«В школьное воспитание допущены нехристианские начала, которые портят юношество; в общество вошли нехристианские обычаи, которые развращают его по выходе из школы. И не дивно, что если, по слову Божию, и всегда мало избранных, то в наше время оказывается их все еще меньше: таков уж дух века противохристианский! Что дальше будет? Если не изменятся у нас образа воспитания и обычаев общества, то будет все больше и больше слабеть истинное христианство, а наконец и совсем кончится; останется только имя христианское, а духа христианского не будет. Всех преисполнит дух мира», – говорил святитель Феофан Затворник во второй половине XIX века[1]. Историю человечества не повернуть вспять, но пока рождаются новые поколения детей, необходимо употреблять усилия для развития в них лучших качеств души. Как же воспитывать ребенка в истинных понятиях добра и зла? Как помочь ему преодолеть преграды, которые заслоняют истинные ценности и единственный смысл человеческой жизни – его путь к Богу?
Проблема, порожденная научно-техническим прогрессом, которая до недавнего времени не стояла перед психологией и педагогикой, – проблема защиты детей от бесконтрольного информационного потока по многочисленным каналам телевидения и интернета. Если взрослые в состоянии оценивать происходящее и сортировать информацию, сознание детей в значительной степени воспринимает внешний мир как данность и формируется им.
Ребенок приходит в мир, и ему предстоит узнать, освоить его и найти свое место. С момента рождения окружающий мир для ребенка – нескончаемый поток информации, и все, что его окружает, все, что он видит и слышит, оказывает на него воздействие. Значительная часть информации, особенно у маленьких детей, остается в сознании без критики, без анализа и оседает в памяти навсегда[3]. О свойствах запечатления известно давно, о них писали святые отцы, например преподобный Никодим Святогорец: «Воображение и память суть не что иное, как отпечатление всех чувственных предметов, которые мы видели, слышали, обоняли, вкушали, осязали. Можно сказать, что воображение и память суть одно внутренне общее чувство, которое воображает и помнит все, что внешним пяти чувствам пришлось прежде того перечувствовать. И некоторым образом внешние чувства и чувственные предметы походят на печать, а воображение – на отпечатление печати»[4].
Приобретенная разными способами информация («отпечатленная печать») служит ребенку материалом для создания картины мира и себя самого, а в старшем возрасте – пищей для анализа и самоанализа. Именно этот материал становится источником формирования иерархии ценностей и потребностей ребенка в период его взросления и становления.
Если попробовать проследить в исторической ретроспективе, откуда дети черпали и черпают сведения о мире, легко увидеть, что за сравнительно небольшой отрезок времени – каких-нибудь сто лет – источники познания динамично и значительно изменялись: от непосредственного восприятия мира и печатных изданий – к радио, затем – телевидению – интернету. «Еще недавно для большинства людей слово являлось одним из основных носителей информации и параметров, на основании которых выстраивалось представление об окружающем. Сегодня ведущей образующей картины мира становится образ…» (Т.Д. Марцинковская)[5]. Основной поток формирующей сознание информации современные дети получают в виде зрительных проработанных образов, что неизбежно сказывается на специфике их способности мыслить иначе, чем раньше, выстраивает представление человека о самом себе. Обилие привлекающей внимание зрительной информации переключает работу сознания на внешние источники, тем самым обкрадывая обращение к своему собственному внутреннему миру. «Как несчастно дитя, которое, закрыв глаза или оставшись одно и углубившись в себя, бывает подавляемо множеством непотребных образов, суетных, соблазнительных, дышащих страстями. Это то же для души, что чад для головы», – писал святитель Феофан[6].
Во-первых, дети не могут отделить подлинную информацию от ложной, критически отнестись к источнику, в результате чего вся получаемая ими информация усваивается как рядоположенная. Выражается это в том, что младшие школьники, как показывают опросы, имеют весьма смешанную картину мира, в которой одновременно действуют силы эволюции, Бог, колдуны, инопланетяне и расположение планет.
Во-вторых, по мнению американских исследователей, дети, часто пользующиеся телевизором, подвержены серьезному риску остаться без глубоких знаний о мире; они плохо умеют читать, с трудом отличают реальное от вымысла; у них слабо развито воображение; они с большим страхом воспринимают мир; им свойственна повышенная тревожность в сочетании с большей агрессивностью.
В-третьих, телевизионная информация ведет к ярко выраженной унификации восприятия социальной реальности, порождая стереотипное восприятие мира, лишенное индивидуальной окраски со своими смыслами и переживаниями. Непосредственно к этому смысловому кругу примыкает проблема исчезновения детского любопытства.
