Пророк Илия боролся с идолопоклонством среди народа Божиего. Поклоняясь ложным богам и идолам, избранный народ пришел к крайнему нравственному разложению, творил мерзости пред Богом и шел по пути погибели. Мужественная проповедь пророка через страдания и наказания с помощью Божией остановила его на этом гибельном пути
Многое из того, что мы видим сегодня в обществе христиан, перекликается с ветхозаветной историей. Люди, искренне считающие себя христианами, превратили в идолов свои увлечения или привычки. Многие греховные проявления стали повседневностью или даже нормой общественной жизни даже тех, кто называет себя христианами.
Сайт «Православие.ру» обратился к пастырям с вопросами: что, по-вашему, можно отнести к самым «почитаемым» идолам современности? к каким последствиям ведет поклонение им в жизни каждого отдельно взятого христианина и всего общества, страны, нации? каких идолов каждый из нас должен сокрушить в своем сердце?
***
Игумен Сильвестр (Стойчев), преподаватель Киевской духовной академии и семинарии (Киев):
– Идолопоклонство тема сложная, можно даже сказать тонкая. В Ветхом Завете язычники – поклонники идолов – по крайне мере во внешнем культе были отличимы от израильского народа. И ветхозаветные пророки, яркий пример, св. пророк Илья, как раз сегодня вспоминается Церковью, обличали свой народ за уклонение в чужие, языческие, культы с их отвратительными «богослужением» и идолопоклонством. Но в наше время идолопоклонство часто внешнее не так явно, не так очевидно противопоставляет себя истинной религии. Эта ситуация, когда под, казалась бы, традиционным благочестием живет совершенно иное восприятие жизни, и есть наиболее опасна форма идолопоклонства. Таким идолом может быть все, что угодно, в том числе и сами по себе вполне правильные и приемлемые вещи.
Вся суть идолопоклонства именно в том, что что-то начинает ставиться во главу угла, что-то начинает полностью определять мышление и поведение человека, и это что-то не вера в живого Бога – Бога Авраама, Исаака, Иакова. При таком положении человек внешне может восприниматься верующим, церковным, но внутри он живет совершенно другим, и в переломные моменты он выбирает этого своего, родного, им созданного идола вместо Бога. Я знаю, и думаю таких примеров известно много, когда люди уходили из Церкви потому, что им не понравилось какое-то высказывание священника на проповеди, или позиция Церкви по конкретному вопросу. И вот этот самый конкретный вопрос, часто пустяковый, оказывался настолько близким, по-настоящему своим, что ради него порывали с Церковью.
Вот такого идолопоклонства надо бояться больше всего: когда идол не столько внешний, сколько внутренний и служат ему со всяким усердием, и дороже он единства церковного, веры и Самого Бога. Апостол Павел говорит о таком скрытом идолослужении, как о своей правде ведущей к разрыву с Богом «не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией» (Рим.10:3). У того же апостола Павла сказано "не делайтесь рабами человеков" (1Кор.7:23) и в сегодняшний день хочется сказать: не делайтесь рабами идей, которые могли бы разъединить нас с Богом.
Священник Димитрий Шишкин, настоятель прихода в честь Покрова Божией Матери в селе Почтовом (Симферопольская епархия):
– Культ Ваала, против которого восстал со всей святой ревностью пророк Илия, в первую очередь отчуждал народ от истинного Богопочитания. И именно на это нам надо обратить особенное внимание, потому что все прочие мерзости – это только следствие отпадения души от Источника истины и чистоты.
В наше время место древних языческих культов заняло самозабвенное служение страстям: гордости, сребролюбию, блуду, чревоугодию… Самое страшное заключается в том, что все эти страсти преподносятся и пропагандируются как нечто нормальное и естественное, то, к чему можно и нужно стремиться, в то время как страсти в своем «свободном» развитии губят человеческую душу. Вместо покаяния нам предлагается упоение грехом, вместо борьбы – безоговорочная капитуляция перед ним.
И если мы не говорим, что «идолослужители и развратители народа должны быть убиты», как того требовал Ветхозаветный Закон, то по крайней мере надо признать, что пропаганда греха – это деятельность, заслуживающая порицания.
