Православный календарьПравославный календарь
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.

Про чужую шкуру

или Опыт осуждения

В последние годы каждый Великий Пост я вспоминаю одну и ту же историю, случившуюся лет восемь-девять назад. Мне в этой истории около двадцати, я учусь заочно и второй год живу трудницей в небольшом женском монастыре. В разгаре Великий Пост. Монастырский пост глазами неофита. Время почти абсолютного, безоблачно-безмятежного счастья. Многочасовая утренняя служба, на которой не больше десятка молящихся. По иконостасу справа крадется луч весеннего солнца, а на клиросе у окна еще зябко, и сестры заботливо кутают молодежь в пуховые платки. Можно сидеть, «окуклившись» в пуху платка, и слушать Иоанна Мосха. Можно самой читать кафизмы, пронзительно-красивые и согревающие сердце, когда язык новичку уже понятен, а смысл еще не «затерся» от частого повторения.

Потом просфоры, поздняя трапеза и мытье посуды, которое тоже доставляет радость сознанием труда во славу Божию. И служба вечером, когда клирос кажется уютным коконом света в темном храме, освященном лишь островками горящих свечей. И «верится, и плачется, и так легко, легко…». Потом в деревенском доме теплая печь, книги, подготовка к Причастию, чай «с ничем».

И вот в один миг этот «рай на земле» разрушает священник из райцентра.

– Отче, у меня пономарь задурил! У вас тут никого из сестер нельзя на недельку выпросить? Может, и матушке моей помогли бы по дому, а? – молодой отец Иоанн, настоятель городского храма, ворвался в конце службы к монастырскому священнику энергичным вихрем в дутой куртке с запахом бензина.

– В такое время, из сестер… Сам понимаешь, не слишком полезно. Вот у нас студентка, Елена, она особа неопределившаяся, пускай и посмотрит на семейную жизнь. Петь, правда, не умеет, но службу выучила, вроде бы, и читает…

И вот уже я еду «в мир», в районный городишко, где от великопостной весны с молодым солнцем и прозрачной капелью остается лишь городская распутица с грязными остовами недотаявшего снега, куртками пьяниц, чернеющими на остановках, и шансоном, шансоном…

На территории храма церковный дом: дрова, бельевые веревки, детские велосипеды. Зато шансона не слышно и жить меня селят отдельно, в здании воскресной школы. Я обхожу свою новую «келью», огромную, светлую, раскладываю вещи, бросаю в чашку кипятильник и, поджав ноги, устраиваюсь на диване, чтобы до вечерней службы почитать «Невидимую брань».

Но вода не успела вскипеть, как раздался настойчивый стук в несколько рук.

– Тёть Лен! Вы тёть Лен? Здрасьте! А вы к нам надолго? А вы монашка? Нет? А почему?

«Дети. Мелкие. Катастрофа…» – мои представления о детях младше средней школы крайне смутные с оттенком паники. Крошка Мю из повестей Туве Янссон и «Трудный ребенок» – этими ассоциациями они и ограничиваются. Нет, еще маленький лорд Фаунтлерой как антитеза, которую обязаны взращивать верующие родители, но возрастили ли ее здесь – еще ведь не известно.

А дети в количестве трех девчонок, дошкольниц или младших школьниц, уже прошмыгнули внутрь и рассказывают и расспрашивают о чем-то наперебой, перебирая на ходу мои вещи. Я хожу по пятам и чувствую себя так, словно в руках моих бомба, и неизвестно, от чего она взорвется.

– Теть Лен, а вас же мама звала! Пойдемте есть!

Увы, дошколята оказались совершенно неприступными для вежливо-витиеватых отговорок и очень скоро они уже спешили домой и вели под руки меня, а я чувствовала себя военнопленным и утешалась только тем, что служба скоро. В доме навстречу нам выскочили двойняшки лет двух с половиной и выполз карапуз, еще не способный ходить. «Шестеро!» – тоскливо сосчитала я и принялась здороваться с матушкой, крупной женщиной, на вид не старше тридцати лет.

Осторожно прохожу за хозяйкой на кухню, стараясь сохранять спокойный вид. А внутри весьма неспокойно, там уже идет борьба с грехом осуждения, но осуждение явно побеждает. Я осуждаю матушкино хозяйствование: «Памперсы на полу – это надо дожить! А ванная комната? Антисанитария! На кухню не войти…». Осуждаю педагогическую методику: «Что за дикие дети? И уже в сережках все, как вульгарно…» Осуждаю кулинарные способности: «Гречневый суп? Да уж!» Осуждаю «матриархальное» семейное устройство, когда при мне глава семьи спрашивает, что приготовить на ужин: «Нашла матушка занятие, достойное священника, нечего сказать»…

За полчаса до службы отец Иоанн просит меня погладить детские вещи, и я принимаюсь за дело с мысленным ропотом: «Вот тебе и пост, вот тебе и молитва – одно рассеяние и обмирщение». Через полчаса в комнату входит матушка и видит картину: на полу гора чистого мятого белья, без преувеличения, до пояса, а у меня под рукой стопочка из пяти, максимум – шести отглаженных распашонок, и я вдохновенно и неторопливо утюжу седьмую «по всем правилам». Поблагодарила, проводила на службу, уфф…