Наконец, доступность и легкость получения информации с помощью телевидения и интернета остро ставит и проблему авторитета взрослых в жизни детей: в мире актуальной, быстро меняющейся, общедоступной информации взрослые перестали быть авторитетными проводниками по лабиринту знаний.
А.М. Прихожан анализирует и влияние рекламы на детское сознание, действенность которой обеспечивается ловким использованием возрастных и гендерных психологических особенностей людей. Рекламируемые потребительские свойства товаров и услуг «вклиниваются» в ядро смысловой сферы личности, влияя не только на выбор того или иного продукта, но и на систему ценностей, взгляды, мировоззренческие установки[8].
У подростков выбор и использование источников информации становится направленным. Как показали опросы психологов, ведущими и наиболее авторитетными являются интернет, телевидение и родители, причем авторитет интернета и телевидения лидирует в области приобретения знаний о жизни, новостей, получения достоверной научной или развлекательной информации, а авторитет родителей – в решении сложных жизненных и финансовых проблем, проблем взаимоотношений с взрослыми и сверстниками[9].
К негативным явлениям, помимо тех, что были перечислены, следует отнести то, что «представления СМИ строятся относительно присутствующих в обществе систем ценностей или настроений, в свою очередь утверждая эти ценности в качестве доминирующих и распространяя их на более широкий круг людей. Во взаимодействии с этим влиянием подростки присваивают субъективно выбираемые нормы и ценности»[10]. СМИ подсказывают и формируют социальные представления, создавая образ мира, в котором им предстоит жить. Для подростков, перед которыми остро стоит задача ориентировки в мире взрослых, включения в полноценные социальные отношения, связанные с ответственностью и перспективными обязательствами, СМИ становятся источником не только социальных представлений, но и определенной программы действий, общественной ориентации и построения индивидуальных целей в будущем. Восприимчивость же подростков к информационному влиянию, по сравнению с другими возрастными группами, максимальна. В случае непринятия (когнитивного, эмоционального, ценностного) той или иной информации противостоять ей для подростка оказывается в силу возрастных особенностей непросто[11]. Так же, как и у детей младшего возраста, доступность и практическая безграничность источников информации повышает потенциальную компетентность подростков и их автономность от старших.
Есть еще один значимый показатель, полученный психологами-исследователями: дети испытывают определенно повышенную напряженность в ситуациях принятия решений и необходимости взять на себя ответственность. К таким ситуациям относится выбор целей, ценностей и стратегий поведения[12]. При сопоставлении этого показателя с другими оказывается: имея широту выбора способов действий и свободу, подросткам не хватает базы, на которую они могли бы опереться в ситуации выбора – они при всем желании не могут и стараются избегать принимать решения по причине чрезмерного разнообразия приоритетов и их частых противоречий. База – это одобряемая социумом единая система ценностей, отсутствие которой делает сознание подростков уязвимым и открытым для манипулирования.
Какими бы пугающими не были данные исследований о влиянии телевидения, интернета, рекламы на детей, его масштабность, по единодушному мнению психологов, занимавшихся этим вопросом, всегда и всецело зависит от семейной ситуации, от той среды, социально-психологической атмосферы, в которой растет и воспитывается ребенок.
Роль семьи, родителей остается решающей: дети легко перенимают от старших критическое отношение ко всему, с чем соприкасаются. Семья дает ребенку необходимую ценностную и эмоциональную опору для адаптации и освоения окружающего мира. Однако новые социальные реалии требуют от родителей и особых усилий. Пока в обществе нет грамотно выстроенной цензуры и пока дети не защищены от потока бессистемной и подчас ложной и разрушительной для их растущего сознания информации, только родители могут взять на себя труд по развитию у ребенка способности к самостоятельному мышлению. Задача эта несложная: все, что дети видят, слышат, переживают, нуждается в активном соучастии родителей в виде объяснений, обсуждений, обмена мнений, комментариев. Именно таким образом они учатся формировать отношение к воспринимаемой информации, то есть рассудительность и критичность. Бытуют возражения: «не хочу давить своим авторитетом», «пусть сам разбирается», «хочу, чтобы росла индивидуальность со своим уникальным мышлением» и проч. Ответ на возражения прост: свое «настоящее» мнение, действительно «свой» анализ у детей начинает формироваться лишь в подростковом возрасте. До этого момента они компилируют мысли, подражают, накапливают, воспроизводят то, что слышали или видели (несомненно, делая это творчески). Отказ родителей от указанной формы общения с детьми, от своего рода воспитательной работы приводит к тому, что руководящее мнение, столь необходимое и нужное детям, черпается ими из другого источника.