Причина нынешнего лавинообразного распространения греха именно в безнаказанности, в том, что грех, даже в крайнем – «смертном» – его проявлении, не называется злом. Причем наказание не предполагает обязательно крайнюю степень суровости, но оно должно быть чувствительным, оно должно понуждать человека к размышлению о своем поведении и о его последствиях.
Святой пророк Илия проявлял в своей жизни ревность по Богу, совершенно «не гуманную» с современной точки зрения. И это момент, на котором также хочется остановить внимание. Часто мы в своем отношении ко греху, к его распространению хотим быть «добрее Бога», попуская и потворствуя тому, чего в человеческом обществе быть не должно во избежание погибели самого этого общества. Так, пророк Илия собственноручно убил 450 идольских жрецов (см.: 3 Цар. 18: 40), и с точки зрения современной системы ценностей – это безусловное и ужасное преступление «против человечности», за которое святому пророку, вне всякого сомнения, грозил бы какой-нибудь международный трибунал в Гааге.
Но вот что оказывается: с точки зрения библейской, этот «грех» не считался даже и грехом. И вот почему. Потому что высшая ценность человеческой жизни – это чистота и святость, то, что вводит человека в благодатную вечную жизнь в согласии с Богом. А вот соблазн забвения истинной веры, соблазн распространения лжи и всевозможных гнусностей оказывается настолько опасным, что встает вопрос выбора между духовной гибелью народа и гибелью тех, кто этот народ духовно и нравственно разлагает. Жесткий выбор, пусть и не приемлемый нами сегодня во всей полноте, но напоминающий об одной важной вещи: нет в жизни ничего важнее, чем сохранение духовного и нравственного здоровья – как в отношении души конкретного человека, так и в отношении семьи и общества. И если все мы не будем сознательно и последовательно заботиться о сохранении этого здоровья, если не будем пресекать распространение греховного соблазна (пусть даже не таким «радикальным» образом, как пророк Илия), то грех на нас будет неизмеримо больший, чем в случае «попрания прав» мерзости, желающей осквернить весь мир.
Иеромонах Макарий (Маркиш), руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской епархии:
– Вопрос осложняется тем, что современный духовный ландшафт представляет собою пандемонизм, анархическую сумятицу многообразных демонов: мелких и крупных, локальных и глобальных, то содействующих, то противодействующих друг другу. Вероятно, в этом есть своя губительная логика.
Говоря о последствиях, могу лишь снова повторить гипотезу о том, что люди, истомленные сумбуром мелких неправд и обманов, в итоге с готовностью поклонятся одной большой, цельной лжи – то есть антихристу.
В этой связи решающим участком фронта становится защита человеческой свободы. Если ветхозаветные пророки порицали народ за жестоковыйность – несгибаемость шеи, нежелание поклониться Истинному Богу, – то сегодня диалектическая кривая вывела нас к обличению гибковыйности, готовности вывернуть шею под любое ярмо, молчаливой покорности любому бесу или бесенку.
Фразы вроде «говорят…», «я слышал, что…», «прочитал в Интернете…», «в газете написано…», «видел по телевизору…» звучат в устах наших гибковыйных сограждан как исповедания веры. Каких-то эдик-лимоновых, сергей-удальцовых, лев-пономаревых, чьи-то мятежные половые органы, новые газеты, радио-свободы и прочие отбросы воспринимают они с тем же вниманием, с каким их дедушки и бабушки воспринимали секретарей парткомов.
Психологически это понятно: им требуется муть в глазах и шум в ушах, чтобы затмить и заглушить Христа. Чем яснее сегодня Он виден и слышен на государственной и социальной арене, тем плотнее муть, тем громче шум, тем сильнее тяга к ярму. Недаром их дети и внуки столь же сосредоточенно и с той же самой целью по уши сидят в Интернет-играх и в лже-музыкальной долбиловке.
Выход?.. Он не так прост. К свободе невозможно принудить. Освобождение всегда начинается изнутри, с противопоставления себя своему поработителю, с внутреннего отторжения от него. И здесь у нас есть основания для оптимизма: российское общество, пройдя сквозь детский возраст, преодолеет свою всеядность и доверчивость, выработает брезгливость и невосприимчивость к вышеупомянутым агентам влияния. Тогда, глядишь, их и финансировать перестанут.
