Преступление, совершенное Степаном Комаровым, который живо интересовался неоязычеством, привлекло общее внимание к этому феномену. Конечно, неоязычники – разные люди, и большинство из них не совершает преступлений, но к самому явлению стоит присмотреться.
Где-то я читал, что при последней переписи населения какая-то часть опрашиваемых записалась по национальности эльфами. Что же, при определении национальности важную роль играет национальное самосознание, и, если человек считает себя этническим эльфом, так тому и быть. Тем более что не стоит опасаться явления еще каких-то эльфов, которые объявят его самозванцем и скажут, что у настоящих эльфов должны быть острые уши. Остроухих граждан никто не встречал, а литературные источники в этом вопросе расходятся.
Человек может душою сродниться с вымышленным миром (в данном случае, очевидно, миром Дж.Р.Р. Толкиена) и чувствовать себя в большей степени согражданином Галадриэль и подданным короля Элронда, чем русским и гражданином России. Обычно это довольно безобидно, потому что носит характер игры и шутки, участники которой вполне отдают себе отчет в ее условности: человек понимает, что он Дима Петров со второго курса, а не Высокий Эльф, и вполне нормально функционирует в качестве студента, гражданина и члена семьи. Если Дима на самом деле решит, что он и вправду самый что ни на есть Эльф, черным колдовством превращенный в московского студента, ему понадобится помощь специалистов. Но пока он вполне видит грань между воображением и реальностью, с ним всё в порядке.
Главная проблема неоязычества – размывание этой грани. Славянское фэнтези, которое хочет опереться на некие (по большей части воображаемые) славянские древности, точно так же, как западное фэнтези опирается на (тоже по большей части воображаемые) древности кельтские или германские, вполне имеет право на существование – как литературный жанр. Добромысл имеет такое же право восседать в Славнограде, как и Конон-Варвар – кочевать по Киммерии.
Да, исторически само формирование русского народа (как и большинства народов современной Европы) происходит в уже христианскую эпоху, никаких «языческих русских» просто не существовало в истории (как и, скажем, языческих англичан или языческих испанцев), но любители фэнтези ценят эту литературу совсем не за историческую достоверность.
Автору квазиэтнических фантазий нельзя высказать никаких претензий – пока и он, и его читатели ясно отдают себе отчет, что всё это – художественный вымысел.
Неоязычество настойчиво претендует на то, что его версия фэнтези – правда; более того – правда, которая должна определять русскую идентичность
Беда с неоязычеством в том, что оно настойчиво претендует на то, что его версия фэнтези – правда; более того – правда, которая должна определять русскую идентичность, испорченную, оказывается, «чуждым», «навязанным», «еврейским» христианством.
Две идентичности – «Высокий Эльф» и «русский, москвич, студент второго курса» – вполне могут мирно сосуществовать, потому что, во-первых, Дима не считает себя всерьез Эльфом, во вторых, эльфам нечего делить с русскими.
Две другие идентичности – «фэнтезийный языческий рус» и «русский», к сожалению, вступают в конфликт. Во-первых, человек отказывается признавать игру игрой – он настаивает, что он и в самом деле «языческий рус»; во-вторых, всё, что определяет культуру и идентичность реально существующего русского народа, для него является чужим и враждебным. Святыни русского народа для него не только не святыни, но знаки чужого и враждебного присутствия, оккупации злыми пришельцами «исконной» «языческой Руси».
Русские святые – Димитрий Донской и Александр Невский, преподобные Сергий Радонежский и Андрей Рублев – для него не просто чужие, а враги. «Деревянные церкви Руси», иконопись, музыка Рахманинова и Чайковского, Достоевский, Пушкин, вся русская культура, которую знает и ценит весь мир, культура, выросшая на евангельской закваске, когда и люди, лично неверующие или даже враждебные Церкви, дышат христианским воздухом и говорят на христианском языке, – ему чужая.
Даже язык, на котором он говорит, ему навязали идейные враги – от привычки говорить «спасибо» до именования выходного дня «воскресеньем», так что бедные языческие русы, и беседуя между собой, не могут обойтись без слов явно христианского происхождения.
Конечно, такая вымышленная – и враждебная реально существующей России – идентичность не обязательно ведет к совершению преступлений. Есть большая разница между злословием и убийством.
Но она делает человека чужим. Его верность и привязанность отданы чисто воображаемой общности «дохристианских русских», а враждебность и отвержение – тем русским, которые существовали – и существуют – на самом деле.
Мы делаемся своими для многих поколений наших предков, когда разделяем с ними общую веру и общие святыни. И это, конечно, не неоязыческая вера. Это вера Апостольская, вера Православная. Когда мы входим в православный храм и вместе со всем Божиим народом возносим молитвы, мы делаем то, что было бы глубоко родным и понятным русским людям прошедших веков.