По логике развития на первых порах родители направляют и контролируют поток воспринимаемой детьми информации, затем школа становится тем ответственным институтом, который должен служить просвещению – знакомству, освоению, анализу и оценке понятий, явлений, процессов. Однако сегодня система образования уже не формирует общество[13]. Не формирует она и человека. С изменением идеологии общества разрушилась идеология школьного воспитания и преподавания, точнее, теперь нет определенности и ясности задач ни в изучении предметов, ни в воспитании детей. Самым пагубным последствием изменения школьной политики является то, что перед школой больше не ставится задача формирования сознания и самосознания учеников, что неизбежно ведет к провалам в воспитании и ущербности и незащищенности растущей личности.
Для сравнения вспомним то, что у многих еще свежо в памяти: как происходило преподавание в начальной школе в советское время. Освоение букваря и обучение чтению строилось во многом по системе К.Д. Ушинского, когда буквы, слоги и понятия изучались на примере рассказов и историй детских писателей, как правило, нравственного содержания. Информации как таковой было немного, зато акцент делался на грамотности, на умении аккуратно писать – язык осваивался шаг за шагом, а вместе с ним и простые понятия о человеке, о любви к природе, о правильных отношениях между людьми.
Нравственное воспитание продолжалось на уроках литературы. В задачи предмета входил анализ характеров и поведения героев литературных произведений; для написания сочинений предлагались темы нравственного порядка. Весь курс литературы состоял из произведений, одобренных «цензурой»: как известно, писатели и произведения неясной морально-нравственной или идеологической окраски не рассматривались. В этом заключался оправданный воспитательный и методологический подход: понятия о жизни, о человеке, и в том числе нравственные понятия, предлагались детям в простой и определенной форме, ясной и удобоприемлемой для детского мировосприятия. Случалось, старшеклассники по поводу обсуждения нравственных проблем выражали скептическое мнение типа: «в жизни все не так, как нас учат». Но в их сознании уже была заложена относительность: с критикой или без нее нравственный идеал формировался. И формировался он школой как социальным институтом, дающим основополагающие знания о жизни, о человеке, об общественном устроении. Механизмы такого простого воздействия работали и сознательно – путем обучения, размышлений, анализа, и неосознанно – в человеке заложена тяга к совершенству, к нравственному идеалу.
Воспитание подчинялось идеологии, но нравственные понятия не могли стать социально значимыми без идеологической поддержки. Уместно вспомнить, как в цикле бесед «Пушкин и судьбы русской культуры» Валентин Непомнящий высказал интересную мысль: благодаря тому, что большевики «смели» культуру Серебряного века и не уничтожили русскую классику, советская культура «даже в худшие времена в своих лучших проявлениях была человечнейшей культурой мира». Культура как таковая сохранилась, и случилось так потому, что она продолжила нравственные традиции культуры XIX века[14].
Современные школьные программы по литературе предполагают больший акцент на объеме и разнообразии материала для чтения и изучения. Нравственный аспект анализа литературного произведения перестал быть актуальным, часы на предмет сокращены – каким же путем развивается нравственное сознание современных учеников?
У сложившейся информационной среды есть два качества, которыми никак нельзя пренебречь. Это, прежде всего, то, что для детей она является абсолютно естественной и единственно возможной, поскольку в ней они растут. И второе – даже ограничиваемая родителями, эта среда остается действенным рычагом социализации детей, осуществляемой чаще всего стихийно, минуя сознательные барьеры.
Насколько «добры» задачи социализации детей как процесса освоения и присвоения ими социально значимых качеств и статусов, можно судить по их противоположности целям и идеалам духовной жизни, путь к которым, как писал В.Н. Лосский[15] в приближенных к нашему сознанию понятиях, видится в освобождении от уз своего социального «я». Если сформулировать задачи духовной жизни иными, более простыми словами, то их суть в развитии человеком истинных личностных качеств, в поиске и исполнении своего предназначения.
Серьезное беспокойство и довольно пессимистический прогноз по поводу последствий воздействия информационных технологий высказывают исследователи-практики, работающие в области патопсихологии. «Перекосы и дисгармонии процесса социализации, затрудняющие и даже полностью блокирующие гармоничное развитие личности, возрастают с ускорением внедрения технических и социальных инноваций в повседневную жизнь миллиардов людей. “Невыносимая легкость бытия”, обеспечиваемая современными технологиями удовлетворения потребностей, актуально и потенциально чревата серьезными отрицательными последствиями для всего процесса культурно-исторического развития. Еще несколько тысяч безответственно внедренных в жизнь социума “безусловно полезных” технологий, и личностно развиваться будет не для чего. Да и некому. Или почти некому»[16]. «Социализацию, таким образом, следует рассматривать не как завершенную, безусловно гармоничную, согласную, радостную совместную деятельность субъекта и социума, но как достаточно жесткую борьбу, шрамы от которой в виде различных форм “культурной” патологии есть плата за возможность обретения нормальной идентичности и адекватной саморегуляции»[17].