Священник Леонид Петров, настоятель храма Архистратига Михаила г. Бухары (Ташкентская и Узбекистанская епархия)
– Действительно, весь Ветхий Завет есть время ожесточенного противостояния. Пророки, возвещающие волю Божию, боговидцы Судьи, пытающиеся вернуть избранный народ на путь истинного поклонения. И иудеи, которые, несмотря на множество знамений, принимали идолопоклонничество окрестных языческих племён.
Какой яркий пример этого. Первосвященник Аарон, обеспокоенный долгим отсутствием Моисея на горе Синай, отливает золотого тельца для поклонения. Всего лишь несколько десятков дней хватило, чтобы иудеи забыли о всех запретах на поклонение идолам. И это повторялось множество раз, отступления происходят всё чаще и к I веку до нашей эры избранный народ порабощён римлянами, действуют различные иудейские секты, влиятельная группа саддукеев не верит основным положениям своей же религии.
И вот, наступает Новый Завет, время не Закона, а благодати.
XXI век.
«Золотые тельцы» уходят в прошлое. Но идолы остаются. Они лишь принимают более современный вид. Что же относится к наиболее «почитаемым» идолам современности?
Затрагивая этот вопрос, нужно, в первую очередь, сказать, что идолы перестали быть только «домашними терафимами», а приобрели в наше время самые разные формы. Точнее сказать, на каждого человека теперь уготовано по соблазну. Вкус каждого может быть удовлетворен, на каждую прихоть и пристрастие человека готов идол, человеку только остается поклониться ему.
Наиболее опасной категорией являются духовные соблазны. Разве не возведена в ранг идола «свобода» во многих западных странах. Уже забывается простая человеческая мудрость, что «свобода кулака человека заканчивается там, где начинается чужое лицо», глумление над христианскими ценностями уже не называется оскорблением чувств верующих, а всего лишь свободой самовыражения. Грехи, о которых ещё сто лет назад никогда бы не сказали в приличном обществе, стали не грехами, а особенностью некоторых категорий людей, их правом на личную и свободную жизнь. Но ведь если эти грехи выносятся на обсуждение, проходят содомские шествия и некоторые протестантские церкви венчают содомские пары – это становится не только их свободой, но и ущемляет свободу тех людей, которые живут нравственно и не хотели бы видеть открытые демонстрации тяжких грехов.
Особо хочу упомянуть также связанные с идолом ложно понятой «свободы» активные попытки внедрить в России так называемую ювенальную юстицию. В ней свобода дана, по сути, только детям, которые могут отказаться и от воспитания, и от исполнения порученных родителями добрых дел, в сущности, и от самих родителей. Какие бы они не были. А родители принуждены молчать, так как иначе рожденный ими ребенок может легко подать на них в суд за моральное насилие.
Человек невоцерковленный, не знающий учения Спасителя, может создать себе идола и из греха. Разве мало сейчас людей, которые говорят спокойно о своих грехах, упиваются ими, выносят на всеобщее обозрение и радуются, когда кто-то ещё становится сопричастен ему в его беззаконии. Разве это не служение греху? А служение всегда подразумевает объект служения.
Второй категорией «почитаемых» идолов являются современные популярные музыкальные исполнители, актеры, певцы. Вместо того, чтобы приобщиться Богу на воскресном Богослужении, сотворить дела милосердия, значительная часть современной молодежи гораздо охотнее проведёт время в клубе, на концерте своего любимца. Вместо изучения Священного Писания большая часть времени тратится на собирание вещей, связанных с этим почитанием. И вот здесь нужно уточнить. Кто виноват в этом в первую очередь? Почему многие священнослужители почти постоянно слышат от людей, приходящих в Храм: «Почему это произошло? Почему он(она) стали такими? Ведь мы всё делали для своего ребенка, ни в чем ему не отказывали, откуда у него столько злобы?» Отказывали, и отказывали в самом главном. Стремясь к благополучию временного тела, отказывали в христианском воспитании с самых ранних лет. Поэтому сейчас так много родителей, которые стали не нужны своим детям, которые вместо того, чтобы жить отпущенное время в окружении детей и внуков, находятся в домах престарелых и приютах. Потому что им не показали пример, их не научили пятой заповеди о почитании родителей. Да и всем остальным заповедям заодно. Для человека в вечности не будет иметь никакого значения, в каком институте он учился, насколько престижной была его работа, как хорошо одевали его в детстве родители.