Русские святые прошедших веков молятся вместе с нами, и мы исповедуем веру наших предков, которую передадим нашим потомкам. Мы – дома. Мы – на Родине. Мы – свои среди своих. Мы оставили мир фантазий и обратились к реальности – к истинному Богу, Богу отцов наших.
Храни нас, Господи, и не дай сойти с Пути Истинного!
Денис, Вы не горячитесь. Ветхий Завет Вам никто не навязывает. Для православных христиан обязательно чтение Евангелия. Однако чтение Ветхого Завета не возбраняется тем, кто хочет изучать историю от сотворения мира, историю спасения человечества от патриархов (период патриархальной Церкви) до основания Церкви Нового Завета. Я говорю об этом.
В синодальном издании Библии можно найти канонические и т.н. неканонические книги. К каноническим относится и большая часть книг Ветхого Завета. Эти книги тоже богодухновенные (есть такое понятие), то есть написаны они по внушению Духа Святаго или по откровению Божию особыми - призванными людьми - святыми пророками.
Книги: Бытие, Исход, Псалтирь, Притчи царя Соломона и пророческие книги постоянно читаются в Православной Церкви за богослужением. Надо понимать их смысл. Для этого есть толкования святых отцов, специальная литература. Ветхий Завет входит в учебную программу семинарий и Духовных Академий.
Мне снится тишина,
Под звездными мирами,
Седая старина,
Сокрытая волхвами,
Впустите, ведунЫ,
Меня в иную лету!
Поклон вам ПерунЫ,
Ищу у вас ответа.
Не вы ль обиду нам
Оставили когда-то,
Негоже землякам-
Уймите лихо, браты!
У вас зеленый лес,
У вас глубокий омут,
Спаси, зеленый бес,
Нам Мокоши помогут?
Я поклонюсь на вас,
Славянские кумиры!
Отриньте хворь от нас,
Здоровья дайте с миром!
Но медлят старики,
С ответом погодили,
В беде вы велики,
Вы тяжко натворили.
Все от веку идет,
Как из варягов в греки.
Вас от беды спасет
Христос! Свет человеку!
Более у меня вопросов к волхвам не было
Все это так. Неоязычество предлагает по видимому более "легкий" путь. Это и от непросвещенности, и от духовной лени.
Меня лично еще беспокоят и задевают попытки совместить Православие и толкиенизм, дух "Зазеркалий", эльфических рыцарей и принцесс в итернет-изданиях, позиционирующих себя как "консервативные", "православные" и "катехизаторские". И это ведь подмена, и это сурогат. Однако на это есть спрос в сетях, и это проходит. Удивительно, что в этом случае как будто никто ничего не замечает - ни священники, ни СИНФО, нет ни слова и от взыскательных критиков. В других случаях просыпается какая-то инквизиторская "бдительность" в отношении "нюансировки" - будь то царственные мученики, или оценка советского периода, Сталина и массовых репрессий. Вот тут начинается разбор "подстрочника", поиски "врагов", "резидентов" и "бестактных раскольников"...А толкиенизм не беспокоит, нет.
Автор даже не задумывается над главным вопросом - почему так много таких странных "по национальности" эльфов, гоблинов, троллей и типа того при переписи в нашей стране.
Почему, автор? Ведь Вы же продвинутый, мозговитый. Каково Ваше мнение по этому вопросу?
Нравиться вам или нет Родноверие - идёт из совдепии, - из гордыни людей неизвестно чем (уничтожением себеподобных в Гражданской войне), типа геройскими предками - ибо современниками не погордишься. Это ненависть совков ко Христу и к Православной Церкви - столько лет боролись а не уничтожили! Это романтизированное совковыми писаками язычество древних славян (многие называющиеся сейчас славянами отнюдь не имеют понятие о огромном количестве славянских племён (вятичи, кривичи, родимичи и тп.) и различных верованиях у славян (культы природы, культы почитания покойников - навий, примесь прибалтийского сатанизма - кровавые жертвы Перкунасу - Перуну), ибо язычество никогда не было единым).
Андрей:
...нечто подобное с "настоящими украинцами, патриотами".
На примере "западенцев" и других "родноверов" можно увидеть аналогию с "великой арийской нацией", идею которой подхватил ариец полукровка Шекельгрубер чуть меньше 100 лет назад в Германии. То же превосходство нации, та же идея несправедливости по отношению к Отчизне. Автор, по-моему очень правильно пояснил - как воздействует идея на сознание молодцев. Извращение истории, унижение памяти предков, оскорбление святынь, насаждение ложных идеалов. Итог: если на Родине нет ничего святого, зачем её защищать? Или ещё хуже - кто не с нами, тот против нас. Знакомо? Спросите "родновера", "западенца", "гоблохоббита", если я не хочу принимать вашу веру, что вы со мной "родные" сделаете?