На следующее утро я уже на полном серьезе осуждала матушку за то, что она, жена священника, не ходит на службы «даже в Пост», не молится, не поет на клиросе, не приводит детей. Так проходит неделя: клирос, дом священника, где я вяло помогаю, осуждая и шарахаясь от детей, и откуда сбегаю при первой возможности в «келью», где можно «спокойно попоститься» и дочитать-таки «Невидимую брань». Наконец меня отвозят в монастырь, где я счастливо окунаюсь в «нормальную церковную жизнь», но еще долго мысленно возмущаюсь бытом и нравами приходского духовенства и рисую в уме картинки «как должно быть»…

Что ж, прошло всего несколько лет, и Господь дал мне возможность воплотить свои умозрения в жизнь: я вышла замуж, муж стал священником. У меня был всего один ребенок, когда на полу начали валяться памперсы, а «не войти на кухню» было уже во время беременности. И тогда же готовить на этой кухне стал муж – мне из-за токсикоза недосуг было размышлять о занятиях, достойных и недостойных священника… Сейчас детей трое, и я начинаю привыкать. Иногда на несколько часов в день удается навести образцовый порядок и, бывает, он держится до вечера. Иногда я сдаюсь, и воцаряется хаос. Если бы моих детей было шестеро, хаоса, думаю, было бы гораздо больше…

А попытка в будний день пойти на службу с детьми – это, как оказалось, садизм в отношении прихожан: в пустом храме каждый детский вскрик подобен звуку сирены. Пойти же в храм без детей – значит оставить их под присмотром мужа, лишив последнего редкого и драгоценного выходного… И еще много, много подобных «оказывается».

Теперь я вижу, что осуждение – грех в первую очередь против самого себя. Мы созданы богообразно, и через любовь к другому, через доброжелательное узнавание другого должны бы сподобляться богоподобного всеведения. Но вместо этого мы довольствуемся собственным всезнайством, все на свете пытаемся свести к своему жалкому, маленькому опыту, к умозрениям «а как должно быть», не желая и знать – а как бывает и почему…

Но применить на практике этот вывод все равно трудно: теперь я, человек семейный, начинаю осуждать монашествующих. Доколе…

Графика Елены Фетисовой.

Елена Фетисова

Источник: Фома.Ru

20 марта 2013 г.