То есть мы плавно перешли ещё к одной форме идолов современности – к идолу «материального благосостояния». Ему люди тоже служат очень усердно, иногда без выходных, для того, чтобы пропитать тело, которое подвержено болезням, скорбям и в итоге смерти. А бессмертную душу пропитать времени уже не остается.
Можно много приводить примеров из современной жизни общества, но, на мой взгляд, основными идолами современности является поклонение своим грехам, свобода греха и культ материального благосостояния.
К каким последствиям ведет поклонение им в жизни каждого отдельно взятого христианина и всего общества, страны, нации?
Из Библии мы знаем, что Господь избавил нас от рабства греха, проклятия и смерти. То есть мы стали свободными, так как свобода в Боге есть истинная, непреходящая свобода.
Поклонением современным идолам человек опять возвращает себя в состояние рабства. Даже если не замечает этого. Раб не свободен, раб не волен поступить так, как он хочет, только, как ему прикажет хозяин. Если человек попадает в рабство греху, освободиться из этого рабства очень сложно, а если он и не подозревает о своем духовном состоянии, то и невозможно. Как невозможно лечить человека, который уверяет, что он здоров и запрещает позвать врача. В этом рабстве проходит человеческая кратковременная жизнь, к одним грехам прибавляются другие, человек связан ими и в таком состояние приходит к Богу. Но если человек всю свою сознательную жизнь служил идолам греха, как он может быть слугой Бога.
В масштабе страны и нации то же рабство грехам имеет не только духовные, но и социальные последствия. Демографический кризис, связанный с тем же поклонением материальному благосостоянию, нежеланию обременять себя детьми из-за возможной потери комфорта, распространение смертельных болезней из-за смертного греха блуда, распри между родителями и детьми, нежелание служить на благо своей родине и культ потребления говорят о том, что современное человечество ставит культ тела превыше духовного благосостояния души и тянется к земле. Хотя с раннего детства нужно тянуться к Богу, стремиться к святости по словам Спасителя: «Будьте совершенны, как Я совершен».
Страна ослабляется, и повторяется ветхозаветная история иудеев, служащих Ваалу, пребывающих в мерзостях земных и, как следствие, попадающих под власть окрестных народов.
Написав все это, вспомнилось, что в первую очередь нужно начинать с себя. И с меня, и с каждого человека. «Народ святой», христиане, упоминаемые в Апостоле должны стремиться бороться со своими «идолами», грехами и пристрастиями, стремиться к святости нашего Господа. И этим преображать не только себя, но и людей, окружающих нас. По слову святого преподобного Серафима Саровского: «Спасись сам, и тысячи спасутся вокруг тебя» совершается и доныне. Многие тысячи людей отвратились от пути поклонения греху, видя примеры подвижников и старцев современности. Преодолеть идол самости, гордыни превознесения себя, превращение страстей тела в идол – вот задача каждого из нас.
Задача нелёгкая, связанная с падениями и подъемом, искушениями «мира сего», но задача выполнимая, как показали нам примеры святых.
И когда говорят, что сейчас люди не те, это неправда. Во времена первых христианских подвижников и мучеников искушений и идолов было не меньше.
(Продолжение следует...)
Приметы, гороскоп, гадания.
Его величество язычество,
Дурманит массово сознания.
Мы гороскопам поклоняемся,
Уничтожаемся духовно,
И из людей мы превращаемся
В пустых твердоголовых овнов.
Приметы соблюдая тщательно,
Теряем Благодать небесную,
Стуча по дереву мечтательно,
Мы одержимы стали бесами.
Ну а когда гадать пытаемся
В канун дня Рождества Христова,
Мы от Иисуса отрекаемся,
И оскверняем Бога Слова.
