Сегодня знать основы христианства хотят многие: некрещеные, утратившие веру и огромное число крещеных. Пройти кахетизацию (процесс просвещения, научения основам христианства) лучше всего в воскресной школе. О том, что она сегодня собой представляет, какие задачи перед собой ставит и каких результатов должна достигать, говорилось на секции «Церковно-приходская воскресная школа как ведущая форма катехизации на приходе» ХV Рождественских чтений.
В отличие от практики Древней Церкви, нынешняя кахетизация включает не только оглашение готовящихся ко Крещению, но и подготовку к церковным таинствам уже крещеных. Главная ее задача сегодня – сделать сознательной жизнь воцерковляющихся. Чаще всего катехизация проводится на приходе в виде собеседования со священником. Это – первый шаг на пути жизни в Церкви. Но этот первый шаг не должен быть длящимся вечность. И потому после крещения христианин должен не ограничиваться только изучением основ веры, а продолжать образование, переходить к практической жизни внутри Церковного организма, поскольку «вера без дел мертва» (Иак. 2, 26). Таким жизненным центром прихода, местом общения и общего дела для верующих в последнее время стала церковно-приходская воскресная школа.
В отличии от XIX века, когда в церковно-приходских школах учились только дети и это были обычные школы, в которых кроме Закона Божия преподавались дисциплины обычной светской образовательной программы, в наше время в воскресных школах учатся люди всех возрастов. А в отличие от современной светской, обучение в воскресной школе предполагает сообразование человека с образом Христовым, соответствующее духовно-нравственное воспитание.
Потому одной из главных задач воскресной школы является – дать знания, вдохновить каждого человека на жизнь в Церкви. А главной трудностью в создании воскресной школы является формализм и холодность.
Основой плодотворной деятельности воскресной школы является практикование индивидуального подхода к каждой возрастной группе.
По словам протоиерея Константина Островского, «взрослые сами способны читать и учиться». Конечно, для их образования могут читаться лекции на исторические, богословские и другие темы, но более важны исповедь, участие в литургии, общение с приходским священником, совместное с другими прихожанами дело.
Для детей же нужно, чтобы занятия были творческими, интересными, увлекательными. При этом они должны прививать знания. «Будет ли человек исполнять то, чему его научили, – тайна его свободы. Но мы должны его научить», – говорил иерей Георгий Каменев. Для этого важен системный подход: в зависимости от возраста рассказывать то, что дети уже способны воспринять; закреплять полученные знания твердыми навыками; переходя на следующий возрастной уровень, постоянно повторять уже пройденное. Актуальным является восстановление базовых человеческих категорий (например, человек, земля, отечество, дружба и др.), приучение детей к выражению своих мыслей на языке литературном, не редуцированном, привлечение к труду. А если занятия станут для них интересными, родители, слушая детей, будут сами входить в храм.
В ситуации демографического кризиса созидание здоровых полноценных семей особенно важно. По мнению психолога-консультанта центра «Живоносный источник» Ирины Машковой, «воскресная школа должна быть семейной и обучать тому, как строить христианскую семью и жить в ней». Такой опыт созидания духовно-здоровых семей у Церкви есть. И на него смотрят светские институты. «Наступило время социальных проектов, которые государство, используя церковный опыт, готово активно внедрять», – утверждает Мошкова.
Однако и церковным школам есть чему поучиться у светских, в первую очередь – управлению учебным процессом. Необходимо научиться правильно определять цель каждого учебного проекта, выбирать форму работы, проводить анализ и корректировку деятельности. В школе должны быть, помимо духовника, руководитель, методисты, организаторы и педагоги. У каждого есть своя роль и свои обязанности, и лучше, если все это будет заранее регламентировано.
Можно строить обучение в один год, можно – в три. Можно проводить культурно-просветительские, военно-патриотические, спортивные и другие мероприятия. Программ уже написано много, и, как отмечалось в ходе выступлений докладчиков, существует проблема технологии преподавания, а не выбора программ. «При школе могут быть и спортивные кружки, и танцевальные, и археологические. Лишь бы это детям было интересно, и помогало воцерковлению. Но нужны профессиональные преподаватели, труд которых должен быть оплачен, – сказал священник Константин Сопельников. – И не только программа обучения важна, но и профессионализм, духовный облик преподавателей».
Мало возвестить детям великие Истины, рассказать про базовые навыки благочестия, но сама вера в Бога должна определять их поступки. Потому с большим результатом проводятся «уроки-молебны», организованное причастие. Невозможно сочетать молитву с уроками, но, с другой стороны, Закону Божию можно учить через богослужения. Хотя бы потому, что молитва для ребенка – это средство быть честным. В этом мнении сходилось большинство участников встречи.
Отдельного подхода требуют подростки и молодежь. Им не нужны лекции по программе, они ждут ответов на острые вопросы. Для них важна сама среда общения, спортивные, туристические мероприятия, паломничества. В неформальной обстановке через дружескую беседу со сверстниками наставление в вере легче передается новоначальным. Руководитель молодежной группы должен быть способным адекватно интерпретировать происходящие в молодежной субкультуре события. Для молодежи постстуденческого возраста очень актуальным является поиск второй половины, создание долговечного супружеского союза, воспитание детей. Для них остается открытым вопрос: «Как построить семью на христианском фундаменте?».
Для всех вообще прихожан – важны общие дела. В воскресной школе через конкретные дела любви прихожане сближаются друг с другом и являют собой живое свидетельство христианской соборности. Глядя на них, и у новоначальных возникает желание тянуться ко Христу. И тогда, в зависимости от возраста и способностей каждого, для них в воскресной школе выбираются различные формы и методы катехизации. Цель же одна – воцерковление человека, единение в мире и любви в Теле Христовом.