Великий пост – большое испытание для православных христиан. Это время не только ограничения себя в определенной пище, но и духовного очищения. Взрослый воцерковленный человек понимает, для чего нужен пост, но как это объяснить ребенку? Какова вообще должна быть мера детского поста и участия детей в богослужениях Великой Четыредесятницы? Мы попросили ответить на эти вопросы и поделиться своим опытом многодетных мам: Оксану Гарнаеву – многодетную приемную маму (у нее 11 детей) и Наталью Ялтанскую – маму 9 детей.
«Пост – особенное время, пограничное между земной жизнью и Небесной»
Оксана Гарнаева Оксана Гарнаева, многодетная приемная мама 11 детей, руководитель благотворительного фонда «Русская береза»:
– Святейший Патриарх Кирилл по окончании богослужения в понедельник первой седмицы Великого поста (в Зачатьевском монастыре) сказал: «Господь будет всех нас принимать к Себе такими, какими мы переступим черту жизни и смерти. Вот для того, чтобы у нас были перемены к добру, для того, чтобы обретать нам надежду на спасение в веке будущем, и предлагается верующему человеку поприще Великого поста. За эти недели, отделяющие нас от Святой Пасхи, мы действительно должны измениться к лучшему, и Церковь предлагает нам средства, с помощью которых мы можем достичь перемен».
Если родители заботятся о своей душе, надеются на спасение в загробном мире, то они и детям своим смогут передать трепетное отношение к посту. Это, прежде всего, желание угодить Богу.
Невозможно думать о важных духовных вещах, посвящая свободное время развлечениям
Ребенок начинает понимать всё, что говорят родители, с раннего возраста. У мам и пап, у бабушек и дедушек достаточно лет, чтобы подготовить своих чад к исповеди, к соблюдению постов, к поведению во время богослужений, к их осмыслению. Ребенок всё впитывает как губка. Он видит, как родители молятся, ходят вместе на службы, поэтому для ребенка из воцерковленной семьи проблем с восприятием поста, исповеди и богослужений вообще не должно быть. Просто бывает так, что взрослый сам не понимает смысл поста и не может помочь это понять ребенку. Пост – особенное время, пограничное между земной жизнью и Небесной. Это не только банальное ограничение в мясных продуктах. Это состояние души, которая хочет приблизиться к Богу. Господь ради нашего спасения так много страдал – мы даже представить себе не можем, какие муки Он претерпел и как Человек и как Бог. Мы можем хоть чуть-чуть, самую малость отблагодарить Его за открытые двери в Царство Небесное. Во время поста у нас есть время, чтобы об этом задуматься. Сделать остановку, окунуться в Вечность. Но невозможно думать о таких важных духовных вещах, посвящая всё свое свободное время компьютерным играм, созерцанию развлекательных программ, фильмов – в общем, проводя без изменений такую привычную мирскую жизнь.
Некоторые семьи очень аскетично относятся к Посту, строго его соблюдают в плане отказа от скоромных продуктов. А некоторые люди и дети слабенькие, они не могут строго поститься. Может быть, это временно – из-за состояния здоровья, а, может, из-за состояния души. В любом случае время поста – это время, проведенное с пользой для души. Можно за это время сделать много добрых дел, помочь ближним, не ругаться друг с другом, жалеть друг друга, не обижать своих домочадцев, жить с добрым сердцем. И никого не надо осуждать: у каждого свои подвиги перед Богом. Своя дорога к Христу.
***
«Дети любят трудности: им так интереснее жить»
Наталья Ялтанская, мама 9 детей:
– Так как у нас церковная семья, вопрос о том, как объяснить ребенку, что нужно поститься, не стоит. Церковный круг – это же так естественно, как дышать. Разумеется, старшие члены семьи время от времени при случае что-нибудь комментируют. Например, что пост нужен для тренировки воли, что без поста и без труда нет праздника. Рассказывают, как Христос постился в пустыне 40 дней. Цитаты из Евангелия приводят. Подростки могут сказать дошкольнику: «Ты что? Сегодня пятница, Христа распяли, а ты будешь колбасу трескать?!»
Мои дети ждут первой исповеди, как праздника. И мы им стараемся праздник устроить. Духовники, кстати, нам в этом весьма помогают. Человек растет: был младенцем, стал отроком, сподобился чести получить частичку Тела Христова – это разве не торжество?
Мы, взрослые, ожидаем начала Великого поста со страхом и трепетом, но и не без радости. Это особое время, торжественное, наполненное богослужением, просвет в череде мелких бытовых забот. И впереди Пасха!
На мой взгляд, нельзя оттолкнуть кого-то от чего-то излишними требованиями, тем более детей. Дети любят преодолевать трудности: им так интереснее жить, как и многим взрослым. Но, возможно, кто-то не сумел передать детям свою любовь. Например, любовь к Церкви. Как тут помочь, я не знаю. Пока, Бог миловал, наши дети в основном разделяют наши интересы.
Для взрослых богослужений слишком много не бывает, особенно постом; ради этого можно отложить и дела кое-какие. Раньше, когда старшие дети были маленькими, мы уезжали на несколько особо важных дней в монастырь, там взрослые молились, а дети бегали сами по себе, заходили в храм, ставили свечи, приступали к таинствам, выходили на улицу, когда уставали.
Первая ступень участия детей в богослужении – не мешать взрослым, дальше – по силам
Я считаю, что первая ступень участия детей в богослужении – не мешать взрослым, дальше – по силам. У нас, слава Богу, все условия для этого: храм почти во дворе: хочешь – молись, не хочешь – ступай домой. Но почему-то никто не уходит, разве что побегают вокруг храма и вернутся. Приходская жизнь так устроена, что дети начинают принимать участие в службе, как только могут: читают и поют на клиросе. Мне кажется, им нравится.
Что касается поста, то дети не едят мясо, но пьют молоко, а также едят молочную кашу. Ограничения в пост накладываются на лакомства, которые, в отличие от молока, необходимостью не являются. Мне не нравится, когда дети начинают читать этикетки и выяснять степень постности продукта. Говорю им, что дело не в этом. Торт на маргарине тоже не постный.
Мультики и совсем развлекательные фильмы не смотрим. Некогда, честно говоря.