую точку. Прямо так и пробирает, и закисать не дает, побуждает вставать и идти вперед. Ну в этом наш батюшка Андрей силен. Спасибо, отче!
Катерина 4 июля 2012, 17:00
Замечательная статья!!!
Для Елены Романовой:
"Интересно, а где в Библии говорится о том, чтобы делить людей на тех, "кто нравится", а "кто не нравится"? Евангельская заповедь призывает возлюбить ближнего твоего, как самого себя. При этом ближний не обязан быть чистым, знать меру в спиртном и т.д. и т.п.
При все уважении к сану священника."

Глагол "Нравится" означает приходиться по вкусу; доставлять удовольствие и радость своим существованием или качествами.
А любить мы можем и должны всех. Значение этого чувства не имеет пределов!!!
Юрий 4 июля 2012, 16:56
Ира, ещё раз прочитайте статью. Всё там правильно, ни кого не ущемляет автор. Священнослужитель - всем нам добрый учитель.
Андрей С. 4 июля 2012, 16:54
Статья о.Андрея совсем не о том, как делить людей, кого любить, а кого не любить. Статья о том, что когда мы, взрослые, мудрые, зададим себе такой вопрос, то отвечая на него, мы больше узнаем о себе, ведь то, к чему или к кому мы стремимся - это и есть мы сами. Пчела - стремится к цветку и собирает мед, а муха...
А любить, конечно надо учиться любить, всех. Ведь даже в самых плохих, есть что-то очень хорошее.
Ирина 4 июля 2012, 16:15
Возможно, мое мнение будет идти вразрез со мнениями большинства, - но меня просто поразила сама постановка вопроса: Какие люди мне нравятся (тем более из уст православного священника). Я не очень сильна в богословии, но мне кажется, что сам этот вопрос противоречит всему святоотеческому учению. Всех нас, людей, любит Господь, независимо от того, нравится нам кто-нибудь или нет. Да и что мы за судьи в последней инстанции, чтобы кого-то оценивать? Лучше бы задаться вопросом: а мы-то нравимся другим людям? Задавшись таким вопросом, если будем искренними и честными перед самими собой, обнаружим, что мы нравимся далеко не всем. И слава Богу! Потому что нравиться всем - невозможно и нереально. Только человекоугодники стараются понравиться всем. Сам Господь наш Иисус Христос - в своей земной жизни нравился далеко не всем, более того, у некоторых вызывал полное неприятие, гнев и даже ненависть. Но кто мы, собственно говоря, такие, что будем оценивать людей с позиций:хороший - плохой. Не наше это дело. Всем судия Господь. Благоразумный разбойник едва ли вызывал у кого-нибудь симпатию при жизни, а получилось так, что он первым вошел в Царствие Божие. Мне вообще такая постановка вопроса непонятна и неприятна.
протоирей Александр 4 июля 2012, 15:29
А мне нравятся все статьи и очерки о.Андрея !
Елена Романова 4 июля 2012, 15:18
Интересно, а где в Библии говорится о том, чтобы делить людей на тех, "кто нравится", а "кто не нравится"? Евангельская заповедь призывает возлюбить ближнего твоего, как самого себя. При этом ближний не обязан быть чистым, знать меру в спиртном и т.д. и т.п.
При все уважении к сану священника.
Ольга 4 июля 2012, 14:42
Спаси Господи! Очень понравилось! и я свое попробую написать...
Дмитрий 4 июля 2012, 14:29
Большое спасибо, за статью!
Людмила 4 июля 2012, 13:47
Прекрасные слова, но едва ли благие пожелания исполнимы.А очень бы хотелось, чтоб исполнились.Все, кто рассуждает сегодня о нравственности,должны знать (а это знание доступно каждому) как за 70 с лишним лет изуродована природа человека.За это "спасибо" коммунистам, которые лишили возможности веры в Бога. Сколько поколений выросло на атеизме. Нужно не менее 300 лет, чтобы выправить это.К сожалению, это так.
Юрий 4 июля 2012, 13:43
Нравственность заразна, она как мода, ей подражают неокрепшие умы. То же самое скажу и о безнравственности. Жаль, что наш народ смотрит в телевизор. Спасибо автору за статью, за назидания. Помилуй нас Господи!
Михаил 4 июля 2012, 11:51
Очень хорошая статья! Написана просто, искренне и этим сразу берет за душу, располагает. А говорит о таких вещах, с которыми и спорить-то никто не станет, но от которых теплеет на сердце.

Спасибо, протоиерей Андрей!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×