Психологи на основе наблюдений и исследований предлагают вполне определенные выводы о воздействии информационной среды на сознание и поведение ребенка – а на плечи родителей возлагается бремя решений: какими они видят своих детей, какие качества интеллекта и какие социальные качества они хотят в них развивать? Насколько социализированными видят родители своих детей? Интернет и телевидение – это новая реальность, и как относиться к этой реальности, насколько глубоко в нее следует погружаться детям – решение родителей.
В связи с этим хотелось бы предложить результаты интересного исследования о влиянии СМИ на возникновение патологической озабоченности собственной внешностью в юношеском возрасте[18]. Психологи-исследователи поставили целью проследить взаимосвязь телевизионного поведения и телепредпочтений с ценностными ориентациями личности, особенностями самосознания и удовлетворенностью своей внешностью. Опрашивались девушки 17–20 лет. Выводы подтвердили предположения: установлена прямая зависимость длительного времяпрепровождения у телевизора с выбором «телесноориентированных» передач[19], а также с низким самоуважением, внутренней напряженностью, склонностью к отрицательным эмоциональным переживаниям и малой заинтересованностью в духовных ценностях. Девушки, уделявшие меньше времени просмотру телепередач и предпочитавшие «духовноориентированные» телепередачи, более удовлетворены своей внешностью, проявляют большую уверенность в себе, не имеют выраженной внутренней конфликтности.
Подводя черту, авторы исследования утверждают: «Направленность личности на духовные ценности и ориентиры служит хорошей защитой от патогенного воздействия телевизионных стереотипов»[20].
[1] Феофан Затворник, святитель. Мысли на каждый день. По церковным чтениям. Из слова Божия. М, 1998. С. 339–340.
[2] Добротолюбие. Том 2. М., 1998. С. 794.
[3] В недавнее время явление эйдетизма – фотографических способностей восприятия и памяти ребенка – исследовали и описали основатели отечественной психологии. См.: Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив. Ребенок. М., 1993. С. 85.
[4] Невидимая брань. Блаженной памяти старца Никодима Святогорца. М, 1998. С. 165–166.
[5] Цит. по: Арина Г.А., Мартынов С.Е. Средства массовой информации как фактор возникновения озабоченности собственной внешностью в юношеском возрасте // Культурно-историческая психология. 2009. № 4. С. 106.
[6] Феофан Затворник, святитель. Путь ко спасению. М., 1997. С. 39.
[7] Прихожан А.М. Влияние электронной информационной среды на развитие личности детей младшего школьного возраста // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. № 1 (9).
[8] Там же.
[9] Авдулова Т.П. Тенденции социализации подростков в контексте информационных предпочтений // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. № 6 (20).
[10] Там же.
[11] Там же.
[12] Гребенникова О.В. Особенности социальных представлений современных российских подростков // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. № 2 (10).
[13] Гармаева Т.В. Ценности педагогов как фактор школьной социализации подростков // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. № 4 (6).
[14] Телевизионное эссе Валентина Непомнящего «Пушкин и судьбы русской культуры». «Пир во время чумы». Художественное вещание «Лад», 1995.
[15] Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С. 18.
[16] Тхостов А.Ш., Сурнов К.Г. Влияние современных технологий на развитие личности и формирование патологических форм адаптации: обратная сторона социализации // Психологический журнал. 2005. № 6. С. 19.
[17] Там же. С. 23.
[18] Арина Г.А., Мартынов С.Е. Средства массовой информации как фактор возникновения озабоченности собственной внешностью в юношеском возрасте.
[19] К ним отнесены демонстрации пляжной моды, реалити-шоу с участием внешне привлекательных персонажей, реклама новейших средств для похудения, возможности пластической хирургии.
[20] Арина Г.А., Мартынов С.Е. Средства массовой информации как фактор возникновения озабоченности собственной внешностью в юношеском возрасте. С. 113.
Я видела и слышала это сама лично! Наших детей готовят к приемным родителям!
Господи, Вразуми! Помилуй нас, грешных и спаси по Великой Милости твоей!