11 ноября, в день окончания Первой мировой войны, на кладбище деревни Спас Вологодского района почтили память всех сражавшихся за Отечество в те тяжелые и роковые для России годы. На восстановленной могиле Виктора Федоровича Волохова, павшего геройской смертью на фронте в 1917 году, была отслужена панихида, отданы воинские почести.
– Виктор Федорович Волохов был поручиком 9-го Финляндского стрелкового полка. По предварительным данным, он геройски погиб в ходе летнего наступления 1917 года. Сейчас информацию устанавливают, но более подробных сведений в архивах пока не нашли. Мы разыскали родственников Волохова, они дали нам фотографию героя, – сказал А.Л. Минаев, руководитель Вологодского военно-исторического общества. – Нам известно, что он жил в соседней деревне и часто бывал в Спасе. То есть эти места – для него родные.
Вологодское военно-историческое общество было создано три года назад. Среди его основных целей – восстановление и сохранение памяти о Первой мировой войне.
– Восстановление захоронений стало одним из направлений нашей деятельности, – отметил Алексей Минаев. – Два года назад нам поступила информация о том, что в деревне Спас есть такое захоронение. Мы приехали сюда, посмотрели, что можно сделать, но на некоторое время отложили работы. В этом году вернулись и совместно с Вологодским объединением поисковиков и Военно-мемориальной компанией завершили начатое.
Для памятника сделали новый крест, привели в порядок прилегающую территорию.
Почему в других странах бережно хранят память о наших воинах, а у себя на родине солдаты Первой мировой забыты?
На скромное в общем-то мероприятие – освящение восстановленной могилы поручика 9-го Финляндского полка Виктора Федоровича Волохова – и панихиду по всем погибшим во время Второй Отечественной, как ее еще называют, войны собралось довольно много людей – к счастью, не только журналистов. Помимо священнослужителей – протоиерея Алексия Сорокина и священника Артемия Проничева – были представители государственной власти: депутат Государственной Думы В.Е. Позгалев, депутат Законодательного собрания Вологодской области А.В. Канаев и другие, а также члены Вологодского военно-исторического общества и Вологодского объединения поисковиков, высокие полицейские чины – полковники Леонид Минаев и Анатолий Мялкин, глава сельской администрации М.Ю. Тютин, местные жители.
Так что людей было немало на очень скромном, повторюсь, мероприятии. Чем же вызвано такое внимание?
Во-первых, конечно, христианским долгом. Как сказал отец Алексий Сорокин, Церковь молится за всех, «живот свой за веру и Отечество положивших», видя в этом самопожертвовании следование словам Христа: «Нет больше той любви, как если кто душу свою положит за други своя». Молитва за своих предков – это естественно. Противоестественно – предавать предков, свою историю забвению. Поэтому, во-вторых, внимание к такому кажущемуся скромным мероприятию было вызвано осознанием: такую противоестественную забывчивость преодолевать давно пора.
– Важно многим, если уж не всем, понять, что Россия, ее история не началась 1917 годом и не закончилась. Если то время, время катастроф и трагедий, буквально поставило наше Отечество на колени, ослабив его, почти уничтожив, то это совсем не означает, что мы должны отворачиваться от своей Родины, признавая за ней право лишь на успехи и громкие победы. Нет, мы должны быть верными России и во времена тяжких испытаний. А кроме того, мы просто обязаны задуматься: что же привело страну к краху тогда, и что привело страну к такому незавидному положению сегодня – не наше ли собственное недостойное поведение? История идет так, как мы того заслуживаем и как судит Господь. От нас зависит благополучие российской истории в будущем. Я считаю, что, почитая память героев и воинов Первой мировой войны, наших земляков и родственников, мы возвращаем себе те качества, которые помогут нам обрести былое достоинство. Думаю, что это место на сельском кладбище будет особым. Надеюсь и на то, что многие забытые могилы и памятники вновь заговорят потомкам о великих делах прадедов, – с такими словами обратился к присутствующим протоиерей Алексий.