Язычество как наказание,
Но от него нам есть спасение, -
Грехов своих исповедание,
Церковных таинств причащение.
Уважаемый Сириус отметил только два идола (вероятно по молодости), осмелюсь добавить.
Хочу коснуться еще одной, на мой взгляд немаловажной темы идолопклонничества: взрослые дети, возвышая до идольского ранга взрослого, самостоятельного сына или дщери, многие сами незаметно для себя рабами. Это рабство постепенно занимает все больше и больше времени, вместо того, чтобы уделять время чтению и изучению Евангелия, Псалмов, эти люди посвящают мелкой бытовой суете ко своему великовозрастному чаду, совершенно забывая строки из 50- псалма:"... Научу беззаконыя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся." Прекрасно сказал Священник Леонид Петров,(смотрите выше) «Почему это произошло? Почему он(она) стали такими? Ведь мы всё делали для своего ребенка, ни в чем ему не отказывали, откуда у него столько злобы?» Абсолютно согласен с Священником Димитрием Шишкиным:"... нет в жизни ничего важнее, чем сохранение духовного и нравственного здоровья!" Благодарю всех, кто меня понял!
....Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей....
Призываю Вас люди будьте внимательны и берегите себя.
С праздником Вас.
надо больше и чаще молиться
Исусову молитву вторить и вторить и просить
у Господа --просвети--не дай отпасть--
а насчет детей согласна также --хотя мои давно взрослые
потихоньку очень осторожно приобщаю посещать церковь
ведь командовать в этом вопросе нельзя ни в коем случае.
Святого великого пророка Илию поминаем и радуемся о нем сегодня.
Воплоти Ангел пророков основание Илие славный
вторый Предтече пришествия Христова
помолись о нас грешных как и мы поминаем тебя в молитвах.
р Божии Кийс и Людмила
хотя бы одной милостью Божьей и милосердием Бога нашего Иисуса Христа!
P.S.Bсе мы наги и ущербны в 21 веке,
нечем нам хвастаться перед Богом.
хотя бы одной милостью Божьей и милосердием Бога нашего Иисуса Христа!
P.S.Bсе мы наги и ущербны в 21веке,
нечем нам хвастаться перед Богом.
Также часто можно встретить в качестве идолов - детей, которые ставятся во главу всего и даже, к ужасу ситуации, семейной жизни. То есть семьи создают не по христианским принципам созидания единой плоти и возрастании во Христе, а для рождения детей, что противоречит принципам Евангелия.
А само человечество поклоняется идолу которого само создало - НАУКЕ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ПРОГРЕССУ. Создан миф, что ЧЕЛОВЕЧЕСТВО будет жить вечно, расселившись по всей вселенной. А в подчинении у этого ИДОЛА-ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. множество мелких идолов: мамона - служение богатству, наслаждение страстями, идол стяжательства и потребления и т. д.
Не так давно слышал по радио объявление, что наконец-то народ российский обрел цель своего существования: это экономический расцвет России, благо и счастье народа. Только не сказали в чем это выражается,может быть как при социализме в тоннах чугуна на душу населения, квадратных метрах на душу населения и колбасы на душу населения?
А счастье - совсем эфемерное понятие. Видимо: от каждого по способности, а каждому по потребности?
От недоразвитого социализма вернулись к недоразвитому капитализму.
"... Я только понять хочу откуда вообще взяться поводу для оптимизма? Неужели кто-то всерьёз думает..."
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Если мы все еще живы, значит хранит нас Господь, не оставил нас Своим человеколюбием! Не оставил Он и тех, кого проштамповали "поколением пепси"! Штамп он всего лишь костылик для мышления (для массового мышления или отдельного человека), а реальность - она реальность, все под Богом.
р.б. Иулия все подробно написала.
Согласна, что эго - главный идол нашего времени. Враг человеческий прикладывает все усилия на то ,чтобы мы стали подобными ему. Кому служишь - на того и похож... А так-как он пал от своей гордыни, то и мы дружно растем именно в среде чрезмерной гордости и самомнении. Именно поэтому так много крещеных людей в наше время со "своим, независимым" мнением и зачастую - со своим "богом в душе". Очень понравилась фраза батюшки Дмитрия Шишкина о том, что мы хотим быть "добрее Бога". Это как раз один из показателей - как гордо мы возносимся.