Рейтинг: 9.7 Голосов: 466 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Смотри также
Великий пост с детьми Великий пост с детьми
Материнские заметки
Великий пост с детьми Прожить Великий пост вместе с детьми
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
Детали интерьера, «постные календари», «постные» куклы, вроде греческой Кира Саракости, традиционная выпечка постных праздников – все это и многое другое поможет детям настроиться на пост, даст повод в игровой форме познакомить их с основами духовной жизни.
Пост – это Божественная благодать Пост – это Божественная благодать
Старец Дионисий (Игнат)
Пост – это Божественная благодать Пост – это Божественная благодать
Из бесед со старцем Дионисием (Игнатом)
Все посты установлены святыми отцами, чтобы, постясь, ты умалял страсти. Естество человека сейчас полно страстей. А страсти, если они поселятся в уме, сердце и мыслях человека, становятся второй натурой. Если же они стали второй натурой, то человек начинает говорить: «Если я не поем мяса, то умру».
Нужно ли детям соблюдать пост? Нужно ли детям соблюдать пост?
Иеромонах Иов (Гумеров)
Нужно ли детям соблюдать пост? Если нужно, то с какого возраста дети должны поститься?
Комментарии
Tatiana25 марта 2017, 23:11
Ochenj nravjatsja rasskazy o zhizni mnogodetnyh semej.O byte,o vospitanii,otdyhe,pohodah,vyhodnyh dlja mamy.Greet dushu,pridaet sil,daet nadezhdu,otgonjaet unynie.Drugie smogli,spravljajutsja,znachit,smogu i ja,ja takaja ne odna.Konechno,postojannye uprazhnenija na smirenie,videnie sebja v zerkale,bumerang.Konechno,s detjmi spravljatjsja,mjagko govorja,nelegko.No,kak govoritsja "stali deti neposlushny,no bez nih uzhasno skuchno".Bez nih,detej,ne bylo ni zhizni,ni smysla zhizni.I chem ih,detej,boljshe,tem boljshe smysla i radosti,zhelanija zhitj.Radi detej,radi drugih ljudej.Luchshe ponimaesh,da voobshche nachinaesh ponimatj,svoih roditelej,okruzhajushchih,uchitelej,"vrednyh"babok i tetok.
Tatiana25 марта 2017, 23:01
Oj,kak eto znakomo.U menja troe.Navesti porjadok udaetsja na polchasa.Potom vse nachinaet raspolzatjsja.Pampersy byli ne toljko na polu.Deti ih prikleivali k shkafu,stenkam,na okno.Eto nazyvalosj "igatju papenty'(igratj v pampersy,kak eto vygovarival mladshij,teperj srednij).
Анна25 марта 2016, 09:17
И правда - В чем кого осудишь - в том и сам побудешь!
Я очень РАДА за автора, что Господь милостиво подарил ей такое настоящее (без иронии и сарказма) счастье!!! В котором она, по молодости счастья ещё и не замечала и вот теперь, милостью Божьей, сама прибывает в нём!
Elizaveta Alhova23 февраля 2015, 01:16
Спасибо!
Александр О.11 сентября 2014, 13:26
По себе знаю, как это тяжело - не осуждать! Насколько глубоко укоренен в моей душе этот грех. Как пить, как дышать... Порой оправдываешь себя - я не осуждаю, я просто констатирую факты. Лицимерю, страдаю от этого. Только обратившись с молитвой к Господу, с покаянием, можно бороться с грехами. Увидеть в своем глазу бревно и не замечать в чужих соринки...
Ольга Гончар11 сентября 2014, 09:41
Спасибо за статью. Очередное нам напоминание. Ведь так в жизни и есть за что осудил, в такой грех и впал. Прости Господи нас грешных!
elena926 6 мая 2014, 15:28
Вот уж читала, как про себя! Спаси, Вас, Господи! Золотые слова - "осуждение - грех, в первую очередь против самого себя"! В чем кого осудишь - в том и сам побудешь! Несчетное количество раз в этом убеждалась, и, что уж тут, ещё не раз буду убеждаться. Спасибо!
Марат11 марта 2014, 11:42
Иногда, Господь Бог, попускает впасть в такой же грех, за который мы осуждаем ближнего. Прости Господи!
Оксана Горская27 февраля 2014, 09:15
Спасибо большое, улыбалась, узнавая себя. Правда, у меня уже был ребенок, когда я начала воцерковляться, но иногда так тянет "спокойно помолиться или попоститься", или просто побыть в одиночестве, а с двумя детьми, причем младшая девочка все время болеет, такой возможности нет. Частенько хочется пороптать, а ведь не стоит, правда?:)
Светлана 2 апреля 2013, 21:54
Я тоже удивлялась почему матушки нет в храме.А теперь все стало так ясно.Спасибо.Я очень рада за Вас.
Юлия31 марта 2013, 00:32
улыбалась все время, пока читала) Спасибо Вам Елена - очень жизненный рассказ... Я в настоящее время ежедневно пожинаю плод своих былых "заслуг" в грехе осуждения... Мои старшие дети в детстве были адекватны, и на людях вели себя вполне прилично. И когда я наблюдала орущих детей на улице, в магазине или другом присутственном месте, я презрительно морщилась, всем видом показывая крайнее осуждение, и думала про себя: "какие бестолковые родители - не могут успокоить ребенка!" Таким бумерангом вернулись ко мне эти мысли - не передать словами... Мой третий ребенок (двухлетняя девочка) по любому поводу падает на пол и бъётся в истерике... В Храме носится как угорелая, лезет во все углы, хватает цветы, свечи, пристает к детям и очень громко разговаривает. Упертая, несгибаемая, целеустремленная. Теперь на меня смотрят с осуждением или с жалостью...
Помоги Господи нам всем в борьбе с этим грехом....
Вероника29 марта 2013, 00:24
Спаси Господи!Очень поучительно!
Ольга27 марта 2013, 21:08
Многое, за что когда-либо кого-либо осуждала с "высоты" своего особого мнения, пришло позже в мою жизнь. Это очень важный опыт - свой собственный. Если задуматься о заповеди "не судите...", то этот опыт помогает в последствии остановиться, чтобы не осудить даже то, что самому еще не пришлось пережить. Бог милостив!
Александр26 марта 2013, 10:23
Спаси Господи. Житейские православные рассказы теплом сердце согревают
Татьяна22 марта 2013, 10:14
Елена, спаси Вас Господь за замечательный во всех - и в духовном, и в литературном - смыслах рассказ. Не знаю, как Вам писалось, но читается легко и радостно! Пишите!
Анна22 марта 2013, 09:55
Да уж! Не в бровь, а в глаз! )))
Роман22 марта 2013, 09:08
Спасибо! Очень понравилось, читал дважды.
ludmila toll22 марта 2013, 01:57
а самое главное что вы счастливая
муж священник это раз.
и Господь деток дал это 2
а мудрость она приходит не сразу а по капелькам.....
да ,да -совешенно верно как осудишь кого за что то ,
так сама и окунешься в это же....
Господь милостив.
а главное ,что сама поймешь свой грех это самое ценное
на своем опте так же испытала
Храни вас Господь и Пресвятая Богородице
Господи помилуй нас всех Твоих грешных любящих Тебя христиан!
Дмитрий21 марта 2013, 02:18
И чем яростней осуждаешь, тем 100% побываешь на этом месте... не завтра, так через 20 лет. Сам побывал почти во всех ролях, кем возмущался по неопытной молодости... Я старший в семье из трех детей и когда мать возмущалась, что ей тяжело, я говорил что зачем столько рожала... А теперь у самого трое деток и понял зачем рожают :). Бог милостив.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Великий пост: история, смысл, правила питания и ответы священнослужителей Другие материалы сюжета:

Новые материалы

Выбор читателей

×