Алексей Леонидович Минаев, руководитель Вологодского военно-исторического общества, поделился своими чувствами:
– Сегодня я и многие мои товарищи испытываем одновременно и горечь, и радость. Горечь вызвана забвением, а то и презрением, которому предавались наши предки, воевавшие за Отечество, в течение десятков лет. Это преступное забвение, непростительное. Как может жить народ, отказывающийся от собственной истории, разрушающий могилы прадедов? Наверное, так, как мы сейчас и живем: теряя собственную душу. С другой стороны, и радость тоже есть. Судя по тому вниманию и заботе, с которыми откликнулись на наши инициативы по восстановлению памятников, да и по обретению памяти, самые разные люди, не все еще потеряно. Значит, душа русского народа не умерла. Значит, память сильнее идеологических «установок» советского времени и нынешнего стремления к материальной выгоде любой ценой – даже ценой отказа от родной истории. Здесь, на скромном сельском кладбище, мы в этом убеждаемся, видя восстановленную могилу русского воина, павшего геройской смертью в 1917 году.
По словам депутата Государственной Думы В.Е. Позгалева, наше общество получило бы гораздо больше пользы от повсеместного восстановления незаслуженно, а то и преступно забытых и разрушенных памятников солдатам Русской армии, чем «от трескотни и беготни с какими-то там факелами» по земле, в космосе и под водой.
– Почему в Словакии и в других странах-союзницах Российской империи бережно хранят память о наших воинах, почитают подвиги героев, отдавших жизни за свободу и независимость союзников, а у себя на родине наши солдаты, наши с вами предки забыты? – задал вопрос Вячеслав Евгеньевич. – Давно пора признать со стыдом: попытка «разрушить до основания» всё – решительно всё, делающее нас русскими, – едва не удалась.
Это еще и повод поискать героев в своей семье. Открыть семейный альбом, взглянуть в глаза прадеда.
Это убийственное для русского народа уничтожение собственной истории, собственной души, собственной веры сказывается по сей день на печальном духовном и физическом облике нашего Отечества, – дал понять Позгалев. Необходимость изменения этого облика чувствуется всеми, и зависит она, по словам депутата Госдумы, от постоянства и настойчивости в таких вот, казалось бы, малых, но очень важных для всей страны и ее народа делах: «Прошу вас, не останавливайтесь! Память должна храниться!»
Вологодское военно-историческое общество и не собирается останавливаться.
– Нас очень порадовало, что к деятельности общества присоединяются новые люди, – сказал Алексей Минаев. – Так, ребята из деревни Спас пообещали ухаживать за могилой Виктора Федоровича, а также собирать сведения о других участниках Первой мировой войны, их земляках.
Через пять лет мы отмечаем 100-летие со дня окончания этой войны, принесшей России столько горя и потерь. Страна могла победить в ней, но была разрушена изнутри, предана, растоптана. Значит ли это, что мы имеем право отказаться от своих предков, делавших всё для того, чтобы этого не произошло? Нет, не значит – Россию надо любить и тогда, когда ей больно. Давайте помнить и о том, что в той войне воевала вся Россия, что не было семьи, которой бы не коснулась «Вторая Отечественная». Это, кстати, повод для того, чтобы поискать героев и в своей семье. Открыть семейный альбом, взглянуть в глаза прадеда. Эта наша любовь – пусть скорбная – и будет, наверное, лучшим свидетельством того, что Отечество все-таки нами не предано. А то у нас избирательная какая-то память получается: о победах и героях советского времени России мы помнить должны, да и то не обо всех (о Финской войне вообще не говорится), а о тех, кто проливал кровь за Отечество раньше, – ни-ни. И очень бы хотелось, чтобы вспоминали мы о своих воинах не только на маленьком и скромном сельском кладбище, на обочине барабанно-торжественных факельных мероприятий, а с тем всенародным вниманием и уважением, которого наши предки заслуживают. Вечная им память.