Естественно, это не способствует оптимизму о всеобщем спасении.
Однако, круг замыкается - первым делом нам надо заботиться о своем спасении, за которым последует и спасение окружающих нас людей. Именно в таком порядке, а не наоборот. Сначала мы должны прозреть, чтобы вытащить на дорогу истины окружающих нас слепых - "потому что не может один слепой вести другого - не оба ли упадут в яму?" А прозрение это - что такое? - это наше искреннее покаяние в своих грехах (а не чужих). Вот об этом и говорил батюшка Серафим - "спасись сам..." Это слова не гордости, а премудрости, которую святые узнали на своем личном опыте. И нам это тоже предстоит.
А "поколение пепси" - неоднородное, слава Богу! Есть интересующиеся и ищущие. Их немного, но они есть. Их спасение - в руках Божиих, впрочем, как и наше с вами...
Прошу прощения, что длинно!!! Вдохновение нашло ))
Пути Господни неисповедимы. Убеждать кого-то в истинном пути - неполезное для спасения дело. У крещеного человека всегда есть возможность спастись. Оптимизм строится на опыте многих - все мы или большинство, по крайней мере, пришли к Богу по-разному. Так? И сейчас, оглядываясь на прошлое - можно только удивляться - какими мы были (и каким идолам поклонялись) и какими стали (и становимся). Да и среди святых, пришедших к Богу "ими же веси судьбами", было разве не мало?
Что касается примеров перед глазами...это, безусловно, очень важно. Однако, у нас есть святые - их огромное множество! Разве их жизни не являются самым замечательным примером для нас? Ведь даже мы, еще будучи советскими школьниками/студентами, читали книги - и находили в них героев, на которых хотели быть похожими, чьи примеры для нас были заразительны. Разве не так? А ведь эти герои не были среди наших родных и знакомых.
(продолжение следует)
Наподобие Астарты:)
До сих пор не знаю- является ли грехом поддержка общения с родственниками и друзьями ч/з facebook? ( уделяю до 30 мин в день).
Владельцы крупнейших компаний в указанной сфере пользуются практически неограниченным влиянием и выгодно используют это влияние в своих материальных интересах.
Кому-то выгодно превращать свободных думающих людей в безнравственных мутантов и рабов запрограммированной виртуальности.
В Писании сказано:
"Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога, ибо кто как Я? Пусть он расскажет, возвестит и в порядке представит Мне все с того времени, как Я устроил народ древний, или пусть возвестят наступающее и будущее.
Не бойтесь и не страшитесь: не издавна ли Я возвестил тебе и предсказал? И вы Мои свидетели. Есть ли Бог кроме Меня? нет другой твердыни, никакой не знаю.
Делающие идолов все ничтожны, и вожделеннейшие их не приносят никакой пользы, и они сами себе свидетели в том. Они не видят и не разумеют, и потому будут посрамлены."
(Исаия гл. 44)
Спаси Бог.
Все совместимо у нормальных людей (коих БОЛЬШИНСТВО !): "...На дискотеках лихо прыгать. И посещать на Пасху храм...".
Дергания ЛГБТ и их шум-гам необходимо однозначно пресекать по причине того, что ГРОМАДНОМУ БОЛЬШИНСТВУ сограждан не интересны пододеяльные подробности кого бы то ни было. И в приличном обществе эти темы - моветон...
(рбАнатолию: веруй в Бога, в Церковь Православную, в сонм Святых и спасешься).
Надо давно прозреть нам всем. И спасать себя в первую очередь. Идёт жестокая борьба за наши души, нас хотят уничтожить изнутри те, кому это выгодно. Да и сами себя губим своей безрассудностью (я, по крайней мере). Будем же бдительны и трезвы! Своих детей воспитать можно личным примером, чтобы они не упрекали нас в безнравственности. А Священство пусть хоть на самолётах летает на дачу, не нам судить наших пастырей. Не надо утрировать (мерседесы..., виллы..). Или батюшкам надо жить в пещерах? Надеюсь Вы меня поняли и не осудили. Храни Вас Бог!