Статья откровенно пафосная, выводы автора слабо аргументированы.
Причин для этого много, но главная одна - отрыв христианской цивилизации от её духовных корней, превращение в постхристианскую. Разлучённые с истинным Богом, люди томятся и скучают, и ищут разные суррогаты духовной жизни, что-то такое, что дало бы смысл их существованию, тем более, что досуга у них хватает. А современная культура предлагает такие суррогаты в широчайшем ассортименте - от мексиканских сериалов до тяжёлых наркотиков. И всякого рода "пластмассовые религии", как их называл о. Серафим (Роуз), прекрасно вписываются в этот ассортимент.
Аргументы, построенные на логике и обращении к авторитету культуры и истории, неоязычников обычно не убеждают. Чтобы стало морально полегче откройте "Собачье сердце" Булгакова. Это уже было, хотя и в несколько в иной форме. И последствия были для страны...
Хотя, конечно, Вы правы: в каждом конкретном случае жаль духовно дезориентированных людей. А вспомнить Аверина - убийство в Оптиной Пустыни в 1993 году. Это то же явление. И с ним в монастыре пытались говорить за несколько дней до преступления...
я думаю, что тема, затронутая Вами, несколько глубже.
Знания и вера всегда давали не совсем одинаковую картинку (другой вопрос, что всегда библейские Истины подтверждались на новых уровнях развития науки).
Неоязычество, как бы оно себя не проявляло, - это продукт и необразованности и безверия.
Русы, викинги, валгалцы (как там они себя называют еще неважно) совершенно не знакомы с основами Православия. Знания родной истории, увы, тоже весьма посредственны.
Но ведь это касается и всех нас. Что мы знаем о последних археологических открытиях. Насколько древней является наша, слава Богу православная, цивилизации. Каждому надо спросить себя: "когда я последний раз интересовался родной историей".
И вообще, можем ли мы нести евангельские истины нашим ближним. Живем ли мы так, чтобы про нас без стыда (для нас) могли сказать: "Вот это - христиане!"
Спаси Господи
В современном неоязычестве мы имеем чудовищный сплав из:
А) Славянской мифологии и фантазий историков-шарлатанов активно разрабатывающих тему "тайных знаний", псевдоисторических открытий и прочих фантазий на тему.
Б) Субкультуры созданной на этой конспирологии пополам с шарлатанством, где люди уже не видят разницы между фантастикой и реальностью.
В) Невежество многих людей готовых верить на слово, принимать любое "новое открытие" и не обладающих нормальным гуманитарным образованием (не говорю уже про специальное историческое).
Указанные течения явно направлены против Православия, но позиционируют себя как истинных патриотов, с научным обоснованием своих идей."Толкиенутые" - это другой проект, также направленный на отрыв людей от христианства и религии вообще, от реального мира, политики, экономики.
На мой взгляд, не претендующий на абсолютную истину, и неоязычники и КПЕшники основывыются на некоторых действительно имевших и имеющих место фактах и обстоятельствах, которые замалчиваются СМИ и официальной наукой, высталяя при этом указанные факты в выгодном для себя свете и добавляя кучу лживой и негативной ниформации. Получается ложь, замешаная на правде, имеющая романтичный мистико-сакрально-патриотический вид. Молодежь клюет на эту удочку, учитывая то, что человек ищет выхода из бездуховности всегда, и не находя дороги к Богу, идет по другому пути...
И для такого рода "патриотизма" - мы с вами "вне контекста". Хорошо, если еще не "инфицированные" этой болезнью прочитают статью и поделятся с теми, кто рядом.
Следы влияния лжепатриотизма встречаются и в Церкви. Например, есть мнение, будто Ветхий Завет православным христианам читать нельзя. Дальше обычно следует рассказ о ереси...жидовствующих (о ее действительном происхождении и содержании понятия не обнаруживается), а потом - переход к ереси Маркиона, ее изложение и защита прямо по "Воспоминаниям князя Жевахова" (которые выдержали два издания без редакторских "ножниц" и успешно продаются на православных книжных ярмарках). И это тоже выдается за "патриотизм".
Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.
(Св. Евангелие от Матфея 7:12)
"Когда я был маленьким, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а когда стал мужем, то оставил младенческое" (1 Кор. 13:11).
По большому счету неоязычество - это один из элементов борьбы с русским миром. Наблюдайте, и вы увидите очень много навязанного извне, разрушающего нашу цивилизацию.
Именно сейчас на православных сайтах и в интернет газетах нужно публиковать и даже "рекламировать" много доступного материала опровергающего неоязычество, которое по сути, мало что имеет общего с самим язычеством.